В каких случаях при сокращении уведомляют центр занятости
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

В каких случаях при сокращении уведомляют центр занятости

Для чего необходимо уведомление службы занятости о сокращении штата?

Экономический кризис заставляет многих работодателей использовать неприятную меру – сокращение штата и увольнение своих работников.

Рассмотрим некоторые нюансы этой процедуры, а именно – сообщение в Центр занятости.

Нужно ли уведомить службу занятости о сокращении штата?

Согласно закону № 1032-1 от 19 апреля 1991 года, все руководители должны уведомлять органы Центров занятости о планируемом увольнении из-за сокращения штата.

Пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса сообщает конкретные действия, что должны предприниматься руководителем, дабы увольнение сотрудников из-за сокращения считалось законным. Не исключается, что для отдельных сотрудников сокращение станет причиной обид, они могут пойти в суд.

Зачем это делать?

Делаются такие шаги потому, чтобы у Центра занятости была информация о высвобождающихся в скором времени специалистах, имелась возможность планирования размеров выплат людям, которые остались без рабочего места.

Тем, кто обращается за доукомплектованием штата и квалифицированными сотрудниками необходимой специализации, конкретного уровня умений, опыта и образования, скажут точный день, когда необходимый специалист освободится от договора с прежней компанией.

Если не имеется никаких сообщений о случившемся сокращении, то процесс затянется и усложнится.

После получения трудовой книжки и расчета, сокращенный сотрудник должен явиться в службу занятости для оформления и проведения других действий, что выступают основанием для выдачи финансов в соответствии со средним заработком за последние 2 месяца.

Люди, которые попали под сокращение, нередко достаточно сложно переживают такой факт, страдают из-за необходимости искать новое место, потому для уволенных уведомление ЦЗ требуется не только для получения финансов, а для более быстрого поиска вакансии (порой, даже после первого обращения в Центр).

Как правильно?

Согласно части 2 статьи 25 законопроекта № 1032-1 тип сообщения ЦЗ о планируемом сокращении письменный. Но не существует какого-то особенного бланка. Компании имеют право составлять подобные письма в произвольных формах. Эта информация содержится в письме Роструда № Т3/5624-6-1.

Адрес, куда должна направляться бумага, в законе не сообщается, но логичнее это сделать в тот Центр, в чьем районе разместилась компания или предприятие.

В какой срок?

Компании должны уведомлять службы занятности не меньше, чем за 2 месяца, а индивидуальные предприниматели – минимум за 14 дней до дня сокращения. Если же грядет крупное увольнение людей, то срок для всех руководителей повышается до 3 месяцев до даты увольнения.

По части 1 статьи 82 Трудового кодекса для определения понятия массовости сокращения требуется следовать правилам отраслевого соглашения. Такого типа соглашения есть в различных сферах деятельности.

Если ни одно из них не получается использовать, то нужно следовать критериям, что постановлены в Положении об организации работы…, что подтверждается правительственным постановлением № 99 от 5 февраля 1993 года.

В силу первого пункта сокращение признается массовым, когда из-за него будет уволено:

  • 200+ сотрудников за 60 дней;
  • не меньше 50 работников за срок 30 дней;
  • 500+ человек за 90 дней;
  • от 1% от занятых людей в области за 30 дней, если число работников в районе не больше 5 тысяч.

Как лучше?

Сообщение с уведомлением разрешается отправлять разными способами:

  1. посредством email;
  2. по обычной почте.

Но ситуация со службой занятости особенная. Отличительная черта в том, что очень важно сделать все в срок, при этом следует получить доказательство вручения уведомления. По этой причине лучшим способом станет отправка работника в Центр занятости, дабы он вручил один экземпляр уведомления секретарю, а на другом получил не просто дату, а также и входящий номер, подпись о получении уведомления ЦЗ.

Правила заполнения документа

Форма

В «шапке» уведомления важно проставить дату, с которой заканчивается работа предприятия и работника. Формулировка звучит приблизительно так: «В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости…», сообщаю о сокращении штата и численности в соответствии с приказом №12 по ЗАО «Металлургический комбинат» от 25.10.2016…»

Необходимо, чтобы в письме были все данные, которые требуются для предоставления в Центр занятости по закону. То есть, помимо написания факта и даты процесса, необходимо внести в письмо такую информацию об увольняемых:

  • занимаемая должность;
  • специализация;
  • профессия;
  • квалификационные требования к занимаемой вакансии;
  • информация о заработке.

Например, сведения о сотрудниках можно внести в таблицу:

Номер п/п

Ф.И.О.

Образование

Должность (профессия, специализация)

Работодатель принял решение о сокращении численности. Какую службу занятости нужно уведомить

Автор: Сусеков Владимир Николаевич

Регион: Приморский край, г. село Воздвиженка, Уссурийского района

Должность: Начальник юридической группы, ОАО «322 Авиационный ремонтный завод»

Область права: Административные отношения, Трудовые отношения

Порядок решения проблемы: Судебный № дела 12-25/2010

Суть дела

Читать еще:  Сроки поверки счетчиков горячей и холодной воды

Работодатель издал приказ о сокращении численности и уведомил службу занятости по месту регистрации компании, предоставив все необходимые данные на сокращенного работника (ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»). После сокращения работник обратился в службу занятости по своему месту жительства (иной район субъекта РФ по отношению к месту регистрации компании) для постановки на учет и выдачи справок для получения среднемесячного заработка, где данных о его сокращении не оказалось. Управление государственной службы занятости составило протокол об административном правонарушении на должностное лица компании и направила документы в суд с целью привлечения к административной ответственности.

Задача и ее решение

01.06.2010 года работодатель ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» издал приказ №457 о сокращении нескольких должностей в службе охраны предприятия. Под сокращение попала Петрова П.П. (фамилия и инициалы изменены), зарегистрированная и проживающая в селе Михайловка, Михайловского района, Приморского края.

В соответствии с ч.2 ст.25 Закона РФ №1032-1 от 19.04.1991г. «О занятости населения в РФ» работодатель уведомил службу занятости о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, не позднее чем за два месяца. При этом данные в службу занятости были отправлены работодателем одновременно на всех сокращаемых работников без градации их по месту жительства или регистрации. Указанные документы были отправлены в службу занятости по месту регистрации фирмы – Уссурийский район Приморского края.

Приказом № 694 от 02 августа 2010 года указанные работники были уволены по п.2 части 1 ст.81 ТК РФ по сокращению штата.

В течение недели после увольнения Петрова П.П. обратилась в службу занятости по своему месту регистрации и жительства (Михайловский район) с целью постановки ее на учет. По указанным выше причинам сведения о ее высвобождении в службе занятости Михайловского района отсутствовали, что привело к серьезным недоразумениям со стороны службы занятости по отношению к обратившемуся гражданину.

В результате, 11 августа 2010 года Управлением государственной службы занятости Приморского края был составлен протокол №10 об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» (заместителя генерального директора по кадрам), совершившего по мнению службы занятости правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП (не предоставление сведений), выразившееся в не предоставлении в службу занятости по месту жительства работника сведений о его планируемом высвобождении, обязанность предоставить которые предусмотрена ч.2 ст.25 Закона о занятости населения.

Материалы административного производства Управлением государственной службы занятости Приморского края были направлены в мировой суд для рассмотрения по существу.

Будучи начальником юридического отдела фирмы, я представлял в суде по доверенности интересы заместителя генерального директора по кадрам, в отношении которого было возбуждено административное производство.

Основным доводом защиты по данному дело служил тот факт, что законом прямо не предусмотрено направлять предусмотренные ст.25 Закона о занятости населения сведения в орган службы занятости по месту жительства или регистрации работника. При условии, что такие сведения были направлены в любой орган службы занятости на территории РФ в установленные законом сроки, суд по моему мнению, должен был признать протокол об административном правонарушении незаконным и отказать в требованиях службы занятости за отсутствием состава правонарушения в действиях должностного лица фирмы.

23 сентября 2010 года мировой судья с/у №66 города Уссурийска рассмотрела материалы дела и вынесла Постановление по делу об административном правонарушении, признав должностное лицо заместителя генерального директора по кадрам виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа (номер дела №5-635/2010). С моими доводами мировой судья не согласилась.

Не согласившись с Постановлением мирового судья я обжаловал его.

14 октября 2010 года Уссурийский районный суд (номер дела №12-25/2010) вынес решение по моей жалобе, по которому Постановление мирового судьи участка №66 города Уссурийска Приморского края по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, было отменено. Производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП – в связи с отсутствием в действиях заместителя генерального директора по кадрам состава административного правонарушения.

При этом суд указал, что в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о сокрушении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Читать еще:  Грамота министерства промышленности и науки свердловской области льготы

Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ составляют действия по непредставлению в государственный орган указанных в законе сведений (информация), а также предоставлению сведений (информации) с нарушением установленных сроков.

Пункт 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не содержит прямого указания для организации на ее обязанность при принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме уведомить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий именно по месту жительства работников, а не по месту нахождения организации.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направил в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» факсимильной связью и затем почтой сведения о планируемом сокращении штата работников предприятия (л.д. 17-21), в том числе и на Петрову П.П.

Как следует из информации, предоставленной КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска», сведения о высвобождении работника Петровой П.П. поступили именно от ОАО «322 АРЗ» и зарегистрированы за № 01-04/1236.

Привлекая заместителя генерального директора по кадрам к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП, мировой судья не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» направило в КГУ «Центр занятости населения города Уссурийска» сведения о высвобождаемых работниках, в том числе и на Петрову П.П.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением считается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

Поскольку, как установлено судом, ОАО «322 Авиационный ремонтный завод» в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в письменной форме сообщил в органы службы занятости не менее чем за два месяца при принятии решения о сокращении численности или штата работников по месту нахождения организации — г. Уссурийск Приморского края, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ — в связи с отсутствием в действиях должного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.

Суд принимая такое решения не нашел оснований для привлечения должностного лица работодателя к ответственности в силу отсутствия в законе прямого указания на необходимость предоставлять указанные выше сведения в службу занятости по месту жительства работника.

При этом мое личное (я полагаю объективное) мнение по данному вопросу однозначно на стороне службы занятости. Гражданин, пусть и уволенный по всем формальным правилам трудового законодательства, не должен быть ущемлен в его правах (в данном конкретном случае в сроках постановки его на учет в службе занятости). Также как и орган службы занятости не должен причинять гражданам определенные неудобства в связи с формальным подходом работодателей, хотя в моем случае все изложенное было совершено не умышлено. Полагаю, что п.2 ст.25 Закона о занятости населения подлежит доработке, в части жесткой регламентации того, куда должны подаваться требуемые сведения: по месту жительства или регистрации работника, или по месту регистрации фирмы.

Пробел в праве обеспечил мне очень интересный, да и к тому же выигрышный процесс.

Чего удалось добиться

Решение мирового судьи было отменено, дело по привлечению должностного лица к административной ответственности за непредоставление сведений в службу занятости прекращено. При этом суд указал, что Закон РФ «О занятости населения в РФ» не содержит прямого указания на обязанность компании уведомлять службу занятости именно по месту жительства работника.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него.

Как уведомить службу занятости при сокращении штата?

В том случае, если компания проводит сокращение штата, какая-то часть работников может оказаться на улице. И для того, чтобы не усугублять ситуацию с безработицей, работодатель обязан связаться со службой занятости и поставить её в известность о планируемых действиях. Разберёмся, как и когда это делается, какие для этого требуются условия, а также что должно содержаться в таком уведомлении.

Нужно ли уведомить службу занятости о сокращении штата?

Обязанность сообщать в службу занятости о том, что работодатель собирается либо сокращать штат, либо вовсе прекращать деятельность, установлена ч. 2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ». Согласно этой норме, уведомлять о предстоящем высвобождении большого числа работников должны следующие категории работодателей:

Читать еще:  Сочинение преступление и наказание цель оправдывает средства

На работодателей-граждан, заключивших трудовые договора с домработниками, гувернантками, личными помощниками и т. п., эта норма не распространяется. Сколько бы ни было у них работников, они не обязаны уведомлять службу занятости, даже если планируют разом уволить всех.

В какие сроки необходимо уведомить службу занятости?

Ст. 25 указанного закона устанавливает следующие сроки уведомления:

  • Для организаций — не менее чем за 2 месяца до предстоящих массовых увольнений.
  • Для ИП — не менее чем за 2 недели.

Кроме того, статья указывает, что уведомляется служба занятости также в том случае, если на предприятии вводится неполный рабочий день либо неделя, а также приостанавливается деятельность. В этом случае служба должна получить сведения об этом в срок не позднее 3 рабочих дней после того, как соответствующее решение было принято.

Наконец, в том случае, если сокращение либо прекращение деятельности работодателя может привести к тому, что произойдёт массовое увольнение, срок предупреждения становится общим — не менее чем за 3 месяца до предполагаемой даты мероприятия.

При этом критерии того, какое увольнение считается массовым, определяются в соответствии со ст. 82 ТК РФ, то есть на основании территориальных или отраслевых соглашений, заключенных ранее.

К примеру, в химической (от нефтехимии до фармацевтики) промышленности соглашения устанавливают, что массовым увольнением будет, в частности увольнение более 50 работников за календарный месяц, либо 200 и более человек за 60 дней.

Там же, где соответствующие соглашения не были заключены, нужно руководствоваться старым положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 1993 № 99. Приведённые в нём критерии те же самые, что и в большинстве соглашений.

Каким способом можно уведомить?

Закон устанавливает лишь одно требование к уведомлению — оно должно быть письменным и содержать определённую информацию. Никаких других норм, касающихся формы документа либо порядка его подачи, не установлено.

Уведомление подаётся следующими способами:

  • По почте — обычно заказным письмом с уведомлением, чтобы гарантировать его доставку и приём адресатом.
  • На личном приёме. В этом случае представитель работодателя (руководитель организации, ИП, либо сотрудник, имеющий выданную и заверенную доверенность) является в местное отделение службы занятости и вручает в канцелярию или уполномоченному сотруднику уведомление со списком увольняемых работников и иной необходимой по закону информацией.

С согласия руководства службы занятости уведомление может быть также подано с помощью факсимильной связи (но в этом случае позднее должен быть предоставлен оригинал документа), либо по электронной почте.

Как составить уведомление службы занятости о сокращении штата

Законодательство предусматривает, что в уведомлении, касающемся сокращения штата, должны быть указаны некоторые обязательные сведения. Что именно они собой представляют?

Образец уведомления службы занятости

В уведомлении должны быть указаны следующие сведения:

  • Название организации или личные данные ИП, где планируется сокращение штата.
  • Имена увольняемых сотрудников.
  • Занимаемые ими должности.
  • Данные о квалификации и образовании.
  • Размер зарплаты, установленный для увольняемых сотрудников.

Скачать Образец уведомления службы занятости о сокращении штата можно по ссылке.

Ответственность, если не уведомить службу занятости

В том случае, если работодатель вовремя не подаст сведения о том, что планирует проводить сокращение штата, он может быть привлечён к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ она может быть наложена в следующих пределах:

  • Предупреждение. Это самый мягкий вид административного наказания.
  • Штраф для должностных лиц — от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Штраф для ИП — в таком же размере.
  • Штраф для организаций — от 30 до 50 тысяч рублей.

Если это нарушение не первое, и ранее виновный работодатель уже был подвергнут наказанию, тяжесть санкций возрастает. При повторном нарушении штраф будет налагаться в следующем размере:

  • Для должностных лиц — от 10 до 20 тысяч. Вместо штрафа возможна дисквалификация. Её срок будет составлять до 1 года.
  • Для ИП — размер штрафа тот же, дисквалификации либо иных наказаний не предусмотрено законом.
  • Для юрлиц — от 50 до 70 тысяч рублей, дополнительных наказаний по КоАП РФ также не предусмотрено.

Законодательная база

В тех случаях, когда проводится сокращение, из-за чего нужно уведомлять службу занятости, нужно руководствоваться следующими нормативными актами:

  1. ТК РФ. Именно он устанавливает правила, по которым проводится сокращение.
  2. Закон РФ «О занятости населения в РФ». Именно он устанавливает требования о том, как должно проводиться уведомление.
  3. КоАП РФ — он устанавливает ответственность в тех случаях, когда не предоставляются сведения в службу занятости.
  4. Положение «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» (утверждено постановлением Правительства РФ от 1993 № 99).

Кроме того, нужно учитывать и нормы, установленные региональными и ведомственными соглашениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector