Могут ли лишить водительских прав из за цветослабости
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Могут ли лишить водительских прав из за цветослабости

Дальтонизм и водительские права — требования окулистов в 2020 году

Спросить юриста быстрее, чем читать!

Задайте вопрос прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Чтобы получить водительское удостоверение, каждому водителю надо пройти медицинское обследование. В списке врачей, которых следует посетить, обязательно имеется окулист. В зависимости от заключения данного специалиста и будет вердикт – получите вы права или нет.

Но это совсем не значит, что если у вас имеются некоторые проблемы со зрением, то ВУ вам не дадут. Единственное, права на вождение любых транспортных средств не получат те люди, у которых имеется дальтонизм.

Итак, давайте рассмотрим, при каких заболеваниях можно получить водительское удостоверение, а при каких – нет.

Виды дальтонизма

Во время записи на курсы по вождению, первое, что от вас потребуют – это предоставить справку от врача, а именно от окулиста, о здоровье и качестве зрения. Для того чтобы получить права, надо определить остроту зрения. Для категорий В она должна быть 0,6-0,2. А вот получение ВУ для категории С возможно только тогда, если острота вашего зрения составляет не менее 0,8.

Некоторые люди не могут различать определенные цвета. Это может быть спровоцировано:

  • аномалией от рождения;
  • различными глазными болезнями;
  • полученными травмами.

Также дальтонизм может передаваться по наследству от матери к ребёнку.

К сожалению, дальтоник вряд ли сможет получить права. Здоровая глазная сетчатка имеет пигменты синего, красного и желтого цветов, которые являются основными. Остальные оттенки люди видят при перемешивании этих трёх основных цветов. Если же у человека имеются какие-то отклонения и нарушения, то это уже считается дальтонизмом. Если у человека присутствуют все три пигмента, то тогда ограничений на получение водительских прав нет никаких. Если же какой-то пигмент отсутствует, то, скорее всего, вы всегда будете выступать только в роли пешехода, но никак не водителя.

Как правило, у людей проявляются такие нарушения со зрением, как: тританопия, дейтеранопия, протанопия.

Если у вас имеются нарушения цветоощущения, шансы стать счастливым обладателем водительских прав считаются минимальными. Стоит отметить, что разрешение людям с нарушением цветоощущения определяет только врач – офтальмолог. До 2012 года водители с такими проблемами могли получить права на вождение транспортных средств категорий В и С, но использовать транспортное средство оно могли только в личных целях, а не работать на нём. А вот в 2017 году приняли закон о том, что водители-дальтоники не имеют права водить машину. На фоне такого закона появились разногласия между людьми. Многие считают нечестным, что дальтоникам управлять машиной нельзя, а близоруким – можно.

Какая острота зрения нужна для получения водительских прав

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:

медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории «А» или«М», подкатегории«А1» или«В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

  1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
  3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
  4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
  5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
  6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
  7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Людям, у которых имеются проблемы со зрением, теоретически могут дать водительские права. При этом стоит сразу отметить, что если у вас имеются серьезные проблемы со зрением, то, скорее всего, вы не получите справку для предоставления в ГАИ.

Итак, медицинская комиссия, откажет в положительном заключении людям, у которых:

  • снижена острота зрения ниже допустимого предела;
  • имеются проблемы с цветоощущением. А именно — вы не различаете цвета или путаете их;
  • имеются тяжелые заболевания глаз.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н:

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В.
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения — это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Если вы не уверены в том, что с вашим зрением всё в порядке, но получить заветные права всё-таки хочется, пройдите врача-офтальмолога самостоятельно и заблаговременно — это даст шанс устранить некритические проблемы со здоровьем.

Довольно часто медицинская комиссия отказывает в выдаче справки для ГАИ из-за того, что у людей неправильно подобраны линзы или очки. Исправить это всё можно в кабинете грамотного окулиста, который сумеет подкорректировать ваше зрение.

Также окулист сможет провести разные курсы стимуляции зрения, и тем самым, повысить ваши шансы на получение заветных водительских прав. И ещё, зрение может улучшаться или ухудшаться в зависимости от общего состояния здоровья. Если у вас накануне были большие физические нагрузки, сильное алкогольное опьянения или психологические стрессы, то не стоит сразу же идти проходить комиссию, отдохните несколько дней, пока ваше зрение придёт в норму.

Также бывают и такие случаи, когда люди пытаются обмануть комиссию, выучив предварительно буквы и знаки в таблицах. Но это не выход. Ведь обманывая комиссию, скрывая свои болезни и плохое зрение, вы, получив права, ставите под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь других водителей и пешеходов.

Может ли дальтоник получить водительские права

Если вы совсем не различаете цвета, то в 2020 году при дальтонизме вам точно не выдадут водительские права. Решать этот вопрос будет врач-офтальмолог после того, как вы пройдёте полное обследование. Ранее можно было без проблем получить разрешение на получение водительских прав людям, которые не различаются цвета. Но им выдавались права только с категориями А и В.

Теперь же людям, имеющим проблемы с нарушением цветового зрения, получить ВУ фактически нереально. Поэтому дальтоники не имеют права водить любое транспортное средство. Если ранее ВУ не давали только людям с дихромазией, то есть с полным выпадением одного цвета, то теперь даже небольшие отклонения в цветоощущении становятся большой проблемой для многих желающих ездить на собственном автомобиле. Если же у вас имеются небольшие отклонения в различии цветов и вы успели получить права до 2012 года, то вам необходимо получить справку для разрешения вождения. Это необходимо в том случае, если вам пришла пора сменить ранее выданные водительские права.

Еще в 2020 году не выдают водительские права при цветоаномалии. Это происходит по тем причинам, что болезнь связана с тем, что человек не различает один или несколько цветов. Проверяют отклонения зрения с помощью специальных таблиц Рабкина и Ишихары. Если человек не отличает цвета между собой, то ему на предоставленных картинках будет казаться всё однородным. А те люди, у которых нет никаких проблем со зрением, будут различать на таблице цепочки, кружочки и цифры.

Водительские права при нарушении цветоощущения в 2020 получить у вас, согласно новому законодательству, вряд ли получится. Ведь как гласит закон № 302н от 12.04.2011, получить разрешение на вождение транспортным средством людям с нарушением цветоощущения нельзя.

Конечно же, в каждом отдельном случае должны быть свои исключения. Но согласно этому закону получить права у дальтоников не получится. Ведь там чёрным по белому написано, что нарушение цветоощущения является важной причиной для отказа получить водительское удостоверение. Согласно закону, существуют определенные профессии, где люди должны иметь идеальное зрение, например, моряки, водители, лётчики. Они должны не только различать цвета, но и различать их по:

Читать еще:  Требования к сотрудникам пдн при устройстве на работу

Объясняется это тем, что автомобиль является повышенным источником опасности для других людей, если им управляет водитель с плохим зрением. Такой водитель становится потенциальной угрозой как для пешеходов, так и для других водителей.

Если у вас имеется дейтероаномалия, то получить водительское удостоверение возможно. Ведь дейтероаномалия — это слепота преимущественно на зеленый цвет, которая является одной из форм дихромазии.

Если у вас имеется такая аномалия, то получить ВУ вы сможете только для себя лично, то есть, без права работы по найму водителем.

Стоит отметить, что дальтонизм или дихромазия, а также дейтеранопия (нарушение восприятия зеленого цвета), чаще всего встречаются преимущественно у мужчин.

Все вопросы с нарушением зрения сложные. Для того чтобы в них разобраться, стоит посетить опытного офтальмолога, провести коррекцию зрения, получить его положительное заключение, после чего можно отправляться проходить медицинскую комиссию для получения заветных прав.

Можно ли дальтоникам получить водительские права в 2018 году?

Дальтонизмом принято называть нарушения цветового восприятия. Возможность управлять транспортными средствами при наличии этого заболевания — одна из самых обсуждаемых тем в водительском сообществе. С одной стороны имеются законодательные ограничения, с другой — обширная мировая практика, и эти аспекты проблемы входят в противоречие друг с другом. Согласно российскому законодательству, кандидат на получение прав на управление автомобилем обязан пройти медицинское освидетельствование. Насколько реально дальтонику в 2018 году стать водителем?

Мировая практика управления автомобилем с дальтонизмом

Дальтонизм — это расхожее обобщенное определение для целого ряда нарушений цветоощущения. В действующей Международной классификации болезней они перечислены под общим кодом H53.5 («Аномалии цветового зрения»). Каждое из этих нарушений, отраженных в таблице ниже, в разной степени влияет на способность человека управлять автомобилем.

Заболевание Клиническое проявление
Ахроматопсия Полная цветовая слепота, черно-белое зрение
Дейтеранопия Низкая чувствительность к зеленой части спектра
Протанопия Низкая чувствительность к красной части спектра
Тританопия Низкая чувствительность к сине-фиолетовой части спектра

При управлении автомобилем серьезную проблему может представлять лишь ахроматопсия. Но эта аномалия встречается крайне редко — менее чем у 0,0001% населения планеты. Прочие нарушения цветового восприятия особых неудобств водителям не доставляют. Большинство дальтоников нормально приспосабливаются различать сигналы светофоров, габаритные огни, дорожные знаки и т.д. Именно поэтому в Канаде, США и странах Западной Европы люди с нарушениями цветоощущения допускаются к управлению автомобилями.

Получение водительского удостоверения дальтониками в РФ

12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ утвердил Приказ за №302н, регулирующий правила медицинского осмотра. В него был включен перечень заболеваний, которые являются основанием для отказа в выдаче водительского удостоверения. Согласно этому документу, медосмотр у врача-офтальмолога включает 5 видов обследования для водителей:

  • Определение остроты зрения;
  • Исследование цветоощущения;
  • Исследование полей зрения (периметрия);
  • Биомикроскопия глазных сред;
  • Офтальмоскопия глазного дна.

Если в ходе обследований выявляются любые нарушения цветового восприятия, то согласно противопоказаниям, изложенным в пункте 27.1, человек не может получить водительские права. Приказ №302н не делает различий между формами дальтонизма, обозначив их обобщенной формулировкой — «Нарушение цветоощущения». Выход этого документа спровоцировал широкий резонанс. Фактически права на вождение лишались даже люди, имеющие незначительные отклонения в восприятии цвета. Общественное мнение сочло такую постановку вопроса необоснованной и дискриминационной. Положение дел усугубилось повышением уровня коррупции среди врачей медицинских комиссий. Многие кандидаты на получение водительских прав с незначительными аномалиями цветоощущения стали просто покупать справки. В итоге, в 2014 году заговорили о пересмотре стандартов и исключении дальтонизма из перечня противопоказаний.

29 декабря 2014 года вышло Постановление Правительства РФ за №1604, корректирующее перечень ограничений и противопоказаний к управлению наземным транспортом. Согласно этому документу, абсолютный запрет на вождение получают только дальтоники, страдающие полной цветовой слепотой — ахроматопсией (код Н53.51). Другие формы дальтонизма — дейтеранопия, тританопия, протанопия — в данном Постановлении не указаны.

Изменился ли закон в 2018 году?

На практике в 2018 году дальтоникам продолжают отказывать в получении водительских удостоверений. Постановление Правительства от 2014 года ничего не изменило, и медики по-прежнему ссылаются на Приказ собственного Министерства. Этот документ никем не отменен и на сегодняшний день является основным положением, регламентирующим выдачу справок будущим водителям.

Приказ №302н в 2014 году подвергся небольшим изменениям, но упоминание о нарушении цветоощущения из него исключено не было. В новой редакции документа сохранилась и старая опечатка: обобщенное упоминание в списке противопоказаний пункта 28.1, которого в Приказе не существует. Сами врачи читают ее как «пункт 27.1», потому отказывают в выдаче справок дальтоникам по всем категориям водительских прав. Указанные законодательные нестыковки оставляют возможность для оспаривания решения медицинской комиссии в судебном порядке. Но подобных прецедентов до настоящего момента не зафиксировано. Законопослушные дальтоники, в том числе с дейтеранопией, протанопией и тританопией, и в 2018 году остаются пешеходами.

Заключение

Согласно перечню противопоказаний к управлению транспортным средством лишь одно нарушение цветовосприятия — ахроматопсия — является препятствием для получения водительских прав. На практике же любой человек в РФ с любой формой дальтонизма получает медотвод на комиссии и не может управлять транспортным средством.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Дальтонизм

Всем здрасте. При прохождении первично на права у меня было выявлено нарушение цветаощущения. Объяснять что-либо отказались. Выявилось это в картинках, где цифры. Получается отказ. В общем говоря допуск я получил (да, блин, деньги! че, мне с 18 лет без прав ходить и на свою любимую будущую профессию без удовольства ходить?). В справке написали с очками. Вот против них ничего не имею- надо мне. Но вопрос остался- почему водителям нельзя получать права с дальтонизмом? Все знают, что есть красный, желтый и зеленый цвета светофоров, все они в порядке, который нам втирали с детства. И ТАКОЙ ВОПРОС- ПРИ ПОСЛЕДУЮЩЕМ ПРОХОЖДЕНИИ МЕД КОМИСИИ МОГУТ ЛИ ОТКАЗАТЬ В ПРОДЛЕНИИ В ПРАВЕ УПРАВЛЕНИЯ? Я прекрасно вижу, не жалуюсь, но есть косячок- зеленый с коричневым путаю, но это с детства. К сожалению это наследственное- передалось от деда по маминой линии. Есть ограничение по степени дальтонизма? Мне лично вообще ничего не говорили, просто довольно хамски отвечали. Подскажите пожалуйста, как дальше то? Опять “на лапу”? Почему тогда инвалидов допускают к праву управления, насколько знаю с ДЦП ездят и ничего. Что-то похожее тут есть. Мне нужна только консультация, бред не пишите и не ругайтесь пожалуйста. Мне нужны ответы конкретно на вопросы, лишнее только полезное!

Смотрите также

Комментарии 132

Поделюсь своим жизненным опытом (может, будет полезным): Права у меня уж второй десяток! Страдаю той же проблемой (только мне её назвали “цветоанамалией” Во как! ) (а! да! и никому не говори про мой секрет, ибо я тоже давал “на лапу”, когда впервые проходил комиссию). Во всяком случае, тогда, насколько я знаю, с таким диагнозом нельзя было иметь кат. “С” (у меня “АВС”). Так вот, езжу я уже довольно -таки долгий срок… и моя цветоанамалия (у меня тоже путаются зелёный с коричневыми цвета, но никак не цветовая гамма светофора! )Когда подошёл срок замены прав (10 лет)- опять двадцать пять! Врачу сказал, что “С” у меня для галочки ( а оно так и есть), выдала справку, я продолжаю ездить и не париться, но с женой частенько спорю — она говорит “зелёная куртка”, а я — “коричневая”! или наоборот! В прошлом году товарищ менял права, проходил комиссию в той же поликлинике, где и я. Он пограничник, т. е. с комиссией строго! Там никаких проблем не было выявлено, а тут- бац! и дальтоник! Он закатил скандал! Забрал $ (плата за комиссию), пошел в другую полик. и там без проблем! Короче, дал на лапу, получил справку — не парься 10 лет (пока 10… мы ведь в какой стране живем! завтра глядишь придумают ГОЛОВЫ каждый год проходить комиссии )… С этим живут, дружище ))))

Живут и водят авто любых категорий при чем успешно! И не понимаю кто придумал это ограничение только “В”. Если у человека 100% зрение и он прекрасно видит красный, желтый и зеленый и отлично водит, зачем его в чем то ограничивать?

Чтоб бабло срубить лишний раз)

Поделюсь своим жизненным опытом (может, будет полезным): Права у меня уж второй десяток! Страдаю той же проблемой (только мне её назвали “цветоанамалией” Во как! ) (а! да! и никому не говори про мой секрет, ибо я тоже давал “на лапу”, когда впервые проходил комиссию). Во всяком случае, тогда, насколько я знаю, с таким диагнозом нельзя было иметь кат. “С” (у меня “АВС”). Так вот, езжу я уже довольно -таки долгий срок… и моя цветоанамалия (у меня тоже путаются зелёный с коричневыми цвета, но никак не цветовая гамма светофора! )Когда подошёл срок замены прав (10 лет)- опять двадцать пять! Врачу сказал, что “С” у меня для галочки ( а оно так и есть), выдала справку, я продолжаю ездить и не париться, но с женой частенько спорю — она говорит “зелёная куртка”, а я — “коричневая”! или наоборот! В прошлом году товарищ менял права, проходил комиссию в той же поликлинике, где и я. Он пограничник, т. е. с комиссией строго! Там никаких проблем не было выявлено, а тут- бац! и дальтоник! Он закатил скандал! Забрал $ (плата за комиссию), пошел в другую полик. и там без проблем! Короче, дал на лапу, получил справку — не парься 10 лет (пока 10… мы ведь в какой стране живем! завтра глядишь придумают ГОЛОВЫ каждый год проходить комиссии )… С этим живут, дружище ))))

Так вот это меня и вводит в ступор- все норм, не жалуюсь, очки надо- я за! но на кой черт придумали эту хрень…

Ну очки если не 100%-ное зрение. То да, проверил зрение, подобрали очки, за рулем должен всегда одевать. А вот цвета при чем ХЗ. Я еще тогда задался этим вопросом когда обнаружилось такое, при чем это меня очень сильно возмутило. И если бы я услышал хоть раз какое то логическое объяснение, тогда ладно бы. А так и живем и ездим и не знаем почему ущемляют. Ну пока могу об этом забыть (забить)) до 2016 года )). А там видно будет

Я тоже не услышал логического объяснения. Хамовато твечали и не говорили. Че то там стали писать и тд. Вышел и дверью хлопнул. Вскипел сильно( Мама сразу зашла и что-то там произошло. Но то, что на лапу- да( как бы прискорбно это было(

Дорогой друг расскажу тебе свою историю. Я при прохождении медкомиссии в свое время тоже выяснил что дальтоник. Правда это произошло только тогда в 18 лет. Всю свою сознательную жизнь отличал цвета. А тут пару оттенков с цифрами не увидел, остальные назвал и все. Написали “нарушение цветоощущения” и допуск только на категорию “В” (легковая) я расстроился. Сдал в ГАИ на права В, С (легковая, грузовая). Тупо справку никто не смотрел походу, в итоге получил водительское В, С. Несколько лет ездил и за это время проходил уже раз десять медкомиссий из них по новым картинкам (на первой медкомиссии дали древнюю книгу с картинками затертую) все видел. Вообщем из десяти раз где то 2-3 раза “не сдал”, но водительское есть и езжу без проблем. Когда придется менять видно будет. Если “не сдам”, то дам на лапу, смотря как повезет, видимо не различаю буквально какие то пару сочетаний оттенков, так как из 10 раз 7 проходил без проблем, показывали по 5-10 картинок, все называл. Досталось данная проблема так же как у вас. От дедушки по маминой линии. Кстати женщины таким не болеют, но может передаться детям. С вами согласен полностью что на дороге как выше было сказано нет необходимости отличать серебристый от бриллиантово серебристого. Все цвета различаю отлично и издалека!
PS год работал в кузовном цеху по ремонту и покраске, с легкостью могу отличить биты от небитого авто. Несколько раз консультировал друзей при покупке авто.

такая же история и у меня была…

Дорогой друг расскажу тебе свою историю. Я при прохождении медкомиссии в свое время тоже выяснил что дальтоник. Правда это произошло только тогда в 18 лет. Всю свою сознательную жизнь отличал цвета. А тут пару оттенков с цифрами не увидел, остальные назвал и все. Написали “нарушение цветоощущения” и допуск только на категорию “В” (легковая) я расстроился. Сдал в ГАИ на права В, С (легковая, грузовая). Тупо справку никто не смотрел походу, в итоге получил водительское В, С. Несколько лет ездил и за это время проходил уже раз десять медкомиссий из них по новым картинкам (на первой медкомиссии дали древнюю книгу с картинками затертую) все видел. Вообщем из десяти раз где то 2-3 раза “не сдал”, но водительское есть и езжу без проблем. Когда придется менять видно будет. Если “не сдам”, то дам на лапу, смотря как повезет, видимо не различаю буквально какие то пару сочетаний оттенков, так как из 10 раз 7 проходил без проблем, показывали по 5-10 картинок, все называл. Досталось данная проблема так же как у вас. От дедушки по маминой линии. Кстати женщины таким не болеют, но может передаться детям. С вами согласен полностью что на дороге как выше было сказано нет необходимости отличать серебристый от бриллиантово серебристого. Все цвета различаю отлично и издалека!
PS год работал в кузовном цеху по ремонту и покраске, с легкостью могу отличить биты от небитого авто. Несколько раз консультировал друзей при покупке авто.

Самое интересное, оттенок тоже могу заметит у авто!)

когд права менял вообще не давали цветные картинки) бесплатно)

по статистике дальтоники меньше всего попадают в ДТП по причине не отличия сигнала светофора. Бред полный, откуда он идет неизвестно. есть такая патология зрения как цветоаномалы, вот этим людям абсолютный запрет в медицину, они на разрезе ткани не отличат вену от артерии, вот это беда. А дальтоников не допускать к вождению — бред. Жаль что за право нужно платить…

Можно ли получить водительские права при дальтонизме в 2020 году

Процедура получения водительских прав обычно начинается с прохождения медкомиссии. К числу болезней, традиционно предусматривающих как минимум значительные ограничения возможности вождения, относится полная или частичная неспособность человека различать цвета. О совместимости таких понятий, как дальтонизм и водительские права, речь и пойдёт в данной статье.

Ограничение для получения водительского удостоверения по зрению

Право управления транспортным средством (ТС) предоставляется лицам, если их показатели зрения не выходят за пределы нормы:

  • Для водителей категории А1, В2 или А острота зрения не ниже 0,2 на одном глазе и 0,6 – на другом.
  • У водителей категории В острота зрения должна быть равна или выше 0,2 на слабом глазе и 0,6 – на сильном.
  • Получить ВУ в 2020 году могут водители категории С со зрением не ниже 0,4 единицы на одном глазе и 0,8 – на втором.
  • Если оба глаза человека видят одинаково, тогда к управлению машиной он будет допущен при остроте зрения обоих глаз не ниже 0,7 единицы.

Дальтонизм и его разновидности

Под дальтонизмом понимается патологический процесс, в результате которого у человека нарушается нормальное восприятие определенных цветов. Причина этого явления вызвана отклонениями в работе сетчатки. В макуле (так называется её центральная часть) расположены цветочувствительные рецепторы (колбочки), реагирующие на определённый спектр излучения. Бывают они трёх типов. Если колбочки функционируют нормально, человек полноценно различает всю цветовую палитру и оттенки. Когда же происходит нарушение одного типа рецепторов, начинает проявляться дальтонизм того или иного вида.

По определённому спектру различают частичную и полную слепоту. Например, тританомалия – человек видит синий цвет приглушённым из-за частичного отсутствия колбочек. Тританопия – когда синий цвет не воспринимается по причине полного отсутствия колбочек. Дальтонизм данного вида получил название дихромазия. Этот недуг проявляется и в отношении других цветов.

Так, дихроматам сложно различить красный, жёлтый, оранжевый и зелёный цвета. Визуальное восприятие определённого спектра нарушено у них неодинаково. Данная аномалия поддаётся лечению, только если она приобретённая, а не наследственная. Медицина выделяет несколько видов зрительных патологий, относящихся к дихромазии:

  • Протанопия. Человек не способен идентифицировать красные оттенки. Окружающие его предметы такого цвета выглядят чересчур тёмными и кажутся ему серыми, коричневыми или жёлтыми. Причина – в колбочках отсутствует фоточувствительный пигмент эритролаб. С греческого erythros переводится как красный. Данное отклонение цветовосприятия встречается приблизительно у 0,5% женщин и 8% мужчин.
  • Дейтеранопия. При данной патологии в единую цветовую палитру сливаются зелёные, красные и жёлтые оттенки. Специфика её лечения отсутствует, а в основе терапии для снятия симптомов находится ношение контактных линз и специальных очков со светофильтром. Этим недугом страдают преимущественно мужчины. При прохождении медкомиссии получить водительские права данная цветоаномалия не позволит. Диагностируется она путём применения преимущественно полихроматической таблицы Рабкина и теста на цветовосприятие Йошихара. Но наиболее быстро и точно такая патология выявляется с помощью электроретинографии. Используемое в этом случае медицинское оборудование позволяет изучить, как работают колбочки глазной сетчатки.

Все эти симптомы при неполной ахроматопсии менее выражены – потому что повреждена только часть рецепторов. Но даже если не работает только, например, 30% рецепторов, вопрос, могут ли дальтоники водить машину, не обсуждается – нет, им это запрещено.

Где и как можно пройти тест на дальтонизм

Проверку на правильность цветовосприятия осуществляет окулист. Чтобы побочные эффекты не препятствовали успешному прохождению теста, специалисты рекомендуют:

  • на обследование приходить в хорошем самочувствии;
  • приступать к тестированию в расслабленном состоянии;
  • проверка у окулиста на водительские права с большей вероятностью даст положительный результат, если будут созданы для испытуемого наиболее благоприятнее условия:

Сегодня в сети можно найти не один онлайн-тест проверки цветоощущения для водителей. Они позволят определить, являетесь ли вы дальтоником, и заранее узнать свои перспективы на получение водительских прав.

Иногда бывает, что об отклонении зрения от нормы человек узнаёт только на обследовании у окулиста. Если наличие дальтонизма будет установлено, предстоит провести уточнение диагноза и определить вид недуга с помощью дополнительных таблиц.

Может ли дальтоник получить водительское удостоверение

Ранее в России при наличии той или иной формы и степени нарушения цветовосприятия можно было получить права, но только двух категорий – А и В. При этом в документ вносилась отметка о запрете работать водителем по найму. То есть дальтоник имел право управлять автотранспортом только в личных целях. Всё изменил вступивший в начале 2012 года в силу Приказ №302 Минздравсоцразвития от 12.04.2011.

В настоящее время лицам, имеющим нарушения цветового зрения, водить машину запрещено.

Таким образом, ответ на вопрос, разрешено ли дальтоникам управлять автомобилем в России, к сожалению, отрицательный.

Многие наши соотечественники были удивлены появлением вышеназванного приказа. Это выглядит как дискриминация на фоне того, что ранее права автолюбителям с небольшими отклонениями зрения от нормы выдавались без проблем. Ограничения распространялись лишь на людей с дихромазией – когда полностью выпадает один цвет. Теперь же вопрос, дают ли водительские права дальтоникам, имеет положительный ответ только в одном случае – при смене ранее полученного водительского удостоверения (ВУ) человеку с дальтонизмом лёгкой степени. При этом действительность полученных прав подкрепляется оформлением специальной справки.

Требования по цветоощущению для получения ВУ

Автомобилист должен различать сигналы светофора. Поэтому требования по цветоощущению для получения водительских прав формулируются так: водитель может иметь цветную аномалию лишь типа А. Она относится к категории лёгких нарушений.

Наказание за предоставление медсправки с неправдивыми данными

Относительно меры наказания за изготовление поддельной медсправки в п.1 ст. 327 УК РФ предусмотрено:

  • лишение свободы на срок до 2 лет;
  • арест – до 6 месяцев;
  • принудительные работы – до 2 лет.

Ответственность за предоставление подложного документа регламентирует п. 3 ст. 327 УК РФ:

  • Арест на срок до 6 месяцев.
  • Исправительные работы – до 2 лет.
  • Обязательные работы – на 480 часов.
  • Штраф:
    • в размере зарплаты либо другого дохода, полученного в течение 6 месяцев;
    • в размере до 80 000 рублей.

При выявлении факта предоставления поддельной медсправки сотрудники ГИБДД в присутствии понятых изымают её и передают материал в отдел полиции. А уже после выяснения обстоятельств правонарушения водителю выносится обвинение.

Заключение

Осмотр у офтальмолога – обязательная составляющая любой медкомиссии, независимо от получаемой категории прав. Окулист вместе с проверкой остроты зрения проводит тестирование на дальтонизм. Для этого используются преимущественно таблицы Рабкина. При выявлении отклонения от нормального цветовосприятия автомобилисту будет выдана медсправка, разрешающая управлять ТС только при обмене прав, выданных до 2012 года.

Порядок получения медсправки для ГИБДД: Видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Дальтонизм и водительские права: какие законы регулируют вопрос

Дальтонизм – это стойкое нарушение цветоощущения, которое значительно сказывается на качестве жизни человека. Несмотря на то, что большинство больных приспосабливается, даже если заболевание является приобретённым, с ним всё же неудобно ориентироваться в мире, который заточен под людей с нормальным зрением. Из-за этого дальтонизм упорно пытаются вылечить учёные, и у них даже есть некоторые успехи. Но настоящего лекарства, которое полностью бы возвращало цветовое зрение, пока нет. Максимум, который может предложить современная медицина, это специальные цветные очки, через которые человек со слабым дальтонизмом может увидеть мир примерно таким, каким его видят здоровые.

Следовательно, это неизлечимое заболевание и большая проблема, которую приходится учитывать на законодательном уровне.

Возникать дальтонизм может из-за перенесённых травм или болезней, из-за аномалий внутриутробного развития, либо передаваться по наследству. Распространённые причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность. Чаще всего дальтонизм возникает у мужчин, когда ген передаётся от матери-носителя к сыну. Он привязан к хромосоме X, и, следовательно, дефект в ней у мужчин не компенсируется, поскольку второй такой хромосомы у них нет. Поэтому и существует такой разброс – дальтонизмом страдает 8% мужчин и только 0,8% женщин.
  • Возрастные изменения – катаракта. В этом случае у человека мутнеет хрусталик и он начинает хуже воспринимать не только свет, но и цвета. Часто заболевание сопровождается деградацией сетчатки.
  • Приём определённых медикаментов – в этом случае влияние оказывается на сетчатку, причём может оно быть как постоянным, так и временным. Для здорового человека это возможность увидеть, как мир воспринимает дальтоник.
  • Травмы глаза – только те из них, которые влияют на сетчатку или зрительный нерв. Именно частичная атрофия этих отделов глаза становится обычно причиной отсутствия цветового восприятия.
  • Любые дегенеративные болезни, затрагивающие сетчатку и нерв.

Механизм же работы нарушения очень прост. В глазу у здорового человека есть цветочувствительные колбочки, и каждая из них содержит три вида пигмента, каждый из которых нужен, чтобы воспринимать только свой цвет: красный, зелёный либо синий. Сочетаний так много, что всего цветов получается порядка миллиона. Но если один из видов пигмента в колбочках оказывается повреждён, в результате страдает и способность человека различать цвета.

Всего выделяют четыре вида дальтонизма:

  • Дейтеранопия. В этом случае в глазу у человека не работают колбочки, отвечающие за зелёный цвет – вместо него он видит либо розовый, либо оранжевый, либо смешанный оттенок. Для водителя это большая проблема: сев за руль усталым или больным, он может легко перепутать цвета и проехать на красный, а это опасно и для него самого, и для пешеходов. Мир ему представляется сине-желтым, лишённым красного оттенка вообще, как и зелёного.
  • Протанопия. В этом случае в глазу у больного не работают – или работают плохо – колбочки, отвечающие за красный цвет. Вместо него он видит либо коричневый, либо тёмно-зелёный. Понятно, что проблема остается той же: по невнимательности, по рассеянности, из-за усталости или из-за болезни водитель может перепутать сигналы светофора, поставив в опасную ситуацию не только себя, но и пешеходов, и других участников движения. Мир ему представляется сине-коричнево-желтым.
  • Дихромазия. В этом случае больной совершенно не способен воспринимать любые цвета, кроме двух главных. Часть больных не видит зелёный и красный спектр, другая часть не способна увидеть синий спектр, а третья не воспринимает красный. Мир в результате настолько искажён, что садиться за руль просто опасно.

Интересно, что больным с дихромазией никогда не разрешалось не только управлять транспортными средствами, но и вступать в большинство родов войск.

  • Ахроматопсия. В этом случае больной вообще не способен воспринимать цвет. Он различает окружающие объекты и оттенки исключительно по их яркости. Что-то подобное человек без цветовой слепоты увидит, если включит старый чёрно-белый телевизор. Отличить красный сигнал светофора от зелёного больной, страдающий от этой формы, в принципе не способен, потому за руль ему садиться нельзя.

Как правило, дальтонизм выявляется ещё в раннем возрасте, благо, сделать это довольно просто. Если тест на 27 листах – они покрыты цветными кругами, у которых внутри цифры. И круги, и цифры разных цветов. По тому, видит ли больной отличие по цвету между кругом и цифрой, и по тому, какие это конкретно круги, можно точно установить, есть ли у него дальтонизм и к какой разновидности он относится. Следовательно, к тому времени, как человек начинает задумываться о собственной машине, он давно уже знает о своей болезни, о том, что она неизлечима и о том, как она влияет на его восприятие.

Какое зрение необходимо для получения прав

Чтобы получить водительские права, нужно пройти полноценную медицинскую комиссию, которая включает отоларинголога, хирурга, невролога, терапевта, сдачу соответствующих анализов и, конечно, офтальмолога.

При этом на разные категории прав острота зрения должна быть разной:

  • если человек хочет управлять легковой машиной – то есть, ему нужны права категории B – острота его зрения должна быть не ниже 0,2 на худшем глазу и 0,6 на лучшем;
  • если он хочет водить грузовик – то есть, хочет получить права категории C – то ему понадобится острота зрения не меньше, чем 0,8.

При слепоте одного глаза получить права можно – главное, чтобы второй видел хорошо. При тяжёлых заболеваниях роговицы и сетчатки, при сильном косоглазии, при значительном ограничении поля зрения получить права, скорее всего, окажется невозможным.

Может ли дальтоник получить водительские права

Дальтонизм – достаточно серьёзное нарушение зрения. При этом, если раньше человек с этим заболеванием мог претендовать на получение прав, то в 2012 году вышел закон, согласно которому, получить их не может любой дальтоник.

Раньше противопоказанием к вождению являлись дихромазия и ахроматопсия. На какое-то время же противопоказанием стал дальтонизм вообще.

В 2014 году закон снова изменился. Теперь противопоказанием стала считаться исключительно ахроматопсия. Такая же система действует и в Украине, и в Белоруссии, и в странах Евросоюза, и пока показывает себя вполне эффективной.

Интересно, что впервые о том, что дальтонизм может считаться противопоказанием, заговорили в 1875 году, когда из-за того, что машинист не отличил цвета светофора друг от друга, произошло масштабное крушение поезда. До этого ограничивать дальтоников в профессиональной деятельности просто не было смысла.

Ответственность за сокрытие нарушений цветовосприятия

Серьёзный дальтонизм и водительские права в 2019 году считается вещами, которые не сочетаются ни при каких обстоятельствах. Следовательно, водитель, который, зная, что у него это заболевание, пытается получить права всё равно – обманом или за взятку – законом считается за мошенника.

Уголовный кодекс Российской Федерации вполне однозначно сообщает, что за подделку результатов медицинского осмотра предусмотрено наказание – лишение свободы сроком на два года. Если же больной не подделал результаты медосмотра, а подделал само водительское удостоверение и пользуется им, его ждёт штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Регулируется этот вопрос 327 статьёй.

Однако, часто человек с цветовой слепотой, пытающийся сесть за руль автомобиля, раньше, чем в тюрьме, оказывается на кладбище – разметка заточена изначально под людей с нормальным зрением, следовательно, для него становится часто совершенно нечитаемой.

При этом, точно определить, с какой формой можно стать водителем, а с какой не стоит, может только врач при помощи специальных тестов. Если это произошло и на справке красуется отказ, не стоит пытаться его переубедить – это может быть опасно для здоровья как самого водителя, так и окружающих.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector