Закон о присмотре за детьми в детском саду

Содержание
  1. Закон о присмотре за детьми в детском саду
  2. Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  3. ГАРАНТ:
  4. Информация об изменениях:
  5. Информация об изменениях:
  6. Информация об изменениях:
  7. Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»
  8. Роспотребнадзор
  9. Роспотребнадзор
  10. Памятка «Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста» — НОВОСТИ
  11. Памятка «Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста»
  12. Вопросы и ответы
  13. Что делать, если родители ребёнка нарушают договор, несвоевременно оплачивая услуги детского сада?
  14. Имеет ли право ДОУ не допустить до занятий ребёнка, родители которого вовремя не внесли плату за услуги по присмотру и уходу?
  15. Как финансируются услуги по присмотру и уходу в детском саду?
  16. Родительская плата в ДОУ: направления расходования
  17. Услуга присмотра и ухода в сфере общего образования

Закон о присмотре за детьми в детском саду

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 65 . Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 65 настоящего Федерального закона

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ часть 2 статьи 65 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ в часть 4 статьи 65 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ часть 5 статьи 65 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2016 г.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

6. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Надежда Корнилова
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании»

Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Это значит, что дошкольное образование теперь становится самостоятельным уровнем образования. И поэтому параллельно с Законом «Об образовании» разрабатывался федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В июне опубликован проект ФГОС ДО, который в настоящее время находится в стадии широкого обсуждения общественностью, в том числе и педагогами Дош. Учр. Хвалынского района. Именно введение ОС и повлечет за собой существенные изменения в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольных организаций.ФГОС включает в себя требования: 1) к структуре основных образовательных программ ; 2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) к результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, дошкольные С. не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

В новом законе «Об образовании» прописаны гарантии государства по «обязательности дошкольного образования«. П. 3.Статьи 5 Главы 1 трактует: «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…» и т. д.

Это не обязательность для всех детей ходить в д/с, а гарантии государства, что оно берет на себя обязательства и официально фиксирует это в законе — обеспечить всех полноценным дошкольным образованием«. Родитель сам будет решать, куда отдавать ему ребенка — в д/с, семейную группу, негосударственное учреждение или будет его

воспитывать самостоятельно. Дошкольное образование может осуществляться как в дошкольном учреждении, так и в форме семейного образования. В соответствии с п. 3 Статьи 64 Главы 1 «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно новому Закону «Об образовании» ДО отделено от присмотра и ухода за детьми. Присмотр и уход за детьми могут осуществлять не только образовательные организации, но и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Дошкольное образование бесплатное, а присмотр и уход за детьми становится платным. Сумма будет зависеть от учредителя садика. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, родительская плата не взимается.При этом сохраняются нормы компенсации части родительской платы: не менее 20% среднего размера родительской платы — на первого ребенка, не менее 50% — на второго ребенка, не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.

Вступление нового Законав силу вызвало появление еще одного нормативного документа: в соответствии с частью 2 статьи 13 Министерством образования РФ опубликован «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования». Данный нормативный акт устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности как для дошкольных организации, так и для иных организаций, реализующих программы дошкольного образования или осуществляющих присмотр и уход за детьми.

Итак, уважаемые коллеги, мы вступаем в новый учебный год с новым Законом. Поздравляю Вас с началом учебного года и желаю творческих, плодотворных успехов в реализации Закона на благо подрастающего поколения!

Правовые аспекты повышения квалификации работников образования Уважаемые коллеги! Приближается новый учебный год, а значит, и новый аттестационный период и связанные с ним многочисленные требования,.

Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал о внедрении Профессионального стандарта педагога дошкольного образования. Полномасштабно.

Читайте также:  Как можно откосить от армии законно в россии

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Памятка «Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста» — НОВОСТИ

Памятка «Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста»

Памятка

«Требования к учреждениям по уходу и присмотру детей дошкольного возраста»

1. Общие положения

Предлагаемые материалы адресованы руководителям образовательных организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, медицинским работникам, родителям и другим юридическим, физическим лицам, занимающимся вопросами организации ухода и присмотра детей дошкольного возраста.

Памятка разработана в соответствии:

СанПиН2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— ГОСТ Р 57597-2017 «Услуги бытовые. Уход и присмотр за детьми. Общие требования»;

— Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.08.2013 года «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» №08-1049;

-Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 года «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», предусмотрено уведомление о начале предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением социальных услуг» №584.

2. Общие требования к организации работы групп по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста

В организациях по присмотру и уходу за детьми должны быть обеспечены условия пребывания детей, режим дня и организация питания в соответствии с гигиеническими требованиями. Особое внимание следует обратить на организацию медицинского обслуживания детей в соответствии с законодательством Российской Федерации, прохождение медосмотра персонала, наличие личных медицинских книжек, оформленных в установленном порядке.

Неукоснительное соблюдение требований санитарного законодательства – залог здоровья детей и сохранения стабильной эпидемиологической обстановки в детских организованных коллективах.

Услуга по уходу и присмотру может быть оказана индивидуальными предпринимателями, организациями (далее — Поставщик услуги), зарегистрированными в налоговых органах по «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания».

Взаимоотношения между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе оказания услуги, длительность пребывания ребенка, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за оказание услуги.

Услуга по уходу и присмотру предполагает пребывание ребенка по месту оказания услуги в течение полного дня (не менее 5 часов).

Услуга по уходу и присмотру в зависимости от длительности пребывания ребенка включает в себя:

— без организации питания и сна не более 3 – 4 часов;

— при пребывании ребенка не более 5 часов — с организацией однократного приема пищи, прогулки продолжительностью не менее 1 часа, без организации сна;

— при пребывании ребенка более 5 часов — с организацией питания, с интервалом приема пищи 3 — 4 часа, прогулок продолжительностью не менее 1 часа и сна.

Услуга по уходу и присмотру может быть дополнена услугой по развитию, оздоровлению ребенка в соответствии с договором, заключенным между Поставщиком услуги и родителями (законными представителями) ребенка.

Услуга по уходу и присмотру может быть организована:

— в жилом помещении (жилой дом, часть жилого дома, квартира, за исключением подвального и цокольного этажей) с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и иных требований законодательства;

— в приспособленных для этих целей помещениях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

Лица, осуществляющие деятельность, непосредственно связанную с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, проходят периодическое медицинское обследование.

К деятельности, непосредственно связанной с оказанием услуги по уходу и присмотру за детьми, не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законодательством порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Допускается размещение в жилых помещениях:

— дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;

— дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.

3. Требования к жилым помещениям, их оборудованию и содержанию

Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.

При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации помещения дошкольных групп оборудуют внутренними системами водоснабжения для механизированной подачи воды и канализации при условии устройства выгреба или локальных очистных сооружений.

Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Допускается использование печного отопления. При организации печного отопления топка устраивается в недоступном для детей месте.

Стены и потолки помещений должны иметь поверхность, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Стены и потолки не должны быть поражены грибком.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающие проведение уборки влажным способом и дезинфекцию.

Набор помещений дошкольных групп и их оборудование обеспечивается с учетом режима их функционирования.

Для дошкольных групп сокращенного, полного и продленного дня пребывания детей (от 5 до 14 часов) предусматривается следующий набор помещений и/или мест:

— место (помещение), оборудованное шкафчиками или вешалками для верхней одежды и полками для обуви;

— игровая комната для проведения занятий, игр;

— помещение (место в игровой комнате) для сна;

— кухня для хранения пищевых продуктов, приготовления пищи, мытья и хранения посуды, разделочного инвентаря и столовых приборов;

— помещение (место в игровой комнате или на кухне) для приема пищи детьми;

— место (в помещении кухни или игровой комнаты) для организации питьевого режима;

— помещение (место) для хранения белья;

— место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря;

4. Требования к организации питания

Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется изпродовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения.

Допускается доставка готовых блюд и кулинарных изделий, полуфабрикатов в дошкольные группы из комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.

При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем.

Питание детей должно быть организовано в соответствии с примерным меню, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей. Для составления примерного меню используется сборник рецептур для детского питания.

Для детей разного возраста должны соблюдаться суммарные объемы блюд по приемам пищи в соответствии с гигеническими нормативами.

При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.

От всех приготовленных и реализованных в соответствии с меню блюд и кулинарных изделий должны оставляться суточные пробы. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда — в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры и напитки (третьи блюда) — в количестве не менее 100 г.; порционные вторые блюда, биточки, котлеты, колбасу, бутерброды оставляются поштучно, целиком (в объеме одной порции).

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование продуктов и сырья, не разрешенных к использованию в детском питании.

Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной группы (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник).

Для дошкольных групп организуется питьевой режим, с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченной питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3 часов.

При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой.

5. Требования к приему детей в дошкольные группы и организации режима дня дошкольной группы

Прием детей, впервые поступающих в дошкольные группы, осуществляется на основании медицинского заключения.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой.

Продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2 часа.

При реализации образовательной программы (части образовательной программы), за исключением игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, продолжительность занятий зависит от возраста детей.

При осуществлении образовательной деятельности в иных организационных формах (в виде игровой, познавательно-исследовательской, художественно-творческой деятельности, в том числе, в форме мастерских, секций, экскурсий) продолжительность занятий не регламентируется.

6.Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала дошкольной группы

Персонал дошкольных групп проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке 2 ; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям — не реже 1 раза в год.

Читайте также:  Если закончился испытательный срок при условном осуждении

Персонал дошкольной группы прививается в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.

Каждый работник дошкольных групп должен иметь личную медицинскую книжку, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, сведения о допуске к работе.

Медицинское обслуживание детей дошкольной группы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Требования к соблюдению санитарных правил

Руководитель дошкольной группы, индивидуальный предприниматель отвечает за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:

— наличие санитарных правил и доведение их содержания до персонала дошкольной группы;

— выполнение требований санитарных правил персоналом дошкольной группы;

— создание необходимых условий для соблюдения санитарных правил.

Вопросы и ответы


Что делать, если родители ребёнка нарушают договор, несвоевременно оплачивая услуги детского сада?

Можно ли по закону об образовании отчислить ребёнка из ДОУ из-за того, что родители вносят оплату не вовремя?

Ответ: нет, нельзя. Отчисления ребёнка из ДОУ по причине просрочки его родителями оплаты за присмотр и уход по закону об образовании не предусмотрено.

Существует перечень оснований, по которым можно «разорвать» образовательные отношения. Они представлены в ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ . Среди них нет такого пункта, как «Несоблюдение родителями ребёнка, принятого на обучение по образовательным программам дошкольного образования, договора об образовании».

Можно ли применить ч. 4 ст. 54 Федерального закона № 273-ФЗ (расторжение в одностороннем порядке договора об оказании платных образовательных услуг в случае просрочки оплаты их стоимости)?

Ответ: нет, нельзя. Договор между законными представителями ребёнка (родителями) и дошкольной образовательной организацией не является договором об оказании платных образовательных услуг.

Как быть, если просрочка оплаты сулит убытки образовательной организации и её учредителю?

Убытки подлежат возмещению по правилам гражданского законодательства. Поэтому, если родители добровольно не соглашаются возместить ущерб, дошкольная организация может смело обращаться в суд.

Имеет ли право ДОУ не допустить до занятий ребёнка, родители которого вовремя не внесли плату за услуги по присмотру и уходу?

Не допускать к занятиям ребёнка по причине того, что его родители не оплатили услугу по присмотру и уходу, нельзя!

Эта услуга формально не является частью образовательной программы. Разделить услугу по присмотру и уходу и образовательную услугу можно только в том случае, если в дошкольной образовательной организации созданы отдельные группы детей без реализации образовательной программы дошкольного образования ( п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся — это административное правонарушение ( ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Надо помнить, что дошкольная образовательная организация должна взыскать с родителей (законных представителей) воспитанников задолженность по оплате за присмотр и уход за ребёнком (в том числе, через суд). Руководитель дошкольной образовательной организации несёт ответственность за принятие таких мер, отсутствие его реакции может повлечь за собой дисциплинарную ответственность. (Источник: http://www.up-obr.ru/doshkol_noe_obrazovanie/zakonodatel_stvo/)

Как финансируются услуги по присмотру и уходу в детском саду?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) устанавливает новые принципы финансирования деятельности дошкольных организаций . Впервые вводится четкое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу . Разделение закрепляется полномочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления: к основным гарантиям относятся общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Присмотр и уход осуществляются за счет родительской платы.

Согласно п. 34 ст. 2 Закона № 273-ФЗ «присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».

Финансовое обеспечение услуг по присмотру и уходу лишь частично возложено на органы власти, которые несут ответственность в части компенсации родительской платы и освобождения льготных категорий. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. В этих целях введено регулирование среднего размера родительской платы. Так, в ст. 65 подчеркивается, что средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях определяется органами государственной власти субъекта РФ.

Согласно нормам этой же статьи учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать родительскую плату за присмотр и уход за ребенком, а также ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

Согласно ч. 3 ст. 63 Закона № 273-ФЗ за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком.

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ. При этом размер компенсации должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго и не менее 70% размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей.(Источник: http://www.resobr.ru/article/44042-kak-finansiruyutsya-uslugi-po-prismotru-i-uhodu-v-detskom-sadu)

Родительская плата в ДОУ: направления расходования

Оплата товаров, услуг для сторонних организаций

Может ли образовательное учреждение средства родительской платы в ДОУ направлять на оплату товаров, услуг не для самого ДОУ? Нет, не может. Возможна оплата только потребностей исключительно самого дошкольного образовательного учреждения.

Государственные гарантии бесплатного ДО и родительская плата в ДОУ за содержание детей

Противоречия в этих понятиях нет. Существуют две основные услуги ДОУ: дошкольное образование, реализация образовательных программ и услуга по присмотру и уходу. Вот реализация образовательных программ, образовательный процесс абсолютно бесплатны, полностью финансируются государством в рамках стандарта. А за присмотр и уход часть платы родители могут возмещать, в зависимости от региона и муниципалитета: есть у них достаточно средств, они могут вообще бесплатно для родителей осуществлять присмотр и уход детей в дошкольных учреждениях, или вводить дополнительные льготы, освобождать от платы конкретные льготные категории родителей.

Часть родительской платы в ДОУ, остающаяся для расходования самой организацией

В распоряжении организации остаются все средства, полученные как родительская плата в ДОУ. Ведь детский сад получает таким образом только часть необходимых ему расходов на оказание услуги по присмотру и уходу. На остальную часть организацию финансируют, и все средства, которые получило ДОУ из этих источников, остаются в распоряжении образовательного учреждения.

Могут ли производиться из этих средств стимулирующие выплаты работникам, работающим в старшем звене? — Нет, Минобразованием родительскую плату в ДОУ за содержание детей вообще не рекомендуется направлять на заработную плату.

Приобретение рабочих тетрадей за счет родительской платы в ДОУ

Приобретение рабочих тетрадей для реализации образовательной программы производится за счет родителей или учреждения? Это не услуга по присмотру и уходу, и поэтому мы про финансирование за счет родительской платы в ДОУ не можем говорить. В составе затрат на реализацию образовательной программы должны входить затраты на учебно-наглядные пособия, методические и так далее. Такие тетради тоже могут быть отнесены сюда же.

Направление родительской платы в ДОУ на содержание имущества

Можно ли родительскую плату в ДОУ в размере 100 процентов направлять на содержание имущества? — Да, конечно, можно, но только не учебного оборудования.

Финансирование муниципалитетом затрат частного ДОУ

В частном ДОУ присмотр и уход должны полностью оплачивать родители. Рассмотрим вопрос, имеет ли право муниципалитет профинансировать услугу по присмотру и уходу в частном ДОУ. Нормативную база на федеральном уровне этот вопрос не решает. Решается этот вопрос на уровне субъекта РФ. Если субъект РФ имеет средства, то финансирует присмотр и уход за всеми детьми дошкольного возраста, вне зависимости от того, где они находятся, в каком дошкольном учреждении. Другой разговор, есть ли средства у субъекта РФ. Если регион дотационный, то он не имеет право устанавливать нормы финансирования выше федеральных.

Приобретение оборудования для медицинского кабинета за счет родительской платы в ДОУ

Возможно ли приобретение мебели, весов, ростомеров и другого оборудования для медицинского кабинета за счет родительской платы в ДОУ? Оказание медицинской помощи, работа медицинского кабинета не является образовательным процессом, и, следовательно, входит в услугу по присмотру и уходу. Именно для финансирования этой услуги и используется родительская плата. Можно привести пример другого решения: в ДОУ отказались вводить в штатное расписание медиков, их передали системе здравоохранения. То есть этот вопрос можно решить на межведомственном уровне, органы власти должны привлечь две службы — образования и здравоохранения — и разобраться, кто, в какой мере и за что несет ответственность, в том числе за оборудование медицинских кабинетов. То есть этот вопрос регулирует муниципальный учредитель.

Читайте также:  Закон об оперативно розыскной деятельности 2018 с комментариями

Покупка детской мебели за счет средств родительской платы в ДОУ за присмотр и уход

Разъясним возможность использования средств, полученных от родителей на присмотр и уход, на покупку детской мебели для групп. Детская мебель для групп – это, скорее всего, игровая мебель, используемая для проведения учебного процесса. А если она используется для учебного процесса, то должна финансироваться не за счет родительской платы, а за счет средств на учебно-наглядные пособия.

Приобретение кухонного оборудования за счет средств родительской платы в ДОУ

Услуга присмотра и ухода в сфере общего образования

При реализации ряда образовательных программ для несовершеннолетних сопутствующей образовательной услуге является услуга по присмотру и уходу.

Пункт 34 ст. 2 Закона об образовании определяет присмотр и уход за детьми как комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Соответственно, оказание услуги по присмотру и уходу включают в себя расходы:

  • • на организацию питания;
  • • организацию хозяйственно-бытового обслуживания;
  • • обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня.

В ч. 4 ст. 65 и ч. 9 ст. 66 указанного Закона содержится прямой запрет на включение в стоимость услуги по присмотру и уходу:

  • • расходов на реализацию образовательной программы дошкольного, начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • • расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих данные образовательные программы.

Следует отметить, что разделение оказываемых организациями общего образования услуг произошло еще до принятия Закона об образовании. Пунктами 3—4 ныне утратившего силу Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, устанавливалось, что дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лег.

Поскольку и Конституция РФ, и Закон об образовании гарантируют бесплатность только образования, а не сопутствующих его предоставлению услуг, то по общему правилу услуга присмотра и ухода является для родителей (законных представителей) обучающихся платной.

Образовательное законодательство предусматривает, что родительская плата может взиматься.

  • • при реализации образовательной программы дошкольного образования;
  • • за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната [1] , включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания;
  • • за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

Следует обратить внимание, что законодательство не связывает возможность оказания услуги по присмотру и уходу с обязательной сопутствующей реализацией какой-либо образовательной программы. Иными словами, организация может оказывать только услугу по присмотру и уходу, не занимаясь при этом образовательной деятельностью. Кроме этого, данная услуга лицензированию не подлежит, так как не является реализацией образовательной программы. Деятельность организаций, оказывающих только услугу по присмотру и уходу, образовательным законодательством не регулируется, поскольку они не являются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Тесно связанной с услугой по присмотру и уходу является группа продленного дня. Данная группа может являться «чистой» услугой по присмотру и уходу, которая оказывается в организации, реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, после окончания учебных занятий или в интернате. Вторым вариантом группы продленного дня может являться «комбинированная» услуга, объединяющая в себе услугу по присмотру и уходу и реализацию, например, дополнительной общеразвивающей программы.

По общему правилу решение о размере родительской платы или отказе от ее взимания решает учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность. Иными словами, в каждом конкретном случае в зависимости от установленных учредителем правил размер указанной платы может варьироваться от 0 до 100% от фактической стоимости данной услуги. При этом размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта РФ для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Также учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (ч. 2 ст. 65 Закона об образовании). Например, учредитель может принять решение о том, что он не будет взимать такую плату с многодетных родителей, а с родителей, являющихся педагогическими работниками, будет взимать только 50%.

Вместе с тем ч. 3 ст. 65 Закона об образовании установлен запрет на взимание родительской платы за присмотр и уход за следующими категориями обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования:

  • • детьми-инвалидами;
  • • детьми-сиротами;
  • • детьми, оставшимися без попечения родителей;
  • • детьми с туберкулезной интоксикацией.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Туберкулезная интоксикация — диагноз, установленный после обследования в условиях специализированного противотуберкулезного учреждения. Данное требование и характеристика туберкулезной интоксикации содержатся в разд. II Приложения № 2 к приказу Минздрава России от 21.03.2003 № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации».

Также ч. 5 ст. 65 Закона об образовании в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, обязывает выплачивать компенсацию их родителям (законным представителям ).

В соответствии с ч. 7 указанной статьи расходы, связанные с выплатой компенсации, являются расходным обязательством субъектов РФ. Они же устанавливают порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты.

Размер компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ. При этом указанной нормой установлен минимальный размер такой компенсации, которая рассчитывается от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Средний размер родительской платы в данном случае устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

Итак, размер компенсации должен составлять:

  • • не менее 20% на первого ребенка;
  • • не менее 50% на второго ребенка;
  • • не менее 70% на третьего ребенка и последующих детей.

Следует отметить, что в рассматриваемой ситуации речь идет не о безусловной выплате, а именно о компенсации. Как правило, иод компенсацией понимается возмещение понесенных затрат, произведенных расходов, возмещение убытков и т.д.

Допустим, что в одной семье два ребенка посещают детский сад, в котором родительская плата составляет 1000 руб. При этом в данном субъекте РФ средний размер родительской платы установлен в размере 3000 руб. 20% от 3000 руб. равны 600 руб., а 50% — 1500 руб. соответственно. Формально получается, что за второго ребенка в данном случае родителям должны выплатить 1500 руб., что в 1,5 раза превышает фактически уплаченную родительскую плату. Поскольку речь идет о компенсации, то она не может быть выше фактически понесенных расходов. Таким образом, в рассматриваемом примере размер компенсации на второго ребенка составит 1000 руб.

Кроме этого, в ч. 5 ст. 65 Закона об образовании установлено, что право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. Иначе говоря, лица, освобожденные от родительской платы, не имеют право па компенсацию. Также компенсация возможна только после внесения родительской платы. Если родители (законные представители) не вносили такую плату в течение какого-либо периода, то до ее уплаты претендовать на компенсацию они не вправе. Кроме этого, уточняется, что компенсация выплачивается только одному родителю (законному представителю), так как в предыдущих частях данной статьи говорилось о том, что она выплачивается родителям (законным представителям).

Advokat-Nasledstvo.RU