Реформирование ск россии в 2018 году
Какие изменения назрели в СК и прокуратуре, будет ли их объединение? Интервью с адвокатом Вадимом Клювгантом
Владимир Путин предложил кандидатуру зампредседателя СКР Игоря Краснова на должность генерального прокурора России. Предыдущий глава надзорного ведомства Юрий Чайка переходит на другую работу, сообщили в Кремле, не уточнив, куда именно. После этого в обществе вновь развернулась дискуссия о том, возможно ли объединение СК и прокуратуры, или будет усиление отдельно взятого ведомства без слияния? Слухи о готовящейся новой реформе правоохранительных и следственных органов ходили давно.
Сам Игорь Краснов считает, что прокуратура не получит следственных полномочий. Он отметил, что реформа по разделению ведомств (СК и прокуратуры) была эффективной. Znak.com узнал у адвоката, партнера Pen& Paper Вадима Клювганта, какие изменения назрели в следственной и надзорной деятельности и почему многие проблемы решило бы восстановление института судебной власти.
— Грядущие перетасовки в СКР и Генпрокуратуре спровоцировали новую волну разговоров о будущем этих ведомств, которые находятся в многолетнем противостоянии. Озвучиваются разные мнения, например, о том, что Следственный комитет вернется под полный контроль прокуратуры. У вас есть какой-то прогноз?
— Назначения в России происходят по какой-то особенной логике. Поэтому от персональных прогнозов я воздержусь. Но отмечу, что от объединения СК и прокуратуры, если оно и случится, ничего особо не изменится. Так уже было. В России для начала должен быть восстановлен институт судебной власти, а вместе с ним — стандартны доказывания, основанные на презумпции невиновности. Должны быть восстановлены реальная состязательность и реальное равноправие сторон в судопроизводстве.
Что известно об Игоре Краснове, которого Путин предложил назначить новым генпрокурором РФ
Только в этом случае «обратным отскоком» (от суда) будет нормализовываться ситуация во всех органах, которые участвуют в уголовном судопроизводстве со стороны обвинения. Если этого не произойдет, все будет примерно так же — чуть лучше, чуть хуже, но точно не так, как должно быть. Другого рецепта я не знаю. А все эти разговоры о том, что будет с СК и Генпрокуратурой, конечно, имеют значение, но прежде всего для тех людей, которые там работают.
— Следствие было выделено в СКР при прокуратуре в 2007 году, в 2011-м появился полностью независимый Следственный комитет. Вы можете оценить работу двух этих ведомств в последующие годы?
— За последние два десятилетия качество расследования уголовных дел неуклонно снижалось и деградировало. Сейчас деятельность по доказыванию по большей части подменена собиранием бумаг и раскладыванием их в нужном порядке. Обвинительная версия одна, и под нее просто подгоняются бумаги. Это совсем не то, что должно составлять истинную сущность работы следователя: он должен заниматься интеллектуальной деятельностью по ретроспективному исследованию каждого события, проверять следственным путем все возможные версии и только потом, на основе добросовестно собранных и проверенных доказательств, делать вывод о том, является ли событие преступлением и кто его совершил. И очень печально, что это зачастую совсем не так в действительности.
Приходится констатировать, что у нас давно сложилась практика, когда прокуратура чаще всего действует в плотном тандеме со следствием. На судебной стадии, осуществляя уголовное преследование, прокуратура полностью базируется на обвинительных материалах, игнорируя доказательства защиты. Хотя закон требует от прокурора обеспечения законности и обоснованности обвинения, и у него есть полномочия отказаться от обвинения частично или полностью, если они не подтверждаются. Но этими полномочиями прокуроры пользуются крайне редко, неохотно.
В общем, здесь не все так однозначно. Опять же есть достаточно много схожих проблем во всех следственных органах — МВД и ФСБ, а не только в Следственном комитете.
— Для решения накопившихся проблем Юрий Чайка (генпрокурор РФ с 2006 года, на смену которому приходит Игорь Краснов — прим. ред.) неоднократно предлагал расширить полномочия прокуратуры в уголовном судопроизводстве. Это действительно могло бы изменить ситуацию?
— Полномочия прокуратуры в уголовном судопроизводстве сейчас действительно ущербны. Это знают, понимают и признают все, кто работает в этой сфере, — за исключением, пожалуй, следственных работников, поскольку им невыгодно это признавать.
Прокурорский надзор за предварительным расследованием неэффективен в том числе и потому, что у прокурора нет достаточных полномочий. Прокурор может оказывать существенное влияние только в двух моментах — при возбуждении уголовного дела и при утверждении обвинительного заключения.
Он может отменить постановление о возбуждении дела, может отказаться утвердить обвинительное заключение и вернуть дело в следственный орган в случае выявления нарушений или противоречий. Потому что потом прокурору предстоит поддерживать государственное обвинение в суде. Но на всем остальном длинном пути между этими начальной и конечной точками у прокурора нет никаких реальных полномочий по отношению к следователю.
Учитывая, что в наших реалиях предварительное расследование может длиться очень долго, в том числе годами, проблема отсутствия у прокурора рычагов эффективного надзора становится существенной. Прокуратура действительно ставит этот вопрос не первый год и, в значительной степени, обоснованно.
Правда, это не отменяет других проблем в деятельности прокуратуры, о которых я уже сказал: когда прокурор во всем поддерживает позицию следствия, даже когда эта позиция абсурдна, откровенно беззаконна. Такие примеры известны, их много. Есть, конечно, и примеры оппонирования, но это единичные случаи.
— Опять же некоторые СМИ, в их числе газета «Ведомости», пишут, что прокуратуре с новым руководителем во главе могут вернуть функции следствия. Они ссылаются на проект поправок в Конституцию (в статью 129), где среди функций прокуратуры говорится об «уголовном преследовании в соответствии со своими полномочиями».
— То, что в проекте поправок в Конституцию появилась данная фраза, само по себе вовсе не свидетельствует о том, что прокуратуре могут вернуть функцию следствия. В то, на чем построена эта версия, вкралась ошибка: полномочие по уголовному преследованию вовсе не идентично полномочию по расследованию уголовных дел. Уголовное преследование прокуроры осуществляют и сейчас, в соответствии с действующим законом (статья 37 УПК, статья 35 «Закона о прокуратуре»).
То есть, если предварительное расследование как одна из стадий уголовного судопроизводства — это функция следователя, то на всех других стадиях, связанных с судебным разбирательством, функция уголовного преследования уже у прокурора. Более того — это его эксклюзивное полномочие. Так что авторы этой версии о новых функциях прокуратуры, как говорится, ударили в колокола, не заглянув в святцы. Но опять же это не значит, что такое объединение невозможно — просто в версии ошибка.
Возможные варианты реформы
Слухи о готовящейся масштабной реформе правоохранительных и следственных органов в СМИ муссируются давно. Их неоднократно подпитывал Юрий Чайка, критиковавший качество работы органов следствия и дознания. Он также отмечал, что разделение прокуратуры и СК нарушило баланс между следствием и надзором, заменив надзор прокуратуры ведомственным надзором руководителей следствия. При этом настаивал на том, что вести расследования в отношении спецсубъектов, к которым относятся следователи, должны прокуроры, а не СКР.
Обсуждая вероятные концепции реформы, СМИ писали, что по одной из них Следственный комитет либо вернется под полный контроль прокуратуры, либо вовсе будет расформирован. В последнем случае сконцентрированное в СКР следствие распределится между другими ведомствами. Например, ФСБ могут предоставить право возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов.
В 2018 году глава московского управления Следственного комитета Александр Дрыманов приводил противоположную точку зрения, анонсируя создание «русского ФБР». Он прогнозировал, что в России появится единый следственный орган, который объединит полномочия МВД, ФСБ и СК. Предполагалось, что новое ведомство возглавит глава СКР Александр Бастрыкин.
О чем докладывал Александр Бастрыкин на коллегии Следственного комитета
В пятницу на годовой коллегии Следственного комитета РФ (СКР) его председатель Александр Бастрыкин снова предложил возродить институт конфискации как самый эффективный метод противодействия коррупции. А своим подчиненным предложил встречаться с трудовыми коллективами, объясняя, почему их руководители оказались под следствием.
Александр Бастрыкин рассказал, что благодаря реформе, которая проводится в СКР, удалось значительно сократить вспомогательные службы, а за счет освободившихся ставок увеличить количество следователей в центральном аппарате. Появились вакансии в главном управлении по расследованию особо важных дел, а в главном следственном управлении были созданы специализированные подразделения по расследованию бандитизма, оргпреступности и преступлений прошлых лет. Последнее направление, отметил господин Бастрыкин, является приоритетным для деятельности комитета, который при своем создании в 2007 году принял от прокуратуры более 200 тыс. нераскрытых дел, 70 тыс. из них уже расследовано.
В этом году, когда закончатся организационно-штатные мероприятия в других подразделениях СКР, численность следователей увеличится на 1,3 тыс. человек, или на 15%. Почти наполовину был обновлен состав руководителей территориальных и специализированных следственных управлений. «Преобразования будут продолжены до тех пор, пока мы не выйдем на оптимальное построение всей системы Следственного комитета»,— отметил господин Бастрыкин.
Как расследуются резонансные уголовные дела
Он рассказал, что в период с 2011 года в суды было направлено более 785 тыс. уголовных дел, расследованных его подчиненными, из которых 70 тыс.— о коррупции. По последним делам привлечено к уголовной ответственности более 8,5 тыс. человек, обладающих особым правовым статусом. В ходе проверок и следствия государству и потерпевшим от преступлений возмещено более 272 млрд руб. При этом годовой бюджет самого комитета составляет 35–40 млрд руб.
«Как возмещать ущерб, если нет конфискации?» — задал риторический вопрос господин Бастрыкин, отметив, что деньги уходят за границу, где их отмывают, вкладывая в легальный бизнес. В качестве примера он привел дело бывшего первого вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, которого после долгих разбирательств в этом году выдали из Франции. Сейчас экс-чиновнику инкриминируется хищение около 20 млрд руб., большую часть которых он вывел за границу.
Отметим, что некоторое подобие конфискации — взыскание в пользу государства незадекларированного имущества и коррупционных доходов чиновников — сейчас осуществляется прокуратурой, подающей соответствующие иски к фигурантам уголовных дел, находящихся в производстве комитета. Рекордный иск на сумму более 10,5 млрд руб. был заявлен к бывшему главе Серпуховского района Александру Шестуну, активы которого арестовали.
Как у Александра Шестуна арестовали все, что движется
В 2018 году СКР передал в суды более 18 тыс. уголовных дел о преступлениях экономической направленности в отношении 20,7 тыс. обвиняемых. В ходе следствия возмещено более 70 млрд руб. в счет погашения ущерба от подобных преступлений, арестовано имущество на сумму более 38 млрд руб. При этом господин Бастрыкин подчеркнул, что в соответствии с задачами, поставленными руководством страны, комитет ориентирован не на применение репрессивных методов к предпринимателям, а на возмещение ими ущерба. Он отметил, что после возмещения было прекращено уголовное преследование 500 человек. А в отношении еще более 2 тыс. обвиняемых материалы направлены в суды для назначения им судебных штрафов вместо уголовного наказания (вдвое больше, чем в 2017 году). «Такой сбалансированный подход в отношении лиц, преступивших закон, но загладивших причиненный вред, будет применяться и дальше»,— пообещал глава СКР.
Господин Бастрыкин особо отметил, что руководителям следственных органов и следователям при решении вопросов об избрании мер пресечения предписано «комплексно оценивать обстоятельства и тяжесть совершенного деяния, учитывать данные о личностях подследственных, наличии законных оснований для ареста, рассматривать возможность применения более мягких мер пресечения». Под подписками о невыезде, сообщил он, оказались, например, обвиняемые в уклонении от налогов на общею сумму более 6 млрд руб. В 2018 году из 132 тыс. обвиняемых лишь 16% содержались под стражей во время следствия. «Но здесь нужен индивидуальный подход»,— сказал глава СКР. Очевидно, он был применен в последнем громком деле в отношении основателя компании Baring Vostok гражданина США Майкла Калви и его предполагаемых сообщников, которых, несмотря на поручительства весьма влиятельных политиков, бизнесменов и общественных деятелей, арестовали и оставили под стражей.
Почему Юрий Чайка поставил под сомнение деятельность подчиненных Александра Бастрыкина
Среди приоритетных задач, которые предстоит решить следователям в 2019 году, господин Бастрыкин назвал отстаивание социальной справедливости. Причем отстаивать ее сотрудники СКР должны максимально быстро. А еще он предложил следователям и их руководителям чаще выходить из своих кабинетов к потерпевшим и возродить старую традицию встреч с трудовыми коллективами, где работают подследственные, чтобы в профилактических целях объяснять причины их привлечения к уголовной ответственности.
Владимир Путин объяснил, как МВД должно работать с бизнесом
Министерству внутренних дел (МВД) удалось в прошлом году сохранить контроль над криминогенной обстановкой в стране, снизить количество преступлений и обеспечить общественный порядок при проведении таких важных мероприятий, как чемпионат мира по футболу и выборы президента. При этом раскрываемость преступлений в органах внутренних дел по-прежнему остается невысокой. Об этом говорилось на расширенной коллегии Министерства внутренних дел, подводившей итоги работы за год.
Все дела в один котёл. Придёт ли Федеральная служба расследований на место СК?
Фото: © РИА Новости/Алексей Куденко
СК, возможно, перестанет быть самостоятельным и станет частью новой объединённой структуры — Федеральной службы расследований. В самом Следственном комитете слухи о реорганизации опровергают.
По данным телеграм-канала Mash, на совещании с руководителями управлений центрального аппарата СК РФ, Главного следственного управления и начальниками региональных управлений председатель СК Александр Бастрыкин сообщил, что ведомство, отметившее в 2017 году десятилетие, до июля 2018 года будет ликвидировано.
— Часть следователей уйдёт работать в прокуратуру, а остальные, кто пройдёт переаттестацию, попадут в объединённую следственную структуру — Федеральную службу расследований (ФСР), положение о создании которой сейчас разрабатывается в Администрации Президента РФ, — отметил глава СК РФ.
По словам собеседника Лайфа из Минюста РФ, знакомого с ситуацией, Александр Бастрыкин действительно согласился с чиновниками из президентской администрации, что в нынешних экономических условиях дефицита денег в государственной казне содержать СК РФ будет накладно.
Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев
Штатная численность СК России на июль 2017 года составляет 21,1 тыс. человек. На содержание армии следователей только в 2017 году потратили 38,9 млрд рублей, а в последующие два года, если данная структура продолжит существовать, будет потрачено 37,7 и 37,6 млрд рублей соответственно.
— Да, слухи об уходе Александра Ивановича Бастрыкина с поста главы Следственного комитета появились осенью прошлого, 2016 года. Тогда появилась информация, что Бастрыкин подал заявление об увольнении на имя президента, — рассказывает собеседник Лайфа в правительстве. — Такой шаг был связан с арестом в конце июля 2016 года замглавы УСБ СК РФ Александра Ламонова, руководителя УСБ Михаила Максименко и замруководителя Главного следственного управления СК РФ по Москве Дениса Никандрова. Их обвинили в получении миллиона долларов от вора в законе Захария Калашова, известного в криминальном мире как Шакро Молодой, за освобождение из СИЗО его приятеля Андрея Кочуйкова (Итальянец). Однако тогда Бастрыкина в отставку не отпустили.
Как отмечает собеседник Лайфа в СК РФ, последние заявления Александра Бастрыкина на совещании 15 декабря 2017 года с руководством СК кажутся серьёзными.
— В СК РФ ходят слухи, что историю с миллионами от Шакро Молодого и коррупцию среди подчинённых главе СК в Кремле не оставили без внимания, — говорит следователь.
Стоит также напомнить, что реформа Следственного комитета была инициирована Дмитрием Медведевым. Ещё в 2007 году при Генпрокуратуре был создан Следственный комитет. В январе 2011 года СК стал самостоятельной структурой, которая не относится ни к одной из ветвей власти и подконтрольна непосредственно президенту.
Фото: © L!FE/Кирилл Зыков
— Большая часть профессиональных следователей после реформы из СК РФ перейдёт в созданную ФСР и прокуратуру, которой вернут функции следственного органа, — рассказал Лайфу источник в президентской администрации.
По информации Лайфа, осенью 2018 года в Госдуму РФ поступит законопроект о создании ФСР, куда на работу перейдут следователи из МВД, ФСБ и СК РФ.
Отдельное следствие останется только в Генпрокуратуре, куда перейдут работать наиболее опытные сотрудники СК РФ.
— Возглавить его может нынешний заместитель Александра Бастрыкина — генерал-майор юстиции Игорь Краснов, — отмечает источник Лайфа в СК РФ.
— А может, и возглавит он и ФСР. Ведь генерал-майор юстиции Игорь Краснов считается одним из лучших российских следователей. Генерал расследовал в 2005 году покушение на Анатолия Чубайса, деятельность радикальной группировки русских националистов — БОРН, убийство судьи Московского городского суда Эдуарда Чувашова и убийство политика Бориса Немцова, — говорит источник.
Как отмечает собеседник Лайфа, следователи Генпрокуратуры получат возможность самостоятельно возбуждать и закрывать уголовные дела, а также вести расследования в отношении определённой категории спецсубъектов: например, тех же следователей ФСР, судей, прокуроров.
Предполагается, что ФСР не будет заниматься абсолютно всеми категориями дел. Её сотрудники будут раскрывать преступления, подпадающие под статьи Уголовного кодекса, которые сейчас закреплены за СК РФ: ст. 290 УК РФ (“Получение взятки”), ст. 105 УК РФ (“Убийство”), ст. 199 УК РФ (“Уклонение от уплаты налогов, шпионаж, терроризм и т.д.”).
Согласно проекту создания ФСР, который сейчас прорабатывается, новая служба объединит в себе всё досудебное следствие, которым сейчас занимаются МВД и ФСБ.
Пока в Кремле решается вопрос об ФСР, руководство силовых ведомств успокаивает своих следователей.
Фото: © РИА Новости/Владимир Песня
— Сотрудники нашего следственного департамента, перешедшие в новую службу, только выиграют. У них будет больше зарплата, чем сейчас, они сохранят свои оклады и льготы, а главное — будут расследовать дела по тем статьям УК, которыми они занимались на прежней работе, — признаются в МВД России. — Никто не собирается заставлять следователя из МВД вести дело о шпионаже, а специалиста из ФСБ — о краже курицы. Скорее всего, следователи просто поменяют подчинение, но многие, возможно, даже останутся в прежних кабинетах.
Источники в МВД РФ не исключают, что новую структуру может возглавить нынешний руководитель Следственного департамента МВД РФ генерал-майор юстиции Александр Романов.
— Мы никуда не собираемся переезжать, — рассказывает источник Лайфа в МВД. — Основу ФСР составит наш Следственный департамент МВД РФ. Всё равно более 90% всех расследуемых преступлений в стране будут распутывать именно наши сотрудники, а белые воротнички из СК РФ и ФСБ РФ как занимались элитой, шпионами, убийцами серийными и киллерами, так и будут ими заниматься.
В МВД уверены, что очередная попытка организовать ФСР связана с необходимостью ужесточения надзора за законностью при расследованиях, которые будет осуществлять прокуратура.
Впрочем, эксперты считают, что в ближайшие полгода ждать реорганизации правоохранительных структур не стоит. Проводить подобные реформы до выборов не планируется.
В самом СКР слухи о реорганизации опровергли.
— Всё это вбросы, не более! Пока журналисты получают информацию от недостоверных источников, мы как работали, так и дальше будем работать, выполняя поставленные перед Следственным комитетом задачи и повышая свою эффективность, — сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко.
Реорганизация СКР: новости на сегодня
Следственный комитет России является федеральной государственной организацией, которая осуществляет ведение уголовного судопроизводства. С 2007 года СКР был в составе Генпрокуратуры, но начиная с 15 января 2011 года, он превратился в самостоятельное ведомство, которое напрямую подчиняется только Президенту. В необозримом будущем планируется проведение реорганизации СК России уже в 2018, и судя по последним на сегодняшний день новостям, он, вероятнее всего, будет упразднен или реорганизован в другую силовую структуру.
Главные причины реформирования ведомства
В роли самостоятельного ведомства, следственный комитет не проработал даже и 10 лет. Однако уже на сегодняшний день появились весьма веские причины для его реформирования и проведения внутри ведомства серьезных изменений.
Скорее всего, главные причины проведения такой реформы скрываются в таких факторах, как:
- Неясная и непрозрачная кадровая политика ведомства. Средний показатель стажа, работающих в ведомстве специалистов не превышает отметки в 2-3 года. Есть вполне обоснованное подозрение по поводу того, что высшее руководство ведомства не исполняет своих прямых обязанностей.
- Наличие больших затрат на содержание персонала комитета. Согласно официальным данным, по состоянию на 2017 год, в СКР работало более 21 тысячи сотрудников. Прошлогодний бюджет ведомства составлял порядка 38,9 млрд рублей и, скорее всего, он не станет меньше в ближайшем будущем, если внутри ведомства не будут проведены серьезные изменения.
- Появление подозрений, а также прямых обвинений в наличии коррупционных схем и процветании взяточничества внутри ведомства.
- Возникновение серьезных конфликтов с другими ведомствами, в том числе и с прокуратурой.
Дать 100% прогноз судьбы ведомства практически невозможно, так как оно полностью контролируется исключительно Президентом, который может сделать объявление о начале его реформирования или даже ликвидации в любое время.
Поэтому уверенно утверждать, будет ли в 2018 году СКР реорганизован, реформирован или полностью ликвидирован нельзя.
Какие могут произойти изменения в СКР в результате реформирования ведомства
Судя по информации из последних новостей на сегодня вопрос реорганизации СК России в 2018 году будет решаться после проведения выборов и инаугурации президента, то есть в конце мая или в начале июня.
Ликвидация такого силового ведомства способна спровоцировать временную потерю управляемости, как это произошло с созданием Росгвардии, когда уровень управляемости и контроля над работой силовых структур был нарушен на протяжении всего последующего года.
Большинство политологов предполагают, что по отношению СКР в результате его реорганизации в этом году, скорее всего, будут реализованы такие сценарии, как:
- Полная ликвидация и упразднение ведомства, с дальнейшим перераспределением его полномочий между такими силовыми ведомствами, как МВД и Генеральная прокуратура. Предполагается, что в работу прокуратуры будут отданы тяжкие, а также особо тяжкие дела, а остальные дела будут переданы в МВД.
- Реорганизация СКР будет представлять собой подобие российской версии ФБР.
Скорее всего в результате грядущей реформы будет реализован именно второй вариант, который предусматривает создание среди силовых структур фундаментально нового органа, который будет называться Федеральной службой расследований (ФСР).
В состав новообразованной силовой структуры могут войти бывшие сотрудники Министерства Внутренних Дел, следственного комитета России, а также ФСБ.
На данный момент соответствующий проект находится на рассмотрении в Администрации Президента. Главная цель данного проекта заключается в создании принципиально новой силовой структуры, которая сумеет максимально эффективно выполнять свою работу без привлечения больших средств из бюджета страны.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему
Напишите свой вопрос Юристу ниже:
14 тысяч увольнений. Как Генпрокуратура планирует расформировать Следственный комитет
Каждую осень начинаются слухи об ослаблении Бастрыкина и скорой «кончине» Следственного комитета. Но сейчас это могут быть больше, чем слухи: как стало известно Центру «Досье» , глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, в котором он находится с начала августа. В распоряжении Центра «Досье» оказался план Генпрокуратуры о реформировании СК, согласно которому из Следственного комитета будут уволены 14 тысяч человек, а сам он снова станет частью «надзорного» ведомства.
У них есть план
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин может не вернуться из отпуска, узнал Центр «Досье». Место руководителя займет один из заместителей Бастрыкина, утверждает «Досье» источник в Следственном комитете, но кто именно, не называет. При этом в Генпрокуратуре, по данным Центра «Досье», уже разработан план реструктуризации СК. Подлинность плана, полученного «Досье» от надежного источника, подтвердили еще два человека, имеющих отношение к Генпрокуратуре.
По плану реструктуризации, Следственный комитет должен превратиться в Главное следственное управление в структуре Генпрокуратуры с прямым подчинением первому заместителю генпрокурора. Сейчас эту должность занимает Александр Буксман. Он знаком с Юрием Чайкой давно: в 2005 году работал с будущим генпрокурором в Министерстве юстиции, а затем перешел вслед за ним в прокуратуру.
План предполагает сокращение численности СК на две трети (это 14 тысяч человек, всего в СК работает 21 тысяча).
Александр Бастрыкин (слева). Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Также план предполагает упразднить академию Следственного комитета, оставив институты МВД и академию Генпрокуратуры. Чтобы сделать роспуск менее болезненным, образовательные учреждения СК сначала передадут в ведение прокуратуры. Кстати, ректор академии при прокуратуре — Оксана Капинус, супруга Буксмана.
Больше всего Генпрокуратуру интересуют уголовные дела. Она хочет жестче контролировать расследования уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, следует из плана присоединения Следственного комитета. Предлагается наделить прокуроров «исключительным правом организовывать и контролировать расследование уголовных дел о преступлениях», совершенных следственными работниками, судьями, адвокатами и иными «спецсубъектами». Также планируют объединить надзор за следствием и обвинение в рамках одного дела.
Слишком много полномочий
Как объяснить людям, почему Следственный комитет нужно вернуть Генпрокуратуре, если раньше его специально из нее же вычленяли? И на этот вопрос в плане есть ответ: полномочия СК чрезмерны. «По существующим правилам, следователь СК России или его руководитель может провести проверки или возбудить и расследовать уголовное дело в отношении любого из своих оппонентов — адвоката, прокурора или судьи. При этом в отношении самого следователя СК России никто кроме его руководителя вопрос об ответственности поставить и разрешить не может», — утверждается в документе.
Эту реформу начали планировать осенью 2017 года, рассказал Центру «Досье» источник в Генеральной прокуратуре. По его словам, концепцию разрабатывали сотрудники управления по надзору за расследованиями особо важных дел. Разработка плана поглощения Следственного комитета заняла месяц, после чего план представили Юрию Чайке. Судя по официальным высказываниям генпрокурора, именно эту концепцию он взял за основу. « Я вижу единый Следственный комитет, и он действительно должен быть при прокуратуре, — заявил Чайка 15 июня 2018 года. — Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ».
Генпрокуратура давно мечтает вернуть Следственный комитет в родные пенаты: несмотря на формально разное начальство, две структуры очень близки друг другу. «Все вместе бухают, вместе работают. Все эти политические разборки в высших эшелонах — они людей, которые работают на земле, не касаются», — рассказывал экс-сотрудник прокуратуры « Медиазоне ».
Прогнозировали, что большая реформа (слияние Генпрокуратуры и Следственного комитета) стартует сразу после инаугурации президента. Но тогда ответа «сверху» Чайке не последовало. Возможно, что на этот раз ему повезет.
Впрочем, нельзя исключать и того, что у Следственного комитета могут быть свои виды на дальнейшее существование. «Чайка очень хочет собрать ресурс в своих руках, но кто же ему даст управлять такой сильной структурой? — сказал один из источников Центра «Досье», близкий к СК. — Может быть, это не единственный план».
Читайте далее: