Весовой контроль для грузовых и штрафы
Перегруз грузового автомобиля в 2020 гг
К грузовым и пассажирским перевозкам предъявляются повышенные требования, и закон предусматривает достаточно жёсткие меры наказания для нарушителей. Несмотря на это, многие автовладельцы допускают ошибки. Одно из распространенных правонарушений — перегруз автотранспорта. В последнее время, в сети появились слухи, что теперь за перегруженное шасси, работники ГИБДД могут забрать права и даже конфисковать транспортное средство. Рассмотрим этот вопрос более детально.
Внесение изменений в действующее законодательство
Согласно интернет-источникам, наказывать водителей будут следующим образом:
- Лишать прав.
- Изымать груз.
- Отправлять машину на штрафстоянку.
Вполне естественно, что подобные карательные меры вызвали бурю негодования среди водителей.
Правда или нет
Проверить это можно элементарно. Достаточно ознакомиться с действующей редакцией ст.12.21.1 КоАП, которая предусматривает ответственность за несоблюдение правил передвижения крупногабаритного и большегрузного транспорта. Этот документ предусматривает только санкции в виде денежных штрафов или лишения прав на незначительный срок. О конфискации груза речь не идёт.
В реальности инициатива Минтранса была вынесена на рассмотрение Государственного совета, но дальше этого дело пока не пошло. Поэтому сложно сказать, когда закон об ужесточении мер за перегруз авто вступит в силу, и произойдёт ли это вообще.
Разновидности перегруза
- Перегруз пассажирами. Водители часто подсаживают 1-2 пассажиров сверх установленных норм, чтобы получить личную выгоду. Однако это чревато неравномерным распределением нагрузки по осям, что может спровоцировать потерю управления.
- Грузовой перегруз. Любая транспортная компания старается повысить рентабельность каждого рейса, загружая грузовик под завязку. В результате ухудшается управляемость, повышается износ основных узлов.
- Перегруженность прицепа. В целом, проблема получается та же, что и в предыдущем случае: нарушается маневренность и управляемость.
Требования к организации грузоперевозок
- Распределение веса по осям ТС определяется данными из ПТС автомобиля и приложениями к Правительственному постановлению № 272, где указаны номинальные значения.
- Фактический вес определяется грузоотправителем либо перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку, если иной порядок не предусмотрен условиями договора.
- Водитель обязан контролировать процесс погрузочных работ, в частности, следить за фиксацией и расположением груза на платформе.
- Если фактический вес груза превышает установленные значения более чем на 2%, оформляется спецразрешение и согласовывается маршрут следования.
Допустимые нормы распределения нагрузки по осям
Расстояние между осями в метрах | Значения в тоннах для ТС группы А: эксплуатация на автотрассах 1-3 категорий | Значения в тоннах для ТС группы Б: эксплуатация на автострадах любой категории |
2 и больше | 10 | 6 |
1.65-1.2 | 9 | 5.7 |
1.65-1.35 | 8 | 5.5 |
1.35-1 | 7 | 5 |
1 и меньше | 6 | 4.5 |
Основания для выписывания штрафа
Главным обоснованием применения штрафных взысканий являются показания весов, через которые проходят грузовики. Пункты весового контроля условно делятся на 3 категории:
- Стационарные — обычно устанавливаются на въездах/выездах из населённого пункта.
- Мобильные — могут располагаться в любом месте.
- Автоматические — работают без участия человека.
Измерения проводятся по каждой оси в отдельности в момент прохождения транспортного средства по весам. После этого, полученные показатели суммируются. На основании полученных значений, штраф выписывается в двух ситуациях:
- Выявлен перегруз минимум по одной оси.
- Общая масса ТС выше допустимой, даже если по отдельным осям всё в пределах нормы.
Общие принципы взвешивания грузовых ТС
Здесь можно выделить три ключевых момента
-
Взвешивание выполняется только на специализированном оборудовании, технические характеристики которого соответствуют нормам ГОСТ-Р 53228-2008.
Сколько даётся попыток
Обычно две: динамическая и контрольная. Если при первом взвешивании выявлен перегруз, автомобиль проходит контрольное измерение. При этом водителю нужно удостовериться, что лица, проводящие взвешивание, имеют соответствующие сертификаты и разрешения.
Допускается ли погрешность измерений
Да, погрешности допускаются. В зависимости от способа взвешивания, допускаются такие отклонения:
- Автоматическое взвешивание по осям — 11%.
- Автоматическое взвешивание в общем значении — 5%.
- Осевая и общая погрешность при взвешивании на мобильных и стационарных пунктах — 2%.
За какой перегруз выписывают штраф: общий или по осям
Оштрафовать могут в обоих случаях. Здесь решающую роль играет факт, что машина загружена сверх допустимых норм, что и образует состав правонарушения. При этом нужно учитывать, что если перегруза по осям нет, но общая масса грузовика превышает допустимые значения, водителя всё равно оштрафуют.
Размер штрафов за перегруз
2-10% по осям и в целом
- Шоферу — 1 000-1 500 рублей.
- Ответственному лицу — 10 000-15 000 рублей.
- Компании-перевозчику — 100 000-150 000 рублей.
10-20% по осям и в целом
- Шоферу — 3 000-4 000 рублей.
- Ответственному лицу — 25 000-30 000 рублей.
- Компании-перевозчику — 250 000-300 000 рублей.
20-50% по осям и в целом
- Шоферу — 5 000-10 000 рублей или лишение права управления на 2-4 месяца.
- Ответственному лицу — 35 000-40 000 рублей.
- Компании-перевозчику — 350 000-400 000 рублей.
От 50% и выше
- Шоферу — 7 000-10 000 рублей либо лишение прав до полугода.
- ответственному лицу — 45 000-50 000 рублей.
- Компании-перевозчику — 400 000-500 000 рублей.
Предусматриваются ли отдельные виды наказаний за перегруз прицепов
Нет, действующие законодательные нормы этого не предусматривают. Прицеп включается в состав автотранспортного средства, поэтому перегруз рассчитывается по общим принципам: отдельно по осям и по общей массе ТС.
Кто и за что платит
- Водители. Учитывая, что речь идёт о наёмных сотрудниках, к ним применяются самые мягкие взыскательные меры. В частности, водителя могут оштрафовать на сумму 1 000-10 000 рублей, в зависимости от перегруза. В ситуациях, когда перегруз составляет половину допустимой нормы, водителя могут лишить права управления автотранспортом на 2-6 месяцев.
- Юрлицам и частным предпринимателям. Здесь размеры штрафов увеличиваются в 100 раз. В частности, компанию перевозчика могут оштрафовать на сумму от 100 000 до полумиллиона рублей.
- Грузоотправителям. Сюда относятся лица, осуществляющие процесс грузоперевозки, независимо от того, кто является фактическим собственником груза. В зависимости от правового статуса нарушителя, закон предусматривает наложение физлицам — 1 500-5 000 рублей, юрлицам — 200 000-400 000 рублей. Состав правонарушения образует умышленное сокрытие настоящей массы груза либо неправильное оформление сопроводительной документации.
- Лица, осуществляющие погрузку. Перевес может быть допущен при загрузке транспортного средства. В этом случае виновным грозит частным предпринимателям — 80 000-100 000 рублей, организациям — 250 000-400 000 рублей.
- При автоматической фиксации нарушения. В этом случае штраф выписывается собственнику грузового автотранспорта, и размер взыскания определяется по верхней ценовой планке, установленной для юридического лица. Если говорить о конкретике, сумма штрафа варьируется в пределах 150 000-500 000 рублей, в зависимости от процентного соотношения допущенного перегруза к установленным нормам.
- Должностным лицам. Под это определение попадают экспедиторы, занимающиеся сопровождением груза. Однако юридическая практика показывает, что под штрафные санкции обычно попадают водители или транспортные компании. Однако для должностных лиц закон тоже предусматривает штрафы: 10 000-50 000 рублей, в зависимости от характера правонарушения.
Как обжаловать штраф за перегруз
Это делается в общем порядке, в 10-дневный срок с момента получения уведомления о штрафе. Обращаться по поводу обжалования можно к руководству территориального подразделения ГИБДД или через суд.
Сразу отметим, что отменить штраф за перегруз практически нереально, особенно если нарушение зафиксировано на пункте автоматического весового контроля. Виновному придётся доказывать, что весы работают с большой погрешностью.
Как не платить штраф
Здесь всё просто. Главное, не допускать перегруза транспортного средства больше чем на 2% от максимально допустимых значений. Если это произошло, необходимо получить соответствующее разрешение на перевозку такого груза, и согласовать маршрут следования с ГИБДД.
Когда штраф оплачивается в двойном размере
Эта мера применяется к нарушителям, которые не обжаловали и не оплатили штраф в установленные законом сроки. Отметим, что погасить задолженность нужно в течение 2 месяцев, с момента получения извещения о штрафе.
Можно ли снизить сумму
Это возможно, если величина штрафа составляет для физлиц — 10 000 рублей, для должностных лиц — 50 000 рублей. Суммы указаны в минимальном значении. При этом размер денежного взыскания не может быть меньше, чем половина от суммы штрафа, предусмотренного статьёй, в соответствии с которой виновного привлекли к ответственности.
Отмена понижающего коэффициента и новые штрафы за перегруз
Изначально штрафы за перегруз грузового автомобиля были введены для контроля владельцев транспортных компаний и их водителей. Ведь часто они превышали максимальную грузоподъемность транспортного средства, чем подвергали угрозе здоровье и жизнь участников дорожного движения. Штрафы за перегруз с 1 февраля 2020 года изменятся и станут еще строже.
Сумма штрафа за перегруз сейчас
Размер взыскания и легитимность применения других наказаний и мер прописаны в 21 части 12 статьи КоАП РФ. Именно ею руководствуются представители власти при составлении протокола.
Сумма санкций зависит от того, кто нарушил закон – физическое лицо, должностное или юридическое.
Для физических лиц
Размер зависит не только от того, какое лицо нарушило закон, но и от размера перегруза. К примеру, размер штрафа за перегруз физическому лицу:
- при превышении грузоподъемности до 10% составляет 1500 рублей;
- при перегрузе в 10-20% – 4 тысячи рублей;
- при 20 – 50% хотя бы на одну ось – 10 000 рублей.
Для должностных лиц
Если должностное лицо нарушило закон, его тоже ожидают штрафные санкции, правда, в более крупном размере. К примеру, штраф грузоотправителю:
- при перегрузе до 10% составляет до 15 000 рублей;
- при превышении с 10 до 20% – 30 тысяч рублей;
- ну а при показателях на 20-50% больше нормы – 40 000 рублей.
Для юридических лиц
Сотрудники ГИБДД и суд применяют к юридическим лицам наиболее крупные взыскания по сравнению с другими. Так, штраф за перегруз для юридического лица:
- при превышении до 10% назначается в размере до 150 тысяч рублей;
- при показателях грузоподъемности на 10-20% больше нормы – до 300 000 рублей;
- при 20-50% – 400 000 рублей.
Кто осуществляет контроль
Контроль за этим осуществляют представители ГИБДД. Они могут остановить грузовое средство и проверить уровень его загруженности. Особенно часто это бывает, если водитель нарушил правила дорожного движения. В таком случае придется платить не только за превышение грузоподъемности транспортного средства, но и за нарушенное правило. На сегодня существуют автоматические методы определения перегруза при помощи камер.
Рассчитывают перегруз простыми математическими действиями.
Во-первых, сотрудник ГИБДД берет массу пустого грузовика. Она всегда прописана в документах, которые водитель обязан предоставить.
Во-вторых, представитель ГАИ берет массу груза. Она всегда прописана в накладной, которую водитель тоже обязан предоставить.
Осталось только сложить между собой две вышеуказанные цифры и разделить на количество осей – этот показатель тоже указан в документах. После этого полученное число представитель ГИБДД сравнивает с максимально разрешенным. Если перегруз превышает норму более, чем на 2%, то водителя оштрафуют, согласно 21 части 12 статьи КоАП РФ.
Отмена понижающих коэффициентов
До 31 января 2020 года будут действовать понижающие коэффициенты. Они снижали штрафы, хоть и немного. При этом, чем больше перегруз, тем больше ставка понижающего коэффициента. Максимальная составляет 0.6 при превышении от 10 до 50% на одну ось. Из-за их отмены с 1 февраля 2020 года размер штрафных санкций вырастет.
Лишение прав
С 2020 года водителя грузового средства, на котором был замечен перегруз, могут лишить водительских прав. Поводом для такого строгого наказания может стать превышение грузоподъемности в районе 50% на одну из осей.
Решать, лишать водителя прав или нет, будут инспекторы ГИБДД и суд, они же будут определять сроки.
Кто оплачивает и можно ли оспорить
Часто возникает вопрос: кто должен выплачивать штраф по постановлению – арендодатель или арендатор? Если машина была сдана в аренду, то в такой ситуации, безусловно, должен платить арендатор. Если же сам владелец машины распоряжался загрузкой грузового средства и/или сидел за рулем, то оплачивать штрафную санкцию будет он.
Оспорить это решение можно, как и любой другой штраф ГИБДД. Правда, для этого нужно приложить доказательства, подтверждающие вашу правоту. Используя их, необходимо составить жалобу (чем подробнее, тем лучше) и направить ее в суд или начальству ГИБДД. Срок, за который разрешено оспорить наказание, составляет 10 суток, начиная с момента выписки штрафа.
Что будет, если не платить
Выплатить штрафную санкцию следует в течение 60 суток по закону (статья 32.2 часть 1 КоАП). Причем, если оплатить в первые 20 дней, то можно получить скидку в размере 50%. То есть, нарушитель оплатит только половину штрафа, а остальное государство спишет. Но многие водители забывают или не хотят платить, в таком случае суд может:
- арестовать имущество;
- арестовать личные счета (чаще у юридических лиц);
- запретить покидать территорию России.
Существует практика, когда суд откладывал необходимость погашения административного штрафа на несколько лет (не больше 5). Правда, такое решение может быть принято по отношению к тому гражданину, у которого сложное материальное положение. Причем недостаточно заявить об этом, это еще нужно доказать документально.
Заключение
- С 1 февраля 2020 года штрафы за перегруз транспортных средств несколько увеличатся. Это напрямую связано с отменой понижающих коэффициентов, которые ранее позволяли экономить.
- Самые крупные суммы взыскания за нарушения будут приходить юридическим лицам.
- В любом случае государство заставит выплатить штраф, поэтому затягивать с выплатой не рекомендуется.
А как вы относитесь к отмене понижающих коэффициентов?
Какие штрафы за перегруз грузового автомобиля? Новый закон о лишении
Штрафы за перегруз
Штрафы ГИБДД за перегруз грузового автомобиля в 2020 году непомерно высокие. Но касается это преимущественно ИП и юридических лиц. А вот для водителей максимальная санкция составляет 10 000 рублей, и то за перевес фуры более 50% от допустимого на весах. Но всё может измениться, если в думе примут новый закон, по которому за данное нарушение ПДД будут лишать прав и даже конфисковывать грузовики. О том, когда он вступит в силу и с какой долей вероятности, какие актуальные штрафы на сегодня по осям и общие для организаций, физических лиц и предпринимателей, рассказываем в статье.
Что за новый закон о лишении за перегруз?
По многочисленным новостям изменения ожидают водителей с 1 июля 2019 года – то есть якобы новый закон уже вступил в силу. То есть, если ранее за перегруз фуры на весовом контроле зачастую фатальные санкции ждали только грузоотправителей в качестве юрлиц, а также крупные штрафы выписывались ИП, то теперь и до водителей добрались!
При этом, новый закон предусматривает аж 3 новых меры ответственности:
- лишение прав на большой срок за перегруз грузовой машины,
- конфискация груза при больших размерах перевеса,
- даже конфискация самого автомобиля в исключительных случаях.
Это правда и вступили ли в силу изменения?
Нет. Никакого нового закона нет. Более того, нет даже законопроекта, внесённого на обсуждение. И сейчас мы это очень просто докажем!
- Во-первых, так как ответственность за перегруз предусмотрена в Федеральном КоАП, то изменения по правилам должны вноситься Федеральными законами. И вы не найдёте ни одного такого ни внесённого в Госдуму, ни на обсуждении в ведомстве.
- Во-вторых, актуальная версия Кодекса размещается на авторитетном ресурсе Консультант Плюс, и на 07 Апреля 2020 года действует редакция статьи 12.21.1 КоАП со штрафами. Никакого лишения прав, и, тем более, конфискации авто и товара не введено.
Таким образом, новый закон о перегрузе не вводился и официально не планируется.
А что правда?
То, что инициатива по внесению нововведения о лишении прав и конфискации за перегруз всё же поступала. Её внесло Министерство транспорта России на одном из заседаний Госсовета.
Тем не менее, до официального вступления в силу нового закона о перевесе фур ещё далеко. Он не вводился с 1 июля 2019 года и далеко не факт, что он вообще появится.
Как выписывают штрафы за перегруз?
В 2020 году есть 3 вида пунктов весового контроля:
- стационарный (чаще всего находится на въездах/выездах из городов),
- передвижной/мобильный (устанавливаются где угодно и в разных местах),
- автоматический (фиксируются нарушения по перегрузу в автоматическом режиме, и штрафы высылаются собственнику фуры).
За перегруз по осям и за общий отдельно?
Нет. Замер на весах происходит по осям, затем результаты осевых замеров суммируются и получается общая масса грузового автомобиля с прицепом.
Штраф выписывается в любом из 2 случаев: либо перегруз есть по меньшей мере на одной оси автомобиля, либо по осям перевеса нет, но общая масса выше допустимой.
Есть ли погрешность измерений?
Да, и таких погрешностей много, а зависят они от методики измерения, типа весового контроля и весов.
На сегодняшний день есть установленный Приказ Минтранса с общими правилами измерения, а также указание по точности замеров и допустимых погрешностей весов в зависимости от их типа и других параметров. Предупреждаем сразу, читать очень много и не очень понятно.
Чтобы вам было проще понять, то в общих случаях погрешность составляет:
- 11% – на автоматических весах на контроле при измерении по осям фуры,
- 5% – погрешность по общей массе на автоматическом весовом пункте,
- 2% – любая погрешность (как общая, так и по осям) на стационарных и передвижных пунктах (там, где итоговый штраф выписывают сотрудники ГИБДД).
Есть ли отдельные наказания за перевес прицепа и тягача?
Нет. В 2020 году перегруз считается именно в составе транспортного средства. То есть вне зависимости от того, тягач на весах или его прицеп – измеряется общий вес всей сцепки как единого целого, а также вес всех осей фуры по-отдельнсти, вне зависимости от переда или зада.
Все штрафы за перевес в 2020 году
Они зависят от наличия разрешения на грузовой автомобиль, а также от величины превышения массы:
- 2-10% от допустимого веса без разрешения или на этот же размер выше, указанного в разрешении,
- перегруз на 10-20% от разрешённой по осям или от общей массы,
- от 20 до 50%,
- от 10 до 20% больше, чем в специальном разрешении,
- от 20 до 50% больше, чем разрешении,
- более 50%.
Обратите внимание, в законодательстве 2020 года наказания зависят не от перегруза за каждую тонну, а именно в пересчёте процентов перебора веса.
Кто платит?
Также размер штрафа зависит от статуса несущего наказание лица:
- физическое лицо (водитель),
- должностное лицо, ответственное за перевозку груза фурой,
- ИП и юридическое лицо,
- грузоотправитель, а в определённых случаях и грузополучатель – зависит от того, кто собственник груза,
- погрузчик,
- собственник грузового автомобиля (в случае автофиксации).
Итак, давайте теперь рассмотрим все штрафы за перегруз грузовиков на пунктах весового контроля в зависимости от статуса привлекаемого к ответственности лица. Отдельно приведём в таблицах, кто платит какие штрафы, и вам сразу станет всё понятно!
Физлицу (наёмному водителю)
К категории физических лиц относятся водители грузовиков, работающие по найму на юридическое лицо или предпринимателя. Именно они несут наиболее мягкую ответственность за перегруз на весах, и именно для них хотя ввести (но пока ещё не ввели) лишение прав.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | Водителю от 1 000 до 1 500 рублей как по осям, так и за общий перевес. |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | От 3 до 4 тысяч рублей. |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | От 5 до 10 тысяч либо лишение прав на 2-4 месяца (при этом, лишение идёт как более строгое наказание). |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 3 000 – 3 500 рублей. |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | От 4 до 5 тысяч или лишение на 2-3 месяца. |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | Водителю штраф составит от 7 до 10 000 рублей либо будет лишение прав на срок 4-6 месяцев. |
12.21.1, часть 11 | Движение грузового автомобиля под дорожный с массой более указанного на знаке (при перегрузе на ось или общего веса). | 5 000 рублей. |
Юридическим лицам и ИП (как владельцам или водителям автомобиля)
А вот для организаций штрафы за перевес в десятки и даже сотни раз выше.
Обратите внимание, что ИП по статье за перегруз несут ответственность тоже как юридические лица (Примечание к 12.21.1).
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | От 100 до 150 000 рублей. |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | От 250 до 300 тысяч рублей. |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | От 350 до 400 тысяч. |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 3 000 – 3 500 рублей. |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 300-400 000 рублей. |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | Штраф для организации будет от 400 до 500 тысяч. |
А вот за движение под знак ограничения допустимой массы фуры для юрлиц штрафа не предусмотрено – в этом случае ответственность ожидает только водителя.
Грузоотправителю
Указанные ниже штрафы ГИБДД выписываются именно грузоотправителю, вне зависимости от того, кто является собственником перевозимого груза.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 8 | Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 1, 2 и 4 статьи 12.21.1. |
|
12.21.1, часть 9 | Ошибка грузоотправителя в документах на груз либо сокрытие настоящей массы груза (если грузоотправитель является физлицом) в случаях, когда водителя привлекли по частям 3, 5 и 6 статьи 12.21.1. |
|
При погрузке в фуру
Есть отдельный штраф и для организации или ИП, осуществлявшего погрузку груза в машину и допустившего своими действиями перевес. Он регулируется частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса и составляет:
- от 80 до 100 тысяч рублей для ИП,
- от 250 до 400 тысяч – штраф организации.
Собственнику на камеру автофиксации
Если нарушение зафиксировано на камеру, то в этом случае штраф выписывается только собственнику грузового автомобиля – ни водитель, ни юр лицо не несут ответственности, так как по автофиксации они не могут быть достоверно установлены.
Статья и часть КоАП | Какой перегруз? | Какой штраф? |
---|---|---|
12.21.1, часть 1 | Перегруз на 2-10% при отсутствии спецразрешения либо на то же значение выше, указанного в этом документе. | 150 000 |
12.21.1, часть 2 | На 10-20% при отсутствии разрешения. | 300 000 |
12.21.1, часть 3 | На 20-50% при отсутствии разрешения. | 400 000 |
12.21.1, часть 4 | На 10-20% от указанного в разрешении при его наличии. | 250 000 |
12.21.1, часть 5 | На 20-50% от указанного в разрешении при его наличии. | 400 000 |
12.21.1, часть 6 | Если перегруз составил более 50% при отсутствии бумажного согласования или более 50% от указанного в этом документе. | 500 000 |
Такие санкции придут собственникам грузовиков в качестве “писем счастья” по почте.
«Письма счастья»: как оспорить штраф за перегруз 17:18, 5 июля 2019 Версия для печати
Штрафы за превышение весогабаритных параметров – одна из самых серьезных проблем, с которой сталкиваются многие российские перевозчики. Чтобы оплатить их, некоторым предпринимателям приходится продавать грузовики.
К системе автоматического весового контроля вопросов много как у перевозчиков, так и у юристов. Что не так с АСВГК? Как избежать штрафов и можно ли их оспорить? Кандидат юридических наук Олеся Аблезгова ответила на эти вопросы для портала Fleetguru.
Общая проблема
От штрафов за перевес не застрахован никто. К юристам обращаются как частники и ИП, владеющие несколькими грузовиками, так и крупные компании с большими автопарками.
Последние, как правило, могут позволить себе оплатить штрафы и остаться на плаву. А вот для частников «письмо счастья» на несколько сотен тысяч рублей может оказаться фатальным.
К сожалению, такие случаи были: предприниматели, не сумевшие оспорить несколько крупных штрафов, продавали транспорт и покидали рынок автоперевозок.
Именно с автоматических рамок перевозчикам чаще всего приходят штрафы за перевес. В Поволжье и на Юге России их особенно много, а вот в Сибири и на Дальнем Востоке АСВГК еще не распространены: там грузовики взвешивают по старинке, на стационарных или мобильных постах.
Что не так с АСВГК?
Юрист выделяет три главных претензии к автоматическим системам весового контроля.
Нормы установки комплексов АСВГК
В законодательстве существует нормативный акт, который описывает принципы работы комплексов весового контроля – это приказ Минтранса «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств…» от 29.03.2018. В нём указано, что АСВГК необходимо снабжать средствами, которые будут информировать водителя о перевесе, чтобы тот получил возможность оперативно его устранить и не получить штрафы от других рамок, которые встретятся на пути.
Но никакого оборудования, которое могло бы оповестить водителя о перегрузе, в составе российских АСВГК нет – как на старых, сооруженных до вступления приказа Минтранса в силу, так и на новых.
Осевая нагрузка
В России есть дороги с разными осевыми нагрузками: 6, 10 и 11,5 тонн. По закону определение нагрузки осуществляется по результатам оценки техсосотояния дорожного полотна. Оценка должна проводиться как минимум раз в год.
На деле ежегодную проверку проводят в исключительно редких случаях, и камеры АСВГК продолжают работать, устанавливая нагрузки без каких-либо нормативных оснований.
Иностранное оборудование и российские нормы
На российских дорогах используются разные комплексы весогабаритного контроля – это оборудование производства Чехии, Швейцарии и других стран. В документации к различным комплектующим указано, что их производители устанавливают жесткие требования и широкие рамки погрешности. А российский орган, занимающийся стандартизацией и метрологией, изменяет эти нормы и в таком виде допускает оборудование к использованию на автодорогах.
Иными словами, некоторые элементы АСВГК работают не в тех режимах и не в тех условиях, для которых были созданы.
Как оспорить штраф?
Владельцам большегрузов зачастую удается оспаривать штрафы или добиваться их существенного снижения. Основанием для обжалования нерекдо является норма, установленная ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ:
«собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если докажет, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц».
Иными словами, штраф можно отменить, если удастся доказать, что в момент совершения правонарушения автомобилем управлял не его собственник.
Подтвердить это помогут:
- полис ОСАГО с записью о допуске других лиц к управлению ТС;
- договор аренды или лизинга на машину;
- показания свидетелей.
Штраф также можно отменить, если выяснится, что оборудование работает неправильно. Такое случается довольно часто, ведь оборудование несовершенно. Камеры могут неправильно посчитать количество осей или принять выступающие части кузова за его границы. Операторы стационарных постов, в свою очередь, могут использовать устаревшее оборудование или неправильно его настроить.
Пример: пост АСВГК в Марксовском районе Саратовской области фиксирует у большинства большегрузов двускатную переднюю ось. Как такие машины вообще могут передвигаться – в местном отделении полиции объяснить затрудняются.
Что делать, чтобы не получить штраф?
Владельцам транспортных компаний необходимо заниматься профилактикой штрафов – как с юридической, так и с технической стороны.
Чтобы не получить штраф, нужно устранить возможность появления перегруза. Помогут датчики груза на осях или мобильные весы.
Водитель должен лично присутствовать при погрузке машины и следить, чтобы количество грузовых мест совпадало с указанным в документах. И, конечно, водитель должен быть добросовестным, иначе его «калым» может обернуться многотысячным штрафом.
Собственник грузовика может заранее подготовить документы о его передаче в аренду. При этом договор лучше заверить у нотариуса: суды скептически относятся к соглашениям, заключенным в простой письменной форме.
Водителям необходимо объяснить, что подписывать какие-либо бумаги фразой «согласен с нарушением», когда инспектор предлагает «заплатить штраф 500 рублей и спокойно ехать дальше», ни в коем случае нельзя.
А если «письмо счастья» всё-таки пришло, важно не медлить: срок на обжалование составляет 10 дней. Чтобы не пропустить письмо, необходимо регулярно проверять почтовый адрес по месту регистрации ИП или юридическому адресу компании. А еще можно подписаться на «штрафы» в «Госуслугах».
Штраф за перегруз в 2019 году: предотвратить или обжаловать?
Грузовой автомобиль индивидуального предпринимателя Алексея был задержан инспектором за перегруз по оси, когда третий раз за рейс проходил взвешивание. Законодательством РФ введены драконовские штрафы за перегруз и чтобы не разорится на них, необходимо знать законы. Статья расскажет что нужно знать и делать, чтобы не нарушать правила и не получать штрафы. В каких случаях их можно обжаловать, если штраф уже получен.
Правила перевозки грузов
Грузоперевозки в РФ регулируются разными законами и нормативными актами. Выделим важные моменты:
- вес грузового автомобиля и нагрузка на оси не должны превышать предельных значений, указанных в ПТС и установленных приложениями 1 и 2 Постановления Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 года;
- вес груза определяется тем, кто грузит машину в присутствии другой стороны (грузоотправителем в присутствии перевозчика или наоборот), если иное не предусмотрено договором;
- перевозчик (водитель) должен контролировать процесс погрузки, крепления и размещения груза в кузове;
- если вес превышает установленную норму более чем на 2%, нужно оформить специальное разрешение, согласовать маршрут поездки и возместить вред, причиняемый перевесом дорожному полотну. Для этого нужно обратиться в Росавтодор того региона, откуда начнется маршрут перевозки.
Какие правила нарушил Алексей
- не проконтролировал надежность крепления груза в кузове и груз сместился;
- превысил нагрузку на ось.
Последствия перегруза
- Перегруженный автомобиль трудно управляем при сложных погодных условиях (гололед, мокрый асфальт) и имеет увеличенный тормозной путь, чем создает аварийно опасные ситуации на дороге.
- Дорожное полотно рассчитано под определенные нагрузки и их превышение наносит ему ущерб.
- При резком торможении есть риск заноса задней части прицепа и потери управления грузовиком, что тоже провоцирует аварийную ситуацию.
- Быстрее изнашивается сам автомобиль.
В связи с этим государство в лице Ространснадзора и ГИБДД усиливает контроль за грузоперевозками. 2 сентября 2015 года Правительство утвердило План мероприятий (“дорожную карту”), направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. В соответствии с ним на Российских дорогах появились автоматические комплексы весогабаритного контроля с функцией фото и видеосъемки. К концу 2020 года 387 таких постов появятся на всех дорогах федерального значения.
Как работают автоматические весы
Весы измеряют общую массу и осевые нагрузки автомобиля движущегося со скоростью до 140 км/ч. Если есть перегруз, система определяет владельца ТС по номеру машины и проверяет было ли оформлено специальное разрешение, и если его нет, автоматически выписывает штраф. Такие весы прошел грузовик Алексея на первом передвижном посту весового контроля. Если система определила нарушение и сформировала штраф за перегруз, перевозчик узнает об этом, когда получит его по почте. В будущем пункты автоматического весового контроля будут дополнены электронными табло, которые будут на месте информировать водителя о результатах проверки.
Допустимые нормы загрузки автомобиля
В приложении № 1 к Постановлению Правительства № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” от 15.04.2011 г. установлены допустимые массы транспортных средств в зависимости от их типа или комбинации, количества и расположения осей. Допустимая масса складывается из веса самого автомобиля с прицепом, указанных в ПТС, и веса груза.
В Приложении N 2 к тому же документу определены допустимые нагрузки на оси в зависимости от их расположения и расстояния между ними для дорог с разной допустимостью осевых нагрузок.
Размеры штрафов за перегруз в 2019 году
В соответствии со статьей 12.21.1 КоАП РФ нарушение этих норм влечет наказание в виде штрафа или лишения права управления автомобилем. Меры ответственности определены в зависимости от степени превышения допустимой массы или осевой нагрузки в процентах.
Величина превышения допустимой массы ТС или осевой нагрузки
100 000 – 150 000
250 000 – 300 000
5 000 – 10 000 или лишение на 2 – 4 мес.
350 000 – 400 000
7 000 – 10 000 или лишение на 4 – 6 мес.
400 000 – 500 000
При третьем взвешивании на стационарном посту весы зафиксировали перегруз грузового автомобиля Алексея. Инспектор составил протокол и задержал ТС до устранения нарушения путем блокировки колес специальным устройством. Вызвал эвакуатор, чтобы переместить автомобиль с перегрузом на платную спецстоянку. В соответствии с п. 1.1. ст. 27.13 КоАП РФ до прибытия эвакуатора у водителя есть время на устранение нарушения. Для продолжения маршрута необходимо либо оформить разрешение на перевозку тяжеловесного груза, либо устранить нарушение одним из возможных способов:
- Поменять местоположение части груза в прицепе, если нарушена нагрузка на ось.
- Переместить часть груза в другую машину, если перегруз по общей массе ТС.
Водитель грузовика предпринимателя Алексея успел до приезда эвакуатора исправить нарушение первым способом, перераспределив груз в кузове. Инспектор направил автомобиль на контрольное взвешивание, которое показало, что нагрузка на ось пришла в норму и разрешил продолжать движение. Однако от штрафа за перегруз это перевозчика не избавит, нарушение было зафиксировано актом взвешивания и протоколом и его придется платить.
Кто должен платить штраф за перегруз, если штраф оформлен инспектором
В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за перегруз несут:
- Водитель, непосредственно управлявший ТС.
- Должностное лицо организации – человек, выпускающий машину в рейс.
- Юридическое лицо – организация или индивидуальный предприниматель, чей транспорт перевозил груз. Причем сумма штрафа для обоих одинакова.
- Грузоотправитель, если при погрузке им были нарушены весовые нормы. Что не допускается ч.12 ст.11 Устава автомобильного транспорта.
Суммы штрафов грузоотправителям различны:
- для юридических лиц – от 250 000 до 400 000 руб.;
- для предпринимателей – от 80 000 до 100 000 руб. (п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ).
Таким образом, штраф выпишут самому предпринимателю Алексею, водителю, который управлял автомобилем и организации, которая грузила транспорт.
Кто должен платить штраф за перегруз при автоматической фиксации
Если нарушение зафиксировано автоматической системой взвешивания, отвечать будет только собственник транспортного средства. Сумма штрафа одинакова для ИП, физических и юридических лиц собственников ТС.
В каких случаях можно обжаловать штраф
Сложившаяся в России судебная практика показывает, что суды в полном объеме удовлетворяют иски ГИБДД к нарушителям весовых нагрузок. Тем не менее, в некоторых ситуациях обжаловать штраф за перегруз возможно:
Собственнику ТС:
- если машина передавалась в аренду другому лицу по договору. Тогда ответственность несет арендатор ТС, что закреплено в ст. 2.6.1 КоАП РФ;
- если грузовой автомобиль вез груз для личных нужд, и собственник может это подтвердить. Тогда штраф будет наименьшим как для физического лица.
Перевозчику:
- если машина была загружена сыпучим или наливным грузом, а штраф получен за перегруз по осям. Песок, камень, жидкости никак не закреплены в кузове и водитель не может контролировать их перемещение, а значит, и нагрузку на ось. В таких делах суд может пойти навстречу и отменить постановление ГИБДД ввиду отсутствия состава правонарушения. Логично, что допустимая масса ТС при этом не должна изменится.
Грузоотправителю:
- если на пути следования машиной было пройдено несколько взвешиваний, первое из которых не выявило перегруз по осям. Это указывает на то, что в пути произошло смещение груза, поэтому при последующем взвешивании ось “пробила” перегруз, значит при погрузке осевую нагрузку распредели правильно. Таким образом, нарушения норм грузоотправителем нет.
В данной ситуации Алексею придется заплатить штраф. Но нужно сделать выводы на будущее, чтобы избежать получения новых штрафов за перегруз.
Что нужно знать и делать, чтобы не получать штрафы за перегруз
- Знать правила перевозки тяжеловесных грузов и соблюдать их.
- Грузить машину строго соблюдая нормы, установленные законом.
- Надежно крепить груз в кузове, чтобы он не сместился.
- Можно установить на прицеп бортовые датчики нагрузки на ось, чтобы иметь постоянный контроль осевых нагрузок.
- При погрузке использовать компьютерные программы, рассчитывающие оптимальные варианты размещения груза в кузове.
Проконсультируйтесь по вопросам внедрения сервиса по автоматическому контролю подобных штрафов в вашей организации у нашего специалиста: тел. 8-800-250-8335.
Дата публикации статьи: 18 июля 2019 года
Последнее изменение: 22 июля 2019 года