Основные права и обязанности ребенка дома
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Основные права и обязанности ребенка дома

Права и обязанности ребенка

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита ется взрослым.

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности – это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка — это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет

· на имя, отчество, фамилию;

· знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка);

· на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

· на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

· выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

· на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

· иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

· на самостоятельное обращение в орган опеки и попе­чительства за защитой своих прав.

· слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

· принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

· соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей.

С 6 лет добавляются

· самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками);

· совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.);

· сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мо­роженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку).

· слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления);

· получить основное общее образование (9 классов);

· соблюдать правила поведения, установленные в вос­питательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

· перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

· за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство – вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

С 8 лет добавляются

ПРАВ А

– на участие в детском общественном объединении.

– соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения.

– перед детским общественным объединением и его участниками.

С 10 лет добавляются

ПРАВА

· на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее – СК РФ);

· быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

· давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

· С 14 лет добавляются

ПРАВА

· самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ);

· требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

· давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

· требовать установления отцовства в отношении свое­го ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины

· данной нормы (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее – ТК РФ);

· заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих);

· самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

· самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

· вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ);

· управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;

· участвовать в молодежном общественном объединении.

· получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

· выполнять трудовые обязанности в соответствии с ус­ловиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

· соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.

· исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

· самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

· возмещение причиненного вреда;

· ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

· уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества, террористический акт, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. – ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее – УК РФ).

· С 16 лет добавляются ПРАВА

· работать (работники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет) не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины данной нормы (ст. 92 ТК РФ);

· быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ);

· вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Российской Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет (ст. 13 СК РФ));

· управлять транспортными средствами категории « M » и подкатегории « A 1» (мопеды и легкие квадрициклы, мотоциклы) при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 26 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);

· быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей (ст. 27 ГК РФ).

· ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ);

· ответственность за совершение всех видов уголовных преступлений (ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляется ОБЯЗАННОСТЬ

встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

Права и обязанности ребенка в семье

Права и обязанности ребенка в семье

Права ребенка – это в первую очередь, права человека. Поэтому совершенно не имеет никакого значения, где именно воспитывается несовершеннолетний – в своей родной семье, или в приемной. Соблюдать эти права – обязанность взрослых, ведь зачастую, ребенок сам не может толком сформулировать и защитить свое право мыслить, выражаться и иметь свою собственную территорию. Об этом должен позаботиться взрослый человек, ухаживающий за данным ребенком.

Став немного постарше, ребенок начинает понимать, что помимо прав, у него есть обязанности, которые также обязательны для исполнения, но теперь уже им самим. Начинается все с простых обязанностей – следить за личной гигиеной, помогать по дому, а заканчивается необходимостью закончить свое обучение в общеобразовательном учреждении.

Чтобы не ошибиться в существующих правах и обязанностях родного ребенка, стоит внимательно изучить их и стараться всеми разумными способами соблюдать.

Права и обязанности ребенка в семье

Предусматривается целый спектр разнообразных прав и обязанностей, являющихся обязательными для соблюдения несовершеннолетним ребенком. Правами следует руководствоваться, знать их и не допускать умышленного нарушения близкими и посторонними людьми.

Читать еще:  Записывается ли в трудовую книжку перевод на полставки

В законодательном акте выделяется целая глава, подробно рассматривающая, данный вопрос. Чтобы не навредить своему ребенку, следует внимательно изучить этот акт и выяснить, какими правами, кроме гражданских, обладает ребенок.

Права ребенка

  1. Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Отдельно стоит отметить момент, касающийся того, что ребенок имеет узаконенное право на получение полагающейся заботы от родных родителей и постоянное проживание вместе с ними. Стоит акцентировать свое внимание на том, что непосредственный ребенок имеет полное право на уважение чести и своего личного достоинства и на полное развитие своей личности.
    Если у ребенка полностью отсутствуют родители, или они по были лишены своих ранее существующих прав на осуществление воспитания непосредственного ребенка, то обязанность по грамотному и полному воспитанию конкретного ребенка и заботе о его всестороннем развитии переходит на профильный орган опеки. Порядок при этом четко устанавливается законодательством.
  2. Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Любой ребенок может безнаказанно общаться с любыми членами своей семьи. Всевозможные ситуации, из-за которых распадаются семьи, никак не могут стать основанием нарушения этого, предоставленного и охраняемого законом, права ребенка.Стоит остановиться именно на последнем случае, ведь в такой ситуации ребенок оказывается перед сложным выбором. Родитель может запретить общаться со своим вторым родителем, но это противоречит не только желанию ребенка, но и закону.
  3. Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок, согласно действующему закону, признанный дееспособным до непосредственного достижения им специально установленного возраста, имеет полное право осуществлять все свои права и нести обязанности, а значит, обеспечивать самостоятельно свое существующее право на защиту.Любая организация, которой из любых источников станет известно о том, что жизнь или здоровье конкретного ребенка находятся под угрозой, должна немедленно сообщить о подобном факте в профильный орган опеки, располагающийся по непосредственному месту нахождения этого ребенка. Далее уже орган самостоятельно должен принять все возможные меры для защиты несовершеннолетнего.
  4. Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение. Право конкретного ребенка на выражение своего сформировавшегося мнения, касающихся его жизни.
    Ребенок может без опаски выражать свое личное, сформировавшееся мнение по любому вопросу, прямо или косвенно затрагивающему все его интересы.
  5. Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.Этим правом обязательно пользуется каждый ребенок:
    • ребенку обязательно дают фамилию родителей;
    • имя дается исходя из согласия между отцом и матерью;
    • отчество дается от имени отца.

Если родители никак не могут определиться с именем своего общего ребенка, их спор обязательно решается местными профильными органами опеки. Если у несовершеннолетнего отсутствует отец, то имя указывается исходя из желания матери, а отчество записывается на основании имени того человека, который был своей родной матерью указан в графе отцовство. Фамилия обязательно должна быть указана мамина.

  • Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка. Если родитель самостоятельно решает поменять фамилию ребенка на свою, подобный вопрос решается непосредственно с участием местного органа опеки ориентируясь на интересы конкретного ребенка и мнения второго родителя. Существует ряд исключений, когда личное мнение второго родителя уточнять не требуется:
    • если он был на законных основаниях признан полностью или частично недееспособным;
    • если он решен родительских прав;
    • если его местонахождение нельзя установить;
    • если он уклоняется от процесса воспитания или от содержания своего родного ребенка.

    Когда ребенок достигнет десятилетнего возраста, чтобы осуществить смену его фамилии или имени придется спрашивать его согласия.

  • Статья 60. Имущественные права ребенка. Несовершеннолетний может получать содержание непосредственно от родителей и прочих членов семьи.
    Суммы, поступающие ребенку в виде социальной помощи, переводятся на сберегательный счет родителей.
    Может претендовать на получение собственных доходов и на свободное пользование имуществом, полученным им в дар.
  • Обязанности ребенка

    Обязанностей, которые должны соблюдать несовершеннолетние, гораздо меньше, чем прав.

    Внимание! Самостоятельная защита своих прав может привести к плачевным последствиям!

    Задайте нашим юристам свои вопросы по телефону, в чате или в форме ниже!

    Права и обязанности детей

    Цель:

    • помочь детям разобраться в понятиях “права” и “обязанности”;
    • воспитывать уважение к правам других.

    Информация на плакатах (статистика):

    • Свыше 729 тысяч подростков-правонарушителей и 182 тысячи родителей, отрицательно влияющих на поведение детей.
    • Около 210 тысяч преступлений совершено несовершеннолетними преступниками и хулиганами.
    • Более 3 миллионов детей живут с одним родителем.
    • Всего в сиротских учреждениях находится 570 тысяч воспитанников.
    • 348 тысячи потенциально безнадзорных детей из 184 тысяч семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
    • Более 200 тысяч пострадали в конфликтах и войнах (более 1/3 всех беженцев).
    • Из детских домов каждый год убегают 20 тысяч воспитанников. Менее 5 % выпускников детских домов и интернатов способны овладеть постоянной профессией, 30 % – не имеют своего жилья, 20 % – правонарушители, 10 % – самоубийцы.
    • Около 50 тысяч несовершеннолетних находятся в местах лишения свободы.

    Ход мероприятия

    1. Вступительная часть

    Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение: этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

    – А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

    И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенные Наций (ООН).

    Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

    – А что означают слова “права” и “обязанности”? Из словаря Ожегова:

    “Право-охраняемая государством, узаконенная возможность что-либо делать, осуществлять”. “Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения”

    – А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

    Дети имеют права на получения образования, отдых медицинское обслуживание и т.д. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей.

    – Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

    Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является, ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права -права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.

    Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную, катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

    2. Конвенция о правах ребенка;

    Однако – не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, случаются аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

    20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

    В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    • Право на жизнь.
    • Право на имя при рождении.
    • Право на медицинскую помощь.
    • Право на образование.
    • Право на отдых и досуг.
    • Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
    • Право свободно выражать свои взгляды.
    • Право на свободное перемещение.
    • Право на заботу и воспитание родителями.
    • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).
    • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
    Читать еще:  Приказ о наложении дисциплинарного взыскания за опоздание на работу

    Выдается памятка для уч-ся “Права которые у меня есть”

    Все начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

    – А сейчас у нас есть такое?

    3. Инсценировка отрывка “Морозко” и ” Золушка”

    4. Викторина “Права литературных героев”.

    1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

    2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”, зайка из русской народной сказки “Ледяная избушка”.)

    3) Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила из поэмы Пушкина А. С “Руслан и Людмила”, Марья Моревна – персонаж: русских народных сказок.)

    4) Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)

    5) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)

    6) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

    7) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? (“Бременские музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь гномов”.)

    8) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

    9) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о его работнике Балде”.)

    10) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

    5. Конкурс “Песня о правах”.

    Учащиеся должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

    1) “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний).

    2) “Чему учат в школе” (право на образование).

    3) “На крутом бережку” из мультфильма “Приключения кота Леопольда” (право на отдых).

    4) “До чего дошел прогресс” из кинофильма “Приключения Электроника” (право на пользование благами научно-технического прогресса).

    6. Итог.

    – Я буду говорить о каком-то праве, а вы будете отвечать: “Разрешается или запрещается”.

    Вот в углу стоит мальчонка,
    Плачет, надрывается.
    Бить, наказывать ребенка
    Строго запрещается.

    С мамой дети должны жить,
    Ей цветы всегда дарить
    – Это разрешается.

    Эта грань обозначает:
    Мать с ребенком разлучают.
    Это запрещается.

    Рисовать и петь, учиться,
    Если заболел – лечиться.
    Это разрешается.

    Этот трудится ребенок,
    Мало у него силенок,
    Ноги подгибаются.
    В детстве тяжкая работа Запрещается.

    Вместе дружно в мире жить,
    С разными детьми дружить
    -Это разрешается.

    Этот слабый горбит спину,
    Пред сильным преклоняется.
    Быть рабом у господина
    Строго запрещается.

    Литература.

    1. Конвенция о правах ребенка
    2. Справочник классного руководителя

    Права и обязанности детей по Семейному кодексу РФ

    По российским законам, а именно в соответствии с Конституцией, все граждане младше 18 лет признаются по определению детьми. Но до достижения совершеннолетия, дети обладают некоторыми правами и обязанностями. Все привилегии и обязательства, имеющиеся у детей, регламентируются множеством законодательных актов. Например, Конституцией, Гражданским, Трудовым кодексами, но в частности Семейным законом.

    Скачать актуальный текст Семейного Кодекса можно по ссылке.

    Когда у ребенка появляются права согласно СК РФ?

    Когда человек достиг 18 лет, он, по закону, наделяется множеством прав и обязанностей, но несмотря на возрастную категорию, у каждого человека есть возможность пользоваться какими-либо привилегиями. По СК РФ, права ребенка возникают с момента рождения, а с возрастом их перечень будет лишь возрастать.

    В соответствии с текстом семейного закона, с момента появления на свет, ребенок обладает следующими правами:

    • получить имя, фамилию и отчество;
    • иметь гражданство;
    • проживать в полноценной семье;
    • быть уважаемым окружающими;
    • всесторонне развиваться;
    • на получение преференций от государственных органов в виде льгот и пособий;
    • быть защищенным со стороны родителей или опекунских учреждений;
    • обладать какой-либо собственностью.

    По закону, перечень прав малышей растет с возрастом. Особенно в следующие годы — в полтора, в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16 и 18. Вместе с возрастом и с приобретением все большего количества прав, у ребенка появляется большее количество обязательств. А у его родителей наоборот, чем старше их ребенок, тем меньше их ответственность за него.

    Перечень основных прав ребенка

    Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:

    • воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
    • несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
    • в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
    • каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
    • согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
    • в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
    • все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.

    Список обязанностей ребенка по Семейному кодексу

    То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

    К обязательствам детей относятся:

    • быть образованным на базовом уровне;
    • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
    • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
    • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
    • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
    • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.

    Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

    Какие права и обязанности имеют усыновленные дети?

    Ребенок в приемной семье обладает равными правами наряду с другими малолетними, гарантированными законом. Важный нюанс в правах усыновленных малышей составляет их законную возможность на общение с биологическими мамой и папой. Общение с родными по крови мамой и папой возможно, если опекуны предоставят свое разрешение. Когда новые отец и мать против общения своего ребенка с его кровными родственниками, то несовершеннолетний вправе обратиться в учреждение по опеке и попечительству.

    По законодательству, усыновленное дитя вправе:

    • выражать собственное мнение;
    • получать защиту и поддержку от государства;
    • рассчитывать на выдачу пособий и на предоставление льгот от государства;
    • хранить личную собственность и обладать ею. К примеру, фотографии родных по крови мамы и папы, памятные игрушки и иное;
    • обладать частью имущественной собственности, где он проживает официально;
    • получить достоверную информацию о биологических родителях и знать, что он приемный;
    • выбирать самостоятельно с кем дружить и общаться;
    • отказаться проживать в приемной семье, в связи с недопониманием, с негативным психологическим воздействием и др.

    Усыновленное дитя, по закону, наделено массой обязательств. В качестве обязательств выступают:

    • выполнение установленных ему обязанностей по дому, если они не противоречат семейному законодательству;
    • исполнять на совесть порученные функции от приемных родителей;
    • следовать правилам гигиены, которые соответствуют требованиям новоиспеченной семьи;
    • оказывать подобающее поведение.

    Усыновленные несовершеннолетние граждане должны прислушиваться к наказам приемных пап и мам, уважать мнение иных старших членов семьи (например, старшей сестры). Оказывать бережное отношение к вещам, предоставляемых ему в пользование. И всячески заботиться о членах принявшей его семьи, в случае необходимости.

    Кто и как осуществляет защиту прав несовершеннолетних детей?

    Права и обязанности несовершеннолетних граждан России закреплены законом. Среди их прав — есть право рассчитывать на предоставление защиты. Поэтому законом предусмотрены конкретные учреждения, занимающиеся защитой прав граждан до 18 лет. В 18 лет они обретают полный объем правоспособности и дееспособности.

    Читать еще:  Тверской суд москвы официальный сайт судьи

    Защита прав несовершеннолетних детей главным образом возложена на государственные органы власти на организации, осуществляющие областное самоуправление. Государственные органы становятся на защиту малолетних, когда их официальные опекуны или родители не в силах этого сделать.

    При определенных обстоятельствах, по закону, защищать малолетних обязаны работники — педагоги, медицинский персонал, работники общественных органов. На них возложены обязательства по защите, в связи с тем, что они напрямую взаимодействуют с малышами.

    Если интересы человека, не достигшего 18 лет, нарушены, то он вправе направиться в органы опеки и попечительства и подать жалобу.

    Права и обязанности ребенка

    Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

    Фото: depositphotos.com

    Конвенция о правах ребенка

    Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.

    В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения.

    Основные положения Конвенции о правах ребенка:

    Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

    • право на семью;
    • право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности;
    • право на равенство;
    • право на образование;
    • право на свободное выражение своих мыслей;
    • право на собственное мнение;
    • право на имя и на гражданство;
    • право на получение информации;
    • право на защиту от насилия и от жестокого обращения;
    • право на медицинское обслуживание;
    • право на отдых и на досуг;
    • право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

    Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

    Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

    Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте.

    Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

    Нарушения прав ребенка родителями

    Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

    Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

    • Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
    • Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
    • Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
    • Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
    • Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
    • Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
    • Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
    • Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
    • Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

    В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

    Начало разговора о правах и обязанностях детей

    Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться.

    Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

    Сказки – помощники родителей

    Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.

    Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:

    • «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
    • «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
    • «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.

    Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

    Рисование и воспитание

    Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

    Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков.

    Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

    Игра как способ воспитания

    Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.

    Фото: depositphotos.com

    Обязанности ребенка

    Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

    Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

    Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

    С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

    Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

    Равенство в правах – равенство в обязанностях

    Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения.

    Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться.

    Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

    В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.

    Статья опубликована в рубрике Воспитание ребенка

    Читайте далее:
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector