Обязана ли трудовая инспекция предупреждать о проверке
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Обязана ли трудовая инспекция предупреждать о проверке

Обязан ли инспектор гострудинспекции предупреждать о проверке заранее?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какая проверка будет проводиться у работодателя: плановая или внеплановая.

Если плановая, то о ней инспектор ГИТ должен предупредить работодателя не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Согласно п.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – ФЗ-294), при проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Более того, работодатель может не тянуть до столь короткого срока, когда он по почте получит заказное письмо, что через несколько дней у него будет проводиться плановая проверка, а может узнать о плановой проверке еще раньше. Это можно сделать из информации, которая содержится в планах проверок.

Согласно ч.4 ст.9 ФЗ-294, в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

Где можно ознакомиться с планами проверок?

Планы проверок можно найти на официальных сайтах государственных органов, которые планируют провести проверку. Согласно ч.5 ст.9 ФЗ-294, утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план про-ведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети “Интернет” либо иным доступным способом.

Либо о плановых проверках можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. На сайте Ген.прокуратуры РФ содержится сводный план проверок, из которого можно узнать не только о запланированных проверках Гострудинспекций, но и других госорганов. Согласно ч.7 ФЗ-294, Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети “Интернет” в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Если о плановой проверке работодатель может узнать заранее и хоть как-то к ней подготовиться, то с внеплановой проверкой инспектор ГИТ может прийти неожиданно!

В силу ст.360 ТК РФ инспектор ГИТ не вправе предварительно уведомлять работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в ряде случаев (например, по обращению или заявлению работника о нарушении работодателем его трудовых прав). То есть по жалобе работника инспектор ГИТ может прийти внезапно к любому работодателю!

Поэтому подготовьтесь к проверке инспектора заранее и наведите порядок в кадрах, это поможет работодателю уверенно себя чувствовать не только при плановых проверках, но и при неожиданных визитах инспекторов. Санкции за нарушение трудового законодательства могут последовать очень серьезные, от больших штрафов до уголовной ответственности!

Поздеев А.С., юрист-эксперт (бывший инспектор ГИТ)

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспекторы ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Читать еще:  Статистика форма 8 вэс транспортные услуги кто сдает

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Визит представителя трудовой инспекции — событие малоприятное. Редкая проверка заканчивается актом о полном соответствии организации нормам трудового права. Требования к работодателю суровы, а некоторые давно устарели. Чтобы не получить необоснованных штрафов, руководитель организации должен хорошо ориентироваться в правилах проведения проверок ГИТ и не забывать о своих правах.

Суров закон, но это закон

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании. Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска. Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655. Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные акты

Подзаконные нормативные акты

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ). Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля.

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.
  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав. Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.
  4. Тематические проверки. Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ). В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.
Читать еще:  Можно ли академ отпуск в школе

Помним об обязанностях, не забываем о правах

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора. Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника.

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.

Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры. Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

На что чаще всего жалуются работники?

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.

При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?

В какой форме будет проведена проверка?

Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.

Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  • для директора – штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  • для компании – штраф от 50 до 100 тыс. руб.

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016).

Читать еще:  Средний размер алиментов в россии статистика

В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?

Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Что с этими документами будет делать налоговый орган?

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.

О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.

Энциклопедия решений. Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки

Уведомление трудовой инспекцией работодателя о проведении проверки

Трудовая инспекция уведомляет работодателя о проведении плановой проверки (документарной и выездной) не позднее чем за 3 рабочих дня до её начала посредством направления копии распоряжения о проведении проверки. Копия распоряжения направляется любым доступным способом, подтверждающим надлежащее уведомление работодателя о предстоящей проверке (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, п. 46 Регламента N 354н). Это может быть заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение копии распоряжения непосредственно руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу, уполномоченному представителю юридического лица с получением расписки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, направление копии распоряжения посредством факсимильной связи с последующим получением обратно уже с отметкой о получении, а также направление посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, если такой адрес ранее уже был представлен в трудовую инспекцию, или иным доступным способом.

В соответствии с общими требованиями ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ работодатель также должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до её начала любым доступным способом. Вместе с тем особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в сфере труда, в частности касающейся уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Такие особенности установлены непосредственно Трудовым кодексом РФ. Согласно части девятой ст. 360 ТК РФ не допускается предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки в случае ее проведения по основаниям, указанным в абзаце четвертом или пятом части седьмой ст. 360 ТК РФ, а именно:

– обращения и заявления граждан, информации от органов госвласти, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате (неполной выплате) заработной платы и других выплат, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

– обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Следовательно, учитывая положения ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ и п. 72 Регламента N 354н, работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала её проведения, только если основанием для такой проверки является:

– истечение срока исполнения работодателем ранее выданного трудовой инспекцией предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац второй части седьмой ст. 360 ТК РФ);

– распоряжение руководителя трудовой инспекции (его заместителя), изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, абзац седьмой части седьмой ст. 360 ТК РФ);

– поступление запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК РФ.

Законодательство не регламентирует порядок и форму уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки. На практике работодатель информируется инспектором труда о внеплановой выездной проверке так же, как и при плановой проверке, то есть посредством направления копии распоряжения о проведении проверки любым доступным способом, позволяющим подтвердить его получение работодателем (нарочным, посредством факсимильной связи, посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты работодателя, и т.п.). Также уведомления о плановых и внеплановых проверках размещаются на официальном сайте государственной инспекции труда соответствующего региона.

Внимание

Если проведение выездной проверки (плановой и внеплановой) оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя (его представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности, либо в связи с иными действиями (бездействием) работодателя, повлекшими невозможность проведения проверки, государственный инспектор труда составляет акт о невозможности проведения проверки. В течение 3 месяцев со дня его составления трудовая инспекция вправе принять решение о проведении повторной проверки работодателя без предварительного уведомления (ч. 7 ст. 12 Закона N 294-ФЗ).

Информация об уведомлении проверяемого лица с указанием даты и способа уведомления вносится в Единый реестр проверок (п. 18 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).

Внимание

Проведение плановой проверки, а также в определенных случаях внеплановой выездной проверки без предварительного уведомления о её проведении относится к категории грубых нарушений требований организации и проведения проверки, влекущее за собой отмену результатов такой проверки по заявлению проверяемого лица (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector