- План ликвидации аварии з класс опасности образцы
- Ростехнадзор поясняет («План локализации и ликвидации последствий аварий» (ПЛА) или «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий»)
- Последовательность событий и новостей по этой теме
- Ростехнадзор разъясняет: План мероприятий
- Последовательность событий и новостей по этой теме
- Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
- Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
- Для каких целей разрабатывается?
- Установленная структурная форма.
- Содержание оперативной части уровня «А».
- Содержание оперативной части уровня «Б».
- Порядок извещения о происхождении аварийной ситуации.
- Последовательность безопасного останова технологических операций предприятия
- Обязанности ответственных должностных лиц предприятия.
- Уровень «А»
- Уровень «Б»
- Технические средства, применяемые для устранения аварий
- Процедура согласования, утверждения, пересмотра и продления.
- Согласование.
- Утверждение.
- Пересмотр и корректировка.
- Продление.
- Чем грозит владельцам отсутствие плана?
- План ликвидации аварии на опасном производственном объекте
- Назначение ПЛА
- Новые требования
- Кто должен разрабатывать план устранения аварий
- Что содержит ПЛА
- План локализации и ликвидации аварий
- Согласование и утверждение плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий
- Срок действия документов: периодичность разработки
- Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие ПЛА
План ликвидации аварии з класс опасности образцы
Ростехнадзор поясняет («План локализации и ликвидации последствий аварий» (ПЛА) или «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий»)
Приведу выдержки из нормативных документов. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на. опасном производственном объекте. »
Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на. опасных производственных объектах (утв. постановлением Правительства. Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730):
«1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — планы мероприятий) и требования к их содержанию.
2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на. таких объектах».
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101):
«4. Для всех ОПО должны быть разработаны планы локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПЛА), которые должны предусматривать: оперативные действия персонала по предотвращению и локализации аварий;
способы и методы ликвидации аварий и их последствий;
порядок действий по исключению (минимизации) возможности загораний и взрывов, снижения тяжести возможных последствий аварий;
эвакуацию людей, не занятых ликвидацией аварии, за пределы опасной зоны.
ПЛА разрабатываются в соответствии с требованиями, приведенными в приложении № 1 к настоящим Правилам. »
Прошу разъяснить, как должен называться документ, о котором идет речь: «План локализации и ликвидации последствий аварий» (ПЛА) или «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий».
В.А. Рахманский, вед. инженер ПТО ООО «ИНК»
На вопрос читателя отвечает генеральный директор ЗАО НТЦ ПБ проф., д-р техн. наук Е.В. Кловач.
В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции, вступившей в силу с 1 января 2014 г, мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — объекты) I, II и III классов опасности планируют посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (далее — планы мероприятий). Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [2].
В Положении определены цели разработки планов мероприятий; сроки их действия и основания пересмотра; субъекты, утверждающие и согласовывающие их; содержание и структура этих планов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее — ФНП).
В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в ФНП [3], где этот документ называется «план локализации и ликвидации последствий аварий». Необходимость документа именно с таким названием установлена также в ФНП [4]. В других ФНП (например, [5]) подобный документ называют «план ликвидации аварий». Существуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее — акты), подлежащие до дня вступления в силу соответствующих ФНП обязательному исполнению на основании федерального закона [6], в которых есть требования к составлению документов, имеющих названия «план ликвидации аварий» [7], «план ликвидации аварий и защиты персонала» [8] и «план ликвидации (локализации) аварий» [9].
Перечисленные выше ФНП не предусматривают необходимость разработки планов мероприятий только для объектов определенных классов опасности и разные сроки действия (пересмотра) планов в зависимости от классов опасности объектов. Содержание планов (с различными наименованиями) в этих ФНП и других актах также не соответствует установленному в Положении.
Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей Положению.
Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.
Документы:
6.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. — № 30 (ч. 1), ст. 4596.
7.Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах: утв. приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 681// Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. — 2012. — № 16.
9.Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах: утв. постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2003 г. № 36// Рос. газ. — № 120/1 (спец. вып.). — 2003.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Ростехнадзор разъясняет: План мероприятий
Вопрос от 08.05.2019:
Пунктом З Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, (утв. ПП РФ от 26.08.2013г № 730) — планы мероприятий разрабатываются для ОПО, указанных в п 2 ст. 10 116-ФЗ.
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации аварий для опасных производственных объектов (ОПО) I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к 116-ФЗ осуществляются посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.
Соискателю лицензии требуется ли:
1. разрабатывать и согласовывать (с аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание ОПО (собственных служб не имеется)) планы мероприятий по локализации и ликвидации аварий для ОПО III класса опасности (котельные на твердом топливе — классификация ОПО по п.5 приложения 2 к 116-ФЗ — осуществление теплоснабжение населения), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия?
2. разрабатывать и согласовывать (с аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание ОПО (собственных служб не имеется)) планы мероприятий по локализации и ликвидации аварий для ОПО IV класса опасности (обращение опасного вещества — классификация ОПО по табл. 1 приложения 2 к 116-ФЗ, на которых используются токсичные вещества- хлор в количестве 0,5т и более, но менее 2,5т)?
заключать договор на обслуживание ОПО (III класса опасности -котельные на твердом топливе и IV класса опасности — обращение опасного вещества) с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями?
Ответ: В соответствии с требованиями пункта 3 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 26.08.2013 № 730 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ (далее — Закон №116-ФЗ), планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — ОПО) I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее — ПМЛА) на таких ОПО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Исходя из изложенного, следует:
- для ОПО III класса опасности, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия (пункт 2 приложения 1 Закона №116-ФЗ) соискателю лицензии не требуется разрабатывать и согласовывать ПМЛА;
- для ОПО IV класса опасности соискателю лицензии не требуется разрабатывать и согласовывать ПМЛА;
- для соискателя лицензии, заключение договора на обслуживание ОПО с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями обязательно, вне зависимости от класса опасности.
Вопрос от 28.03.2019:
ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ЕДИНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ВСЕ ОПО, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ?
Ответ: В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий (п. Постановления Правительства РФ № 730 от 26.08.2013г.).
Вопрос от 16.01.2019:
Прошу разъяснить, требуется ли в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объектеIII класса опасности в случае, если по критерию, указанному в п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объект относится к IV классу опасности, а третий класс опасности присвоен по критерию, указанному в п. 2 Приложения 1 к данному Федеральному закону.
Ответ: Правовое управление в пределах установленной компетенции рассмотрело Ваше обращение по вопросу применения требований промышленной безопасности и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
- создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
- создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Указанные требования дифференцированы для опасных производственных объектов различных классов опасности в соответствующих абзацах пункта 1 статьи 10 Федерального закона.
Таким образом, в случае отсутствии указания о распространении отдельных требований, установленных указанным пунктом, на опасные производственные объекты определенных классов опасности, соответствующие требования распространяются на все опасные производственные объекты, эксплуатируемые организацией.
Вопрос:
Кем согласовывается План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте?
Ответ: Ответ на данный вопрос дан специалистами Правового управления Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах согласовываются только руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключён договор на обслуживание объектов.
Наша организация разрабатывает планы мероприятий для любых ОПО.
Руководитель направления по Московской области
Супрун Максим Александрович
Телефон: +7 (910) 098-8920
E-mail:
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730
«Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
26 августа 2013 г. N 730
Положение
о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — планы мероприятий) и требования к их содержанию.
2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
3. Планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — объекты).
4. План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.
В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
5. Срок действия планов мероприятий составляет:
а) для шахт угольных и объектов, на которых ведутся горные работы в подземных условиях, — 6 месяцев;
б) для объектов, на которых ведутся открытые горные работы или работы по обогащению полезных ископаемых, — 1 год;
в) для объектов I класса опасности — 2 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
г) для объектов II класса опасности — 3 года (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта);
д) для объектов III класса опасности — 5 лет (за исключением объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).
6. В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.
7. Планы мероприятий пересматриваются:
а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;
б) не позднее 1 месяца после:
реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;
внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;
внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;
ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;
в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;
г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.
8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).
9. Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
10. План мероприятий предусматривает:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее — силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.
12. Общие разделы плана мероприятий содержат:
а) характеристику объектов, в отношении которых разрабатывается план мероприятий;
б) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объектах, а также источники (места) возникновения аварий;
в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах.
13. Специальные разделы плана мероприятий:
а) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий;
б) определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
С 1 января 2014 г. организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I-III классов опасности, должны иметь планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Это требование не касается объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, либо стационарные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.
Установлен порядок разработки указанных планов. План составляется для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов. Если организация эксплуатирует 2 объекта, расположенных на одном или смежных земельных участках, допустимо разрабатывать единый план мероприятий.
Приведены требования к структуре и содержанию плана. В частности, в нем должны быть указаны возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте; достаточное количество, состав и дислокация сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий; порядок обеспечения их постоянной готовности. Также в плане прописывают первоочередные меры при получении сигнала об аварии, действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, мероприятия по обеспечению безопасности населения.
Определены периоды действия планов, основания и сроки их пересмотра.
План утверждает руководитель эксплуатирующей организации (ее обособленного подразделения) или его заместитель.
План должен быть согласован с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), с которой заключен договор на обслуживание объекта.
Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда
- Екатеринбург +7(343) 206 09 30
- Москва +7(499) 403 13 64
- Сургут +7(3462) 64 44 57
- Пермь +7 (342) 299 47 06
- Новосибирск +7(383) 381 40 52
- Омск +7(3812) 34 25 09
- Красноярск +7 (391) 216 83 45
- Челябинск +7(351) 751 30 65
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этапы разработки плана ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).
ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций) – это документ, где выявляются наиболее вероятные сценарии возникновения и развития аварий. В нем оценивается уровень подготовленности предприятия к скорейшей ликвидации данных ситуаций в условиях конкретной производственной обстановки.
ПЛАС обязателен для всех предприятий, имеющих химически- и взрывопожароопасные объекты (№ 116-ФЗ). На таких производствах развитие аварийных ситуаций теоретически сопряжено с выбросами горючих и опасных по своему химическому составу веществ, представляющих угрозу для жизни людей и окружающей среды.
Для каких целей разрабатывается?
- Установление регламента поведения работников предприятия и аварийных формирований при устранении аварийной ситуации, на каждом этапе ее развития.
- Выявление наиболее оперативных и безопасных методов предотвращения всех потенциально-возможных нештатных ситуаций.
- Оценка эффективности и достаточности, утвержденных и функционирующих на предприятии мер по предупреждению вероятных аварий.
- Составление перечня противоаварийных мероприятий, а также мероприятий, снижающих разрушительные последствия аварий.
При разработке ПЛАС производственным предприятиям необходимо учитывать, что для каждого опасного объекта либо его составляющих (объединенных по административному либо технологическому принципу) необходим индивидуальный план ликвидации аварийных ситуаций, сугубо конкретизированный под каждый из имеющихся опасных производственных объектов.
Установленная структурная форма.
- Титульный лист.
- Содержание.
- Оперативная часть уровня «А».
- Оперативная часть уровня «Б».
- Последовательный порядок извещения о возникновении аварии.
- Иерархическая схема последовательности осведомления должностных лиц, организаций и формирований, подлежащих обязательному оповещению диспетчером предприятия о происхождении чрезвычайной ситуации.
- Инструкция по безопасному приостановлению технологических операций предприятия.
- Обязанности руководства, ответственных должностных лиц и производственного персонала предприятия по предупреждению и предотвращению нештатных ситуаций.
- Перечень технических приспособлений, материалов, инструмента и СИЗ, необходимых для устранения аварийных ситуаций.
- Расчетно-пояснительная записка к ПЛАС, оформляемая в виде отдельного документа.
Содержание оперативной части уровня «А».
Оперативная часть уровня «А» составляется отдельно для каждого технологического блока опасного производственного объекта с целью управления действиями, в условиях аварийной ситуации:
- работников ОПО;
- аттестованных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), образуемых из числа производственных сотрудников предприятия;
- профессиональных спасательных служб (согласующих ПЛАС), обязательное привлечение которых, предусмотрено в случае возникновения аварийной ситуации.
В оперативную часть уровня «А» должны входить следующие разделы:
- Комплектность технического оснащения блока, с указанием его назначения и границ.
- Краткое аналитическое описание потенциальных опасностей блока.
- Характеристика уровня негативного воздействия опасных веществ блока на человеческий организм и применяемые работниками СИЗ с определением степеней их опасности.
- Определение размеров зон поражающего воздействия наиболее разрушительного сценария развития аварийной ситуации.
- Схема технологического оснащения блока ОПО, включающая в себя план размещения основного оборудования.
- Порядок оперативного взаимодействия работников предприятия, членов аттестованных НАСФ и ведомственных аварийных служб, в установленном порядке привлекаемых к устранению аварий.
Требуемый формат оформления оперативной части «А» — таблица.
Содержание оперативной части уровня «Б».
Оперативная часть уровня «Б» составляется с целью установления согласованной координированности совместных действий всех участников ликвидации аварии (включая пожарные и медицинские подразделения).
Регламентированный порядок действий, определяемый оперативной частью уровня «Б» охватывает следующие направления:
- оперативная ликвидация непосредственно самой аварийной ситуации;
- способы упреждения дальнейшего развития аварийной ситуации и ее распространения за границы территории предприятия;
- спасение и оперативная эвакуация людей из аварийной зоны.
В оперативную часть уровня «Б» должна входить ситуационная схема, содержащая следующие разделы:
- Месторасположение опасного объекта, с указанием точки возникновения аварийной ситуации.
- Границы распространения разрушающего (поражающего) воздействия аварии.
- Месторасположение иных производственных и гражданских объектов находящихся в потенциально опасной зоне поражения.
- Пути эвакуации людей и схемы подъезда, перемещения и установки специальной спасательной техники.
Порядок извещения о происхождении аварийной ситуации.
Данный раздел оформляется в виде таблицы и представляет собой схематическую последовательность оповещения об аварии должностных лиц и ведомственных структур в установленном иерархическом порядке. В эту часть ПЛАС должны включаться следующие сведения:
- Название оповещаемой организации.
- Должность извещаемого лица.
- Контактные номера телефонов.
Последовательность безопасного останова технологических операций предприятия
Этот раздел ориентирован на установление требований к последовательности действий работников опасных объектов, при возникновении следующих нештатных ситуаций:
- При отсутствии подачи:
- промышленного водоснабжения;
- электрической энергии;
- перерабатываемых сырья и материалов;
- инертных газов.
- Происхождение неконтролируемых горений, не имеющих отношения к аварийным ситуациям на опасных объектах.
- Аварийные ситуации на близлежащих объектах, представляющих потенциальную угрозу провоцирования аварии на рассматриваемом опасном объекте.
Обязанности ответственных должностных лиц предприятия.
Уровень «А»
Ответственное лицо — начальник цеха (установки, блока, участка), а в случае его отсутствия, либо до момента его прибытия непосредственно на место аварийной ситуации — руководитель отделения (сменный мастер и т.п.).
- Извещение персонала и гражданского населения о возникновении аварии.
- Перекрытие подходов к месту аварии.
- Эвакуация персонала, на задействованного в устранении аварии.
- Осуществления контроля за действиями лиц, участвующих в ликвидации аварийной ситуации.
- Передача сведений руководству предприятия и ведомственным спасательным формированиям о ходе спасательных мероприятий.
Уровень «Б»
Ответственное лицо — технический руководитель предприятия, а до момента его прибытия на место аварии диспетчер предприятия.
- Координация работы командного пункта (оперативного штаба).
- Издание оперативных распоряжений участникам ликвидации аварии, и контроль за их своевременным исполнением.
- Установление приоритетности и очередности мероприятий по ликвидации аварийной ситуации.
- Своевременное обеспечение наличия дополнительных устройств, агрегатов и запасов веществ, обеспечивающих необходимые условия жизнедеятельности в аварийной обстановке.
- Оперативное распределение и перераспределение обязанностей между участниками ликвидации аварии.
- Организация своевременной доставки к месту аварии необходимых технических приспособлений, материалов и СИЗ.
Технические средства, применяемые для устранения аварий
В данный раздел, оформляемый в виде таблицы, включается:
- Рассчитанное количество и указание мест складирования необходимых материально — технических ресурсов, требующихся для реализации первоочередных работ в зоне аварийной ситуации.
- Необходимый резерв СИЗ с определением мест их размещения.
- Размещение запасов средств нейтрализации и обезвреживания опасных веществ.
Процедура согласования, утверждения, пересмотра и продления.
Согласование.
План ликвидации аварий требует обязательного согласования с руководством спасательных организаций. Необходимость их привлечения к устранению нештатных ситуаций зафиксирована в оперативной части ПЛАС.
Утверждение.
Утверждение ПЛАС производится после его согласования, специалистом предприятия, должностной функционал которого включает в себя обеспечение безаварийной и бесперебойной работы опасного производственного объекта. Началом действия плана ликвидации аварийных ситуаций является издание соответствующего приказа по предприятию. Приказ о вводе в действие издается после получения предприятием положительного результата экспертизы промбезопасности в соответствии с требованием Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 № 538.
Пересмотр и корректировка.
Установленная законодателем периодичность пересмотра планов ликвидации аварий составляет 1 раз в 5 лет.
Внеплановый пересмотр Плана ликвидации необходим в случаях:
- технологического перевооружения объектов предприятия,
- а также в случае замены аппаратуры, метрологического обеспечения и АСУТП.
Срок, отведенный на внесение изменений и доработок, составляет 30 календарных дней. Все вносимые в действующий план доработки требуют прохождения экспертизы промбезопасности в установленном действующим законодательством порядке. Вносимые доработки и корректировки действующих планов подлежат обязательному изучению должностными лицами и персоналом предприятий, а также сотрудниками аварийных формирований.
Завершающим этапом изменения плана является проведение внеочередного инструктирования производственного персонала предприятия.
Продление.
Продление срока действия осуществляется путем проведения процедуры его переутверждения без необходимости повторного проведения экспертизы промбезопасности. Это справедливо в случае, если опасный производственный объект предприятия в течение прошедших 5 лет не претерпевал изменений.
Чем грозит владельцам отсутствие плана?
Нарушение требований промбезопасности в соответствии со статьей 9.1. КоАП РФ предполагает наложение административных штрафов:
- На граждан — от 2000 до 3000 рублей.
- На должностных лиц предприятий (владельцев ОПО) — от 20000 до 30000 рублей, либо дисквалификация сроком от 6 до 12 месяцев.
- На юридических лиц — от 200000 до 300000 рублей, либо принудительная приостановка их функционирования сроком до 90 суток.
Грубые нарушения в области промбезопасности могут повлечь за собой наложение штрафов в следующих эквивалентах:
- На должностных лиц — от 40000 до 50000 рублей.
- На предприятия — от 500000 до 1000000 рублей.
План ликвидации аварии на опасном производственном объекте
Безопасность – главная потребность человека для нормальной жизнедеятельности. С начала нашей истории человечество стремилось свести к минимуму все риски, связанные с угрозой жизни и здоровью, поэтому так важен сегодня контроль ситуации на опасных производственных объектах (ОПО). Техника безопасности и учет всевозможных угроз здесь являются одними из ключевых элементов. Необходимо беспрерывно вести наблюдение за соблюдением норм эксплуатации приборов и непосредственным выпуском продукции в зонах повышенной опасности. Одним из немаловажных этапов подобного учета является ведение документации по устранению обстоятельств, несущих в себе угрозу.
Назначение ПЛА
План ликвидации аварии на опасном производственном объекте – это акт, представляющий собой прописанную систему шагов при возможном чрезвычайном происшествии. Действия, которые направлены на устранение неполадок, спасение жизней и здоровья людей, проводятся на начальном этапе возникновения опасности, что позволяет свести материальные потери к минимуму,защитить население и сотрудников. Однако мероприятия при возникновении чрезвычайного происшествия – это далеко не единственное, что прописывается в подобном плане.
Также прописываются следующие аспекты:
- Готовность организации к своевременному выявлению и устранению опасности на ОПО;
- Оснащенность предприятия необходимыми ресурсами, нужными в ходе предотвращения аварии;
- Анализ решений по предотвращению чрезвычайного происшествия;
- Составление курса работ, которые необходимо совершить после ликвидации всех рисков;
- Четко прописанные шаги сотрудников организации и аварийно-спасательных служб на всех этапах.
В процессе составления подобного документа присутствуют эксперты Российского технического надзора, главный инженер и человек, отвечающий за технику безопасности. В начале, как правило, проектируется дерево аварийных ситуаций, благодаря которому персонал может узнать, что делать при любом возможном происшествии и быстро сориентируется в экстренной ситуации. Отметим, что план устранения опасных ситуаций не является статичным. Несмотря на неизменность основных положений, на протяжении всей деятельности производятся корректировки и вводятся замены.
Новые требования
Нововведения в области деятельности на опасных производственных объектах прописаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года. В подобный план добавлены корректировки и новые положения. В соответствии с законом, ПЛА составляется на предприятиях с 1, 2 и 3 классами опасности, необходимость наличия протоколов для организаций с 4 классом – исключается. Также предприятиям, которые располагают одновременно несколькими ОПО на одной территории, предписывается право иметь один общий ПЛАС.
Обратите внимание! Вышеописанные изменения призваны обеспечить подготовленность к возможным происшествиям, и увеличить мобильность сотрудников при возникновении угрозы.
Кто должен разрабатывать план устранения аварий
Наличие подобного документа обязательно иметь тем предприятиям, которые попадают под ФЗ №116 (постановление Правительства РФ №730). Согласно закону обязанность ведения подобной документации касается предприятий, в составе которых зарегистрированы ОПО 1, 2 и 3 классов опасности.
Составление данного плана не требуется при следующих условиях:
- Установление 4 класса опасности;
- Установка оборудования, которое работает под избыточным давлением свыше 0,07 МПа (температура воды свыше 115°С, низкое газопотребление);
- Функционирование стационарных устройств грузоподъемного вида, гусеничных тракторов, эскалаторов, автокранов и канатной дороги.
Что содержит ПЛА
План по выявлению и предотвращению опасности является обширным документом, включающим в себя аспекты, связанные с возникновением опасности на производстве. В первую очередь он прописывает все сценарии, которые могут произойти на опасных участках, обеспеченность предприятия необходимым инструментарием и способы взаимодействия имеющихся ресурсов по устранению последствий. Здесь же составлена система снабжения объектов для подготовленности к выявлению и устранению происшествия и его последствий со ссылкой на ответственных лиц. Также прописан процесс взаимного обмена данными между вовлеченными в сложившуюся ситуацию сторонами и связь со спасательными службами, мероприятия по защите населения близлежащих районов и действия первой очередности при сообщении о возникновении опасности.
Документация, касающаяся вопросов безопасности, разрабатывается на основе анализа текущего состояния, прогнозов специалистов и подробного изучения манипуляций сотрудников и представителей служб, специализирующихся на устранении аварий при аналогичных ситуациях в других организациях.
Важно! Составление подобных планов осуществляется с опорой на общие и специальные разделы, учитывающие особенности конкретных видов опасных производств.
План локализации и ликвидации аварий
План ликвидации аварий на ОПО имеет четкую структуру, помогающую быстро ориентироваться в записях.
- Титульный лист. Содержит название документа, дату его согласования и подписи ответственных лиц;
- Оглавление;
- План уровня «А» (общая часть). Даёт описание ОПО и прописывает действия, направленные на защиту населения и выявление и устранение аварии, определяет места с наибольшей угрозой, прописывает возможные сценарии ликвидации очага угрозы.
- План уровня «Б» (специальная часть). Здесь содержатся шаги по устранению угрозы.
План ликвидации аварий на опасном производственном объекте образец титульного листа
Приложения к плану:
- Способы оповещения при зарождении опасности;
- Список оповещения, который предоставляет сведения о сотрудниках ОПО, их подразделениях и сторонних предприятиях, прописанных в уставе;
- Инструкция по безопасному приостановлению работ;
- Шаги установленных ответственных лиц;
- Полный список ресурсов и средств индивидуальной защиты;
- Порядок изучения данного документа и проведения занятий по технике безопасности;
- Расчетно-пояснительная записка. Предоставляет анализ возможности возникновения опасной ситуации.
Обратите внимание! В состав подобной документации вносятся все возможные угрозы, места с наибольшим риском зарождения опасности и пути решения проблемы.
Согласование и утверждение плана мероприятий по локализации и ликвидации аварий
Согласование и утверждение ПЛА является обязательным этапом для получения организацией с ОПО разрешения на деятельность от Российского технического надзора. Разработка документации включает в себя учет всей материальной базы и ресурсов для предупреждения опасности, ее ликвидации и устранения последствий.
Утверждение осуществляется руководящим составом предприятия, либо, если это предусмотрено положением, руководителями обособленных подразделений юридических лиц.
Согласование производится непосредственным начальством и представителями специальных аварийно-спасательных служб, с которыми предприятие с ОПО заключило договор по обслуживанию.
Срок действия документов: периодичность разработки
С учетом практических составляющих производства и установленного класса опасности предусматриваются следующие сроки, в которые документация считается действительной:
- 1 класс опасности – в течение двух лет;
- 2 класс опасности – в течение трех лет;
- 3 класс опасности – в течение пяти лет.
Авария на производстве
Установленные временные рамки не касаются угольных шахт и остальных объектов, специализирующихся на подземных горных работах, где план действителен полгода, и горнорудной промышленности с открытой добычей полезных ископаемых, со сроком действия документов один год.
Одним из новых постановлений является регламент пересмотра действующего плана:
- За 15 календарных дней до истечения срока действующего документа;
- Не позднее 1 месяца в условиях реконструкции опасного промышленного объекта, нововведений в технологическом процессе, открытия новых участков горных работ, при внесении изменений в план эвакуации и после непосредственной аварии на производстве. Все события фиксируются в специальном порядке и анализируются для составления прогнозов последующих мероприятий и бесед по технике безопасности.
Документация, связанная с мероприятиями по локализации и ликвидации опасности на производстве, может быть пересмотрена по предписанию Российского технического надзора.
Важно! Поводом для этого может стать несоответствие предоставленных сведений с реальной обеспеченностью или выявление неучтенных угроз в ходе плановых проверок.
Наказание, предусмотренное законодательством за отсутствие ПЛА
Отсутствие документации, пописывающей систему действий при возникновении угрозы на объектах с повышенной опасностью, влечет за собой административную ответственность. В Кодексе об Административных Правонарушениях Российской Федерации четко регламентируется (ч.1 ст. 9.1 КоАП) порядок вынесения наказания, которое в данном случае причисляется к нарушению требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО. Как правило, предприятие или отдельные физические лица облагаются штрафом, однако это не единственная предусмотренная законом санкция. Рассмотрим прописанную систему взысканий подробнее:
- Физические лица несут материальную ответственность в размере от двух до трех тысяч рублей;
- Должностные лица облагаются штрафом от двадцати до тридцати тысяч рублей, а также могут быть отстранены от управляющей деятельности на период от полугода до одного года;
- Юридические лица и организации при выявленном нарушении выплачивают сумму от двухсот до трехсот тысяч рублей, либо подвергаются административному приостановлению всех работ на срок до трех месяцев.
Наказание за несоблюдение правил
Приостановление деятельности предприятия влечет за собой большие потери, поэтому руководство стремится держать документацию в полном порядке и соответствии Федеральным законам Российской Федерации.
Важно! Своевременное планирование мероприятий по обнаружению и устранению аварии способно спасти десятки жизней.
Таким образом, можно сделать вывод, что документация, связанная с составлением планов ликвидации угроз, несет высокую практическую значимость.