Специальный воинский учет кто туда входит
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Специальный воинский учет кто туда входит

Система воинского учета

В системе воинского учета принимают участие:

  • Министерство обороны РФ, Федеральная миграционная служба,
  • Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления;
  • организации.

С помощью воинского учета организуется призыв на военную службу. Учет состоит из сбора, накопления, обработки и анализа информации о потенциальных призывниках.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Воинский учет ведет военный комиссариат (военкомат) по месту жительства или месту пребывания (на срок свыше 3 мес.) граждан. Если в населенном пункте военкомата нет, учет ведет орган местного самоуправления.

Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Воинский учет включает:

  • планирование;
  • получение первичной информации о призывниках (по запросам по месту жительства, в правоохранительные органы, в инстанции, осуществляющие постановку граждан на учет у наркологов, психиатров и т.п.);
  • вызов в военкомат (вручение повестки, или сообщение о вызове через органы управления по месту жительства, работы или учебы, а также принудительный привод с помощью сотрудников милиции);
  • проведение медицинской комиссии и тестов (для выяснения психологического развития призывника, его возможностей и способностей);
  • анализ и обобщение информации;
  • принятие решения.

Органы власти и управления по запросам военкоматов обязаны:

  • предоставить запрошенную информацию;
  • незамедлительно принять меры к розыску граждан и обеспечению их прибытия к месту учета или призыва;
  • сообщить о принятых мерах персонально по каждому гражданину;
  • направить в военный комиссариат документы о результатах розыска уклониста для приобщения в личное дело и продолжения розыска или привлечения к ответственности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет состоит из:

  • военного комиссара района, города (иного муниципального образования) либо его заместителя (председателя комиссии);
  • специалиста по профессиональному психологическому отбору (психолога, имеющего соответствующий опыт работы не менее 5 лет);
  • секретаря комиссии (любого сотрудника военкомата с соответствующими обязанностями);
  • врачей-специалистов.

Комиссия по постановке на воинский учет обязана:

  • провести медицинское освидетельствование для определения годности призывника к военной службе по состоянию здоровья;
  • провести профессиональный психологический отбор для определения его пригодности к подготовке по какой-либо военно-учетной специальности;
  • принять решение о его постановке на учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас (как ограниченно годного к военной службе), или об освобождении от исполнения воинской обязанности (как не годного к военной службе).

Председатель или секретарь обязаны объявить призывнику о решении комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Нормативно-правовые акты и прочие документы на которые ссылается раздел:

Что такое специальный воинский учет, для чего он нужен и как ведется

Всегда бесплатная юридическая помощь:

Обеспечение безопасности государства может быть реализовано только функционирование действующей мобильной армии. Согласно ФЗ о воинской обязанности каждый гражданин РФ при достижении им совершеннолетия обязан пройти срочную службу в рядах вооруженных сил. Отбор призывников осуществляется военной комиссией, созданной по линии Министерства обороны. Лица, не состоящие в рядах ВС, подлежат воинскому учету.

Некоторые сведения

На основании сразу нескольких Федеральных законов, регламентирующих деятельность призывных комиссий, военно-учетного стола и органов местного самоуправления, разработан комплекс мер по учету, сбору сведений и мобилизационной подготовке личного состава, ныне пребывающего в запасе. Этот комплекс называется воинским учетом.

Первичный учет осуществляет военный комиссариат. В его задачи входит подготовка и медицинский осмотр лиц призывного возраста. После прохождения срочной службы гражданин пребывает в запасе и состоит на общем воинском учете, что помечается в военном билете. Обязанности по его ведению могут быть возложены на местную Администрацию, органы самоуправления или работодателя.

Ведение воинского учета строго контролируется, поэтому данная процедура является частью воинской обязанности, что отражается в соответствующем законе. В случае военных действий задачей органов, ответственных за воинский учет, является оперативное проведение мобилизации. Только в таком слаженном режиме может существовать суверенитет государства.

Что такое спецучет

Чтобы доступным языком объяснить, что такое специальный воинский учет, представим себе положение военного времени. После проведения всеобщей мобилизации все мужчины и определенный контингент женщин, утвержденный положением о воинском учете, подлежат немедленному призыву для обеспечения защиты.

Однако даже во время войны нарушать развитую инфраструктуру государства недопустимо. Страна по-прежнему нуждается в правозащитниках, работе руководящих органов, пожарниках, определенной части рабочих.

К примеру, гражданин работает на оборонном предприятии. Он как никто другой нужен не в рядах армии, а на своей постоянной работе. Не привлекаются к службе научные деятели, связанные с разработкой в области военной промышленности.

Теперь рассмотрим спецучет более канцелярскими терминами. Специальному учету подлежат лица, которые по утвержденному порядку бронируются на время мобилизации или в период военного положения. Эта бронь закрепляется за органами государственной власти, административными территориальными органами управления и некоторыми организациями. В частном порядке бронируются лица, пребывающие на службе в органах МВД, УФСИН, пожарной безопасности, контроля за оборотом наркотиков. Бронирование подразумевает отсрочку от армии на период мобилизации.

Как он ведется

Основная система воинского учета неизменна. При ведении специального учета аналогичным образом собираются данные на сотрудника, которые заполняются по форме №4. Эту форму часто называют бланком специального учета. Эти бланки отличаются от бланков Т-2 общего учета не столько формальным внешним отображением, сколько своей структурой. Форма №4 состоит из двух частей: извещения и удостоверения.

Извещение подтверждает зачисление на специальный учет, а удостоверение служит доказательством предоставления отсрочки в военное время. Заполняется форма, используя образец или методом перенесения основных полей на бумажный носитель.

Отличительной особенностью организации спецучета является ведение журнала под названием «книга по учету бланков специального воинского учета». Это бланки строгой отчетности, что подтверждает наличие на них серии и номера. Удостоверение может считаться погашенным, тогда необходимо сделать соответствующую запись в книге.

Помечается и факт передачи извещения в военный комиссариат, тот, что расположен по месту жительства гражданина. Чтобы избежать симуляции и подделки, каждое выданное удостоверение заносится в вышеуказанный реестр. Книга учета заполняется не произвольно, а по утвержденной форме №13. Она утверждается положением комиссии, занимающейся вопросами бронирования.

Обязательными полями для реестра бланков являются такие, как назначение бланка (кем выдан и кому выдан), приход, расход и остаток извещений или удостоверений. Ведение специального учета возлагается на военный комиссариат, и ответственным является сам военный комиссар.

Формы воинского учета

Формы воинского учета помогают военным комиссариатам вести учет военнообязанных лиц, выявлять уклонистов. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8) все организации, в независимости от формы собственности, должны вести воинский учет. Процесс регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». О ведении воинского учета отчитываются перед военкоматами по местонахождению организации. Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Читать еще:  Накладная формы м 15 бланк и порядок заполнения переработка

Виды воинского учета

Воинский учет бывает общим, специальным. На специальном состоят военнообязанные, которые бронируются за:

  • органами государственной власти,
  • органами местного самоуправления;
  • организациями на периоды мобилизации, военного положения, в военное время.

А также военнообязанные, проходящие службу в:

  • органах внутренних дел;
  • Государственной противопожарной службе;
  • учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • органах по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ на должностях рядового, начальствующего состава.

Все остальные военнообязанные состоят на общем военном учете. Простыми словами, военнообязанные, состоящие на специальном воинском учете в военное время, период мобилизации выполняют определенные функции, о которых они знают заранее. Военнообязанные общего учета таких привилегий не имеют.

Документы необходимые для ведения воинского учета

Согласно п. 39 Методических рекомендаций каждая организация, осуществляющая воинский учет, должна иметь следующие документы:

  1. Приказ «Об организации воинского учета граждан, в том числе, бронирования граждан, пребывающих в запасе».
  2. План работы по ведению воинского учета граждан, бронированию граждан, пребывающих в запасе. Согласовывается с военным комиссариатом муниципального образования.
  3. Картотеку личных карточек формы N Т-2 и N Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников, граждан, пребывающих в запасе.
  4. Журнал проверок осуществления воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
  5. Расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением N 14 к Методическим рекомендациям).
  6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан, бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
  7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
  8. Справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке, мобилизации.

Документы военнообязанных граждан, необходимые для заполнения карточек, ведения воинского учета:

  • для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных запаса — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

В каком виде должны быть документы, как заполнять, можно узнать у сотрудников военкомата. Более того, имеется программа, с помощью которой отправляются отчеты в военный комиссариат, обновленная информация.

Видео: Документы воинского учета

Бланки специального воинского учета

Для учета карточек ведется Книга (Приложение № 19, Форма № 13). В бланке указывается от кого, по какому документу получено извещение, удостоверение, номера документов, даты. Согласно требованиям, Книга должна быть пронумерована, прошнурована, прошита, опечатана, зарегистрирована, заверена печатью руководителя.

Воинский учет в организациях, заполнение личных карточек призывников, военнообязанных осуществляется на основании п. 25 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 года. В методичке имеется бланк личной карточки (форма № Т-2).

Кто подлежит первоначальной постановке на воинский учет

В 2019 году постановке на воинский учет подлежат призывники, военнообязанные. К призывникам относятся граждане в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе, не проходившие службу в армии.

На первоначальный учет в военкомате должен стать каждый юноша по достижению им 17 лет. Повестки вручают через учебные заведения. Для постановки на учет должны прийти в установленное время с паспортом. Направляются на медицинское обследование, предварительно присваивается категория годности, которая со временем может измениться по состоянию здоровья либо в связи со сложившимися обстоятельствами.

К военнообязанным принадлежат граждане, пребывающие в запасе, после службы:

  • мужского пола, пребывающие в запасе;
  • уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
  • не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утвержденного Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Вся информация при ведении учета на организациях, в учреждениях передается в военные комиссариаты.

Кто не подлежит воинскому учету

Не ведется учет по следующим категориям граждан:

  1. освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  2. работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  3. постоянно проживающих за пределами РФ;
  4. работников, имеющих воинские звания офицеров, пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Все остальные граждане мужского пола, женщины с военным образованием должны состоять на учете.

В каком возрасте снимают с учета в военкомате

Существует граничный возраст, по достижению которого граждан снимают с учета, освобождают от обязанностей.

  • Женщины
  • 45 лет — солдаты, матросы, старшины, сержанты, прапорщики, мичманы;
  • 50 лет – офицеры.
  • Мужчины
  • 50 лет — солдаты, старшины, матросы, сержанты, прапорщики, мичманы;
  • 60 лет — младшие офицеры;
  • 65 лет — майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга;
  • 70 лет — полковники капитаны 1 ранга;
  • 75 лет – высшие офицеры.

За нарушение ведения воинского учета либо его полное отсутствие законодательством предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Налагается на руководителя, должностное лицо, ответственное за выполнение возложенных функций. Штраф от 300 до 1000 руб.

Отзывы

Уважаемые читатели, была ли полезна эта статья? Что вы думаете об изложенных формах воинского учета. Оставьте обратную связь в комментариях! Нам важно ваше мнение!

Воинский учёт в организации

Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об Обороне» чётко и однозначно закреплена обязанность организаций и должностных лиц вести воинский учёт в организации. В статье 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны» вышеуказанного закона сказано, что «организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют воинский учет работников и в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляют для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации». В этой же статье указано, что «должностные лица организаций независимо от форм собственности:

1) должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации;

2) создают работникам необходимые условия для исполнения ими воинской обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, наиболее часто встречающейся ошибкой работодателей в отношении воинского учета является то, что многие организации его не ведут. Некоторые полагают, что если не являются государственными, бюджетными организациями, то заниматься этим они не обязаны, другие не находят на это ресурсы (например, могут потребоваться дополнительные работники в отделе кадров). Однако законодательство прямо предусматривает обязанность работодателя вести воинский учет.

На заметку! Любой работодатель обязан вести воинский учёт в организации, не существует ни одного законного оправдания, чтобы не вести воинский учёт (даже если в организации вовсе нет военнообязанных)!

Читать еще:  Срок хранеия оригиналов уведомлений о прибытии иностранного гражданина

Как правильно вести воинский учёт в организации прописано в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008).

Кто подлежит воинскому учёту?

Воинскому учету в организациях подлежат (п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719):

1) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

2) граждане, пребывающие в запасе. Категории граждан, пребывающих в запасе, установлены п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане (п. 15 Положения о воинском учете):

1) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности;

2) проходящие военную службу;

3) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

4) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

5) постоянно проживающие за пределами РФ;

6) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет военнообязанных подразделяется на специальный и общий (п. 16 Положения о воинском учете).

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Какие документы должны быть в организации по воинскому учёту?

1) приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе.

2) план работы по ведению воинского учета граждан и бронированию граждан, пребывающих в запасе. Указанный план в целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, организации разрабатывают в течение календарного года. План должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования.

3) картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС (МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;

4) журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;

5) расписки в приеме от граждан документов воинского учета (форма расписки установлена Приложением № 14 к Методическим рекомендациям).

6) служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;

7) другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;

8) справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Отдельного внимания заслуживают документы, которые необходимо регулярно предоставлять в военкомат!

Может быть подан в электронном виде.

Являются приложением к списку граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (п. 4 таблицы).

Типичные ошибки ведения воинского учёта.

1. Организация не требует от работника документы воинского учёта;

2. Организация допускает ошибки при ведении личной карточки для воинского учёта;

3. Организация не согласовывает в военкомате план работы по осуществлению воинского учета и приказ об организации воинского учета;

4. Организация не направляет в военкомат сведения о приёмах/увольнениях работников;

5. Организация не проходит сверку сведений с военкоматом;

6. В организации отсутствует информация/локальные нормативные акты о воинском учёте.

Нарушения работодателей в области воинского учета связаны с незначительностью ответственности. Единственной нормой, которая предусматривает ответственность за недостатки воинского учета, является ст. 21.4 КоАП РФ. За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ штраф составляет от 300 до 1000 руб. Организации не воспринимают такой штраф серьезно. Поэтому предпочитают не вести воинский учет вовсе либо вести частично.

Однако при поступлении в организацию запроса из военкомата о представлении документов воинский учет вести придётся. Если требования военкомата о представлении документов в соответствии с законодательством будут проигнорированы, то последуют взыскания:

— штраф от 2000 до 4000 руб. на должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ);

— штраф от 3000 до 5000 на компанию и от 300 до 500 руб. на должностных лиц за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом (ст. 19.7 КоАП РФ);

— штраф от 10 000 до 20 000 на компанию и от 1000 до 2000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет на должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.

Таким образом, в случае запросов из военкомата и при сообщении о проверке военкоматом ведения воинского учета риск из незначительного становится довольно ощутимым.

Для руководителей образовательных организаций актуальным является также вопрос с непредставлением руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ). Первичная постановка на воинский учёт приходится как правило на обучающихся 10-11 классов.

Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Самое важное о воинском учете

Воинский учет обязаны вести все работодатели — юридические лица. Индивидуальные предприниматели, согласно федеральным законам, освобождены от этой обязанности, но необходимость запрашивать документы воинского учета у нанятых работников для них сохраняется. Поэтому материал о порядке ведения воинского учета будет полезен и интересен всем работодателям.

Какие документы изучить?

Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2017 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации). Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.

Какие сотрудники подлежат воинскому учету?

Согласно п. 14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  • призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);
  • военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  • женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);
  • проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
Читать еще:  Письмо об отсутствии задолженности образец перед организацией

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.

Различают два вида учета — общий и специальный. Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.

Кто обязан вести воинский учет в организации?

Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.

Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).

Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п. 12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету.

Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету

Количество уполномоченных сотрудников

От 500 до 2 000

Один основной сотрудник

От 2 000 до 4 000

Два основных сотрудника

На каждые последующие 3 000

Дополнительно по одному основному сотруднику

Крупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.

С чего начинается воинский учет?

Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  • проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ);
  • вести ВУ на предприятии;
  • оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  • извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  • отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  • поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. 65 ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены. Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.

Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит. При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п. 28 и 49 Положения).

Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников. Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9). Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.

Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности. Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет. Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.

Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  • списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  • списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  • списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  • отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  • карточка учета организации (форма 18) и пр.

Как подготовиться к проверке?

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года проводить проверки малых предприятий запрещено. Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов. Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.

Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  • проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  • проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;
  • упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете. Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).

Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст. 21.1–21.4 КоАП РФ:

Ст. 21.1 «Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.2 «Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц

Ст. 21.3 «Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц

Об авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector