Нововведения в таможенном законодательстве 2016 2018
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Нововведения в таможенном законодательстве 2016 2018

ЕЭК: 6 нововведений в таможенных процедурах, которые вступят в силу с 1 января 2018 года

Среди новшеств – возможность внести изменения в декларацию до принятия решения о проведении дополнительного контроля

Но внесение изменений в декларацию касается только формальных ошибок декларантов — изменять в декларации сами товары нельзя.

На официальной странице Евразийской экономической комиссии в сети Facebook рассказывается о шести нововведениях в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза, которые вступят в силу с 1 января 2018 года. Данные изменения в таможенных процедурах призваны облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности:

  • Представлять инспектору документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, больше не нужно.

«Но документы должны быть на руках. Они могут потребоваться, если сработает система управления рисками».

Евразийская экономическая комиссия

  • Электронный документооборот придет на смену бумажному

«В новом Таможенном кодексе ЕАЭС по умолчанию предусмотрена подача электронной декларации».

Евразийская экономическая комиссия

«Бумажные» декларации смогут подаваться только:

при процедуре таможенного транзита;

в отношении товаров для личного пользования;

в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

в отношении транспортных средств международной перевозки.

Таможня будет выпускать товары быстрее

«Новый срок выпуска товаров составит четыре часа после регистрации таможенной декларации. Это в шесть быстрее, чем сейчас. Регистрировать декларацию информационная система таможенных служб будет автоматически».

Евразийская экономическая комиссия

Процесс авторегистрации будет занимать максимум один час с момента подачи. Таможенные инспекторы в ручном режиме регистрируют декларацию в течение двух часов.

  • Риск ошибок из-за «человеческого фактора» будет минимизирован

«Теперь все решения, начиная от регистрации товаров и заканчивая выпуском, будет принимать информационно-аналитическая система, а не должностное лицо».

Евразийская экономическая комиссия

  • Однократность подачи информации

«Новый кодекс разрешает не представлять контролирующим органам сведения, которые должностные лица могут „достать“ из своей системы. На деле это избавит предпринимателей от подачи одних и тех же документов таможенникам, транспортникам, фитосанитарам, ветеринарам и т. д. по очереди, а проверка сможет осуществляться всеми контролирующими органами одновременно».

Евразийская экономическая комиссия

  • До принятия решения о дополнительном контроле в декларацию можно будет внести изменения

«До того момента, пока система управления рисков не запросила документы в подтверждение заявленных в декларации сведений, а таможенник не уведомил вас о месте и времени таможенного досмотра, разрешается внести изменения в декларацию».

Евразийская экономическая комиссия

Естественно, речь идет о формальных ошибках декларантов — изменять в декларации сами товары нельзя.

«Нормы, требующие «экономической гибкости», будут регулироваться решениями Евразийской экономической комиссии. Так, одновременно с новым кодексом планируется вступление в силу более 20 решений ЕЭК».

Евразийская экономическая комиссия

Они будут регулировать:

вопросы применения таможенной процедуры таможенного транзита;

вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

вопросы подтверждения статуса товаров ЕАЭС;

стоимостные, количественные, весовые нормы ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов; а также единые ставки таможенных пошлин, налогов в случае ввоза с уплатой;

таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС;

таможенные операции в отношении временно ввозимых транспортных средств международной перевозки;

размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя.

Главные изменения в таможенном законодательстве в 2018–2019 годах

Новые нормы Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

1 января 2018 года вступил в силу ТК ЕАЭС. Новый документ призван обеспечить единое таможенное регулирование на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), упрощение прохождения таможенных формальностей и создание более комфортных условий для участников внешнеэкономической деятельности. Так, ТК ЕАЭС предусматривает возможность минимизации участия должностных лиц: все решения — от регистрации таможенной декларации до выпуска товара — сможет принимать информационная система автоматически, без участия инспектора.

Срок выпуска товара новым кодексом существенно сокращен, и вместо ранее установленного одного рабочего дня таможня должна выпустить товар в течение четырех часов после регистрации декларации. Таможенным кодексом ЕАЭС также предусмотрены следующие нововведения:

  • возможность подачи декларации на товары без представления документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, которые в свою очередь могут быть запрошены информационной системой в случае срабатывания профиля риска;
  • возможность внесения изменений в декларацию до выпуска товара, если к этому моменту у декларанта не запрошены документы, декларанту не сообщено о проведении досмотра или назначении экспертизы;
  • возможность получения предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости;
  • усовершенствование института уполномоченного экономического оператора;
  • возможность для любого участника внешнеэкономической деятельности воспользоваться отсрочкой уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов на срок не более одного месяца. Отсрочка также может быть предоставлена на срок до шести месяцев без уплаты процентов в установленных национальным законодательством случаях.

Новые нормы таможенных правоотношений, установленные федеральным законом

3 августа 2018 года был принят федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с отсылочными нормами ТК ЕАЭС. Между тем федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» не прекратит свое действие полностью, и некоторые его положения продолжат действовать в течение определенного времени. Например, положения об уполномоченном экономическом операторе будут распространяться на юридических лиц, которые получили этот статус в соответствии с ранее действовавшим Таможенным кодексом Таможенного союза.

Положения нового закона призваны усовершенствовать таможенное администрирование и упростить совершение таможенных операций. В приоритете — взаимодействие с таможенными органами с помощью электронных технологий. Например, предусмотрена возможность обращения в таможенный орган через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Это нововведение дает возможность получать предварительные решения о применении методов определения таможенной стоимости товаров, а также о происхождении и классификации товаров.

Порядок проведения контроля таможенной стоимости

27 марта 2018 года коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было принято решение № 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Положение об особенностях проведения таможенного контроля стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, включает:

  • право таможни использовать информацию, сопоставимую со сведениями о ввозимых товарах и полученную от государственных или торговых представительств государств — членов ЕАЭС и от организаций, включая профессиональные объединения, транспортные, страховые компании, поставщиков, производителей ввозимых, однородных, идентичных товаров;
  • признаки недостоверного определения таможенной стоимости, в частности, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов, из которых произведены ввозимые товары, наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, установленной между независимыми сторонами сделки;
  • критерии, когда обстоятельства, названные в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости, не рассматриваются как таковые: если товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора, в соответствии с которым ранее ввозились идентичные товары при неизменных условиях сделки (цена товара, условия поставки).

22 мая 2018 года коллегия ЕЭК приняла решение № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров». Документ уточняет порядок включения дополнительных расходов, понесенных покупателем, в таможенную стоимость ввозимых товаров.

Товары и ресурсы, подпадающие под статью о контрабанде

22 октября 2018 года правительство РФ внесло изменения в перечень стратегически важных товаров и ресурсов. В список объектов, незаконное перемещение которых через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС влечет за собой уголовную ответственность по ст. 226.1 УК РФ, включены:

  • изделия из драгоценных металлов;
  • изделия из драгоценных камней и природного жемчуга;
  • наручные и карманные часы, а также другие предметы, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом;
  • корпуса для часов из драгоценных металлов;
  • ремешки, ленты и браслеты для часов из драгоценных металлов;
  • руды и концентраты драгоценных металлов.

В первую очередь на эти изменения следует обратить внимание физическим лицам, въезжающим в Россию или выезжающим за ее пределы и имеющим при себе в качестве личных вещей украшения или часы, которые отвечают установленным критериям.

Читать еще:  Законно ли платное подключение электроэнергии после отключения

Новый КоАП РФ: какие изменения в таможенном регулировании готовит проект кодекса?

Хотите быть в курсе изменений таможенного законодательства и мнения юристов по актуальным вопросам ВЭД?

  • Какой будет новая редакция кодекса, концепция которого одобрена в 2019 году?
  • Чего ожидать участникам ВЭД от изменений в таможенной сфере по КоАП РФ?
  • Каких поправок в новый КоАП ждать декларантам и таможенным представителям?

Принятие нового КоАП РФ должно решить проблему отсутствия единства правового регулирования, возникшую в результате принятия почти 5 тысяч изменений в КоАП за последние годы. Необходимость в новом КоАП остро чувствует и околотаможенное сообщество, которому новый КоАП РФ готовит, в том числе, и положительные изменения в сфере таможенного регулирования.

Новое в КоАП в таможенной сфере

Проектом нового КоАП административные правонарушения в области таможенного дела отнесены к 32 главе Кодекса. Редакция нового Кодекса, рассмотренная ФТС, учитывает и ряд поправок, предложенных бизнесом.

Статья 32.2 КоАП РФ

В проекте Кодекса ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование указана в ст. 32.2 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ

ч. 1 ст. 32.2 – недекларирование – на данный момент для юридических лиц предусматривает штраф в размере от 50% до 200% от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 тысячи рублей, с их возможной конфискацией.

Если недекларирование не повлекло за собой обязанность по уплате таможенных платежей и иных пошлин, равно как и соблюдение запретов и ограничений, размер штрафа составит от 20 до 50 тысяч рублей.

Для должностных лиц – штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Для физических лиц – аналогично, а при недекларировании табачных изделий, алкогольных напитков, в том числе и пива, от 5 до 20 тысяч рублей с возможной конфискацией предметов административного правонарушения.

Часть 2 статьи 32.2 КоАП РФ

Заявление недостоверных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС на товар, сопряженное с предоставлением неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах, характеристиках, наименовании, описании, стране происхождения, таможенной стоимости либо иных сведений, которые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или их занижения влечет за собой административной штраф на граждан и юридических лиц в размере от 50% до 200% от размера неуплаченных таможенных платежей с возможной конфискацией предметов административного правонарушения.

Для должностных лиц – штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Санкциями ч. 2 ст. 32.2 проекта КоАП РФ оговаривается и минимальный порог неуплаченных таможенных платежей – 5 евро.

Данное нововведение давно ожидалось участниками ВЭД. Теперь законодательно закреплено отсутствие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, в случае если сумма неуплаченных платежей менее 5 евро.

Часть 3 статьи 32.2 КоАП РФ

ч. 3 ст. 32.2 проекта нового Кодекса предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем недостоверных сведений либо предоставление недействительных документов, что повлекло за собой или могло повлечь несоблюдение установленных запретов и ограничений, а также мер защиты внутреннего рынка.

В качестве меры наказания по ч. 3 ст. 32.2 КоАП предусмотрен штраф для юридических лиц от 50 до 300 тысяч рублей с возможной конфискацией, для граждан – от 1500 до 2500 рублей с возможной конфискацией, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Освобождение от административной ответственности

Проект нового КоАП предусматривает возможность освобождения декларанта или таможенного представителя от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Освобождение от административной ответственности до выпуска товаров возможно в случае, если декларант или таможенный представитель в добровольном порядке направит в таможенный орган обращение о внесении изменений в ДТ, при этом таможня до момента подачи такого обращения декларантом не выявила административного правонарушения, не направляла запрос декларанту о предоставлении дополнительных документов и сведений, а также не приняла решение о проведении таможенного осмотра или не направила уведомление декларанту о таможенном досмотре.

Освобождение от административной ответственности после выпуска товаров возможно в случае, если декларант или таможенный представитель в добровольном порядке направит в таможенный орган обращение о внесении изменений в ДТ, при этом таможня до момента подачи такого обращения декларантом не выявила административного правонарушения и не уведомила декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Обязательным условием освобождения от административной ответственности является отсутствие неисполненной в срок обязанности по уплате таможенных платежей.

Комментарии юристов к новому КоАП

В целом, вопросам нарушения таможенных правил посвящено 25 статей 32 главы проекта кодекса. Ознакомиться с полным текстом проекта нового КоАП РФ 2019 года можно на нашем сайте.

Если у вас есть вопросы по положениям нового Кодекса, касающегося регулирования в таможенной сфере, наши юристы готовы помочь консультацией и разъяснениями.

Новое в КоАП в таможенной сфере

Проектом нового КоАП административные правонарушения в области таможенного дела отнесены к 32 главе Кодекса. Редакция нового Кодекса, рассмотренная ФТС, учитывает и ряд поправок, предложенных бизнесом.

Статья 32.2 КоАП РФ

В проекте Кодекса ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование указана в ст. 32.2 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 32.2 КоАП РФ

ч. 1 ст. 32.2 – недекларирование – на данный момент для юридических лиц предусматривает штраф в размере от 50% до 200% от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 тысячи рублей, с их возможной конфискацией.

Если недекларирование не повлекло за собой обязанность по уплате таможенных платежей и иных пошлин, равно как и соблюдение запретов и ограничений, размер штрафа составит от 20 до 50 тысяч рублей.

Для должностных лиц – штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Для физических лиц – аналогично, а при недекларировании табачных изделий, алкогольных напитков, в том числе и пива, от 5 до 20 тысяч рублей с возможной конфискацией предметов административного правонарушения.

Часть 2 статьи 32.2 КоАП РФ

Заявление недостоверных сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС на товар, сопряженное с предоставлением неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах, характеристиках, наименовании, описании, стране происхождения, таможенной стоимости либо иных сведений, которые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или их занижения влечет за собой административной штраф на граждан и юридических лиц в размере от 50% до 200% от размера неуплаченных таможенных платежей с возможной конфискацией предметов административного правонарушения.

Для должностных лиц – штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

Санкциями ч. 2 ст. 32.2 проекта КоАП РФ оговаривается и минимальный порог неуплаченных таможенных платежей – 5 евро.

Данное нововведение давно ожидалось участниками ВЭД. Теперь законодательно закреплено отсутствие оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, в случае если сумма неуплаченных платежей менее 5 евро.

Часть 3 статьи 32.2 КоАП РФ

ч. 3 ст. 32.2 проекта нового Кодекса предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем недостоверных сведений либо предоставление недействительных документов, что повлекло за собой или могло повлечь несоблюдение установленных запретов и ограничений, а также мер защиты внутреннего рынка.

В качестве меры наказания по ч. 3 ст. 32.2 КоАП предусмотрен штраф для юридических лиц от 50 до 300 тысяч рублей с возможной конфискацией, для граждан – от 1500 до 2500 рублей с возможной конфискацией, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Освобождение от административной ответственности

Проект нового КоАП предусматривает возможность освобождения декларанта или таможенного представителя от административной ответственности за нарушение таможенных правил.

Освобождение от административной ответственности до выпуска товаров возможно в случае, если декларант или таможенный представитель в добровольном порядке направит в таможенный орган обращение о внесении изменений в ДТ, при этом таможня до момента подачи такого обращения декларантом не выявила административного правонарушения, не направляла запрос декларанту о предоставлении дополнительных документов и сведений, а также не приняла решение о проведении таможенного осмотра или не направила уведомление декларанту о таможенном досмотре.

Освобождение от административной ответственности после выпуска товаров возможно в случае, если декларант или таможенный представитель в добровольном порядке направит в таможенный орган обращение о внесении изменений в ДТ, при этом таможня до момента подачи такого обращения декларантом не выявила административного правонарушения и не уведомила декларанта о проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Читать еще:  Закон о защите прав потребителей просрочка поставки товара

Обязательным условием освобождения от административной ответственности является отсутствие неисполненной в срок обязанности по уплате таможенных платежей.

Комментарии юристов к новому КоАП

В целом, вопросам нарушения таможенных правил посвящено 25 статей 32 главы проекта кодекса. Ознакомиться с полным текстом проекта нового КоАП РФ 2019 года можно на нашем сайте.

Если у вас есть вопросы по положениям нового Кодекса, касающегося регулирования в таможенной сфере, наши юристы готовы помочь консультацией и разъяснениями.

Бумажный документооборот уйдет из таможни

В таможенном законодательстве страны грядут большие изменения. С 1 января 2018 года должен вступить в силу новый документ, который регламентирует сферу товарооборота на всем пространстве Евразийского экономического союза. С чем связана необходимость обновления законодательной базы, а также в основных новациях Таможенного кодекса разбираемся вместе с экспертами.

На смену кодексу 2009-го

Как говорят эксперты, появление нового Таможенного кодекса – требование времени. Дело в том, что существующий документ появился на ранних этапах формирования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Сегодня к этим трем странам присоединился еще ряд государств. Более того, в 2015 году вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда помимо Белоруссии, Казахстана и России вошли Армения и Киргизия. Вполне предсказуемо, что Таможенный кодекс 2009-го не мог учитывать реалии нового времени. Ситуацию усугублял и тот факт, что в прежнем кодексе значительная часть полномочий таможенных органов была закреплена на национальном уровне, что привело к возникновению различий в механизмах осуществления таможенных процедур и взимания платежей в странах – участницах Таможенного союза.

Также негативно на товарообороте стран сказывалось и наличие около 20 международных соглашений, некоторые из них содержали значительные противоречия. Очевидно, акцентируют внимание разработчики нового Таможенного кодекса, чтобы решить возникшие проблемы, необходимо было провести ревизию имеющихся актов и создать новый документ, который бы снял противоречия прежнего кодекса и многочисленных международных соглашений. «Мы изучили новые возможности и риски для бизнеса, содержащиеся в Таможенном кодексе ЕАЭС. И сейчас участникам внешнеторгового бизнеса очень важно понимать, что закладывает наше правительство в новую редакцию Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». До даты «Ч» остается чуть более двух месяцев, и это означает, что необходимо максимально эффективно повлиять на принципиально важные для бизнеса нормы, чтобы снять излишние барьеры», – считает директор гильдии «ГЕРМЕС» Роман Козлов.

Ставка на централизацию

Новый Таможенный кодекс планировалось ввести еще с 1 января 2017 года, однако позже из-за разногласий стран – участниц ЕАЭС этот срок был отодвинут на шесть месяцев, а потом еще на полгода. В адрес разработчиков документа поступило более 1,5 тыс. замечаний и предложений.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС состоит из девяти разделов, куда входит 60 глав. И он, как это есть в существующем документе, не делится на общую и специальную части. В новом кодексе заложены большие перспективы развития ЕАЭС. Значительная часть полномочий по таможенному регулированию передается с национального на союзный уровень. Тут уместно привести следующую цифру: количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, увеличено вдвое – с 30 до 60.

В электронном варианте

Основное достижение нового кодекса – существенное упрощение таможенных процедур и перевод их в электронный вид, таким образом, исключается так называемый человеческий фактор. По большому счету, как не раз отмечал один из разработчиков кодекса, директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов, три кита, на которых зиждется обновленное таможенное законодательство Евразийского экономического союза, выглядят так: приоритет электронных технологий, отказ от предоставления подтверждающих документов и автоматический выпуск товара. В перспективе автоматизирован будет весь процесс прохождения таможенных процедур: начиная от поступления товара и заканчивая его выпуском на рынок. Ни для кого не секрет, что сегодня в этом плане ситуация очень печальная. Большинство таможенных процедур оформляются на бумажном носителе, те же операции, что все-таки переведены в электронную форму, по факту дублируют пресловутый бумажный документооборот. С вступлением в силу нового законодательства ситуация изменится: все процедуры будут осуществляться в электронном виде, а бумага будет их дублировать.

Если оператор, то уполномоченный

Особая роль в новой таможенной инфраструктуре отводится так называемым уполномоченным экономическим операторам. Этот статус смогут получить только организации, соответствующие определенным критериям и пользующиеся доверием таможенных органов. Именно оператор получит возможность пользоваться упрощенными таможенными процедурами, включая возможность выпуска товаров до подачи таможенной декларации, предварительное таможенное декларирование, подачу неполной, периодической декларации, совершение таможенных операций с товарами, которые находятся на складе. Таким образом, операторы, как и таможенные представители, по сути, станут партнерами государства. А раз это партнер и он работает по установленным правилам, ведет прозрачный бизнес, то пристальное внимание со стороны контролирующих органов ему не требуется. А вот те, кто не хочет работать в рамках закона, наоборот, попадут в поле зрения надзорных органов. И времени на борьбу с ними будет предостаточно, так как те, кто партнеры, не отвлекают ресурсы.

Таможенным регулированием со вступлением в силу нового кодекса будет заниматься союз, государствам-участницам останутся лишь технические моменты, такие как утверждение структуры таможенных органов и целого ряда технологических элементов их внутреннего функционирования, которые относятся к национальным прерогативам.

Что касается покупки товаров, например, в зарубежных интернет-магазинах, то именно ЕЭК будет определять верхние ценовые и физические объемы беспошлинной торговли зарубежными товарами, доставляемыми почтовыми службами, а на национальном уровне страны ЕАЭС смогут устанавливать более низкие нормы. При этом через год после вступления кодекса в силу объемы беспошлинных покупок за рубежом начнут снижаться. В 2018 году, например, таких товаров можно будет закупить на 500 евро, сверх которых покупателю придется заплатить пошлину в размере 30 %, но не менее 4 евро за каждый килограмм. Через два года после вступления нового ТК в силу беспошлинно можно будет приобрести товары в зарубежных интернет-магазинах на сумму 200 евро, на покупки сверх указанной суммы будет взиматься таможенная пошлина 15 %, но не менее 2 евро за килограмм.

Бизнес в ожидании

Предпринимательское сообщество активно ждет вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Чтобы добиться скорейшей ратификации документа, заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин на встрече премьер-министров пяти стран интеграционного блока, прошедшей в Сочи в августе этого года, бизнес даже готов участвовать в доработке документа.

Рвение бизнес-сообщества вполне понятно. Нововведения призваны значительно упростить и ускорить проведение таможенных операций, что, несомненно, приведет к росту объемов торговли и станет инструментом развития союзных экономик. (На рост товаропотока это повлияет незначительно, а вот временные и стоимостные издержки бизнеса может значительно снизить, что скажется на конечной цене товара для потребителя.) А передача большей части таможенных полномочий на союзный уровень будет способствовать дальнейшему углублению евразийской интеграции и ее качественному развитию.

Стоит отметить, что новый кодекс не только провозглашает приоритет развития информационных технологий, но и дает ряд возможностей, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности оптимизировать свои расходы, к примеру, получить отсрочку по таможенным пошлинам и налогам. Если по каким-либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство дает ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов. В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. Это, к примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в новом кодексе законодательно заложена возможность использования механизма единого окна. Что это означает? Со вступлением нововведений в силу таможенные органы не будут запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.

Читать еще:  Статья 8 25 коап москвы обжалование

Наиболее значимые изменения и новшества Таможенного кодекса:

1. Закрепление приоритета электронного таможенного декларирования.

2. Установлена возможность подачи предварительной информации в виде электронного документа с использованием электронной цифровой подписи.

3. В целях ускорения совершения таможенных операций в новом кодексе срок выпуска товаров сокращен с одного рабочего дня до четырех часов рабочего времени.

4. Упрощение по уплате таможенных платежей, а именно введена отсрочка (рассрочка) по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

5. Введение режима таможенного оформления «Постфактум». Принято предложение о расширении перечня товаров, для которых применяется выпуск до подачи декларации.

6. Новая модель развития института уполномоченных экономических операторов.

7. Кодексом закреплена возможность реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран, и лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС.

8. Поэтапное снижение норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами после вступления в силу Таможенного кодекса.

1 января 2018 начал действовать новый таможенный кодекс

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года. Документ призван избавить граждан стран Союза от некоторых бюрократических проволочек и внедрить новые возможности для электронного контроля таможни.

Напомним, что ЕАЭС – это международное экономическое объединение, действующее между Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией, которое было создано в начале 2015 года. Основная цель нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 2018 года – заменить устаревший документ Таможенного союза, подписанный еще в 2010 году.

Обновления в документе

Самое глобальное преобразование – изменение структуры документа. Если раньше он регулировал в большей степени вопросы внутри государств, упоминая также варианты разрешения вопросов международного уровня, то теперь действие закона сконцентрировано на решении вопросов стран-участниц совместно со всеми членами союза.

Изменилась структура кодекса: если раньше весь документ был разбит на 372 статьи, которые умещались в 8 разделах, то теперь их количество увеличилось. В таможенном кодексе 2018 года содержится 465 статей, объединенных в 9 общих разделов. Они стали более специализированными: каждая часть рассматривает свою узкую проблему и предлагает пути ее решения до того момента, как дополнительные указания будут даны органом управления ЕАЭС, Евразийской экономической комиссией.

Идея о принятии нововведений не нова: по словам экспертов, над документом работали более 5 лет специалисты из стран-участниц ЕАЭС. Отдельное внимание уделили кооперации с представителями частного сектора и малого бизнеса. Большинство поправок касаются именно послаблениям в области административного регулирования таможенных правил между странами.

Государство в свою очередь, стремилось улучшить ситуацию без большой нагрузки на бюджет. Поэтому документ рассчитан на поиск баланса между интересами двух сторон.

Эксперты также замечают, что реорганизация системы и введение новых правил не пройдет быстро. С учетом всех нормативных актов, которые должны быть приняты, реформ в таможенной сфере стоит ждать не раньше июля этого года.

Новые правила на таможне

В новом таможенном кодексе изменятся правила провоза различных товаров через границы государств, членов Евразийского экономического союза. Например, теперь предоставление декларации не является обязательным при пересечении границы. Предприниматель обязан иметь документы на руках при возникновении вопросов, однако требовать их у всех поголовно отныне не будут.

Всю бумажную документацию будут переводить в электронный формат. Исключение составят лишь персональные почтовые отправления, товары, пересылаемые на международном уровне или проходящие транзитом. Работа с остальными группами будет проходить в электронном виде. Естественно, понадобится время, чтобы наладить работу новой системы для операций с товарами.

С помощью этих мер планируют сократить время, которое товар может находиться на таможне. Во-первых, регистрация станет автоматизированной и будет производить не людьми, а компьютерными программами. Максимальное время для регистрации – 1 час. Если с документами не возникает проблем, они могут без дополнительных проверок продолжить путь.

Время выпуска планируется сократить в 6 раз и довести его до максимальной цифры в 4 часа. Также в 2018 году уменьшится количество бумаг, которые необходимо предоставлять в органы. Теперь стандартные документы будут храниться в электронном виде и при необходимости их можно подавать в электронном формате.

При новом проекте реформирования Таможенного кодекса Таможенного союза при возникновении ошибок в заполнении декларации их можно тут же исправить. Это не касается изменений характеристик товаров, только формальные опечатки. Если сотрудник таможни еще не успел сообщить детали досмотра, их можно будет избежать, скорректировав документ.

Изменения в уплате пошлин

Корректировки в 2018 году претерпели также основные пошлины в отношении товаров, которые перемещаются на территории ЕАЭС. Увеличился срок, в течение которого предприниматель обязан уплатить таможенную пошлину. Теперь можно взять отсрочку на 1 месяц при соблюдении соответствующих условий, более подробно прописанных в статье 59 ТК ЕАЭС. Если удастся доказать наличие форс-мажорных обстоятельств, отсрочку можно увеличить вплоть до 6 месяцев.

Для жителей РФ, часто совершающих покупки через интернет, в 2018 году также будут свои изменения. Теперь пошлины будут устанавливаться на уровне ЕАЭС, а Российская Федерация при желании может снизить их до более низкого уровня. На таможне 2018 года лимиты беспошлинного провоза товаров на территорию Союза составят 500 евро.

Если человек превысил этот лимит, то обязан заплатить 30% от стоимости каждого дополнительного килограмма, причем она не должна быть ниже отметки в 4 евро за 1кг. Однако в будущем эти цифры планируется снизить: в одной посылке может беспошлинно проходить покупки на сумму не более 200 евро. При этом новая пошлина составит 15% от каждого килограмма, а нижняя граница станет 2 евро.

Что будет с таможенными процедурами?

Старый Таможенный кодекс регулировал 14 процедур, правила для остальных были закреплены в дополнительных нормативных актах. К ним относятся:

  • Регулирование свободного склада
  • Нормативы для свободной таможенной зоны
  • Правила беспошлинного ввоза/вывоза отдельных видов товаров с территории России

Теперь все объединили под одним документом: эти три процедуры добавили в Таможенный кодекс 2018 года и они могут применяться во всех государствах-членах ЕАЭС.

Кроме того, были изменены регламенты процедур. Описания стали более подробными: если раньше каждый процесс описывался в общем, то теперь подробно расписаны правила для приостановления, прекращения, возобновления и завершения процедуры. Также разделили меры, которые применяются к товарам местного и зарубежного производства.

Изменения затронули зону duty free. Если раньше они могли создавать только в зоне вылета, то теперь купить товары может и после прилета. Для более точной формулировки правил были введены новые термины, ранее не встречающиеся в кодексе. В общем в новом документе выделено 18 глав на подробное описание новых таможенных процедур.

Какие изменения ждут работников таможни?

Новый кодекс не обошел стороной людей, которые постоянно работают на таможне. Главная заслуга документа – многие нормы, которые действовали на уровне отдельных государств, подняты на союзный уровень. За время существования старого кодекса было вынесено несколько постановлений, регулирующих таможенную деятельность. Теперь все они внесены в новый документ.

Более подробно рассмотрен статус Уполномоченного экономического оператора. Теперь им может стать компания, зарегистрированная на территории одной из стран-участниц, в то время как раньше это не являлось обязательным требованием.

Если раньше был единый образец для свидетельств, гарантирующих упрощенный режим для УЭО, теперь он разделен на три типа. Каждый из них предоставляет особый перечень преимуществ для владельцев. Причем свидетельство 3 типа включает в себя упрощения, закрепленные в первых двух.

Также наличие подобного сертификата будет упрощать процедуру выпуска товаров. Расширился перечень юридических лиц, которые могут получить подобные свидетельства. К примеру, сейчас к ним относят владельцев складов и перевозчиков.

Статус УЭО теперь вынесен на межнациональный уровень. Если раньше он действовал только между странами, заключившими соответствующее соглашение, то теперь перечень становится единым для всех участниц Евразийского экономического союза.

Видеосюжет канала Россия 24:

Видео вебинара от компании Альта-Софт с подробным разбором нововведений:

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector