Закон об оперативно розыскной деятельности 2018 с комментариями
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Закон об оперативно розыскной деятельности 2018 с комментариями

144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Действующий ФЗ-144 содержит основные аспекты оперативно-розыскной деятельности РФ. Также обеспечивает проведение законных мероприятий в оперативно-розыскной области.

Описание закона

Федеральный закон №144 принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения вносились 6 июня 2016 года. Определяет основные понятия оперативно-розыскной деятельности. Работа проводится:

  • Оперативными отделами органов государственной власти;
  • Уполномоченными лицами;

Оперативно-розыскная деятельность проводится в пределах границ власти. Обеспечивает безопасность:

  • Здоровью граждан;
  • Жизни;
  • Свобод гражданина;
  • Имущества;
  • Общества и государства.

Основные цели настоящего Федерального закона:

  • Обнаружить преступления, раскрыть, выявить или предупредить согласно ФЗ-144;
  • Установить лица, которые нарушают закон или подготавливаются к этому;
  • Поиск лиц, которые скрываются от ОВД, отсутствуют на судебном заседании и пытаются уклониться от уголовной ответственности;

Контролировать информацию, которая угрожает обществу в:

  • Военной;
  • Экономической;
  • Государственной;
  • Экологической области.

Скачать ФЗ-144

Настоящий Федеральный закон №144 содержит 6 глав и 23 статьи. Некоторые из них претерпели изменения 6 июня 2016 года. Чтобы проанализировать действующие статьи с дополнениями, поправками и изменениями, скачайте его по следующей ссылке.

Последние изменения, внесенные в закон 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»

Ниже учитываются изменения 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Утвержден новый регламент выдачи результатов исследования:

  • Органу дознания;
  • Дознавателю ОРД;
  • Прокурору;
  • Следователю;
  • В судебную инстанцию.

В последней редакции закона изменилось несколько статей. Поправки в ФЗ-144 внесены 6.06.2016 года. Ниже рассмотрены основные статьи с измененными формулировками в последнем выпуске:

Статья 6: Претерпела некоторые изменения в последней редакции закона. Она описывает оперативно-розыскные мероприятия, которые контролируют:

  • телеграфные;
  • почтовые отправления;
  • иные сообщения.

Дополнительная возможность поиска согласно ФЗ-144 — прослушивание телефонных разговоров в учреждениях, на предприятии или в организации (вне зависимости от формы управления) юридических и физических лиц. Информация на основании закона дополняется из бумажных и электронных носителей, компьютерных данных. Дополнительно изымаются документы или договор между органами сотрудниками оперативно-розыскной деятельности.

Статья 7: Перечислены основания в ФЗ-144 для инициации мероприятий оперативно-розыскной деятельности:

  • Привлечение гражданина к уголовной ответственности;
  • Получение информации органами оперативно-розыскной деятельности о возможности подготовки или совершения незаконных действий.

Дополнительно выявляются лица, которые подготавливают других граждан к совершению неправомерных действий. Также говорится о:

  • действиях и мероприятиях, которые влияют на угрозу экономической, государственной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • гражданах, которые скрываются от судебного заседания и следствий и уклоняются от уголовной ответственности.

Эти и другие основания закона способствуют проведению следствия относительно подозреваемых граждан. Поправки в последнюю редакцию ФЗ-144 не вносились.

Статья 8: Были внесены некоторые изменения. Описываются препятствия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Ограничением не является:

  • Гражданство;
  • Национальность;
  • Место пребывания;
  • Социальное положение;
  • Принадлежность к обществу;
  • Политические убеждения и отношение к религии.

Допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с ограничением прав гражданина в соответствии с Конституцией РФ и согласно ФЗ-144 на основании судебного решения:

  • Разрешается анализировать тайную переписку;
  • Прослушивать телефоны;
  • Почтовые сообщения;
  • Телеграфные переговоры.

Статья 9: Перечислен порядок и основания закона при проведении оперативно-розыскательных мероприятий в судебном порядке. Разрешается проводить следующие расследуемые работы на основании ФЗ-144:

  • Прослушивать телефонные переговоры;
  • Перехватывать переписку;
  • Почтовые и телеграфные уведомления. Независимо от способа передачи: почта или электронные сообщения.

Статья 11: Конечные результаты проводимой розыскной и оперативной деятельности по закону используются в судебном заседании и следствии. Мероприятия в ФЗ-144 помогают провести предупреждение, выявление или раскрыть преступления. Проведение оперативных действий помогает выявить граждан, которые уклоняются от уголовной ответственности или следствия. Изменения в последнюю редакцию не вводились.

Статья 13: Перечисляет органы, которые позволяют проводить оперативно-розыскную деятельность.

Проведением оперативно-розыскных мероприятий занимаются:

  • Органы ФСБ (закон о ФСБ тут: );
  • Органы внутренних дел РФ.

Органами ФСБ в ФЗ-144 разрешено проводить оперативно-розыскные мероприятия по закону для обеспечения высокого уровня защиты населения ФЗ-144. Работы не должны затрагивать должностные обязанности лиц, указанные в этой статье.

Статья 15: Перечислены основные права органов оперативно-розыскной деятельности.

Они имеют право изымать согласно ФЗ-144:

  • Предметы;
  • Документы;
  • Материалы;
  • Письменные и электронные уведомления.

Если это влечет к нарушению защиты безопасности на основании ФЗ-144. Для законного изъятия вещественных доказательств, должностное лицо составляет протокол. Учитываются требования уголовно-процессуального кодекса. Изменения в последнюю редакцию закона не вводились.

Скачать полный перечень статей Федерального закона №144 можете по следующей ссылке.

ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности (в редакции 2020 года): виды ОРМ, характеристика и комментарии, надзор за исполнением

Государственная Дума принимает в области ОРД массу нормативных правовых актов, среди которых и ФЗ 144. В российской федерации предоставление той или иной информации о гражданах и организациях, дача характеристик в рамках проведения уголовных действий не должно нарушать конституционные права граждан. Это и регламентировано ФЗ. Разберёмся подробнее с некоторыми его положениями.

Федеральный Закон 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно — ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых делится на пункты.

Он содержит в себе положения о том, что такое ОРД. Это такой вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Осуществление регламентируется также законом о полиции, уголовным исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Перед ОРД стоят следующие задачи:

  1. Пресечение уже совершенных или еще готовящихся преступлений.
  2. Розыск преступников.
  3. Добывание необходимой для следствия информации и др.

При осуществлении розыскной деятельности, уполномоченные сотрудники должны действовать на принципах законности, разумности и гуманизма.

Виды ОРМ в ОРД

Под ОРМ понимаются «оперативно розыскные мероприятия». Именно они и проводятся при оперативно-розыскной деятельности. ОРМ может проводить только лицо, имеющее соответствующий правовой статус. Такие полномочия отданы следователю, лицам, осуществляющим прокурорскую деятельность и др.

ОРМ бывают таких видов:

  1. Опрос.
  2. Поучение справок.
  3. Наблюдение.
  4. Выявление личности.
  5. Обследование вещей и предметов.
  6. Обследование зданий и сооружений.
  7. Прослушка телефонов и просмотр сообщений и др.

Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно, внесением поправок в вышеуказанный федеральный закон.

Важнейшие статьи закона

Статья 2 ФЗ 144

Здесь прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативных розыскных мероприятий. Сюда входит и снижение уровня преступности в стране путем своевременного выявления преступлений, передача преступников следователям и в суд, защита российской федерации от негативного преступного воздействия и др.

Статья 5 ФЗ 144

Тут раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип раскрывается и в уголовной деятельности. Проведение тех или иных действий органами, осуществляющими ОРД, не должны нарушать прав и свобод человека и гражданина. В той ситуации, если произошло нарушение данного права, гражданин имеет право обратиться к прокурору или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь за собой ответственность, предусмотренную как гражданским, так и уголовным законом.

Статья 6 ФЗ 144

Здесь описаны оперативные розыскные мероприятия. Подробнее о них рассказывалось выше.

Нужно отметить, что при выполнении тех или иных ОРМ могут быть использованы аудио и видео фиксаторы, а также иные информационные системы. При этом не должен наноситься вред окружающей среде. Все ОРМ должны проводиться только уполномоченными лицами. Их проведение иными субъектами не допускается в соответствие с законодательством.

Статья 7 ФЗ 144

Здесь указаны основания для ОРМ. К таковым относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, поручение следователя и др.

Читать еще:  Закон об отпусках рф 2018 сколько дней

Статья 8 ФЗ 144

Здесь определены условия проведения ОРМ. Предусмотрено, что исполнение ОРМ должно происходить без какой бы то ни было дискриминации по поводу расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Статья 9 ФЗ 144

Здесь указаны возможные варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативных розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может происходить исключительно по судебному решению.

Статья 10 ФЗ 144

Здесь речь идет об информационном обеспечении. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и др.

Ст. 11 ФЗ 144

Использование ресурсов ОРД происходит в целях возбуждения уголовного дела, применение информации в следственных и дознавательных мероприятиях и др. Использование подобных ресурсов может происходить только специально уполномоченными на то должностными лицами.

Ст. 12 ФЗ 144

Все действия, применяемые в ходе ОРД, являются государственной тайной. За ее разглашение для должностных и иных лиц, разгласивших данную информацию, предусмотрена уголовная ответственность.

Ст. 13 ФЗ 144

В этой статье перечислены органы, которые имеют право осуществлять ОРД. К таковым относятся:

Никакие иные должностные лица других органов, которые не указаны выше, не имеют права на проведение подобного рода мероприятий.

Ст. 14 ФЗ 144

Здесь предусмотрены обязанности вышеуказанных органов. К таковым, прежде всего, относятся соблюдение конституционных прав человека, четкое выполнение требований законодательства, исполнение всех необходимых действий, фиксация и доведение до сведения уполномоченных должностных лиц информации о ходе проведения ОРМ.

Ст. 15 ФЗ 144

В этой статье раскрываются права органов, имеющих возможность проводить ОРД. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксация результатов, доступ к предметам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и др.

Ст. 17 ФЗ 144

В этой статье указывается необходимость содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Для этого отдельные лица могут привлекаться в качестве понятых, свидетелей или подставных лиц. При этом, права граждан не должны быть ущемлены или нарушены.

Ст. 21 ФЗ 144

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД.
Все виды результатов ОРД при производстве действий, приобщении материалов к делу, рассекречивании целевой информации и др. должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Именно для этого и необходим прокурорский надзор. Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативные розыскные мероприятия.

Проверочная закупка по закону об ОРД

Проверочная закупка регулируется статьей шестой вышеуказанного закона. Это такого рода мероприятие, направленное на выявление точек продаж незаконной и опасной продукции для последующего пресечения этих действий.

Как правило, проверочная закупка осуществляется для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и др. основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должногстного лица, его издавшего.

Постановление о проведении проверочной закупки, образец, бланк

Скачать образец и бланк постановления можно здесь.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения таких мероприятий может стать уже имеющееся в производстве уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, поручение следователя или же дознавателя.

Понятие, список и перечень конкретных оперативных розыскных мероприятий уже рассматривались выше.

Как заверяется судебное постановление на проведение ОРМ

Для проведения некоторых оперативных розыскных мероприятий необходимо получить судебное решение. Как правило, это такие мероприятия, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личных и семейных тайн, неприкосновенности жилища и др.

Вынесение подобного решения происходит на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное судебное решение ни в каком заверении не нуждается.

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно скачать по данной ссылке. ⇐

Закон о оперативно-розыскной деятельности ФСБ

Закон номер 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Это прямо указано в перечне органов, которые наделены компетенцией на проведение ОРД.

Так как деятельность ФСБ является довольно специфической, то проведение некоторых из оперативных розыскных мероприятий могут регулироваться отдельными законодательными актами, защищаемыми как государственная тайна.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Этот вопрос освещался ранее. Стоит отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Также деятельность органов, осуществляющих оперативные розыскные мероприятия, может проверяться по заявлению граждан. На основании выявленных нарушений прокурором выносится акт, в котором указано, что необходимо немедленно прекратить неправомерную деятельность.

Комментарий к федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности

Комментарий к федеральному закону можно скачать, кликнув сюда. ⇐

Скачать закон об ОРД действующая редакция, с комментариями

Скачать федеральный закон в последней редакции с изменениями и дополнениями можно на нашем сайте, бесплатно. ⇐

Таким образом, новый закон содержит информацию о порядке проведения ОРД и ОРМ, о том, как получить нужные сведения, как принимать решения по делу и др. Отдельные оперативные розыскные мероприятия могут быть регламентированы отдельными нормативными правовыми актами.

Закон об ОРД в новой редакции

ФЗ 144 об оперативно — розыскной деятельности регулирует деятельность всех государственных и не только органов, проводящих оперативные или розыскные мероприятия. Условия, требования, способы и виды деятельности, полномочия и список уполномоченных органов представлены в этом законе.

Суть ФЗ 144

Закон об ОРД был принят Государственной Думой 5 июля 1995 года. Последние изменения в него вносились 6 июля 2016 года.

Общие положения ФЗ 144:

  • Оперативно — розыскная деятельность проводится специальными государственными органами. Проводятся мероприятия по защите жизни, здоровья и свободы граждан Российской Федерации;
  • Оперативные подразделения государственных органов обязаны выявлять, пресекать и раскрывать преступления, а также предупреждать граждан об опасности и разыскивать преступников. Сотрудники органов имеют право конфисковать имущество и собирать информацию о любой угрозе для Российской Федерации;
  • Принципы работы основываются на конституционных правах граждан и сочетании любых других возможных средств.

Также ознакомьтесь с последними изменениями закона о ФСБ. подробности по ссылке:

Структура 144 Федерального Закона:

  • В первой главе описаны все общие положения, они указаны в этой статье выше;
  • Во второй главе подробно расписана система проведения оперативно — розыскных мероприятий. Перечень возможных действий сотрудников органов, список оснований, в каких условиях проходит процедура, особенности и порядок просмотра материалов, использование и защита информации и других сведений;
  • В г. номер три перечислены органы, имеющие право на проведение оперативно — розыскных мероприятий. Обязанности и права сотрудников органов, их социальная защита;
  • В четвертой описано, какие действия могут совершать граждане для помощи и содействия сотрудников ОРПГО, описана социальная защита таких лиц;
  • В пятой г. описана вся экономическая сторона оперативно — розыскных действий. От кого идет финансирование, сколько уходит на процедуру и т. д.;
  • В шестой оформлен список и форма контроля над органами, проводящими такие процедуры. Прокурорский и ведомственный контроль, процесс вступления в силу этого Закона.

Все оперативно — розыскные мероприятия проводятся под контролем и надзором органов по регламенту Федерального Закона 144. В нем описана сама процедура и полномочия всех участвующих сотрудников. Законными являются только те действия органов, которые описаны в ФЗ об ОРД.

Читать еще:  В каких случаях приватизация земли не законна

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ 144 произошли под редакцией Федерального Закона от 6 июля 2016 года номер 374. Изменения были небольшими, в первой части шестой статьи добавили пункт 15 — «Получение компьютерной информации», в четвертой части тоже добавили фразу «с получением компьютерной информации». В 10 части восьмой статьи цифры изменились на «8-11, 15».

ознакомьтесь с основными положениями закона о запрете табакокурения по ссылке:

Основные изменения на протяжении существования закона произошли в других статьях. Во второй ст., где описаны задачи и цели оперативно — розыскной деятельности, добавили информацию о том, что сотрудники имеют право на конфискацию имущества и получение любой информации, если она касается действий или бездействия, создающих любую угрозу Российской Федерации.

В шестой статье перечислены мероприятия, проводимые при оперативно — розыскных процессах и все системы, документы и дополнения, считающиеся законными.

Сотрудники специализированных оперативно — розыскных органов вправе проводить:

  • Опросы;
  • Получать любую необходимую для дела компьютерную информацию;
  • Наведение справок и получение любой необходимой для мероприятия информации у других граждан;
  • Проведение экспериментов;
  • Сбор образцов, закупка для проверки качества, конфискация имущества и получение необходимых документов по первому требованию;
  • Внедрение, контроль поставки, прослушка всех телефонных переговоров и контроль пересылаемых сообщений;
  • Наблюдение и отождествление личности;
  • Проверку любых помещений, комнат, зданий, участков, транспортных средств и т. д.

В седьмой статье описаны все причины и основания для того, чтобы сотрудники оперативно — розыскных групп могли проводить свои операции. Основаниями считаются привлечения граждан к уголовной ответственности и получение сотрудниками информации о том, что на определенной территории или в определенное время могут быть проведены незаконные действия.

ОРД проводятся только при наличии определенных условий и требований. Однако задержаны лица могут быть вне зависимости от гражданства, политических убеждений, религии, национальности, социального положения или местонахождения. Все запреты и разрешения регулируются ст. восемь.

В девятой описаны ситуации, когда органы получают информацию для задержания судей. Также описаны ограничения в конституционных правах граждан во время проведения операций. Рассмотрение материалов о судье, по разрешению Председателя Верховного Суда РФ, происходит в другом равнозначном судебном органе. Судья другого равнозначного органа имеет право разрешить проводить оперативно — розыскные мероприятия с судьей или запретить это делать.

В 11 статье описаны ситуации и случаи, когда используются результаты оперативно — розыскной деятельности, как они используются, где используются и хранятся в дальнейшем и т. д. Информация может быть использована в любых следственных мероприятиях, для судебных разбирательств, в случаях, когда необходимо выявить и предупредить граждан об опасности, пресечь и раскрыть преступление, обнаружить и задержать лица, совершающие, совершившие или готовящиеся совершить уголовно наказуемые действия и т. д. Полученная против определенных лиц информация сотрудниками ОРПГО может быть поводом для возбуждения уголовного дела, задержания лица и т. д. Используются выявленные средства только в судебных заседаниях и во время следствий.

Согласно изменениям, проведенным в статье 13, органы, имеющие право проводить ОРД:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации;
  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Внешняя разведка РФ;
  • Орган исполнительной власти в области гос. охраны;
  • Таможенный орган.

Все перечисленные органы имеют право проводить действия совместно с сотрудниками уголовно — исполнительной системы в следственных изоляторах. Сотрудники ОРПГО имеют право совершать процедуры, действия и мероприятия только в пределах собственных полномочий.

В 15 ст. перечислены все права сотрудников органов оперативно — розыскных действий. Согласно описываемому закону они имеют право изымать у граждан имущество, включая предметы, электронную информацию, бумаги, документы, материалы. Для защиты граждан существует протокол, который сотрудник обязан показать лицу для проведения дальнейших действий и процедур.

Скачать закон об ОРД в новой редакции

Федеральный закон об оперативно — розыскной деятельности регламентирует и контролирует все действия уполномоченных лиц, таким образом защищая граждан. Если лицо считает, что сотрудник ОРПГО нарушил свои полномочия или некачественно выполнил обязанности, ему рекомендуется ознакомиться с этим законом.

Скачать Федеральный закон 144 «Об оперативно — розыскной деятельности» Российской Федерации можно по ссылке.

Обзор Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 144-ФЗ – редакция 2019 года

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» вводит понятие ОРД в российское законодательство, устанавливает ее содержание (полномочия и перечень мероприятий, совершаемых уполномоченными органами), а также закрепляет систему гарантий соблюдения действующих законов при осуществлении ОРД.

Федеральный закон 144-ФЗ «Об ОРД», действующая редакция 2019 года с комментариями и аннотациями есть в свободном доступе, например, в справочно-информационных системах «Гарант» и «Консультант». Официальный текст можно найти на портале правовой информации. В статье будет представлен обзор данного нормативного акта, его основных положений.

Реквизиты закона

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД) 144-ФЗ с изменениями на 2019 год является одним из основополагающих нормативных документов, регламентирующих работу уполномоченных подразделений правоохранительных органов и порядок исполнения ими возложенных на них задач по раскрытию преступлений.

  • номер закона – 144-ФЗ;
  • дата принятия Госдумой – 5 июля 1995 года;
  • вступил в силу с момента официального опубликования – 12 августа 1995 года.

Это один из старейших нормативных актов в действующем законодательстве РФ. В законе всего 6 глав и 24 статьи. За время действия он неоднократно подвергался правкам, последние изменения внесены в 2016 году, но они были достаточно незначительными (получение компьютерной информации было включено в перечень ОРД).

Общие положения

Глава 1 содержит 5 статей и устанавливает понятия ОРД, задачи и принципы, правовые основы и основы обеспечения законности.

Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации – это установленный законом перечень мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами гласно и негласно в целях не только раскрытия и выявления преступлений, но и в целях их предотвращения. То есть, на подразделения правоохранительных органов возложены и превентивные функции в рамках их полномочий.

Цели ОРД также обозначены в первой статье, это защита:

  • жизни и здоровья граждан;
  • прав и свобод человека;
  • собственности;
  • общественного порядка и безопасности;
  • государства.

Задачи ОРД указаны в ст. 2:

  • раскрытие преступлений;
  • их предотвращение;
  • нахождение не только непосредственных виновников, но и организаторов преступлений;
  • осуществление розыска скрывающихся от уголовного преследования, а также без вести пропавших;
  • розыск информации в целях взаимодействия с иными службами, осуществляющими защиту государства и общества;
  • установление подлежащего конфискации имущества.

Гарантии законности

Оперативно розыскная деятельность должна основываться на конституционных принципах законности. Ст. 5 устанавливает гарантии соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении мероприятий ОРД:

  • неприкосновенность частной и личной жизни, жилища, тайна корреспонденции должны соблюдаться по максимуму;
  • все действия уполномоченных лиц могут быть обжалованы;
  • фальсификация данных, использование служебного положения, психологическое и иное давление, разглашение сведений недопустимы;
  • лицо, в отношении которого вина не доказана, вправе узнать, из какого источника получения информация в отношении участия его в противоправных действиях;
  • нарушенные мероприятиями ОРД права лица должны быть восстановлены, по крайней мере, должны быть приняты меры для этого.

Проведение мероприятий

Вторая глава – это основное содержание закона, статьи с 6 по 12 определяют порядок проведения розыскных мероприятий.

ФЗ об ОРД ст. 6 — это перечень мероприятий и порядок их проведения.

Список мероприятий ОРД:

  • опрос;
  • получение справок;
  • получение образцов для исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование документов и вещей;
  • наблюдение;
  • идентификация личности;
  • обследование различных помещений и мест;
  • контроль сообщений (телеграфных, почтовых и иных);
  • прослушивание переговоров по телефону;
  • получение информации при помощи техсредств;
  • внедрение;
  • эксперимент;
  • контролируемая поставка;
  • получение компьютерной информации.
Читать еще:  Громкая музыка у соседей как бороться по закону

Перечень средств для мероприятий устанавливается Правительством, негласные методы могут осуществляться только уполномоченными лицами. Принцип межведомственного взаимодействия является основополагающим.

Ст. 7 ФЗ об ОРД приводит перечень оснований для проведения данных мероприятий, основные:

  • возбужденное уголовное дело;
  • сведения о приготовлении или совершении преступления;
  • сведения о пропавших без вести, об обнаружении неопознанных трупов;
  • запросы и поручения других представителей и подразделений правоохранительных органов.

Ст. 8 регулирует условия проведения мероприятий. В частности, мероприятия, затрагивающие конституционные права человека и гражданина, могут проводиться только при наличии соответствующего судебного решения. Если принятия таких мер не терпит отлагательств по причине наличия угрозы жизни и здоровью граждан или общественной безопасности, допускается проведение таких мероприятий без судебного решения, но с обязательным уведомлением суда в срок не более, чем 24 часа.

Ст. 11 ФЗ об ОРД устанавливает, что результаты мероприятий могут стать не только основанием для возбуждения уголовного дела, но и могут быть направлены в налоговую инспекцию для принятия соответствующих мер, переданы органу дознания по распоряжению руководства.

Органы, осуществляющие ОРД

Они установлены в ст. 13, это оперативные подразделения различных правоохранительных органов (ФСБ, службы разведки, ОВД и так далее).

В ст. 15 перечислены их полномочия. Основные правомочия лиц, осуществляющих ОРД:

  • это собственно перечисленные ранее действия, розыскные и оперативные мероприятия;
  • установление сотрудничества с лицами, стремящимися оказать содействие и располагающими необходимыми данными или способными из получить (в том числе и на возмездной основе);
  • использовать при проведении мероприятий служебные помещения, имущество частных лиц, в том числе, помещения и транспортные средства, а также имущество юрлиц на основании договора письменного или устного;
  • создавать организации, необходимые для выполнения возложенных задач;
  • использовать документы, содержащие скрывающие настоящую личность уполномоченного лица.

Все расходы по ОРД возложены на государство. Однако за мероприятиями осуществляется ведомственный контроль и прокурорский надзор, в том числе, граждане имеют право оказать содействие представителям уполномоченных подразделений. Внесение значительных изменений в закон в ближайшем будущем не планируется.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 августа 1995 года №144-ФЗ

Об оперативно-розыскной деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 18.07.1997 г. №101, 21.07.1998 г. №117, 05.01.1999 г. №6, 30.12.1999 г. №225, 20.03.2001 г. №26, 10.01.2003 г. №15, 30.06.2003 г. №86, 29.06.2004 г. №58, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 02.12.2005 г. №150-ФЗ, 24.07.2007 г. №211-ФЗ, 24.07.2007 г. №214-ФЗ, 29.04.2008 г. №58-ФЗ, 22.12.2008 г. №272-ФЗ, 25.12.2008 г. №280-ФЗ, 26.12.2008 г. №293-ФЗ, 28.12.2010 г. №404-ФЗ, 21.11.2011 г. №329-ФЗ, 08.12.2011 г. №424-ФЗ, 10.07.2012 г. №114-ФЗ, 29.11.2012 г. №207-ФЗ, 05.04.2013 г. №53-ФЗ, 28.06.2013 г. №134-ФЗ, 02.11.2013 г. №302-ФЗ, 21.12.2013 г. №369-ФЗ, 29.06.2015 г. №170-ФЗ, 29.06.2015 г. №173-ФЗ, 03.07.2016 г. №305-ФЗ, 06.07.2016 г. №374-ФЗ, 02.08.2019 г. №311-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 5 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

установление имущества, подлежащего конфискации.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2013 г. №369-ФЗ)

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 29.06.2015 г. №170-ФЗ, 03.07.2016 г. №305-ФЗ)

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector