Органы мвд передают сведения о смерти человека
Врачей и полицейских накажут за передачу информации о смерти людей
Фото © РИА Новости/Валерий Мельников
Законопроект “О похоронном деле” может защитить граждан от недобросовестных похоронных компаний и агентов, а также от незаконного распространения информации о смерти людей.
В распоряжении Лайфа оказалась окончательная редакция законопроекта “О похоронном деле”, которая сейчас проходит согласование в профильных министерствах и ведомствах. Документ регламентирует ритуальную сферу в России: власти будут бороться с нелегальным похоронным бизнесом, наказывать врачей и полицейских, сливающих информацию о смерти людей ритуальным агентам, а также разрешат открывать частные крематории. В правительстве считают, что все эти меры помогут вывести из теневой сферы похоронные услуги на 30 миллиардов рублей.
Изменения в законодательстве о погребении и похоронном деле в России обсуждают уже почти шесть лет. Действующий сейчас федеральный закон от 1995 года давно устарел и фактически не работает. Один из последних вариантов проекта был разработан в Минстрое, в правительстве намерены его утвердить до 1 марта 2017 года. После этого он будет направлен на рассмотрение депутатов Госдумы.
Одним из важных пунктов законопроекта является борьба с незаконным распространением информации о смерти людей. Случаи, когда сотрудники социальных служб, полиции или медики передают, а чаще всего продают похоронным бюро и ритуальным агентам информацию о смерти человека, в России уже давно стали обыденностью. Иногда бывает, что бригада скорой ещё не успела зафиксировать факт смерти, а убитым горем родственникам уже названивают предприимчивые агенты с предложением катафалка и удобного места на кладбище.
Теперь ответственность должностных лиц органов государственной власти, медицинских и социальных работников — всех, кто по роду деятельности имеет доступ к информации о смерти людей и персональным данным родственников — будет отдельно регулироваться законодательством. Раскрывать все эти сведения они смогут только близким умершего или лицам, взявшим на себя ответственность за организацию похорон.
Фото © РИА Новости / Денис Гуков
Законопроект предлагает внести изменения в КоАП и предусмотреть наказание за незаконное распространение информации о смерти граждан. Должностным лицам за эти действия предполагается выписывать штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам за раскрытие персональных данных может грозить штраф от 150 до 200 тысяч рублей.
Медицинским или социальным работникам теперь нельзя будет даже советовать родственникам умершего какую-либо ритуальную контору или агента. То есть врач скорой теперь не сможет предложить визитку с телефоном “проверенного” похоронного агента. Всё это может быть расценено как нарушение правил предоставления информации о лицах, оказывающих ритуальные услуги. За это также светит штраф до 200 тысяч рублей.
Законопроектом также предусматривается ответственность руководителей больниц, решивших заработать на печальных хлопотах. Выставки венков, гробов и других ритуальных принадлежностей теперь официально будет запрещено проводить в медицинских учреждениях. Нельзя будет также устраивать на территории больниц и поликлиник похоронные агентства. С похожей ситуацией, к примеру, столкнулись жители одного из районов подмосковного Подольска. Вход в поликлинику здесь соседствует с “Городской ритуальной службой”.
Нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела теперь будет наказываться штрафом для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 20 до 50 тысяч.
Регулирование похоронного дела в случае принятия нового закона перейдёт к муниципалитетам. Долгожданное лицензирование в этой сфере, о котором эксперты много говорили в последние годы, вводиться в России не будет. Администрации городов и районов будут составлять специальный реестр организаций, которым разрешат предоставлять ритуальные услуги.
Такие компании должны будут соответствовать чётким правилам. При этом их обяжут оказывать гарантированный перечень ритуальных услуг любому обратившемуся к ним человеку. Компенсацию компаниям потом будут выплачивать власти субъектов, фонд социального страхования или Пенсионный фонд.
Разработчики законопроекта приготовили неприятный сюрприз похоронным “пиратам” — фирмам и предпринимателям, которые занимаются печальными хлопотами нелегально. Организация похоронных услуг конторами, не внесёнными в общий реестр, будет наказываться штрафом до 250 тысяч рублей.
Фото © РИА Новости/Илья Питалев
— Предлагаемый размер штрафов позволит сократить количество нарушений в сфере ритуальных услуг, повысить уровень соблюдения прав и законных интересов лиц, находящихся в тяжёлой для них жизненной ситуации, вызванной смертью близких, и, как следствие, будет способствовать выведению из тени значительной части рынка ритуальных услуг, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
По предварительным оценкам экспертов, после вступления в силу нового закона из теневого оборота в ритуальной сфере в России будет выведено около 30 миллиардов рублей.
Кстати, зарабатывать государство теперь сможет и на семейных, их ещё называют родовыми, захоронениях. Если человек захочет зарезервировать за собой участок земли на кладбище, чтобы здесь были похоронены все поколения его родственников, то он вполне законно может это сделать, заплатив деньги. Вырученные средства муниципалитеты будут использовать на благоустройство кладбищ. Сейчас родовое захоронение тоже можно организовать, но нет общих для всей страны правил, а куда идут полученные средства, отследить порой практически невозможно.
Кроме того, принятие нового закона в России позволит экономить землю. По крайней мере, именно к этому, по мнению авторов, должно привести законодательное закрепление права на строительство частных крематориев. Считается, что строить крематории выгодно в городах с населением не меньше 490 тысяч человек. Сейчас в России таких городов 36. Ежегодно в них умирает около 200 тысяч человек. Вычитая случаи, когда людей подхоранивают к родственникам, получается, что кладбища расширяются примерно на 10 тысяч мест в год. Строительство новых крематориев в этих 36 российских городах, по данным экспертов, позволит экономить на расширении кладбищ около 150 миллионов рублей в год.
Правда, и потратиться государству на применение нового законодательства придётся значительно. Документ, к примеру, предусматривает полную инвентаризацию всех мест захоронения в стране и занесение этих данных в специальную базу учёта. На это потребуется до 14,5 миллиарда рублей. Расчёт очень прост: по данным на 2013 год, на территории РФ было около 180,6 тысячи гектаров кладбищ; на каждом гектаре находится 2 тысячи захоронений, а примерная стоимость внесения в базу информации по одной могиле — около 40 рублей. Проводить инвентаризацию кладбищ и вести дальнейший учёт будут муниципалитеты.
Должна ли больница сообщать в полицию о смерти пациента,
если у него не объявились родственники при наличии у него паспорта и есть ли по этому поводу нормативные акты?
Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 № 565 обязывает медицинские организации передавать сведения в территориальные органы МВД России по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью.
После смерти в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”
Заключение о причине смерти и диагнозе заболевания выдается супругу, близкому родственнику (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушке, бабушке), а при их отсутствии иным родственникам либо законному представителю умершего, правоохранительным органам, органу, осуществляющему государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, и органу, осуществляющему контроль качества и условий предоставления медицинской помощи, по их требованию.
В случае, если тело остается невостребованным медорганизация вправе использовать тело, органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях. Либо передать на захоронение в соответствии с законодательством о погребении.
Остались вопросы, пишите.
Наконец-то все понятно, благодарю!
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 17 мая 2012 г. 565 информируют МВД только если есть подозрения на противоправные действия в отношении пациента. В случае нарушения сознания (например, отёка мозга) не информируют ни родственников ни МВД?
Все зависит от причин смерти и оснований. Исходя из общих правил для мед. учреждений есть обязанность сообщать о всех случаях выявленных насильственных действий в отношении здоровья граждан.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 565 н«Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий» Дата официальной публикации:3 августа 2012 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 июля 2012 г. Регистрационный N 25004 В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказываю: Утвердить по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, согласно приложению. И.о. Министра Т. Голикова Приложение Порядок информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий 1. Настоящий Порядок определяет правила информирования медицинскими организациями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий. 2. Медицинские организации передают сведения в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — территориальные органы МВД России) по месту нахождения медицинской организации о поступлении (обращении) пациентов в случаях наличия у них следующих признаков причинения вреда здоровью в результате совершения противоправных действий: 1) огнестрельные ранения, в том числе полученные при неосторожном обращении с оружием и боеприпасами; 2) ранения и травмы, полученные при взрывах и иных происшествиях, разрешение заявлений и сообщений о которых отнесено к компетенции органов внутренних дел; 3) колотые, резаные, колото-резаные, рваные раны; 4) переломы костей, гематомы, ушибы мягких тканей; 5) гематомы внутренних органов 6) ушибы, сотрясения головного мозга; 7) повреждения, связанные с воздействием высоких или низких температур, высокого или низкого барометрического давления; 8) механическая асфиксия; 9) поражения электрическим током; 10) состояния, вызванные воздействием токсичных, ядовитых и психотропных веществ; 1) признаки проведения вмешательства с целью искусственного прерывания беременности (аборта) вне медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию; 12) признаки изнасилования и (или) иных насильственных действий сексуального характера; 13) истощение; 14) иные признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий. 3. Руководитель медицинской организации организует работу по передаче в территориальные органы МВД России сведений о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, и назначает медицинских работников, ответственных за своевременное информирование территориальных органов МВД России о фактах поступления (обращения) таких пациентов. 4. При выявлении у пациента признаков, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и наличии достаточных оснований полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, медицинский работник медицинской организации передает информацию об этом в территориальный орган МВД России телефонограммой с последующим направлением в течение одного рабочего дня письменного извещения о поступлении (обращении) пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (далее — Извещение), подписанного руководителем медицинской организации или одним из его заместителей и заверенного круглой печатью медицинской организации. 5. Извещение должно содержать следующие сведения о пациенте: 1) фамилия, имя, отчество, возраст (при наличии таких сведений); 2) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений); 3) дата, время поступления (обращения) пациента; 4) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента. 6. В медицинской организации осуществляется ведение журнала регистрации сведений о фактах поступления (обращения) пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, в который вносятся следующие сведения: 1) дата, время, способ передачи информации о пациенте, поступившем (обратившемся) в медицинскую организацию, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий, в территориальный орган МВД России; 2) фамилия, имя, отчество, возраст поступившего (обратившегося) пациента (при наличии таких сведений); 3) адрес регистрации по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии таких сведений); 4) дата, время поступления (обращения) пациента; 5) характер имеющегося состояния, возможные его причины, степень тяжести состояния пациента; 6) фамилия, имя, отчество медицинского работника, передавшего телефонограмму; 8) фамилия, имя, отчество, должность сотрудника территориального органа МВД России, принявшего информацию; 9) дата и время направления Извещения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1030 г. Москва “Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти”
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона “Об актах гражданского состояния” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 230 “О порядке сообщения сведений о государственной регистрации смерти в территориальный фонд обязательного медицинского страхования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 16, ст. 1915).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.11.2013.
Правила передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти
1. Настоящие Правила устанавливают порядок передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации рождения и смерти.
2. Сведения о государственной регистрации рождения и смерти передаются органами записи актов гражданского состояния в объеме, не превышающем сведений, содержащихся в записях актов о рождении и смерти.
3. Сведения о государственной регистрации рождения передаются органом записи актов гражданского состояния по месту своего нахождения в следующие органы:
а) орган социальной защиты населения, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации – в течение 10 дней после дня государственной регистрации рождения;
б) территориальный фонд обязательного медицинского страхования – в течение одного месяца после дня государственной регистрации рождения.
4. Сведения о государственной регистрации смерти передаются органом записи актов гражданского состояния по месту своего нахождения в следующие органы:
а) орган социальной защиты населения, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, орган Фонда социального страхования Российской Федерации – в течение 10 дней после дня государственной регистрации смерти;
б) военные комиссариаты – в течение 14 дней после дня государственной регистрации смерти;
в) глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения – не реже чем один раз в месяц;
г) орган Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования – в течение одного месяца после дня государственной регистрации смерти.
5. Перечень сведений о государственной регистрации рождения и смерти, подлежащих передаче получателям сведений, указанным в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также формы их передачи устанавливаются с учетом соответствующей компетенции федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты населения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
6. Сведения о государственной регистрации рождения и смерти передаются органами записи актов гражданского состояния получателям сведений, указанным в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, в следующей форме (по согласованию с получателем сведений):
а) электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом органа записи актов гражданского состояния усиленной квалифицированной электронной подписью;
б) электронный документ с использованием единой информационной системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
в) документ на бумажном носителе.
7. Взаимодействие органов записи актов гражданского состояния и получателей сведений о государственной регистрации рождения и смерти осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об информационном взаимодействии.
Порядок действий органов внутренних дел при получении сообщения о смерти 16.01.2013
С принятием нового Уголовного процессуального кодекса Украины в практике право применения его норм неизбежно будут возникать вопросы. Так, автор этой статьи недавно столкнулся с тем, что сотрудники органов внутренних дел, приехавшие на место происшествия, не знали, в каком порядке передать тело умершего естественной смертью человека его родным для погребения. А именно, необходимо ли для этого письменное разрешение у прокурора. Нюансы процедуры осмотра и выдачи тела умершего человека специально для prostopravo.com.ua разъяснял адвокат Андрей Осипов. // 16.01.2013
Статьей 238. ч. 3 УПК Украины предусмотрено, что тело человека подлежит выдаче только с письменного разрешения прокурора и только после проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причины смерти. Исходя из того, что эта норма сама по себе часть уголовного производства, и применяется для защиты гражданина, общества и государства от уголовных правонарушений, становиться понятно, что она применима только в случае насильственной смерти. Осмотр трупа – это следственное действие, и состоит в непосредственном восприятии и оценке внешних признаков трупа с целью выявления и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления. Задача следователя состоит в том, чтобы установить обоснованность подозрений в насильственной смерти; выявить совокупность обстоятельств, которые дают основания считать, что смерть человека могла наступить в результате действий или бездействия других лиц, в частности при наступлении смерти внезапно, при невыясненных обстоятельствах, при наличии телесных повреждений и тому подобное.
Теперь рассмотрим порядок действий милиции при получении сообщения о смерти.
Насильственная смерть
В случае поступления сообщения о факте насильственной смерти человека или подозрения на такую смерть или установления таких фактов во время осмотра трупа человека по месту его проживания, на место происшествия немедленно выезжает следственно-оперативная группа при участии судебно-медицинского эксперта или врача, если вовремя невозможно привлечь судебно-медицинского эксперта, а также других необходимых специалистов. О факте смерти человека срочно сообщают прокурору. В этом случае следователь, прокурор проводят осмотр места происшествия и трупа в порядке предусмотренного, статьями 237 и 238 УПК Украины с обязательным применением фотосъемки и составлением схемы, плана или чертежа осмотренного места, а при необходимости – видеосъёмки. Сведения, которые содержатся в сообщениях о фактах смерти, подлежат внесению в Единый реестр досудебного расследования.
Для проведения судебно-медицинской экспертизы, обязательно направляют тела людей с признаками насильственной смерти; смерти, наступившей от действия тупых предметов, в том числе транспортных травм, падения с высоты, действия острых предметов, огнестрельного оружия, асфиксии, действия крайних температур, электрического тока, лучевой энергии, низкого и высокого атмосферного давления, отравлений и тому подобное, или подозрения на таковую; в случае смерти, которая наступила вне местожительства лица; смерти лица, личность которого не установлено; а также в случае смерти лиц в возрасте до 60 лет, которые умерли по месту жительства, при отсутствии диспансерного наблюдения за больным.
Ненасильственная смерть
О смерти человека, как правило, ставят в известность милицию. При поступлении сообщения о смерти, работники органов внутренних дел регистрируют такое сообщение, в том числе и в том случае, если оно поступило от заведений здравоохранения. При поступлении сообщения о факте смерти человека по месту его проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на нее, работники органов внутренних дел немедленно выезжают на место события вместе с врачом, в случаях, предусмотренных приказом МОЗ Украины от 08 августа 2006 года N 545, – с фельдшером, а при необходимости – с другими специалистами. По результатам внешнего осмотра трупа и после выяснения обстоятельств смерти человека, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть, работником органа внутренних дел составляется Заключение, к которому добавляются фотоснимки трупа и места его выявления. Заключение в обязательном порядке согласуется с руководителем следственного подразделения органа внутренних дел и руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором работает лицо, которое его составило, и утверждается начальником органа внутренних дел в срок не позднее семи дней с момента поступления сообщения о смерти человека, после проверки качества и полноты составления Заключения.
Если о смерти человека было сообщено работнику здравоохранения, работники заведений здравоохранения по телефону экстренного вызова 102 немедленно оповещают органы внутренних дел о каждом случае установления ими факта смерти человека независимо от места ее наступления, за исключением смерти от заболеваний в заведениях здравоохранения. В случае смерти человека по месту его проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть, на место события обязательно выезжает врач, а в случаях, предусмотренных приказом МОЗ Украины от 08 августа 2006 года N 545, фельдшер заведения здравоохранения, который констатирует факт смерти, проводит внешний осмотр трупа, по результатам осмотра информирует органы внутренних дел и администрацию этого заведения здравоохранения о возможности установления причины смерти без патологоанатомического рассечения и выдачи врачебного свидетельства о смерти (фельдшерской справки о смерти). В таких случаях работником органа внутренних дел составляется Заключение относительно ненасильственной смерти человека по месту жительства.
Не направляются для проведения судебно-медицинской экспертизы, в случае их выявления, тела людей, которые умерли по месту их проживания, при наличии диспансерного наблюдения за больным, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть; выявленные тела людей в возрасте свыше 60 лет, которые умерли по месту их проживания, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть.
Порядок действий органов внутренних дел при получении сообщения о смерти 16.01.2013
С принятием нового Уголовного процессуального кодекса Украины в практике право применения его норм неизбежно будут возникать вопросы. Так, автор этой статьи недавно столкнулся с тем, что сотрудники органов внутренних дел, приехавшие на место происшествия, не знали, в каком порядке передать тело умершего естественной смертью человека его родным для погребения. А именно, необходимо ли для этого письменное разрешение у прокурора. Нюансы процедуры осмотра и выдачи тела умершего человека специально для prostopravo.com.ua разъяснял адвокат Андрей Осипов. // 16.01.2013
Статьей 238. ч. 3 УПК Украины предусмотрено, что тело человека подлежит выдаче только с письменного разрешения прокурора и только после проведения судебно-медицинской экспертизы и установления причины смерти. Исходя из того, что эта норма сама по себе часть уголовного производства, и применяется для защиты гражданина, общества и государства от уголовных правонарушений, становиться понятно, что она применима только в случае насильственной смерти. Осмотр трупа – это следственное действие, и состоит в непосредственном восприятии и оценке внешних признаков трупа с целью выявления и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления. Задача следователя состоит в том, чтобы установить обоснованность подозрений в насильственной смерти; выявить совокупность обстоятельств, которые дают основания считать, что смерть человека могла наступить в результате действий или бездействия других лиц, в частности при наступлении смерти внезапно, при невыясненных обстоятельствах, при наличии телесных повреждений и тому подобное.
Теперь рассмотрим порядок действий милиции при получении сообщения о смерти.
Насильственная смерть
В случае поступления сообщения о факте насильственной смерти человека или подозрения на такую смерть или установления таких фактов во время осмотра трупа человека по месту его проживания, на место происшествия немедленно выезжает следственно-оперативная группа при участии судебно-медицинского эксперта или врача, если вовремя невозможно привлечь судебно-медицинского эксперта, а также других необходимых специалистов. О факте смерти человека срочно сообщают прокурору. В этом случае следователь, прокурор проводят осмотр места происшествия и трупа в порядке предусмотренного, статьями 237 и 238 УПК Украины с обязательным применением фотосъемки и составлением схемы, плана или чертежа осмотренного места, а при необходимости – видеосъёмки. Сведения, которые содержатся в сообщениях о фактах смерти, подлежат внесению в Единый реестр досудебного расследования.
Для проведения судебно-медицинской экспертизы, обязательно направляют тела людей с признаками насильственной смерти; смерти, наступившей от действия тупых предметов, в том числе транспортных травм, падения с высоты, действия острых предметов, огнестрельного оружия, асфиксии, действия крайних температур, электрического тока, лучевой энергии, низкого и высокого атмосферного давления, отравлений и тому подобное, или подозрения на таковую; в случае смерти, которая наступила вне местожительства лица; смерти лица, личность которого не установлено; а также в случае смерти лиц в возрасте до 60 лет, которые умерли по месту жительства, при отсутствии диспансерного наблюдения за больным.
Ненасильственная смерть
О смерти человека, как правило, ставят в известность милицию. При поступлении сообщения о смерти, работники органов внутренних дел регистрируют такое сообщение, в том числе и в том случае, если оно поступило от заведений здравоохранения. При поступлении сообщения о факте смерти человека по месту его проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на нее, работники органов внутренних дел немедленно выезжают на место события вместе с врачом, в случаях, предусмотренных приказом МОЗ Украины от 08 августа 2006 года N 545, – с фельдшером, а при необходимости – с другими специалистами. По результатам внешнего осмотра трупа и после выяснения обстоятельств смерти человека, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть, работником органа внутренних дел составляется Заключение, к которому добавляются фотоснимки трупа и места его выявления. Заключение в обязательном порядке согласуется с руководителем следственного подразделения органа внутренних дел и руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором работает лицо, которое его составило, и утверждается начальником органа внутренних дел в срок не позднее семи дней с момента поступления сообщения о смерти человека, после проверки качества и полноты составления Заключения.
Если о смерти человека было сообщено работнику здравоохранения, работники заведений здравоохранения по телефону экстренного вызова 102 немедленно оповещают органы внутренних дел о каждом случае установления ими факта смерти человека независимо от места ее наступления, за исключением смерти от заболеваний в заведениях здравоохранения. В случае смерти человека по месту его проживания без признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть, на место события обязательно выезжает врач, а в случаях, предусмотренных приказом МОЗ Украины от 08 августа 2006 года N 545, фельдшер заведения здравоохранения, который констатирует факт смерти, проводит внешний осмотр трупа, по результатам осмотра информирует органы внутренних дел и администрацию этого заведения здравоохранения о возможности установления причины смерти без патологоанатомического рассечения и выдачи врачебного свидетельства о смерти (фельдшерской справки о смерти). В таких случаях работником органа внутренних дел составляется Заключение относительно ненасильственной смерти человека по месту жительства.
Читайте далее:Не направляются для проведения судебно-медицинской экспертизы, в случае их выявления, тела людей, которые умерли по месту их проживания, при наличии диспансерного наблюдения за больным, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть; выявленные тела людей в возрасте свыше 60 лет, которые умерли по месту их проживания, при отсутствии признаков насильственной смерти или подозрения на такую смерть.