Право на образование несовершеннолетних детей инвалидов
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Право на образование несовершеннолетних детей инвалидов

Образование детей-инвалидов в России

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.

Подсказка: инклюзивное обучение — это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.

Скачать для просмотра и печати:

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:

  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:

  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.

Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование

Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома. Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Перечень привилегий для инвалидов

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.

Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.

  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.

Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Организация обучения детей-инвалидов: права ребенка в школе, дистанционные центры и поступление в ВУЗ

Современные власти озабочены тем, чтобы образование детей-инвалидов было на требуемом уровне. Для этого создаются специальные программы дистанционного обучения, центры и многое другое.

Однако родители должны знать, какие есть возможности для их детей, чтобы права несовершеннолетних не были ущемлены. Стоит отметить, что помимо федеральных программ есть и региональные, которые действуют только в рамках конкретно взятого субъекта РФ.

Как осуществляется организация процесса обучения в ДОУ?

Права несовершеннолетних на получение дошкольного образования и методы обучения, указаны в различных нормативно-правовых актах, к ним относятся:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • ФЗ-181 от 24.11.1995 года;
  • ФЗ-273 от 29.12.2012 года;
  • Государственный стандарт дошкольного образования;
  • Приказ Минюста № 1014 от 30.08.2013 года;
  • санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных учреждениях.

Образовательная деятельность должна осуществляться на протяжении всего времени, что ребенок находится в ДОУ, в нее включается:

  • совместная работа преподавателя с детьми;
  • ведение образовательной деятельности в режимных моментах;
  • самостоятельная работа детей.

При этом необходимо обеспечить социальное, познавательное, речевое, художественное и физическое развитие несовершеннолетних. В некоторых ДОУ действуют программы по социальной адаптации детей-инвалидов. Они предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так, с ними дополнительно работают психологи и социальные педагоги. Также для таких воспитанников разрабатывается специальная программа обучения, которая будет полностью соответствовать их физическим возможностям.

Индивидуальная программа занятий и реабилитации в ДОУ

В каждом ДОУ разрабатывают программы для реабилитации детей-инвалидов в соответствии с их возрастом, психоэмоциональным состоянием и возможностями.

Обычно разделяют несовершеннолетних с ограниченными возможностями на несколько категорий, у которых имеются нарушения в области:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • интеллекта;
  • эмоционально волевой (в том числе аутизм).

План по работе с детьми-инвалидами должен составлять каждый воспитатель, если они посещают его занятия. Однако обычно создаются специальные группы для малышей с нарушениями в различных областях.

Права ребенка-инвалида в общеобразовательной школе

Они обеспечиваются статьей 19 ФЗ-181 от 24 ноября 1995 года. Так, данные граждане имеют право получать бесплатное обучение в образовательных учреждениях любого уровня.

Если ребенок в силу состояния здоровья не может посещать общеобразовательную школу, то он может быть зачислен в коррекционную. Однако она присутствует не во всех районах.

Читать еще:  Куда подать жалобу на заведующую детского сада в набережныхчелнах

При отсутствии коррекционной школе в районе можно воспользоваться одним из следующих вариантов:

  • занятия в Центре дистанционного обучения (письмо Минобрнауки РФ от 10.12.2012 года № 07-832);
  • получение образования на дому (ФЗ-273);
  • дома в форме семейного образования (письмо Минобрнауки от 15.11.2013 года № НТ-1139/08).

В последнем случаи родители обязуются самостоятельно предоставить ребенку знания в соответствии с системой ГОСТ-Р. Ребенок проходит в школе промежуточную и государственную аттестацию в установленные сроки.

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

План работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями

Целью создания подобных планов, является обеспечение непрерывного индивидуального сопровождения детей-инвалидов, опытными специалистами.

Вот основные задачи, которые должны решаться во время реализации плана работы:

  • своевременное выявление детей, которым необходима помощь социального педагога;
  • выявление образовательных способностей несовершеннолетних;
  • создание необходимых условий для обеспечения всестороннего развития личности ребенка;
  • оказание требуемой социальной, психологической, медицинской и педагогической помощи с учетом особенностей заболевания;
  • предоставление возможности обучаться дополнительно в рамках коррекционной школы;
  • обеспечение социальной адаптации и формирование здорового образа жизни;
  • оказание информационной поддержки родителям ребенка-инвалида.

Подобные педагоги есть в различных муниципальных учреждениях. Планы составляются уполномоченными органами с учетом физических возможностей несовершеннолетних.

Условия дистанционного обучения на дому

На него могут перейти те дети, которые не обладают возможностью посещать образовательное учреждение вместе с другими. При этом ребенок получает ту же информацию, что и остальные.

Во время образовательного процесса, несовершеннолетние должны получить:

  • все необходимые учебники, справочники и другие методические материалы, которые находятся в школьной библиотеке;
  • обучение специалистами из числа кадровых сотрудников школы;
  • аттестат после прохождения государственных экзаменов.

Ребенок с помощью специального программного обеспечения должен соединиться со своим классом. Учитель, в свою очередь, должен проконтролировать, чтобы соединение было стабильным, а связь двухсторонней. С помощью гарнитуры школьник может слышать, что происходит в классе, а видеокамера обеспечивает изображение.

Центры дистанционного образования

Для записи в центр дистанционного образования необходимо предоставить полный пакет документов, обычно в него входят:

  • паспорта родителей и ребенка (до 14 лет предъявляется свидетельство о рождении);
  • справка об инвалидности;
  • выписка из истории болезни с указанием диагноза, чтобы обеспечить ученика всем необходимым оборудованием;
  • справка о возможности работать с компьютером;
  • психолого-медико-педагогическое заключение об образовательном маршруте;
  • программа реабилитации;
  • разрешение на обработку персональных данных;
  • характеристика с места учебы;
  • согласие родителей на обучение их ребенка-инвалида по адаптированной программе;
  • сведения о составе семьи.

В какие образовательные учреждения может поступить ребенок с инвалидностью после школы?

Закон не предусматривает ограничений в выборе профессии. Однако необходимо учитывать физические и умственные способности ребенка при овладении им конкретно взятой профессии.

Есть возможность поступать в:

  • высшие учебные заведения;
  • средне-специальные учреждения.

В различных регионах предусмотрены льготы, согласно которым абитуриентам с ограниченными возможностями предоставляются места не на конкурсной основе. Также они могут получать различные социальные выплаты из регионального бюджета.

Какие именно выплаты положены в конкретно взятом субъекте РФ, необходимо уточнять на сайте регионального правительства. Также можно проконсультироваться у юриста.

Предоставление льгот при поступлении в колледж и ВУЗ

Вот основные преимущества, которые есть у инвалидов при получении профессионального образования:

  • при одинаковом количестве набранных баллов предпочтение отдается инвалиду;
  • бесплатное питание;
  • компенсация стоимости обучения до 100%;
  • получение дополнительного времени для сдачи вступительных экзаменов (не более 1,5 часов);
  • компенсация затрат на канцелярию.

Инвалиды должны проходить обучение вместе со всеми после окончания школы. Форма права в России изъявительная, поэтому о правах необходимо заявлять.

При их нарушении стоит обращаться в ответственные структуры. Практикующие юристы всегда готовы помочь написать претензию в соответствии с действующими требованиями.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей!

Дата публикации материала: 27 октября, 2015 / Последнее обновление: 25 марта, 2020

Перед тем как непосредственно перейти к вопросу прав ребенка инвалида, необходимо пояснить, кого именно нужно считать ребенком-инвалидом.

Обратимся к первой статье ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Это лица младше 18-ти, имеющие нарушение здоровья и необходимость в социальной защите.

Материал написан Марией Спатарис:

  • юрист;
  • автор юридической колонки газеты «Cyprus Expert»;
  • бакалавр Российского государственного института интеллектуальной собственности;
  • магистр Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.

Стаж юридической деятельности – 8 лет. Подробнее о наших экспертах вы можете узнать здесь.

Нарушение здоровья должно быть:

  • стойким;
  • обусловленным заболеванием, травмой или дефектом;
  • очевидным, т.е. имеется полная/частичная утрата самообслуживания или не могут общаться, контролировать себя, обучаться.

Ребенок считается инвалидом с момента регистрации его статуса и как следствие получение им пенсионного свидетельства. О правах инвалидов 1 группы в России мы уже писали подробно в этой статье.

Какие права имеет ребенок-инвалид?

На образование

Статьей 19 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ государство обеспечивает необходимые права инвалидов детей для получения образования, которое является общедоступным. Бесплатно предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях следующие виды образования:

  • дошкольное образование (детский сад);
  • общее образование: начальное, основное, среднее (школа: 1-4, 5-9, 10-11 классы);
  • среднее профессиональное образование(техникум, колледж);
  • высшее (институты, университеты, академии).

Общее и средне-профессиональное образование осуществляются по адаптированной и/ или индивидуальной образовательной программам реабилитации инвалидов.

Отдельно нужно сказать об обучении детей-инвалидов в школах. В зависимости от характера инвалидности дети могут учиться как в обычных школах, где им должна быть предоставлена психолого-педагогическая поддержка, так и в специальных коррекционных школах. Если в Вашем регионе нет коррекционной школы или ребенок не может по состоянию здоровья посещать школу, родители выбирают один из трех вариантов:

  • Обучение в Центре дистанционного обучения (ЦДО), куда учащиеся зачисляются; обучение осуществляется учителями ЦДО (Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»).
  • на дому: сотрудники образовательной организации приходят к ребенку домой или в медицинское учреждение, где ребенок находится на реабилитации. Для этого необходимо письменное обращение родителей/ представителей ребенка и заключение медицинской организации.
  • дома в форме семейного образования (Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»). В этом случае родители принимают на себя обязанность по обеспечению целенаправленной организации обучения и знаний, необходимых в повседневной жизни. При этом школа не несет ответственности за качество образования. Обучение происходит с одновременной обязанностью учащегося пройти в школе аттестацию промежуточную и государственную. Данная форма обучения может быть изменена с согласия родителей и мнения ребенка.

Дети-инвалиды могут поступить в рамках установленных квот на бюджетные места в высшее / средне профессиональное учебные заведения при условии если будут сданы вступительные экзамены.

На жилье

Ст. ст. 17 и 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотрено, что за счет бюджетных средств федерального значения семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются жилыми помещениями, если нуждаются в улучшении квартирного вопроса. Дети инвалиды имеют право на жилье! Порядок предоставления более детально регулируется каждым субъектом России в отдельности.

Порядок предоставления квартир для лиц поставленных на учет после 01.01.2005г. имеет два варианта:

  1. Получение квартиры по договору социального найма. Необходимо обратиться по месту жительства в уполномоченный орган для постановки на улучшение жилищных условий. Если инвалидность ребенка связана с хроническим заболеванием в тяжелой форме, по Перечню утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, то квартира будет предоставлена вне очереди.
  2. Получение квартиры по договору безвозмездного пользования. В Москве размер предоставляемого помещения должен быть не менее 18 кв.м. площади жилого помещения на одного человека по средней рыночной стоимости, которая определяется в каждом субъекте РФ отдельно. Заявление подается в Департамент Жилищной политики и Жилищного Фонда г. Москвы.

Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей — инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» семьям с детьми инвалидами предоставляются следующие льготы:

  • скидка 50% и более на оплату государственной или муниципальной квартиры, оплату коммунальных услуг и абонентской платы за телефон;
  • скидка 50% и более на оплату топлива в домах, где отсутствует центральное отопление;
  • предоставляется первоочередное право на получение земельного участка под частную застройку, ведения дачного хозяйства/ садоводства.

Право детей инвалидов и членов их семьи на получение денежных выплат

  • дети-инвалиды получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), которая индексируется раз в год. В 2015 году составляет 2 123,92 руб. Если ребенок одновременно имеет право на ЕДВ по разным основаниям, то родителю/ представителю дается право выбора получения ЕДВ по какому-то одному основанию (ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
  • дети-инвалиды получают ежемесячную социальную пенсию по инвалидности и надбавки к ней. В 2015 году сумма составляет 10 376,86 руб. (ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ”).
  • трудоспособные лица, которые осуществляют уход за ребенком-инвалидом, получают ежемесячную денежную выплату (Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»).: -родители/ усыновители/ опекуны/ попечители ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида детства I группы в размере 5 500 рублей; -другим лицам в размере 1 200 рублей.

Данная выплата суммируется с установленной ребенку-инвалиду пенсией за период, когда осуществляется ухода за ним. ЕДВ может получить один из неработающих родителей на период такого ухода за ребенком.

Права и льготы семей с детьми-инвалидами

Помимо получения денежных выплат дети-инвалиды и их родители/ представители имеют различные льготы не только в сфере жилья. Бесплатно можно получать:

  • Лекарства, предусмотренные законом;
  • Санитарно-курортное лечение 1 раз в год, при этом оплачивается проезд в оба конца;
  • Медицинские принадлежности (кресла-коляски, специальная обувь и т.д.);
  • Медицинское лечение;
  • Специальную литературу для детей, у которых проблемы со зрением;
  • литературу, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля и т.д. a) права родителей ребенка-инвалида на работе Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены дополнительные права матери ребенка инвалида.
  • Запрет к сверхурочным работам и направление в командировки без согласия женщины;
  • Право на сокращенный рабочий день/ сокращенную рабочую неделю, если имеются дети на иждивении в возрасте до 16 лет;
  • Запрет на отказ в приеме на работу или снижении з/п по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида;
  • Запрет на увольнение одиноких матерей по инициативе администрации, за исключением случаев ливвидации организации или введения процедуры банкротства.
Читать еще:  Официальный сайт фмс россии 2018 интеактивная карта

Трудовой кодекс РФ, Глава 15, Статья 93. Неполное рабочее время

По соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Если ребенок-инвалид, имеют ли право родители досрочно выйти на пенсию

В общем порядке мужчины выходят на пенсию по старости в 60 лет, а женщины в 55. Данный срок может быть сокращен одному из родителей на пять лет (соответственно для мужчин в 55, для женщин в 50), если родитель воспитывал инвалида с детства до достижения им 8 лет и при условии страхового стажа: для мужчин 20 лет, для женщин 15 лет.

Опекунам инвалидов с детства, установившим опеку до достижения ребенком-инвалидом 8 лет,назначается трудовая пенсия по старости с уменьшением возраста, на один год за каждые 1,5 года опеки, но не более чем на 5 лет.

Пенсия назначается, даже если ребенок-инвалид умер, важно чтобы родители/ опекуны воспитали его до 8 лет.

Защита прав детей инвалидов

Лица вне зависимости от занимаемой должности, которые виноваты в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность по ст.32 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Все споры возникающие из установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты и нарушении иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Заключение

Дети-инвалиды являются одной из уязвимых групп населения, поэтому законодатель с целью уравнения их в правах предусмотрел предоставление им и их семьям различные права и гарантии. О правах при инвалидности при эпилепсии ребенку читайте здесь.

Социальная защита прав детей-инвалидов в РФ

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Права детей-инвалидов

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно (статья 13 ФЗ №181) на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890, для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства — обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях, если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях — для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому — для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение — относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем — закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса — экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями — формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.
  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей — 33%, на большее число — 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов (статья 86 СК).

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц — 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.
Читать еще:  Как вернуть вещь в нм магазине спб

Выплаты и льготы

Выплата или льгота Размер
Скидка на оплату жилья госфонда 50%
Льгота на коммунальные услуги (даже если помещение не в собственности) 50%
Скидка на топливо при отсутствии центрального отопления 50%
Получение наследства Ребенку положена доля, даже если его нет в завещании. Ее размер — ½ части, которая могла перейти к инвалиду по закону.
Транспортные льготы Бесплатный проезд до места лечения и обратно ребенка и сопровождающего.

Скидка 50% на междугородние рейсы. Налоговый вычет родителям Родителю (усыновителю) — 12 тысяч рублей;

Опекуну — 6 тысяч рублей.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации — причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Какие права у ребенка инвалида в РФ

Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так, что отпрыск рождается или становится не совсем полноценным.

Конечно, детство таких малышей существенно отличается от детства обычных детишек. Поэтому, государство старается помочь им, так как по жизни они уже ущемленные лица.

Власти нашей страны разработали множество льгот и пособий, которые предоставляются детям с отклонениями. Они относится к незащищенной категории граждан, поэтому имеют свои индивидуальные привилегии по конвенции о правах детей инвалидов.

Дополнительно на законном уровне установлены льготы для семей с такими детишками. Кроме всего этого, они имеют равные права со всеми детьми.

Понятие инвалидности в РФ

Детьми с ограниченными возможностями считаются лица, не достигшие восемнадцати лет и имеющие различные отклонения физического и психологического плана. Подобные нарушения не дают шанса детям жить полноценно, как остальным малышам.

Инвалидом несовершеннолетнее лицо может признать только специальная комиссия. Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица.

Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  • присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;
  • отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  • необходимость в реабилитации.

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста. После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения. Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Права детей с ограниченными возможностями

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Конвенция о правах детей инвалидов содержит основные пункты, регламентирующие привилегии несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями.

Права ребенка инвалида на жилье. За счет государства семьи с такими отпрысками обеспечиваются жильём в первую очередь, если присутствует нужда.

Порядок его предоставления регламентирует на региональном уровне. Обычно устанавливается норма квадратных метров на одного члена семьи.

Права ребенка инвалида на образование. Государство обеспечивает всех детей нашей страны образованием. Оно общедоступно. Сейчас бесплатно можно получить образование такому несовершеннолетнему лицу в следующих учреждениях:

  • детский сад;
  • школа;
  • средние образовательные учреждения;
  • высшие учебные заведения.

Права ребенка инвалида в школе связаны с тем, что он может обучаться: как в стандартном, так и коррекционном заведении.

Дополнительно такому малышу оказывается психолого психологическая помощь.

Тоже касается и права ребенка инвалида в детском саду. Такой малыш вправе посещать дошкольное учреждение со всеми детишками.

Права ребенка инвалида в поликлинике намного больше, чем у обычного малыша. Такие дети вправе получать безвозмездно:

  • лекарства по рецепту доктора;
  • санаторное лечение один раз в год, в том числе оплата проезда туда и обратно;
  • медицинские принадлежности;
  • медицинское лечение.

Также существуют и другие права детей инвалидов в России:

  • на получение информации;
  • на трудовую деятельность;
  • на социальную реабилитацию и обслуживание;
  • полноценное участие в культурных мероприятиях;
  • на алиментное содержание;
  • на достойное проживание и обеспечение;
  • федеральные и областные выплаты.

Государственные власти признают, что такие дети должны наравне с другими людьми вести достойный образ жизни. Это обеспечит их достоинство и будет способствовать уверенности, что облегчит пребывание в обществе. Поэтому, права детей инвалидов в РФ регламентируются законодательство довольно широко.

Какие льготы предоставляет государство

Детишки, у которых есть отклонения, относится к одной из самых незащищенных категорий лиц. Поэтому, государство старается помощь таким семействам. Существует ряд льгот и дотаций, предоставляемых этой категории лиц.

Пенсионные

Детям с ограниченными возможностями положена пенсия, размер которой зависит от сложности инвалидности. Эти выплаты оформляет родитель либо опекун один раз. Впоследствии деньги поступают ежемесячно на указанный в заявлении банковский счет.

Лицо, ухаживающее за таким малышом, получает доплату в сумме шестьдесят процентов от минимальной зарплаты. Родитель, воспитывающий такого малыша вправе пойти на пенсию с пятидесяти лет, если его стаж труда пятнадцать лет.

Жилищные

Кроме того, что детишки с отклонениями имеют первостепенное право на жилье, государство предоставляет им еще ряд льгот этого уровня:

  • скидка пятьдесят процентов на платежи по коммунальным платежам;
  • такие семейства ставят первыми на очереди в получении жилого помещения.

Транспортные

Семьям с такими детишками предоставляется право безвозмездного проезда на городском транспорте. Исключения составляют такси. В период с первого октября по пятнадцатое мая ежегодно, дети с ограниченными возможностями вправе использовать скидку пятьдесят процентов на покупку билетов междугороднего транспорта.

Когда в семье есть малыш от пяти лет, с нарушениями опорно двигательного аппарата, государство может обеспечить ее специальным оборудованным автомобилем. Кроме того, такой автомобиль освобождается от транспортного налога.

Трудовые льготы предоставляются матерям, ухаживающим за детишками с ограниченными возможностями младше шестнадцати лет. Женщина вправе трудиться неполную рабочую неделю по закону.

Работодатель оплачивает работу пропорционально отработанных часов.

Нельзя привлечь такую женщину к сверхурочной работе и командировке без ее разрешения. Уволить мать отпрыска с ограниченными возможностями можно только при общей ликвидации предприятия.

Налоговые

Когда в семействе есть отпрыск с ограниченными возможностями оба родителя вправе претендовать на двойной налоговый вычет. Родители такого малыша вправе подать декларацию на возврат НДФЛ за дорогое лечение. Если такой малыш является собственником недвижимости, он освобождается от оплаты налога на имущество.

Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется несовершеннолетнему лицу, если он прошел вступительные экзамены.

Детишек с ограниченными возможностями зачисляют в высшие учебные заведения вне конкурса.

Для этого при сдаче документов требуется принести справку об установленной инвалидности.

Существует множество льгот для семей имеющих отпрысков с ограниченными возможностями. Чтобы их оформить, требуется обращаться в соответствующие инстанции.

К примеру, налоговые льготы оформляются в инспекции по месту проживания. При этом для каждой из льгот придется подтвердить наличие инвалидности удостоверением либо справкой.

Ни одна инстанции не вправе отказать в предоставлении льгот. В противном случае родитель или опекун может подать жалобу на ущемление прав несовершеннолетнего лица с отклонениями.

Защита прав детей с ограниченными возможностями

Права детей инвалидов и их родителей устанавливаются на законодательном уровне. При этом контролируют их исполнение родители и опекуны. Когда происходит ущемление прав таких детей, следует обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.

Защита прав детей инвалидов проходит через суд. Виновные лица, отвечают по статье 32 ФЗ 181 от 24 ноября 1995 года.

Все споры и разногласия относительно детей с ограниченными возможностями и нарушения их прав разбираются в судебной инстанции на основании заявления истца.

Дети с ограниченными возможностями являются одной из самых уязвимых категорий людей, поэтому законодатель предусмотрел права ребенка инвалида и льготы. Также же государство обеспечивает защиту таким семьям.

Заключение

Лица с ограниченными возможностями в жизни сталкиваются со многими проблемами. Им сложно их решить без помощи и поддержки родных и близких людей.

Но, существует много таких детишек, которые оставались без опеки родных людей. Им намного сложнее жить, поэтому основная задача властей сделать их существование комфортным и безопасным.

Такие дети должны понимать, что для них есть место в жизни. Они смогут трудиться и получить жилье, когда вырастут. Поэтому государство устанавливает права детей инвалидов на жилье и другие льготы

Конечно, это не решает всех проблем. Взрослому человеку сложно сталкиваться с безразличием, что уж говорить о таких детях. Ведь они намного ранимей обычного человека. Дополнительно государство осуществляет защиту прав ребенка инвалида, но для этого опекун должен обратиться в суд.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector