Большинство автомобилистов, даже тех, кто имеет достаточно большой водительский стаж, не могут правильно дать ответ на вопрос: как правильно развернуться на перекрестке.
Допускают ли Правила дорожного движения возможность выполнения такого маневра, и на каких именно перекрестках можно осуществить разворот?
В соответствии с требованиями законодательства, выполнение такого маневра допускается только в том случае, если нет запрещающих знаков. При выполнении разворота автомобилист должен обращать внимание на некоторые нюансы его выполнения, которые зависят от вида перекрестка.
При неправильном выборе траектории разворота или не соблюдении приоритета, сотрудники ГИБДД вправе привлечь водителя к административной ответственности и даже лишить его водительского удостоверения.
Общие положения
Выполнение разворота на перекрестке – один из любимейших приемов многих автомобилистов. Если рассматривать его с точки зрения законодательства, разворот – это самый простой маневр, предусмотренный Правилами дорожного движения.
Этот акт предписывает водителям совершать разворот на пересечении автомобильных дорог только при условии, что он заранее занял левое положение. Законодательством не определена траектория разворота, поэтому сотрудники дорожной инспекции не имеют право предъявлять к ней каких-либо требований.
Все остальные нюансы совершения данного маневра зависят от самого автовладельца.
Для новичков разворот на перекрестке – один из самых сложных приемов. Такие автомобилисты точно не знают, на каких именно пересечениях дорог можно выполнять этот маневр, а на каких нельзя.
В соответствии с требованиями Правил дорожного движения, выполнение данного маневра возможно в том случае, если нет запрещающих разворот знаков. Но даже при таких условиях правильный разворот – это достаточно сложный прием, который не под силу многим начинающим автомобилистам. Все потому, что при его выполнении необходимо учитывать большое количество деталей, связанных с расположением авто на полосе и относительно иных участников дорожного движения.
Когда выполнение маневра запрещено
Правила осуществления разворота на перекрестке напрямую зависит от типа пересечения дорог. Самый популярный – перекресток с пересечением двух автомобильных дорог, на которых есть равное количество полос (одна из полос главная).
В таком случае автовладелец имеет право совершить разворот с любой из дорог.
Второй тип перекрестков – перекрестки с неодинаковым количеством полос. В таком случае осуществить данный маневр можно только с дороги с наименьшим количеством волос. Для поворота автомобилист должен повернуть направо, после чего развернуться. Только после выполнения данных действий, водитель может совершить настоящий поворот.
Правилами дорожного движения определен ряд ситуаций, при которых осуществление такого маневра не допускается:
Есть запреты на совершение поворота.
Наличие запрещающих разворот знаков.
Наличие знаков, требующих от автомобилиста движения только в одном направлении.
Нанесена дорожная разметка, которая запрещает осуществить поворот.
В разделительной полосе зеленого цвета нет разрыва.
Штраф за неправильный разворот на перекрестке
Как правильно поступить водителю, если на перекрестке, на котором он хочет осуществить разворот, отсутствует разделительная полоса? В такой ситуации выполнение маневра возможно несколькими способами:
Выбор ближней траектории.
Выбор дальней траектории.
Выбор траектории между двумя этими отрезками.
Выполнение приема допускается только в пределах пересечения двух дорог. При совершении разворота стоит помнить о том, что выезд на линию пересечения двух проезжих частей запрещен.
Если для выполнения такого маневра автомобилист развернулся неправильно (выбрал неправильную траекторию, в результате чего выехал за границу перекрестка), в итоге он оказывается на встречной полосе.
В таком случае сотрудник дорожной инспекции имеет право привлечь его к административной ответственности. Минимальный размер штрафа составляет 5 тысяч рублей. Максимальный размер наказания за такое правонарушение – лишение водительского удостоверения сроком до полугода.
Если водитель совершит такое же нарушение повторно, он может быть лишен своих прав на 1 год.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (812) 603-42-95 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Конечно, каждый отдельный тип перекрестка имеет свои нюансы осуществления такого маневра. Однако именно это правило действует при выполнении маневра для разворота в пределах перекрестка любого вида.
Неправильный маневр, при котором автомобилист выехал за пределы границ пересечения двух дорог, влечет за собой также пересечение сплошной линии, разграничивающей встречные направления. В таком случае автовладелец также получит постановление о штрафе размером в 1500 рублей.
Выполнение разворота на регулируемом перекрестке
Выполнение такого маневра на регулируемом перекрестке требует соблюдения некоторых формальностей. При невыполнении их (несоблюдение траектории, выезд на встречную полосу), автомобилист может стать виновником дорожно-транспортного происшествия.
Разворот осуществляется следующим способом:
Для начала водитель должен занять место по левую сторону, включив левый поворотник.
После того, как светофор покажет зеленый разрешающий сигнал, автомобилист может выехать на середину пересечения дорог. Дальше середины выезжать не нужно, так как чаще всего за водителем собирается целая очередь из желающих осуществить поворот налево, и никто из них не будет знать о намерении автовладельца осуществить разворот.
Необходимо пропускать все встречные автомобили, которые двигаются прямо. Если они отсутствуют, то совершение маневра должно быть осуществлено сразу же после того, как водитель выехал на середину пересечения.
Выполнение разворота возможно только после того, как все транспортные средства будут пропущены. Причем осуществить маневр можно даже на красный сигнал светофора. По Правилам дорожного движения, все прочие автомобилисты должны пропустить такой транспорт и дать завершить прием.
Заключительный этап – выключение поворотника и продолжение движения в нужном направлении.
Выполнение разворота на Т-образном перекрестке
Практически каждое транспортное средство может совершить разворот на Т-образном перекрестке. Единственное исключение составляет большой транспорт, которым необходим соответствующий радиус разворота.
Так как движение задним ходом и выполнение разворота в несколько приемов на таких перекрестках запрещено, для выполнения такого маневра автомобилист должен поискать безопасное место.
Однако существует несколько нюансов. К примеру, штраф за движение задним ходом составляет всего 500 рублей, поэтому выполнение такого маневра в несколько этапов в условиях ограниченного пространства, гораздо выгоднее, чем получение постановления о лишении водительских прав за выезд на встречную полосу.
Стоит помнить о том, что такими действиями автомобилист создает условия, при которых реально возникновение аварийной ситуации.
Отдельно стоит отметить выполнение разворота на нерегулируемом Т-образном перекрестке, так как главная дорога здесь вовсе не обязательно должна быть прямой. В таком случае автовладелец должен руководствоваться знаками «Главная дорога» или «Уступи дорогу». При выполнении маневра необходимо включать поворотники, чтобы уведомить прочих участников дорожного движения о своих намерениях.
Лишение водительских прав за разворот на перекрестке
Самое суровое наказание за неправильное совершение разворота на перекрестке – лишение водительского удостоверения. Применение такой меры ответственности возможно только в том случае, если автомобилист при выполнении маневра выезжает на встречную полосу движения.
В таком случае срок лишения прав варьируется от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении данного правила, водитель лишается своего удостоверения на 1 год.
Использование прилегающей территории
Опытные водители рекомендуют новичкам, которые только недавно сели за руль и не знают, как правильно совершать разворот на перекрестке, использовать для этого прилегающую территорию.
В соответствии с Правилами дорожного движения, такой участок не является перекрестком. Однако даже с учетом этого необходимо придерживаться некоторых нюансов.
В частности, для выполнения такого приема необходимо заезжать на прилегающую территорию только передним ходом. В таком случае при выезде на главную дорогу у автомобилиста будет возможность без каких-либо препятствий оценить ситуацию слева и справа.
Рекомендуется использовать для такого маневра территорию, располагающуюся по правой стороне. В этом случае водителю не придется двигаться задним ходом по главной дороге.
Отдельно стоит отметить, что выполнение разворота запрещено на мосту, даже если на нем отсутствует соответствующая дорожная разметка и запрещающие знаки. Исключение составляют только специальные знаки «Место для разворота». В таком случае автомобилист может выполнить маневр, не опасаясь ответственности со стороны сотрудников ГИБДД.
Постановление сотрудника дорожной инспекции, выписанное в таком случае, может быть обжаловано в течение 10 дней.
Правила разворота на всех видах перекрестков
Чтобы не лишиться прав, просто развернувшись на пересечении проезжих частей, нужно чётко понимать особенности данного маневра. Правила разворота на перекрестке достаточно просты, соответствующий раздел ПДД предъявляет к автомобилистам лишь одно требование – занять заблаговременно крайнее левое положение на дороге. При этом к траектории правила никаких требований не предъявляют. Это значит, что траекторию, наиболее безопасную для разворота, определяет сам водитель.
Многие новички вообще не знают, разрешен ли разворот на перекрестке. Конечно, если нет запрещающих этот маневр знаков, то развернуться можно. Правда, не следует думать, что это не самое сложное действие можно совершать на проезжей части, не обращая внимания на детали. Так, например, на дороге с разделительной полосой направление движения следует выбирать таким образом, чтобы автомобиль даже на коротком участке не ехал по встречной полосе, то есть выбирать «дальнюю» траекторию разворота.
Если на перекрёстке нет разделительной полосы, то выполнять разворот можно и по дальней, и по ближней траектории, и даже между ними. Но только в пределах перекрёстка – за линию пересечения проезжих частей выезжать нельзя! Если радиус разворота превысит границы пересечения проезжих частей, то для «ближней» и «дальней» траектории разворота будет действовать разное наказание.
Рассмотрим подробнее варианты неправильного разворота в ограниченном пространстве пересечения проезжих частей:
Если водитель выбрал «дальнюю» траекторию разворота и не «вписался» в границы перекрёстка, то он неизбежно пересечёт сплошную линию разграничения встречных потоков. Но при этом выезда на встречную полосу он не совершит, так как двигаться будет перпендикулярно ей. За такое нарушение предусматривается только штраф до 1500 рублей.
Если же водитель не смог правильно развернуться на «ближней» траектории, заехав за границы перекрёстка, то получается, что в результате этого маневра он выехал прямиком на встречную полосу, за что он может потерять 5000 р. в лучшем случае в виде административного штрафа, а то и лишиться прав на срок 4-6 мес. Повторное такое нарушение карается уже лишением прав на 1 год.
Вышеперечисленные правила справедливы при выполнении разворота на любом из перекрёстков, но, конечно, в каждом случае имеются нюансы.
Т-образный перекрёсток
Разворот на т-образном перекрестке может быть осуществлён практически любым легковым транспортом за исключением, наверное, самых больших джипов с большим радиусом разворота. Для выполнения данного действия последним следует поискать более безопасное место, так как движение задним ходом здесь запрещено, собственно, как и развороты в несколько приёмов.
Хотя и здесь есть особенности. Штраф за задний ход на перекрёстке составляет 500 рублей. Если по каким-то причинам приходится совершать разворот в ограниченном пространстве на пересечении проезжих частей, то иногда такой вот разворот в несколько приёмов будет неплохой альтернативой возможному лишению прав за движение по «встречке». Но всегда нужно помнить, что подобным действием на дороге вы создаёте вполне реальную аварийную ситуацию.
Выполняя разворот на нерегулируемом т-образном перекрёстке следует быть внимательным, ведь главная дорога здесь не всегда может быть прямой. Руководствуйтесь следующими правилами:
руководствуйтесь предписаниями знака «Главная дорога», обращайте внимание на знаки «Уступи дорогу» и «Стоп»;
при отсутствии на перекрёстке каких-либо знаков основное правило – «Помеха справа»;
не забывайте включать указатели поворота.
Регулируемый перекрёсток
Разворот на перекрестке со светофором можно выполнить достаточно безопасно, ведь пропускать в этом случае придётся только встречный поток, а движение ТС слева и справа будет запрещено соответствующим сигналом светофора. Здесь также необходимо точно соблюдать направление движения по полосам, а также удостовериться в отсутствии перед перекрёстком знаков, разворот согласно которым запрещён.
Следует напомнить, что знак «Поворот налево запрещён» отнюдь не запрещает разворот, но обращайте внимание и на предписывающие знаки 4.1.1-4.1.6, действие которых распространяется на первое пересечение проезжих частей. Правила разворота в 2020 г. здесь те же самые – маневр нужно осуществлять только в границах перекрёстка, выезд на встречную полосу запрещается.
Видео: Уроки автошколы — правильные маневры на перекрестках
Используем прилегающую территорию для разворота
При движении в городе осуществлять такой довольно опасный маневр, как разворот на перекрёстке, часто бывает вовсе не обязательно, для этого можно использовать прилегающую территорию. Въезд на неё перекрёстком не является, однако некоторые меры предосторожности всё равно нужно соблюдать.
В частности, для разворота с использованием прилегающей территории справа, заезжать на последнюю желательно задним ходом — так при выезде на главную дорогу вы сможете спокойно и полностью оценить ситуацию и слева, и справа. Для разворота всегда рекомендуется использовать именно прилегающую территорию справа – так вам не придётся задом двигаться по главной дороге.
Также напомним, что нельзя осуществлять разворот на мосту, даже если на нём не нанесена разметка в виде сплошной линии. Однако существуют ситуации, когда без нарушения правил можно развернуться даже через двойную сплошную, а именно если установлен знак «Зона для разворота» или «Место для разворота». В этом случае разметка будет противоречить дорожным знаком, однако последние над разметкой имеют приоритет.
Словом, будьте внимательны, совершая разворот на перекрёстке – учитывайте требования дорожных знаков, разметки и чётко следуйте сигналам светофора. Но лучше, особенно если вы начинающий водитель, найдите для разворота менее опасный участок на дороге – в городе это можно сделать довольно легко.
Разворот (на перекрестке, вне перекрестка, с использованием придомовой территории, разворот “лампочка”)
В ходе экзамена разворот, видимо, самое популярное действие, которое инспектор просит выполнить чтобы проверить как вы управляете автомобилем. В ходе обучения, разворот нужно настойчиво тренировать, делать не менее 5-10 разворотов основных типов.
Хотел бы отметить еще один момент – радиус разворота сильно отличается у разных машин, если вы привыкли управлять небольшой машиной – Лада “Калина” или Лада “Гранта”, то выполнять развороты на Ford Focus, VW Polo, не говоря уже о Волге, вам будет сложно, если есть минимальный риск такой машины на экзамене – потренируйтесь (возьмите дополнительные занятия).
На экзамене нужно четко понимать отличия команд инспектора «ищите место для разворота» и «развернитесь на ближайшем перекрестке».
Разворот на перекрестке (регулируемом или нерегулируемом)
Один из самых сложных маневров. На первый взгляд, данный маневр мало отличается от двух последовательных поворотов налево. Проблема только в том, что движение водителей и пешеходов на перекрестке часто очень сложное, и вы не очень хорошо понимаете, кого и как пропускать (по ПДД, а не “по понятиям”), каким бортом разъезжаться с машинами, делающими встречный маневр. Плюс если перекресток регулируемый, то часто не получится выполнить разворот за один цикл работы светофоров. Дополнительно ситуация может быть усложнена, например, наличием пешеходных переходов (“зебр”), наезд (причем не обязательно колесом, достаточно бампера или зеркала) на “зебру” может привести к не сдаче экзамена. Если в вашей экзаменационной зоне есть такие перекрестки и на них просят развернуться – нужно тренировать разворот на перекрестке (сделать маневр несколько раз). Всегда помните, что на перекрестках недопустимо “резать углы”, всегда нужно попадать в свою полосу. И имейте в виду, что ситуация сильно зависит от автомобиля, чем машина больше, тем сложней осуществить такой маневр (например, сложно избежать наезда на “зебру”).
Разворот “лампочка”
Наиболее сложный вариант разворота на перекрестке – разворот “лампочка”. Таким способом приходится разворачиваться, когда при попытке сделать разворот стандартным способом, автомобиль не вписывается в габариты дороги. Особенность разворота “лампочка” – вместо того что бы занять крайне левое положение на полосе и сразу поворачивать, приходится предварительно уходить вправо и лишь затем начинать разворот (таким способом увеличивается радиус разворота). Как делать разворот на перекрестке, зависит от радиуса разворота конкретного автомобиля – компактный автомобиль может развернуться стандартным способом, а большой, только “лампочкой”.
Видео с демонстрацией подобных разворотов “лампочка” на экзаменационном маршруте МРЭО ГИБДД:
Почитать про МРЭО, на экзаменационном маршруте которого, записано данное видео можно тут:
Разворот вне перекрестка (“в один прием”)
Со сложными маневрами очень важно понимать, где они возможны, а где нет, так что хорошо учите теорию – времени долго думать у вас не будет. Так, с разворотом очень распространенный подвох на экзамене, предлагать развернуться в местах, где есть все условия для разворота, кроме одного, например, нет видимости на более чем 100 метров (или пока вы будете думать, что делать, приедете в такое место).
Как правило, корректно развернуться в рамках двух полос невозможно, так что нужно искать место с небольшим “карманом” на противоположной стороне. В роли “кармана” может выступать выезд из прилегающей территории или какая-то площадка рядом с дорогой.
При выполнении маневра критично разворачиваться с запасом, чтобы не задеть бордюр. Причем имейте в ввиду, что инспектор при малейшем подозрении (не обязательно реальном) может нажать на тормоз и прервать ваш маневр.
Естественно все маневры нужно показывать поворотниками и пропускать все машины, имеющие приоритет (ждите момента, когда машина, которую вы пропускаете, точно не изменит скорости или направления движения).
Разворот с использованием придомовой территории (“в два приема”)
Если нет возможности развернуться в “один прием”, придется разворачиваться в два приема, с включением заднего хода. Действие очень похоже на упражнение “заезд в бокс”. Проблема только в том, что нужно контролировать проезжающие машины и не мешать им. Вы должны потренироваться уверенно делать такой маневр, найти место для тренировки несложно. Опять же не забывайте про поворотники и аварийные огни при движении назад (по ПДД в этом случае нужно использовать поворотники, но во многих МРЭО принято использовать аварийку, имеет смысл уточнить этот вопрос (местную специфику)).
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то еще, например в выборе каких-то устройств или получении каких-то услуг) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (https://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
This article has 6 comments
Когда делала разворот с использованием прилегающей территории, сняли 5 баллов за то, что видимость сзади и спереди была менее 100 метров при движении задним ходом. Территория точно была прилегающей, это уточнили. Как-то можно было оспорить эту ситуацию?
Елена, не унывай! Сдашь в нужный момент.
Касательно оспорить, в принципе можно попробовать, написав заявление с подробным разбором ситуации (и ссылками на ПДД) и послать копию куда-то (в ГИБДД выше, плюс в какой-то надзорный орган).
Но успех маловероятен, обычно удается что-то достигнуть то того как поставлена оценка “не сдал”, почитай:
Также будет полезно почитать про действия инспекторов на экзаменах, какие варианты их поведения бывают.
и я ситуацию не очень понял: Цитата из ПДД
смотри пункты 8.11 и 8.12, трактовка может быть широкая ——— 8.11. Разворот запрещается: на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595) (см. текст в предыдущей “редакции)” “”8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. “”Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
При движении назад включается поворотник, а не аварийка.
Владимир, спасибо за комментарий — строго говорят аварийка не обязательна — факт. Но меня и много кого учили ее включать, в принципе в этом совете больше плюсов чем минусов.
В жизни можно и аварийкой, как и левый поворотник при остром съезде направо или на круг и прочие народные методы в управлении автомобилем. На экзамене так не прокатит.
В МРЭО где я сдавал была принята аварийка (как понимаю это совет из прошлого), другие места подобные (где принято включать аварийку) знаю. по любому скорректирую/уточню.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Можно ли делать разворот по малому радиусу
Разворот по малому радиусу – спорный момент, который не прописан в правилах, вызывает множество вопросов не только у новичков, но и опытных автомобилистов.
К сожалению, до тех пор, пока этот пункт не будет разъяснен в правилах, однозначно ответить на вопрос можно или нет разворачиваться по малому радиусу невозможно.
Между тем вопрос очень важный, так как на кону не просто штраф, а лишение водительских прав.
Суть конфликта ГИБДД и водителей, выполняющих разворот по кратчайшей траектории
Конфликт между ГИБДД и водителями, которые совершают разворот по кратчайшему пути (малому радиусу) заключается в следующем.
ГИБДД считает, что разворачиваясь по малому радиусу, на дорогах с разделительной полосой в середине маневра водитель попадает на встречную полосу, поэтому таким водителям вменяют нарушение пункта 8.6 ПДД
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
а соответственно за такое нарушение применяется пункт 12.15 КоАП.
Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев
Вся тонкость состоит в том, что в пункте 8.6 ничего не сказано про разворот , и в ПДД нет точного определения пересечения проезжих частей, есть только определение перекрестка.
Правила разворота описаны в пункте 8.11 и 16.1 и они ничего не говорят о развороте по малому или большому радиусу
на пешеходных переходах;
в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м; в местах остановок маршрутных транспортных средств.
16.1. На автомагистралях запрещается: разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
И поэтому между водителями и сотрудниками ГИБДД возникают постоянные споры. Не смотря на то, что момент спорный, в случае, если суд примет сторону ГИБДД, то водителю грозит лишение прав за выезд на встречную полосу.
А судебная практика на сегодняшний день разнообразна.
В 2011 году вышла методическая рекомендация УГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 08 марта 2011 года № 12/2-2455
Полностью можно ознакомится с ней в разделе Документы. В рекомендации сказано
Ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ наступает за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, только в случае нарушения Правил дорожного движения и, следовательно, действия водителя совершившего разворот по кратчайшей траектории не являются противоправными, поскольку Правилами дорожного движения не запрещены. В местах, где такой маневр несет реальную угрозу безопасности дорожного движения, необходимо решать данную проблему при помощи технических средств организации дорожного движения
Казалось бы, все сказано, но после 11 года неоднократно водители наказывались за разворот по малому радиусу и в Челябинске, и в Химках, и в Екатеринбурге, в Ростове и в Санкт-Петербурге.
Поэтому, к сожалению, данный маневр по-прежнему остается в серой неопределенной зоне.
Попробуем все- таки хоть как-то разобраться
Итак, рассмотрим все варианты.
Разворот по малому радиусу на дороге с одним пересечением проезжих частей
На дороге, с которой вы осуществляете разворот, нет разделительной полосы, а значит, есть только одно пересечение проезжих частей.
В этом случае можно разворачиваться по любому радиусу. Что даже указано на сайте ГИБДД в разъяснениях.
Рисунок с сайта ГИБДД
Хотя там они указали Т-образный перекресток, можно разворачиваться и на обычном перекрестке, если у него нет разделительной полосы. И, что важно, такой поворот возможен, если на перекрестке нет сплошной линии разметки .
Разворот на перекрестке где есть разделительная полоса
Почему акцент делается именно на разделительной полосе? Потому что именно она создает, то опасное направление движения автомобиля в лоб встречному движению, за которое и штрафуют водителей. Чем шире полоса, тем дольше происходит такое движение и тем серьезнее будет кара. Можно легко представить к чему может привести такой разворот на регулируемом перекрестке, если вы замешкаетесь, а встречные машины начнут движение. Но самое опасное выполнять такой разворот на нерегулируемом перекрестке. Тут уж до серьезной аварии остается полшага.
Но в том случае, когда разделительная полоса заканчивается до пересечения проезжих частей, разворот по малому радиусу можно делать, собственно для этого полоса и не доведена до конца. И если сотрудник ГИБДД вас остановит, в этом случае вы можете отстаивать свою позицию с полным ощущением правоты, так как вы ни секунды не находитесь на встречной полосе при таком маневре.
Но при этом надо еще помнить о пешеходном переходе. На пешеходном переходе как гласит пункт 8.11 ПДД разворачиваться нельзя. Поэтому если при развороте по малому радиусу, вы видите, что будете попадать на пешеходный переход, то опять- таки придется разворачиваться по большому радиусу. Правда, за разворот на пешеходном переходе положен лишь штраф 500 рублей
статья 12.14 часть 2 КоАП
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
если вы видите, подъезжая к перекрестку, что осуществляя разворот по малому радиусу, вы какое-то время поедете в лоб встречному движению, значит, такой разворот делать опасно, конфликт с ГИБДД очень вероятен. Следовательно, во избежание проблем, надо разворачиваться за центром перекрестка.
Чем шире разделительная полоса, тем не безопаснее для вас самих. Любая минимальная задержка, меняется сигнал светофора, и вы действительно оказываетесь на встречной полосе. На нерегулируемом перекрестке вы при таком развороте сразу оказываетесь на встречной полосе.
Также нельзя разворачиваться по малому радиусу, если в момент разворота попадете на пешеходный переход, и если на перекрестке есть сплошная линия (в реальной жизни найти перекресток со сплошной линией практически невозможно, кроме как на картинке на сайте ГИБДД)
Однако, если у вас есть достаточно сил и времени, чтобы спорить с инспектором и судиться, то у вас есть шансы выиграть дело, в виду того, что правила такой разворот впрямую не запрещают.
AlCaponne › Blog › Лишают ли прав за разворот по малому радиусу.
Всем привет! Недавно меня остановили сотрудники ГИБДД и инкриминируют мне нарушение п. 8.6. Правил дорожного движения. Был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. 30 марта будет суд. Прилагаю сюда возражение по данному манёвру, может кому будет интересно. У ИДПС это хлебное место. У них уже есть заготовленная стопка схем нарушения (смотрите фото). Они в эту схему вписывают ФИО человека, данные авто и всё, клиент готов, давай следующего. Сотрудников не интересуют другие нарушения, непристегнутый ремень, не включен свет, ведь за эти нарушения много не заработаешь.
Мировому судье судебного участка № 8 Адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Содружества, д.84 Заявитель: ___________ Адрес проживания: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. _______________ телефон: ______________
ВОЗРАЖЕНИЯ по протоколу ____________об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ
В отношении ______________ 14 марта 2018 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев. Как следует из протокола, существо совершенного мною правонарушения состоит в том, что 14 марта 2018 года на перекрестке ул. Жданова и пр. Маршала Жукова при повороте налево я выехал на полосу встречного движения, чем нарушил п. 8.6. Правил дорожного движения.
С указанным протоколом я не согласен, считаю, что в моих действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ по следующим причинам. В протоколе указано, что прилагается схема моего правонарушения. По схеме видно, что я не поворачивал налево, а разворачивался. Пункт 8.6 ПДД гласит что: Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Т.е. пункт 8.6 ничего не говорит о развороте, речь идет только о повороте. И единственное что тут смогли придумать сотрудники ГИБДД это сказать, что разворот это не что иное, как 2 поворота налево. В тексте правил на данный момент отсутствует определение понятия разворот и поворот, что и дает инспекторам вольность трактовки. Однако понять то, что это совершенно разные маневры, можно взглянув на знаки 3.18.2 и 3.19 и прочитав подписи к ним. Также это следует и из других пунктов правил, где эти маневры разделены и упоминаются по отдельности. Также в ПДД нигде нет указаний на то, каким образом определять границы пересечения проезжих частей на перекрестке их количество. Вероятнее всего, все с автошколы привыкли считать, что если дорога имеет разделительную полосу, которая прерывается на перекрестке, то нужно мысленно провести эту полосу на перекрестке и посчитать количество пересечений проезжих частей. Ничего подобного в ПДД вы не найдете. Если дорога имеет разделительную полосу, которая прерывается на перекрестке, то дорога имеет 2 проезжие части до перекрестка и 2 после него. Ну вот на самом перекрестке, проезжая часть 1 и нигде в правилах не сказано, что надо мысленно делить перекресток, чтобы посчитать количество и границы пересечений проезжих частей. К тому же участок перекрестка в створе разделительной полосы тоже является пересечением проезжих частей. Доказать это очень просто. Он находится внутри границ перекрестка. «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Следовательно, все что находится внутри границ перекрестка, принадлежит всем пересекаем дорогам. А раз он предназначен для движения безрельсовых транспортных средств, значит, это проезжая часть. («Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.) Если это проезжая часть принадлежащая обеим дорогам, значит это пересечения проезжих частей. А вот что еще интересней пункт 8. 6 ПДД, говорит нам о том, как нам выезжать с пересечения проезжих частей покидая перекресток, и не касается выезда с пересечения проезжих частей в пределах границ перекрестка. Понять, почему это так тоже просто. Какая сторона для нас встречная в пределах перекрестка? Сторона, которая была для нас встречной до въезда на перекресток. И именно этому встречному направлению мы должны уступать, совершая поворот налево, согласно пункту правил 13.4 и 13.12. На поперечной дороге для нас нет встречного направления это пересекаемые направления, встречными они могут стать лишь тогда, когда мы выедем с перекрестка, повернув на поперечно дорогу. Но самое интересное в том, что нарушение пункта правил 8.6, не влечет за собой ответственности по части 4 статьи 12.15 КОАП РФ. Потому что пункт 8.6 устанавливает правила маневрирования, о чем говорит нам название главы 8 ПДД (8.Начало движения, маневрирование). А ответственность по части 4 статьи 12.15 КОАП РФ наступает только за нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (9.Расположение транспортных средств на проезжей части), встречного разъезда или обгона (11.Обгон, опережение, встречный разъезд), что можно увидеть из названия статьи 12.15 КОАП РФ (12.15 КоАП РФ. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона). То есть за выезд на полосу встречного движения в нарушение пункта из разделов правил дорожного движения, 9 и 11. Со слов ИДПС моё правонарушение видел один сотрудник, который вписан в протоколе свидетелем, второй сотрудник не видел правонарушение, он составлял протокол на другого человека. От места, где стоял сотрудник ГИБДД и фиксировал правонарушение, до места правонарушения около 150м, место расположения сотрудников могут подтвердить свидетели (_____________ и ____________). На перекрёстке нет разметки, на которую мог бы ориентироваться сотрудник. Ширина проезжей части около 6м, на которую я якобы выехал. Какова вероятность с расстояния 150м. с точностью до нескольких метров определить траекторию разворота? Недавно моя жена училась на права, и я вместе с ней разбирал ПДД. Я живу не далеко от этого перекрёстка и несколько раз в день я проезжаю его, я знаю, как по правилам нужно проезжать этот перекрёсток. Я стараюсь не нарушать ПДД, за последний год у меня, кажется, не было ни одного нарушения. Если суд решит что с расстояния 150м. на дороге без разметки сотрудник может определить траекторию разворота с точностью до нескольких метров и этого из доказательств будет достаточно, то я готов понести ответственность. У меня есть жена и маленький ребенок. Автомобиль это мой единственный способ заработка. Я работаю авто экспертом. Каждый день я передвигаюсь на автомобиле и перевожу людей. Прошу не лишать меня прав, а понести альтернативное наказание. К данному возражению прилагаю: 1. Методические рекомендации УГИБДД главного УВД по санкт Петербургу и ленинградской области начальникам территориальных отделов Госавтоинспекции. 2. Ответ заместителя начальника В. Черных УГИБДД главного УВД по санкт Петербургу и ленинградской области Ефремову Б.Д. 3. Фото перекрестка и места расположения сотрудников ГИБДД. 4. Фото расстояние от места расположения сотрудников ГИБДД до перекрестка, посчитанное при помощи яндекс карт. В протоколе кроме схемы административного правонарушения и вписанного сотрудника ГИБДД инспектором, других материалов не прилагается.
В моем случае отсутствует как само событие административного правонарушения, так и состав административного правонарушения.