От какого пбу нельзя отказаться малым компаниям
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

От какого пбу нельзя отказаться малым компаниям

Относится ли компания к малым и на какие льготы может рассчитывать

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702.

Как понять, относится компания к малым или нет

Критерии, по которым определяют статус предприятия

Организацию относят к малому бизнесу, если она подходит под определенные условия. Они перечислены в статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ):

  1. ограничение по структуре капитала. Это значит, что в уставном капитале сельхозорганизации доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, различных общественных объединений и фондов в сумме не должна превышать 25 процентов. Участие юрлиц, которые не являются малыми или средними компаниями, также лимитировано – суммарно не более 49 процентов. Такое же ограничение действует в отношении доли иностранных предприятий.
  2. требования к средней численности работников за предшествующий календарный год. Она не должна превышать 100 человек. Здесь учитывают весь персонал организации, включая работающих по гражданско-правовым договорам, совместительству, сотрудников представительств, филиалов и других обособленных подразделений компании (п. 6 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
  3. условие о размере выручки. Для дохода от реализации товаров, работ или услуг за предшествующий календарный год (без учета НДС) также есть предел – не более 800 млн руб. Такое значение утвердило Правительство РФ в постановлении от 13 июля 2015 г. № 702, вступившее в силу 25 июля 2015 года.

Замечу, что среди малых организаций выделяют микропредприятия. Средняя численность их работников не должна быть более 15 человек, а сумма выручки – 120 млн руб.

Обратите внимание: предприятие теряет статус малого, если численность работников и выручка больше предельных значений в течение трех календарных лет подряд. Так сказано в пункте 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Если превышена 49-процентная доля участия юрлиц, компания также лишится своего статуса. Причем с даты, когда изменение долей в уставном капитале зарегистрируют в ЕГРЮЛ.

Подробнее о том, как посчитать среднюю численность

Среднюю численность работников за предшествующий календарный год рассчитывают в соответствии с Указаниями… утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (далее – Указания). Для этого надо сложить (п. 77 Указаний):

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднее количество внешних совместителей;
  • среднее число работников, трудившихся по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание на то, как посчитать среднесписочную численность персонала. Ее определяют ежемесячно. Сначала складывают списочный состав сотрудников за каждый календарный день месяца (с 1-го по 30-е или 31-е число либо по 28-е или 29-е число – в феврале), включая праздники и выходные. Затем полученную сумму делят на количество календарных дней в месяце (п. 78 Указаний). В качестве списочной численности за выходной или праздник берут ту, которая была в предшествующий рабочий день.

Добавлю, что среднее число сотрудников определяют в целом по организации и по всем видам деятельности. Поэтому сюда включают работников филиалов, представительств и иных обособленных подразделений.

Чтобы было понятно, о чем речь, рассмотрим сказанное на конкретном примере.

ПРИМЕР

Численность работников хозяйства

Период Среднесписочная численность работников, чел. Средняя численность внешних совместителей, чел. Средняя численность работающих по гражданско-правовым договорам, чел. Средняя численность за месяц, чел.
Январь 29 1 1 31 (29 + 1 + 1)
Февраль 30 1 1 32 (30 + 1 + 1)
Март 32 1 33 (32 + 1 + 0)
Апрель 32 32 (32 + 0 + 0)
Май 33 2 2 37 (33 + 2 + 2)
Июнь 33 2 3 38 (33 + 2 + 3)
Июль 34 34 (34 + 0 + 0)
Август 37 2 4 43 (37 + 2 + 4)
Сентябрь 40 2 4 46 (40 + 2 + 4)
Октябрь 38 1 2 41 (38 + 1 + 2)
Ноябрь 41 41 (41 + 0 + 0)
Декабрь 43 3 1 47 (43 + 3 + 1)
Итого за год 422 15 18 ?

422 чел. : 12 мес. + 15 чел. : 12 мес. + 18 чел. : 12 мес. = 38 чел.

Как видим, полученное значение меньше 100.

Значит, по критерию численности компания подходит под малое предприятие. И если остальные условия также соблюдены, то в 2015 году организацию относят к малому бизнесу.

Какие льготы есть у малого бизнеса

Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

У малых компаний есть льготы по ведению бухгалтерского учета. Специалисты Минфина России обобщили их и представили в информации № ПЗ-3/2015.

Кроме того, основные особенности бухгалтерского учета на малом предприятии прописаны в Типовых рекомендациях… утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н (далее – приказ № 64н).

Итак, хозяйствам, относящимся к малому бизнесу (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), разрешили не применять:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Если организация отказалась от данного ПБУ, то она не создает никаких резервов. То есть все фактические расходы учитывают по мере их возникновения;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах». Правда, те предприятия, которые публикуют свою бухотчетность полностью или частично, все же обязаны использовать это ПБУ;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Тогда компания не отражает разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом. В бухотчетности показывают сумму налога, указанную в декларации по налогу на прибыль.

Если малое предприятие не хочет применять ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02 или 18/02, это необходимо закрепить в учетной политике.

Отдельные операции можно учитывать упрощенно

В некоторых ПБУ, которые малые компании обязаны применять, все равно предусмотрены послабления. Отдельные операции можно учитывать упрощенно. Для этого в учетной политике предприятию следует прописать, какие способы оно выбрало.

Перечислю те нормы, которые действуют специально для представителей малого бизнеса:

  • пункт 15.1 ПБУ 1/2008. В нем речь вот о чем. Когда организация меняет свою учетную политику, это ведет к определенным последствиям. Они могут серьезно повлиять на финансовое положение компании, ее финрезультаты и движение денежных средств. В бухотчетности предприятие вправе отражать такие существенные последствия перспективно (кроме случаев, когда законодательство установило другой порядок);
  • пункт 19 ПБУ 19/02. Компания может учитывать все свои финвложения так, будто по ним нельзя определить текущую рыночную цену. Выбрав данный порядок, малое предприятие отражает свои финансовые вложения (как рыночные, так и нерыночные) по первоначальной стоимости;
  • пункт 7 ПБУ 15/2008. Организация вправе списывать все расходы по займам в состав прочих затрат;
  • пункт 12 ПБУ 9/99, пункт 18 ПБУ 10/99. Малая компания может признавать выручку кассовым методом. В этом случае расходы отражают только после погашения задолженности;
  • пункт 9 ПБУ 22/2010. Предприятию можно исправлять существенную ошибку предшествующего года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.

Подчеркну, что данные нормы – это право малых компаний, а вовсе не обязанность.

Компания может сократить план счетов

Малому предприятию разрешено сокращать количество синтетических счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что организация использует упрощенную систему ведения бухучета. Ее суть состоит в том, что для отражения операции используют не несколько, а один счет.

Как счета обычного и упрощенного учетов соответствуют друг другу, посмотрите в таблице:

Счета обычного и упрощенного планов счетов

Обычная система бухучета Упрощенная система бухучета с сокращенным числом счетов
07 «Оборудование к установке»
10 «Материалы»
11 «Животные на выращивании и откорме»
10 «Материалы»
20 «Основное производство»
23 «Вспомогательные производства»
25 «Общепроизводственные расходы»
26 «Общехозяйственные расходы»
28 «Брак в производстве»
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
44 «Расходы на продажу»
20 «Основное производство»
41 «Товары»
43 «Готовая продукция»
41 «Товары»
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
71 «Расчеты с подотчетными лицами»
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
75 «Расчеты с учредителями»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
79 «Внутрихозяйственные расчеты»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
51 «Расчетные счета»
52 «Валютные счета»
55 «Специальные счета в банках»
57 «Переводы в пути»
51 «Расчетные счета»
80 «Уставный капитал»
82 «Резервный капитал»
83 «Добавочный капитал»
80 «Уставный капитал»
90 «Продажи»
99 «Прибыли и убытки»
91 «Прочие доходы и расходы»
99 «Прибыли и убытки»

У малых компаний есть и другие послабления. К примеру, руководитель такого предприятия может сам вести бухгалтерский учет. Основание – пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кроме того, организация вправе выбрать, использовать ей регистры бухучета имущества или нет. Если компания решила их не применять, то все хозоперации регистрируют только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Это форма № К-1, утвержденная приказом № 64н. Однако такой способ учета подходит лишь тем компаниям, у которых немного операций (как правило, не более тридцати в месяц) и которые ничего не производят.

Остальным малым компаниям рекомендую использовать регистры бухучета. Тогда факты хоздеятельности отражают в комплекте упрощенных ведомостей. Обычно каждую ведомость применяют для учета операций по одному из бухгалтерских счетов.

Читать еще:  Как обозначить в табеле учета рабочего времени декретный отпуск

Добавлю, что еще бывает простая система ведения бухучета – без применения двойной записи. Но ее вправе выбрать только микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

Обратите внимание: упрощенные способы бухгалтерского учета не предназначены для компаний, которые по закону должны проводить аудит своей отчетности.

Компания вправе сдавать упрощенную бухотчетность

В состав годовой бухгалтерской отчетности малого предприятия могут входить только баланс и отчет о финансовых результатах. Основание – пункт 85 Положения… утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Но и это еще не все. Данные формы организация вправе заполнять по упрощенному варианту (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, далее – приказ № 66н):

  • в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах отражают сведения по группам статей (а не отдельно по каждой статье);
  • в приложениях к этим формам приводят только самую важную информацию, без которой нельзя оценить финансовое положение компании и результаты ее деятельности.

Упрощенные бланки бухбаланса и отчета о финрезультатах можно найти в приложении № 5 к приказу № 66н. Актив такого баланса сократили до пяти строк, пассив – до шести. В отчете о финансовых результатах всего семь строк.

Приложения (если они необходимы) составляют в произвольном виде.

Добавлю: если малая компания хочет формировать годовую бухгалтерскую отчетность в общем порядке, то она вправе так поступить. Ведь у компании есть выбор – либо обычная отчетность, либо упрощенная.

Можно обойтись без лимита кассы

Организации, относящиеся к малому бизнесу, обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но при этом им разрешили не устанавливать лимит кассы. То есть хранить все деньги в компании, не сдавая в банк (п. 2 указания № 3210-У, п. 1, 4 письма ФНС России от 9 июля 2014 г. № ЕД-4-2/13338).

Чтобы воспользоваться данным преимуществом, издайте приказ по организации. В нем укажите, что деньги хранятся в кассе без лимита остатка.

Региональные власти устанавливают для малых компаний налоговые льготы

В налоговом законодательстве нет специальных льгот для организаций, имеющих статус малого предприятия. Однако такие спецрежимы, как упрощенка и вмененка, по некоторым своим критериям подходят только для этих компаний. Например, по численности работников – не более 100 человек.

Замечу, что льготы по региональным и местным налогам могут устанавливать соответствующие власти.

Так, например, в Законе г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 прописаны льготы для малых компаний, которые платят налог на имущество с кадастровой стоимости объектов.

Для малых организаций предусмотрены различные льготы в бухгалтерском учете. Компании могут их применять по своему желанию. Выбранные способы следует отразить в учетной политике.

Минфин скорректировал ряд ПБУ для малых предприятий

Оценка материально-производственных запасов

Согласно документу, субъекты малого предпринимательства и иные организации, которым ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дает право на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (далее — малое предприятие), теперь могут принимать приобретенные материально-производственные запасы к бухгалтерскому учету по цене поставщика. Все остальные расходы: на транспортировку, доведение до пригодного к использованию состояния и пр. — должны быть в расходах по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Упрощенное признание расходов по обычным видам деятельности

Стоимость сырья, материалов, товаров и затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров малое предприятие сможет включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления затрат. До внесения изменений такие объекты учитывались как МПЗ до их фактического расходования. Изменение касается тех организаций, вид деятельности которых не предполагает наличия существенных остатков МПЗ.

Система настроек программы «Контур-Бухгалтерия Актив» уже сейчас позволяет учитывать большинство изменений, внесенных в ПБУ Приказом № 64н Минфина РФ.

Упрощенное списание МПЗ для управленческих нужд

Всю сумму расходов на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, малое предприятие теперь сможет включать в состав расходов по обычным видам деятельности. Этот способ учета позволяет не формировать в бухучете остатки указанных МПЗ.

Возможность не создавать резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Данное нововведение дает возможность отражать остатки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, товаров и пр. в бухгалтерской отчетности по стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета. При таком способе ведения бухучета на отчетности не отражаются изменение текущей рыночной цены материальных ценностей, потеря товарного качества, моральное устаревание и прочие факторы, влияющие на стоимость этих объектов.

Оценка основных средств по цене поставщика

Приобретенные объекты основных средств можно будет принимать к учету по цене поставщика, а сооруженные (изготовленные) — по стоимости работ подрядчика. При этом затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (затраты на транспортировку объекта; на оплату информационных услуг; на вознаграждения посредникам и пр.), включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Упрощенный порядок начисления амортизации ОС

Суть данного изменения в том, что малое предприятие получило право выбора: начислять сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на конец отчетного года или делать это в течение всего года по заранее определенным самой организацией периодам. До вступления в силу приказа периодичность амортизационных начислений была строго определена — ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Единовременное списание стоимости инвентаря

Малое предприятие может начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере 100 % первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к бухгалтерскому учету. До этого инвентарь следовало амортизировать в течение всего срока полезного использования объекта.

Упрощенный способ списания расходов на НИОКР

Списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам малое предприятие может на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов. Ранее это можно было делать только в течение ожидаемого срока использования результатов работ.

Упрощенное признание расходов на приобретение / создание нематериальных активов

С 20 июня приобретенные / созданные нематериальные активы малые предприятия могут включать в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления.

Обратите внимание: прописанные в законе изменения применять не обязательно. Предприятие вправе самостоятельно определять, какие упрощенные способы использовать, вне зависимости от того, какие способы уже применяются. При выборе стоит руководствоваться требованиями достоверности и полноты отражаемых данных, что прописано в ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Применять требования обновленных ПБУ можно уже с 2016 года.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия

От чего можно отказаться Как это упростит работу
От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99) Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02) Из рабочего плана счетов малого предприятия можно исключить счета 09 и 77
От полного рабочего плана счетов (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н) План счетов малого предприятия можно сократить так: — применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11 — использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010) Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010) Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008) Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним, расшифровки и пояснения показателей баланса ( п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н) Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм: полной, сокращенной или простой. Но какую бы из упрощенных форм бухучета малая компания для себя ни выбрала, годовой баланс и отчет о финансовых результатах в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Полная форма упрощенного бухучета

Для кого подходит: для малых компаний, использующих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и директором, который в деталях интересуется бухгалтерскими показателями.

Читать еще:  Выписка из сзв м при увольнении включая месяц увольнения

Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них. Ведь главное для бухгалтера — обеспечить полноту данных, необходимых для управления компанией.

Еще такой вариант бухучета удобен, если руководители периодически просят вас составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Например, директор хочет знать не только общую стоимость приобретенных материалов, но также количество и цену каждого из товаров.

Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Их вы можете разработать самостоятельно. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

— расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70);

— денежных средств (счета 50, 51 и др.);

— материально-производственных запасов (счета 10, 41);

— основных средств и амортизации (счета 01, 02);

— продаж (счета 62, 90 или 99);

— расчетов с поставщиками (счет 60);

— затрат на производство (счет 20);

— расчетов и прочих операций (счета 58, 66, 67, 68, 69, 76).

Конечно, все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике. А в самой учетной политике четко укажите выбранную вами форму учета.

Сокращенная форма

Для кого подходит: для малых компаний, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями.

Есть способ организовать учет проще. А именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Чиновники рекомендуют использовать для этого книгу учета операций. Этот способ удобен компаниям, использующим кассовый метод. А также организациям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа, удобную именно для вас, надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге — это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает вам при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно.

Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Так вы всегда сможете ответить на любые вопросы о зарплате, не исследуя список всех операций с начала года.

Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо вам для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится.

Сравнение упрощенных форм бухучета на малом предприятии

Основные правила бухучета При каком бухучете они обязательны
полный сокращенный простой
Применение двойной записи Да Да Нет
Ведение регистров бухучета Да Нет Нет

Простая форма

Для кого подходит: для микропредприятий.

Самый простой способ организовать бухучет — не применять двойную запись вовсе, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008). И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность.

Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса.

А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными.

Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры, если, конечно, вы решили их вести. Они помогают детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно.

Кстати, чтобы упростить учет, микропредприятие может предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что начисляет амортизацию один раз в году.

ПБУ 18/02 — кто должен применять и кто нет?

Для кого применение ПБУ 18/02 обязательно

Ответ на вопрос, кто обязан применять ПБУ 18/02, определен в самом начале этого документа (пп. 1, 2), где изложены его общие положения. Правила ПБУ 18/02 написаны для организаций и заключаются в раскрытии в бухгалтерском учете и отчетности информации о налоге на прибыль. Поэтому вопрос применения данного положения затрагивает именно тех, кто обязан платить этот налог.

Таким образом, платит или не платит организация налог на прибыль — это основной критерий, определяющий обязанность применять ПБУ 18/02, то есть информировать пользователей бухотчетности о расчетах по налогу на прибыль: если компания платит налог, то применять положение она обязана.

На первый взгляд, все просто. Однако в данном вопросе имеются особенности, требующие более детального изучения.

ПБУ 18/02 определяет также организации — исключения из общих правил и организации, имеющие право выбора в вопросе применения положения.

Для того чтобы получить полную картину, сгруппируем схематично организации по отношению к ПБУ 18/02 на схеме, в которой они поделены на 2 большие группы по признаку уплаты «прибыльного» налога.

Из схемы видно, что всегда применяют ПБУ 18/02 следующие организации: не относящиеся к кредитным и муниципальным, уплачивающие налог на прибыль, без права на упрощенные способы учета и отчетности. Примером таких организаций могут служить крупные компании и холдинги. Для них не принимать во внимание ПБУ 18/02 недопустимо, а его применение – полезно, поскольку положение дает инструменты дополнительного контроля за правильностью расчета налога, позволяет в текущий момент учесть будущие обязательства и активы, что очень важно для принятия разумных управленческих решений.

Внимание! С 2020 года вступят в силу изменения, внесенные в ПБУ 18/02 приказом Минфина от 20.11.2018 № 236н. Согласно новой редакции уточняется понятие и алгоритм определения временных разниц, изменится название постоянных налоговых обязательств, определяются положения для консолидированной группы налогоплательщиков. Об остальных изменениях мы рассказывали здесь.

Кто не должен применять ПБУ 18/02

В нашей схеме обрамлены в красную рамку те, кто не работает с ПБУ 18/02. Могут не беспокоиться о ПБУ 18/02 (п. 1):

  • кредитные организации;
  • государственные (муниципальные) учреждения.

А также те, кто не платит налог на прибыль:

  • организации, работающие на специальных режимах налогообложения и с налогом на игорный бизнес;
  • организации, не признаваемые плательщиками налога на прибыль (или освобождаемые от него) по нормам гл. 25 НК РФ.

Действительно, если организация не платит налог на прибыль, то с ПБУ 18/02 она не может работать по простой причине: нет налога на прибыль и других необходимых показателей. В свою очередь, утрата права на освобождение от налога может повлечь и необходимость вернуться к работе с ПБУ 18/02.

Об организациях на спецрежимах налогообложения

Спецрежимы (упрощенка, вмененка, сельскохозяйственный налог) добровольны и могут применяться при выполнении определенных требований или для некоторых видов деятельности.

Однако условия применения спецрежима, к примеру упрощенки, могут в какой-либо момент перестать выполняться, и организация утратит право на его применение и станет обязанной работать с ПБУ 18/02.

Кроме того, некоторые спецрежимы совместимы с обычной системой налогообложения. Например, организация может вести разные виды деятельности, облагаемые в обычном порядке налогом на прибыль и облагаемые единым налогом с вмененного дохода. Тогда для деятельности, облагаемой налогом на прибыль, будут формироваться показатели по ПБУ 18/02, а по другому виду деятельности их не будет. В таком случае важно вести учет доходов и расходов раздельно.

Кто имеет право выбора

В нашей схеме помещены в элемент в желтой рамке те компании, которые могут сами принять решение в вопросе применения ПБУ 18/02 (п. 2). Это организации, которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять отчетность упрощенного вида.

  1. Субъекты малого предпринимательства (их перечень содержит ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
  2. Некоммерческие организации (определение данного понятия дает ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
  3. Организации со статусом участников проектов согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.10 № 244-ФЗ.

При этом свое право на упрощенный учет и отчетность такие организации должны отразить в учетной политике. Принимая подобное решение, организации, конечно, следует полагаться на здравый смысл, исходить из целесообразности упрощенного учета, его соответствия планам развития компании. При этом нужно учесть, что упрощенная отчетность, равно как и обычная, должна быть достоверной и полностью информировать своих пользователей о положении организации.

Читать еще:  Сроки давности возбужденного уголовного дела по финансовы делам

Компания, решившаяся на упрощение своего учета и отчетности, может также принять решение о том, что не будет использовать ПБУ 18/02. Это тоже должно найти отражение в учетной политике.

Однако прежде чем отказываться от применения ПБУ 18/02, следует проверить, нет ли организации в составе субъектов, приведенных в п. 5. ст. 6 закона «О бухгалтерском учете». Это субъекты, исключенные из перечня лиц, которым разрешено вести упрощенный бухучет, и тем самым лишенные права неприменения ПБУ 18/02 по этому основанию.

Итоги

Организации по отношению к необходимости применять ПБУ 18/02 делятся на три группы: обязанные его применять, не обязанные и имеющие право выбора. Принимая решение об отказе от применения положения, нужно взвесить все плюсы и минусы, а также предусмотреть все возможные последствия данного выбора.

О том, как вести бухгалтерский учет с использованием ПБУ 18, читайте в статьях:

Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила

Минфин России внес изменения сразу в четыре ПБУ: по запасам, основным средствам, нематериальным активам и НИОКР. Поправки внесены приказом от 16.05.16 № 64н (вступает в силу сегодня, 20 июня 2016 года). Все изменения адресованы компаниям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Мы сделали обзор нововведений и рассказали, как применить их на практике.

Кому адресованы поправки

Все комментируемые поправки касаются организаций, которым разрешено применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что согласно Федеральному закону от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон о бухучете) такое право есть у трех категорий юридических лиц. Первая и вторая категории — это некоммерческие организации и участники проекта «Сколково». К третьей, самой многочисленной категории относятся субъекты малого предпринимательства вне зависимости от выбранной ими системы налогообложения.

Определение субъекта малого предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. К таким субъектам относятся, в частности, потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП) и фермерские хозяйства, для которых выполняются следующие условия. Во-первых, средняя численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, а для микропредприятий — 15 человек.

Во-вторых, доходы от реализации без учета НДС за предшествующий год не должна превышать 800 миллионов рублей, а для микропредприятий — 120 миллионов рублей (с августа 2016 года порядок расчета лимита доходов изменится, см. «Лимит доходов для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса будет определяться по новым правилам»).

В-третьих, необходимо соблюдение ограничений по доле участия в уставном капитале государства, субъектов РФ, муниципальных образований, благотворительных и иных фондов, а также ряда других структур (см. «Изменились критерии для отнесения организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства»).

Добавим, что некоторые организации не имеют права на упрощенный бухучет независимо от того, соответствуют ли они перечисленным требованиям. Так, запрет на упрощенный учет и отчетность предусмотрен для юридических консультаций, адвокатских бюро, жилищно-строительных кооперативов и ряда других компаний (полный перечень приведен в части 5 статьи 6 закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Изменения в учете материально-производственных запасов

Комментируемый приказ внес поправки в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Основная часть новшеств имеет отношение к оценке МПЗ. В общем случае запасы принимаются к учету по их фактической себестоимости, которая складывается из закупочной цены и затрат, связанных с приобретением МПЗ. К затратам на приобретение относят таможенные пошлины, выплаченное комиссионеру вознаграждение, стоимость заготовки, доставки и некоторые другие издержки (п. 6 ПБУ 5/01).

Для компаний, которые ведут упрощенный бухучет, сделано исключение. После вступления в силу поправок такие организации получили возможность оценивать МПЗ по цене поставки. Все прочие затраты на приобретение допустимо списать на расходы по обычным видам деятельности в том периоде, когда они понесены (вновь созданный пункт 13.1 ПБУ 5/01).

Кроме того, особые правила введены в отношении стоимости сырья, материалов, товаров, а также иных затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров. Теперь эти суммы разрешено вообще не относить к стоимости запасов, а сразу списывать на текущие расходы по обычным видам деятельности. Причем, микропредприятия могут делать это всегда, а все прочие компании, применяющие упрощенный учет — только если характер их деятельности не предполагает наличия существенных остатков МПЗ (вновь созданный пункт 13.2 ПБУ 5/01).

Аналогичный порядок предусмотрен для запасов, которые предназначены для управленческих нужд. Расходы на их приобретение можно сразу списать в текущие затраты. Данное новшество распространяется на все без исключения организации, ведущие упрощенный учет (вновь созданный пункт 13.3 ПБУ 5/01). Наконец, при упрощенных способах ведения бухучета компаниям разрешили не формировать резерв под снижение стоимости материальных ценностей. Соответствующее уточнение добавлено в пункт 25 ПБУ 5/01.

Изменения в учете основных средств

В ПБУ 6/01 «Учет основных средств» внесено существенное дополнение, касающееся определения первоначальной стоимости ОС. По общему правилу первоначальная стоимость основного средства — это совокупность фактических затрат на его приобретение, сооружение и изготовление. Сюда входит закупочная цена и сумма, заплаченная за приведение объекта в состояние, пригодное к использованию. Помимо этого в первоначальную стоимость включается цена доставки, таможенные пошлины, суммы, заплаченные посредникам, и некоторые другие издержки (п. 8 ПБУ 6/01).

Благодаря комментируемым поправкам у организаций, применяющих упрощенные способы бухучета, появилась альтернативная возможность. Они получили право определять первоначальную стоимость ОС другим способом.

Для объектов, приобретенных за плату, первоначальной стоимостью может быть цена поставщика плюс расходы на монтаж (если они не учтены в цене). Для сооруженных и изготовленных объектов первоначальной стоимостью может быть сумма, заплаченная по договору подряда, либо по иным договорам, заключенным с целью приобретения, изготовления или сооружения основного средства. Все прочие расходы (например, таможенные пошлины или вознаграждение посредника) допустимо списать на текущие затраты по обычным видам деятельности. Это закреплено во вновь созданном пункте 8.1 ПБУ 6/01.

Также есть изменения, касающиеся амортизации. В общем случае амортизационные отчисления необходимо делать ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизации. Но при упрощенном способе бухучета разрешено амортизировать ОС иначе: либо один раз в год по состоянию на 31 декабря, либо регулярно в течение года за периоды, установленные самой организацией. Таким образом, компания вправе амортизировать основное средство так часто, как сочтет нужным: раз в год, раз в полгода, раз в квартал или чаще. Это следует из новой редакции пункта 19 ПБУ 6/01.

Изменения в учете нематериальных активов и НИОКР

Согласно ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» к НМА следует относить объекты, у которых отсутствует материально-вещественная форма, и которые удовлетворяют ряду условий. Так, объект должен обладать способностью приносить экономические выгоды в будущем, а срок его полезного использования должен превышать 12 месяцев. Еще одно условие — это возможность выделить (или отделить) объект от других активов и достоверно определить его фактическую стоимость. Полный список условий приведен в пункте 3 ПБУ 14/2007.

Но для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены особые правила. Даже если объект полностью соответствует всем критериям НМА, затраты на его приобретение или создание можно сразу списать в текущие расходы по обычным видам деятельности. Об это говорится во вновь созданном пункте 3.1 ПБУ 14/2007.

Изменениям подверглась и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». По общему правилу затраты на НИОКР нужно списывать равномерно в течение года в размере 1/12 годовой суммы. Тогда как при упрощенном бухучете появилась возможность списать данные расходы сразу по мере их возникновения (новая редакция п. 14 ПБУ 17/02).

Как применить новшества на практике

Обратите внимание: новые возможности, которые предоставил комментируемый приказ Минфина России, не являются обязательными. Другими словами, компания, использующая упрощенные способы ведения бухучета, вправе отказаться от изменений и продолжать учитывать ОС, запасы, нематериальные активы и расходы на НИОКР по-прежнему.

Если же организация решит воспользоваться новшествами, ей предстоит решить, с какого момента начинать их применение. Проще всего сделать это с будущего года, закрепив новые правила в учетной политике на 2017 год. Но есть и другой вариант — внести соответствующие изменения в учетную политику, утвержденную на 2016 год. Это не будет нарушением, так как выбор нового способа ведения бухучета является основанием для корректировки учетной политики (п. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о бухучете).

Отметим, что новые положения допустимо применять только в отношении расходов, понесенных после изменения учетной политики. Объекты, поставленные на баланс ранее, будут учитываться по «старым» правилам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector