Печорину важны лишь личные интересы а не общества
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Печорину важны лишь личные интересы а не общества

Печорину важны лишь личные интересы а не общества

Печорин и общество. «Чужой для всех»


Надо добавить, что действительным рассказчиком или автором истории Бэлы является не Максим Максимыч, а ехавший «на перекладных из Тифлиса» писатель, поскольку он, по его же словам, воспользовавшись задержкой во Владикавказе, «вздумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле, не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей». Вот такой сложной оказывается при близком рассмотрении конструкция, кажущаяся при чтении столь естественной и легкой. Лермонтову надо было, с одной стороны, сохранить тональную разницу двух рассказчиков, а с другой — создать единство авторского повествовательного стиля, не дробя его на отдельные языки: «едущего на перекладных» писателя, старого штабс-капитана, разбойника Казбича, мальчишки Азамата, Бэлы и самого Печорина (слова которого, по выражению Максима Максимыча, «врезались» у него в памяти).

Таким образом, «обыкновенная до пошлости» история о похищенной русским офицером черкешенке пропущена через призму с несколькими гранями, благодаря чему она доходит до читателя в виде многоцветного смыслового спектра.

Итоговое сочинение по направлению «Человек и общество»: что писать и не писать

Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют.

“Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Как социум влияет на решения человека? Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф.

«Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»

? Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом? Как вы понимаете слова С.Е.

Все образы в повести даются в соотнесении с героем; одни персонажи сочувствуют Печорину и понимают его: это Вера и доктор Вернер; другим он импонирует своей аристократичностью (Лиᴛᴏʙские); все же остальные — это откровенно враждебные и завидующие Печорину: Грушницкий, драгунский капитан, господин «с красной рожей» и т. п., олицетворяющие дворянское общество на водах — мелкое, пошлое, завистливое.

Важно Тут же мы узнаём о жёнах местных начальников, “хозяйках вод” : “…они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум”.

Особый класс в “водяном обществе” составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого).

Инфо Отдельно выделяется “водяная молодежь”. Вообще трудно представить себе что-нибудь новое, что ещё не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина.

почему печорин не может ужиться с окружающим миром?

Ап. Григорьев, отмечая чисто внешнее, напускное, «миражное» в Печорине, писал: «.основы же его характера трагичны, пожалуй, страшны, но никак уже не смешны».Люди печоринского типа непонятны бодрячку-обывателю с его дешевым оптимизмом, с его ограниченным, жалким кругом духовных интересов.

Печорин кажется «странным» и непонятным всем тем, кому не знакомы ни «муки сомнения», ни «духовная жажда», ни «жадная тоска». Он тем уже неприятнее самодовольной «толпе», что она видит в нем угрозу своему мещанскому благополучию.Печорин — не жестокий себялюбец, не самовлюбленный эгоцентрик, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки сомнения, которых, по словам Белинского, «совершенно чужды только натуры мелкие, ничтожные, сухие и мертвые».Лермонтов принес в литературу новый тип мечтателя, с активным, аналитическим,«озлобленным» умом, у которого мечтание не «сладостное», а преимущественно «горестное», «скорбное».

Почему Печорин из «Герой нашего времени» приносит несчастье всем окружающим его женщинам? задание по русс. литературе

Печорин не задумываясь и безоглядно стремится навстречу опасности.

Но при всей своей одаренности, Печорин — «нравственный калека». Во всех жизненных ситуациях он руководствуется лишь потребностью удовлетворить свои желания, тешить свое самолюбие.

Окружающим его людям Печорин приносит несчастье. Рушит жизнь Бэлы, ее семьи, подрывает веру Максима Максимыча в молодое поколение, вторгается в жизнь контрабандистов, убивает Грушницкого и делает глубоко несчастной Мэри, предсказывает смерть Вуличу, что и происходит на самом деле.

«Герой нашего времени» не только несет несчастья другим, он и сам глубоко несчастен.

50 баллов.

Нужна цитатная характеристика светского общества по произведению «Герой нашего времени»

Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина.

Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, так как очень самолюбив.

В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери). Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага. Вернер — единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется.

Их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии.

“Водяное общество” и Печорин в романе “Герой нашего времени”

Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности.

Лермонтов, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях “Бэла”, “Тамань” и “Княжна Мери”. В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще.

“Водяное общество” – это собирательный образ представителей

вопросы на рассказ; «Герои нашего времени», помогите.

. -сказал доктор. — В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал. — В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.

— Я богаче вас, сказал я, — у меня, кроме этого, есть еще убеждение — именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

С остальными он «играл», оставаясь холодным и беспощадным. . В тоже время Печорин — собственник (его отношения с Бэлой) . Я считаю (а ты напиши, как ты считаешь)

Ответьте на вопросы по «Герой нашего времени».

И ничего, кроме смеха и презрения, у Печорина не вызывает.

http://www.litra.ru/composition/get/coid. 4.На Кавказе нет «аристократических гостиных», но нравы «водяного общества» роднят его со столичным, являясь отражением его пороков в сниженном и неприглядном виде.

При описании «водяного общества» появляются насмешливые и даже горькие интонации.

Печорин презирает это общество за праздность, мелочность, отсутствие глубоких раздумий, серьёзных занятий.

Сплетни, карточные игры, интриги – вот чем заполнена жизнь дворянства, как «столичных франтов», так и провинциальных «степных помещиков». Отношение к людям для них определяется лишь знатностью, чином, деньгами.

Пустое, ничтожное, лицемерное – так предстаёт дворянское общество в дневнике Печорина.

Печорину важны лишь личные интересы а не общества

Мрію зробитися исправителем людських пороків… Йому просто було весело малювати сучасного Людини, яким він його розуміє й, до його й вашому Нещастю, занадто часто зустрічав. М. Ю. Лермонтов «Герой нашого часу» Григорій Печорин — парубків, що належить до покоління 30-х років XIX століття, представник вищого світського суспільства. Його «кращі» молоді роки пройшли, по його власних словах, в «боротьбі із собою й світлом».

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а потом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо.

печорин и «водяное общество» для раскрытия идейного смысла романа

Печорин и “водяное общество” в романе м. ю. лермонтова “герой нашего времени”

Каждый человек имеет личные интересы, которые зачастую не соответствуют общественным понятиям о «хорошем» и «плохом». В такой ситуации индивидуум должен выбрать для себя направление: следовать «зову сердца», или же «голосу народа»? Для этого необходимо решить для себя, что важнее: сохранить верность себе, или помочь другим? Я считаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы эти позиции совпадали. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой предстаёт перед читателями, как образ «нового человека» с пылкой и свободной душой, в отличие от лицемерного и порочного «фамустовского общества».

Читать еще:  Нормы гражданского права регулируют семейные правоотношения

Чацкий бросил вызов всему своему окружению, поставив на первое место свободу выбора и гуманность, а не алчность и калькирование французских обычаев.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, но ничего от неё не получает, а Онегин просто “плывёт по течению”. Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, – решение проблемы личности. В журнале Печорина центральной является повесть “Княжна Мери”, в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонтов использует такой художественный приём, как исповедь.

««водяное общество» и печорин в романе «герой нашего времени»»

j⌠┘⌡У!╜гК╨9k%s6·┘cС╧>Ngш╫(т╩═ ▒pX╚┌8 VA╡U┴ ┤щуТ»╞╥÷0B╒─╢█XзN; ,┘┼ё├╗╚E;k:eL(ё

Печорину важны лишь личные интересы а yt общества

Важно понимать — для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука», но, «узнав армейские эполеты, с негодованием отвернулись». «Взгляды Лермонᴛᴏʙа и его героя Печорина на пятигорский «свет» совпадают. Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру»; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка» и т.
п. Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места. Отрицательное отношение Печорина к «водяному обществу» сказывается даже на характере речи героя.

Печорину важны лишь личные интересы а не интересы общества

Человек и общество Показать текст целиком Что важнее: личные интересы или интересы общества? Человек — биосоциальное существо, которое просто не может быть вне общества. Мы прекрасно знаем, что человека формирует общество. Именно в нем каждый может найти себя, совершенствоваться, открыть применение своим талантам. Но, стоит помнить, что любой человек имеет свои интересы и свое мнение, которое может не совпадать с мнением общества. Так чьи интересы важнее? Художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, благоприятным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для общества в целом. Все мы живем в социальной сфере и зависим друг от друга – такова природа человека. Но, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин – вовсе не социальный человек, он – волк одиночка, ему никто не нужен.

Печорину важны лишь личные интересы а не общества

Для этого необходимо решить для себя, что важнее: сохранить верность себе, или помочь другим? Я считаю, что мы должны стремиться к тому, чтобы эти позиции совпадали. Например, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой предстаёт перед читателями, как образ «нового человека» с пылкой и свободной душой, в отличие от лицемерного и порочного «фамустовского общества».

Чацкий бросил вызов всему своему окружению, поставив на первое место свободу выбора и гуманность, а не алчность и калькирование французских обычаев.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Однако конфликт личности и общества в “Герое нашего времени” острее, чем в “Евгении Онегине”, так как Печорин “бешенно гоняется за жизнью”, но ничего от неё не получает, а Онегин просто “плывёт по течению”.

Герой нашего времени»

Печорин – неоднозначная личность

Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова – образ неоднозначный. Его нельзя назвать положительным, но и отрицательным он не является. Многие его поступки достойны осуждения, но важно также понять мотивы его поведения, прежде чем выносить оценку.
Автор назвал Печорина героем своего времени не потому, что рекомендовал на него равняться, и не потому, что хотел его высмеять. Он просто показал портрет типичного представителя того поколения – «лишнего человека» – для того, чтобы каждый смог увидеть, к чему приводит уродующее личность общественное устройство.

Качества Печорина

Знание людей

Разве можно назвать плохим такое качество Печорина, как понимание психологии людей, мотивов их поступков? Другое дело, что использует он его не по назначению.

Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский)

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)

Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.

Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет.

Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф.

Мрію зробитися исправителем людських пороків… Йому просто було весело малювати сучасного Людини, яким він його розуміє й, до його й вашому Нещастю, занадто часто зустрічав. М. Ю. Лермонтов «Герой нашого часу» Григорій Печорин — парубків, що належить до покоління 30-х років XIX століття, представник вищого світського суспільства. Його «кращі» молоді роки пройшли, по його власних словах, в «боротьбі із собою й світлом».

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна.
Этим подчёркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя.

Из анализа Печорина, который он сам же делает в своём журнале, следует, что ему важно было не столько добиться любви этой девушки, сколько отбить её у конкурента. «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нём отличившую другого, ей равно незнакомого, вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек (разумеется, живший в большом свете и привыкший баловать своё самолюбие), который бы не был этим поражен неприятно».

Печорин любит во всём добиваться победы. Ему удалось переключить интерес Мери на собственную персону, сделать своей любовницей гордую Бэлу, добиться от Веры тайного свидания, переиграть Грушницкого на дуэли.

Он не способен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун

«Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим» Цицерон

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский

«Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В. Г. Кротов

«Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш.

«Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. …Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер

«Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем» Л.

Но окружению, как и простому народу, герой был чужд, ведь пытался изменить привычный ход вещей, а люди по природе своей консервативны. Поэтому его нужды важнее, так как без их удовлетворения человечество не сдвинется с мертвой точки. Таким образом, можно сделать вывод, что настоящие интересы общества — это совокупность личных интересов даровитых людей, которые служат прогрессу и несут в себе только «высшие цели».

У толпы всегда должны быть такие лидеры, которые ведут ее вперед во всех сферах человеческого бытия. Однако эгоистические нужды, выходящие за рамки стремления к развитию народа, не могут встать в один ряд с теми побуждениями души, которые служат всему миру верой и правдой.
Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки — он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения.
Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.

10. Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона.

j⌠┘⌡У!╜гК╨9k%s6·┘cС╧>Ngш╫(т╩═ ▒pX╚┌8 VA╡U┴ ┤щуТ»╞╥÷0B╒─╢█XзN; ,┘┼ё├╗╚E;k:eL(ё

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К.

Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов.

Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.

8. Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным.

Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает.

Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир. Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.

9. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне.

Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, — яснее проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)

Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)

Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим.

Человек человеку — волк. (Плавт)

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д. Дидро)

Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть.

Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества. (Ф. Честерфильд)

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)

Каждый человек – центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. (

Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Ф.И. Тютчев)

Публика – это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают. (Дж. Голсуорси)

Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное.

Печорину важны лишь личные интересы а yt общества

Важно понимать — для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука», но, «узнав армейские эполеты, с негодованием отвернулись». «Взгляды Лермонᴛᴏʙа и его героя Печорина на пятигорский «свет» совпадают. Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру»; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка» и т. п.

Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места.

Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение.

«Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа «Герой нашего времени»»

Если в повестях «Бэла» и «Тамань» Печорин выступал в окружении простых и «естественных» людей, то в повести «Княжна Мери» он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение, В соседстве со «столичными франтами», «московскими барышнями» и провинциальной «знатью» ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям «света». Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу «водяное общество». Но Лермонтов показывает, что в сущности принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовавшегося на водах общества позволяют автору ярче выявить совершенное одиночество Печорина, равно чужого и знатной московской барыне Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому, и драгунскому капитану.

«Водяное общество» разнородно: здесь и московская знать, и местные привилегированные круги («хозяйки вод»), и степные помещики, и военные – драгуны, армейские офицеры. Большинство из них – дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни особой знатностью. Учащиеся легко находят в тексте подтверждение этого. Оки отмечают, например, «истертые старомодные сертуки» степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пятигорске проповедующие «презрение к провинциальным домам», в Петербурге не имеют доступа в аристократические гостиные. Но все же состояние их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит праздно, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, балы; у мужчин – игра в карты и пьянство («они пьют – однако, не воду»). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов «водяного общества» – сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах,, распространившихся в городе по поводу предполагаемой женитьбы Печорина на княжне Мери: «Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью, а. уж эти больные такой народ: всё знают!»

Члены «водяного общества» – это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородству и честности. Даже простой порядочностью не обладают «московские франты» и «блестящие адъютанты». Когда «господин во фраке» оскорбил Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских, «спрятался за толпой, чтоб не быть замешана в историю». Для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков «с нежным любопытством» смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его «сертука»; но, «узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись».

Взгляды Лермонтова и его героя Печорина на пятигорский «свет» совпадают.
Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую «игру»; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: «действующие лица», «сцена», «завязка», «развязка» и т. п. Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места.

Отрицательное отношение Печорина к «водяному обществу» сказывается даже на характере речи героя. Учащиеся помнят, как любовался Печорин смелостью и красотой контрабандистов, когда описывал свое приключение в Тамани. А о представителях света он пишет в нарочито сниженных, иногда даже грубых выражениях. Например, одного из гостей на балу он рисует так: «Вдруг отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей». «Рожа» – необычный для Печорина вульгаризм, и характерно, что появляется он именно там, где герой пишет о привилегированном обществе. Или Печорин замечает: «В одиннадцать часов утра. . . княгиня Лиговская обыкновенно потеет в Ермоловской ванне». Глагол «потеет» звучит иронически рядом с титулом «княгиня», создавая контраст слов разного стилистического ряда.

В обрисовке эпизодических лиц большое место занимает портретная характеристика. Можно прочесть на уроке описание толстой дамы на балу в ресторации: «Я стоял сзади одной толстой дамы, осененной розовыми перьями; пышность ее платья напоминала времена фижм, а пестрота ее негладкой кожи счастливую эпоху мушек из черной тафты; самая большая бородавка на ее шее прикрыта была фермуаром». Интересно отметить сочетание слова «осененная» со словами «розовые перья». Соединение их в одном предложении настраивает читателя иронически. Наблюдая, как различна манера описания Печориным внешности контрабандистов и представителей «водяного общества», легко сделать вывод, что, являясь одним из способов обрисовки образа, портрет в романе помогает в то же время выявить отношение автора и его героя к персонажам. При всей объективности описания портрета внимание читателя сосредоточивается на отдельных деталях внешности, и отбор их автором позволяет судить о субъективном отношении его к -тому или иному герою. Можно отметить сутуловатый стан драгунского капитана, «красную рожу» господина во фраке, «бородавку, прикрытую фермуаром», у толстой дамы и т. п.

Способом выражения авторского отношения к изображаемому персонажу является и отбор эмоционально окрашенных эпитетов и глаголов, передающих состояние или характеризующих отдельные качества того или иного героя. Описывая разговор с драгунским капитаном незадолго до дуэли, Печорин замечает: «Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его». У второго секунданта Грушницкого -; Ивана Игнатьича – он отмечает «пискливый голос».

Не ограничиваясь зарисовкой «водяного общества», Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист» и отдельными высказываниями героя и автора о столичном свете. Основное занятие офицеров казачьей станицы, куда ненадолго попадает герой,- карты по вечерам и пустые разговоры.

Печорину важны лишь личные интересы а не общества

Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века — временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания.

Атмосферу этой эпохи Лермонтов дает в стихотворении « Дума », в котором показывает все самые слабые стороны своего поколения: равнодушие, эгоизм, отсутствие цели в жизни.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом. 1838

Хотя события романа основаны на реально-историческом контексте, п ротивостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя . Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом .

Само название романа “Герой нашего времени” свидетельствует о том, что автор рассматривает личность в контексте общества и эпохи, выявляет порой скрытое, но мощное влияние на формирование человека всего, что его окружает.

2. От романтизма к реализму

  • несовпадение сюжета и фабулы,
  • введение разнообразных источников информации о Печорине,
  • наличие нескольких рассказчиков,
  • особая роль пейзажа и предметных деталей.

Романтизм открыл литературе человеческую личность как основной предмет изображения. Но романтизм понимает личность как некую данность, воспринимая и изображая ее в статике, вне развития.

Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противостоит всем прочим персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж.

Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя: он открывает нечто новое в их душах, его фигура углубляет и обогащает их образы.

Для Лермонтова человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Это и есть “история души человеческой”, которая, по мнению Лермонтова, “едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.

3. Композиция романа

Специфична и сложна композиция романа.

Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке . Сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по дневниковым записям.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector