Ликвидация муниципального бюджетного учреждения пошаговая инструкция
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Ликвидация муниципального бюджетного учреждения пошаговая инструкция

В каком порядке происходит ликвидация государственных учреждений и в чем отличие от ликвидации других юрлиц?

Учреждения – это некоммерческие организации, создаваемые местными и федеральными органами власти в целях обеспечения функций органов власти в области культуры, здравоохранения, развития городской среды, предоставления госуслуг населению и т. д.

Правовое регулирование ликвидации учреждений

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Ликвидация автономных учреждений регулируется ст. 19 закона 174-ФЗ, а ликвидация бюджетных и казенных учреждений – ст. 18-19.1 закона 7-ФЗ. Процедура ликвидации учреждений местного, регионального или федерального уровней регламентируется постановлениями исполнительной власти данного уровня. Ориентиром для местных и региональных властей служит раздел 5 Постановления Правительства №539, регулирующий порядок ликвидации учреждений федерального уровня.

Основания для ликвидации

Для ликвидации государственных и муниципальных учреждений необходимо решение их учредителя – органа исполнительной власти соответствующего уровня, осуществляющего государственную политику и правовое регулирование в сфере деятельности ликвидируемой структуры. Например, основанием для ликвидации автономного образовательного учреждения является решение городского или областного департамента образования.

В отличие от коммерческих юридических лиц, причинами ликвидации госучреждений могут являться:

  • изменение политики, проводимой властями в отношении реализации социальных программ;
  • оптимизация работы в сфере деятельности учреждения;
  • обеспечение выполнения новых законодательных норм;
  • переориентирование приоритетных направлений развития социальной сферы;
  • изменение объема финансирования.

Если изменилась концепция властей в области культуры, здравоохранения и т. д., то часть автономных и бюджетных учреждений закрывается и их функциями наделяются вновь созданные структуры. Так же происходит при совершенствовании сферы предоставления госуслуг – происходит ликвидация узкопрофильных учреждений и создание единых центров по типу МФЦ.

Урезание финансирования образовательных и культурных проектов наряду с переориентацией приоритетов в условиях ограниченного бюджета также приводит к ликвидации госучреждений.

Например, при ликвидации учреждения, оказывающего ряд госуслуг, его функции должны быть переданы иным учреждениям.

Порядок и сроки процедуры

Процедура ликвидации государственных и муниципальных учреждений включает следующие шаги:

  1. Федеральный или местный орган исполнительной власти принимает решение о ликвидации учреждения.
  2. Выпускается локальный нормативный акт о ликвидации с пояснительной запиской.
  3. В течение 3 дней после подписания акта в налоговую службу направляется уведомление о ликвидации учреждения.
  4. В течение 2 недель после подписания акта формируется состав ликвидационной комиссии, и определяются сроки и порядок ликвидации.
  5. В СМИ публикуется извещение о сроках приема требований кредиторов.
  6. В течение 10 дней после окончания приема требований комиссия формирует промежуточный ликвидационный баланс и предоставляет его учредителю.
  7. Производится расчет с кредиторами.
  8. В течение 10 дней после расчета формируется окончательный ликвидационный баланс.
  9. Остатки средств учреждения передаются в бюджет соответствующего уровня.
  10. Подается заявление о завершении ликвидации в налоговый орган, и в ЕГРЮЛ вносится запись о ликвидации учреждения.

Решение о ликвидации, принятое властями, должно включать в себя:

  • название и тип ликвидируемой структуры;
  • данные об учредителе;
  • наименование ликвидатора;
  • правопреемник по обязательствам (для казенных учреждений).

Нормативный акт о ликвидации выпускается органом власти, учредившим структуру, в пояснительной записке при этом приводится обоснование целесообразности прекращения деятельности учреждения, а также сведения об имеющихся долгах структуры. Если учреждение обладает социально значимыми функциями, то в записке указывается, кому передаются такие полномочия.

Члены ликвидационной комиссии назначаются из числа служащих соответствующего органа исполнительной власти (комитета, агентства или департамента). Порядок и сроки ликвидации должны соответствовать ст. 61-63 Гражданского кодекса, закону 7-ФЗ и принятому локальному акту о ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все функции руководства ликвидируемого учреждения.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о сумме всех поступивших претензий и о суммарной стоимости имущества учреждения. Орган власти, издавший акт о ликвидации учреждения, должен утвердить промежуточный баланс, составленный ликвидационной комиссией.

Документы для налоговой

По окончании расчета с кредиторами в налоговый орган подаются документы:

  • окончательный ликвидационный баланс;
  • платежные документы о перечислении средств учреждения на погашение претензий и в бюджет;
  • справка из Пенсионного фонда;
  • заявление о ликвидации по форме Р16001;
  • учредительные документы.

Сведения о прекращении деятельности учреждения вносятся в ЕГРЮЛ в течение 10 дней. Если на предъявление требований кредиторов отведено 2 месяца, то максимальный срок ликвидации учреждения с учетом промежуточных сроков, определенных Постановлением №539, составит 3 месяца и 10 дней с момента подписания акта о ликвидации, если расчет с кредиторами по балансу произведен за неделю.

Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

Что написано в законе

Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.

В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений. Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:

  • государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;
  • муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
  • частные – образовываются частными физическими или юрлицами.

Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.

Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.

Процедура ликвидации

Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.

Принятие решения

Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:

  • решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
  • акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
  • протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
  • устава органа-создателя организации;
  • решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.

Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

  • что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
  • процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.

Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

  • содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
  • определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
  • утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.

Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация – создатель учреждения.

Создание ликвидационной комиссии

На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.

В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.

Инвентаризация активов

В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

  • провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
  • предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
  • уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.

    Ликвидация муниципального учреждения: основания и последствия

    Жизненный цикл муниципального учреждения регулируется законодательством о создании, реорганизации и ликвидации бюджетных организаций. Владение правовой базой необходимо, чтобы грамотно подготовить документацию об упразднении, соблюсти основные процессуальные шаги и произвести выплаты сотрудникам.

    Итак, давайте рассмотрим порядок ликвидации муниципальных учреждений.

    Основания и причины

    Система бюджетных учреждений в России характеризуется непрерывным процессом оптимизации, который предполагает не только реорганизацию, объединение и разделение структур, но и ликвидацию. Причинами последней могут являться:

    1. Необходимость экономии бюджетного финансирования.
    2. Неспособность реализовать функционал, возложенный на организацию уставными задачами и правовыми актами.
    3. Отсутствие финансовой возможности осуществлять платежи по действующим кредитам или налоговым обязательствам.
    4. Наложение уголовной ответственности на юридическое лицо.
    5. Вынесение судебного решения о ликвидации муниципального учреждения по иным причинам.

    Наличие любого основания может явиться поводом для ликвидации структуры.

    Про постановление о ликвидации и другие документы, пошаговую инструкцию процедуры и особенности ликвидации муниципального казенного учреждения, бюджетного. автономного учреждения читайте ниже.

    Процедура ликвидации муниципального учреждения

    Решение о закрытии муниципального учреждения – прерогатива органа власти, который является учредителем, или структуры, имеющей на это право. После вынесенного «вердикта» запускается непосредственно процесс закрытия, который проходит следующие этапы:

    1. Формирование комиссионного органа, уполномоченного на проведение процедуры закрытия. Он может состоять из руководителей самого муниципального учреждения, сотрудников органа местного самоуправления, который выступает учредителем, а также структуры, которая отвечает за распределение бюджетного финансирования.
    2. Подготовка ликвидационного баланса. Эту работу проводят члены комиссии, параллельно производя расчеты по всем долгам муниципального учреждения, устанавливая сроки оплаты всех сумм по имеющимся кредитам. Оформленный документ в обязательном порядке направляется для согласования учредителю.
    3. Подача необходимого перечня документов в налоговую службу для внесения изменений в реестр юридических лиц. Чтобы специалисты смогли провести все ликвидационные действия, они должны получить от комиссии следующие формы:
      • утвержденный ликвидационный баланс;
      • расчетный документ;
      • бухгалтерскую отчетность за год;
      • отчетность об исполнении плана ФХД;
      • перечень обязательств;
      • пояснения к балансу.
    4. Уведомление фондовых структур о закрытии муниципального учреждения. Эти действия производят специалисты налоговой службы в течение пяти дней с того момента, как организация была исключена из государственного реестра юрлиц. Именно этот срок является датой ликвидации организации.

    О том, какие последствия влечет за собой ликвидация муниципального бюджетного, автономного, образовательного или иного учреждения, читайте ниже.

    Ликвидация бюджетного учреждения рассмотрена в этом видео:

    Последствия закрытия МУ

    • Упразднение муниципального учреждения влечет за собой полную потерю правоспособности юридического лица. При этом оно обязано нести налоговое бремя до тех пор, пока ликвидационная комиссия не произведет окончательные расчеты по счетам.
    • Муниципальная структура, пребывающая в стадии закрытия, может стать объектом внеочередной проверки со стороны налоговой службы. При этом предыдущие контрольные мероприятия могли завершиться не так давно.
    • Главным социальным последствием ликвидации муниципального учреждения является потеря места работы для его сотрудников. При этом работодатель обязан произвести все компенсационные выплаты, которые установлены законодательными нормами.

    Выплаты сотрудникам при ликвидации

    Уведомление о закрытии муниципального учреждения его сотрудники должны получить за 60 дней до даты ликвидации. При этом сокращению подлежат все работники, в том числе «декретницы». Обязательными выплатами при увольнении являются:

    • пособие, которое рассчитывается на основании среднемесячного заработка;
    • пособие за неиспользованный отпуск в соответствии с отработанным временем;
    • заработная плата за отработанный промежуток времени в том месяце, когда произошло сокращение.

    Все компенсационные выплаты должны быть выданы сотруднику в его последний рабочий день. Если он в этот день отсутствовал на рабочем месте по уважительной причине, то расчет должен производиться по первому требованию. И не забывайте о декретницах! Несоблюдение норм по ликвидации муниципального учреждения чревато судебными тяжбами и разбирательствами.

    О том, нужно ли вносить изменения в устав, если муниципальное учреждение планирует вести приносящую доход деятельность, расскажет видео ниже:

    Ликвидация муниципального бюджетного учреждения пошаговая инструкция

    Причины, которые связанные с ликвидацией казенного учреждения могут быть различными:

    1. невыполнение поставленных задач, которые предусмотрены законом;
    2. неспособность нести ответственность перед кредиторами за выплату долгов;
    3. уголовная ответственность;
    4. дефолт предприятия.

    В таком случае процесс рассматривается очень долго и требует много сил.

    Множество коммерческих и неприбыльных организаций прекращает свое существование из-за того, что все поставленные задачи уже выполнены или когда она перестала приносить прибыль.

    Одним из важных факторов является неуплата налогов в бюджет или в другие государственные органы.

    Случается так, что возникшие проблемы стают причиной серьезных конфликтов между владельцами, вследствие чего происходит закрытие компании.

    Причиной прекращения деятельности также может быть постановление суда (ст.65 ГК РФ). Это происходит в процессе проверки предприятия и выявления нарушений в налоговой отчетности.

    Ликвидационная комиссия

    По итогам принятия учредителями решение о ликвидации предприятия, создается специальная комиссия. При этом в законе не сказано о допустимом количестве участников.

    Однако в ее состав не должны входить должностные лица учреждения, а также ее работники и представители тех структур, которые принимали решение о закрытии учреждения.

    После создания этого исполнительного органа все полномочия передаются в их руки. Председатель комиссии имеет право подписывать все документы, направляемые в суд.

    Также он уполномочен представлять интересы компании в любом государственном органе и совершать другие действия, предусмотренные решением комиссии.

    Расширенный перечень полномочий регламентируется законом.

    Данный исполнительный орган должен определить срок, в течение которого заимодавцы могут подать финансовые претензии предприятию, которое прекращает свое существование.

    Комиссия должна опубликовать соответствующее решение в СМИ (ст.63 ГК РФ).

    Такой документ получает не только организация, но и заимодавцы.

    Принятие решения

    Решение о проведении ликвидации должен принимать тот орган, который занимался созданием государственного объекта. Законность решения должна быть подтверждена следующими документами:

    • Решение совета города или администрации муниципального района;
    • Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
    • Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
    • Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
    • Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.

    В том случае, если Правительство РФ приняло решение о ликвидации, вслед за этим оформляется акт об исполнительной власти. Рассмотрим его основные пункты:

    • Документ, являющийся основанием для прекращения деятельности казённого объекта;
    • Дата и сроки осуществления упразднения;
    • Формирование комитета, который будет вести мероприятие. Потребоваться указать ФИО его председателя;
    • Источник финансирования государственного объекта;
    • Список органов, которым будут переданы права, обязанности и активы упразднённого казённого объекта.

    Требуется также постановление о закрытии, включающее в себя следующие пункты:

    • Причины упразднения организации;
    • Сроки, в течение которых кредиторы имеют право на предъявление претензий;
    • План действий по осуществлению закрытия.

    Это лишь общий порядок. Нюансы зависят от типа казённого объекта. Сложнее всего закрыть образовательное учреждение. Например, если это школа, должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что ближайшая школа находится на расстоянии, не превышающем 4 км, и подобная процедура не может проводиться во время учебного года.

    Понятие

    Основной задачей проведения данного комплекса мероприятий является улучшение процедуры по управлению финансами, а также определение бюджета учреждений.

    Для выполнения этих задач и для разработки экономного расходования финансов может выполняться реорганизация, которая является одним из видов ликвидации унитарного предприятия.

    Возможные причины

    Причины, которые связанные с ликвидацией казенного учреждения могут быть различными:

    1. невыполнение поставленных задач, которые предусмотрены законом;
    2. неспособность нести ответственность перед кредиторами за выплату долгов;
    3. уголовная ответственность;
    4. дефолт предприятия.

    В таком случае процесс рассматривается очень долго и требует много сил.

    Множество коммерческих и неприбыльных организаций прекращает свое существование из-за того, что все поставленные задачи уже выполнены или когда она перестала приносить прибыль.

    Одним из важных факторов является неуплата налогов в бюджет или в другие государственные органы.

    Случается так, что возникшие проблемы стают причиной серьезных конфликтов между владельцами, вследствие чего происходит закрытие компании.

    Причиной прекращения деятельности также может быть постановление суда (ст.65 ГК РФ). Это происходит в процессе проверки предприятия и выявления нарушений в налоговой отчетности.

    1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

    Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

    Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

    Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

    Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

    Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

    2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

    В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

    • уведомление по форме Р15001 (нотариально заверенное);
    • протокол собрания участников или решение единственного учредителя.

    Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа, подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

    Обратите внимание, фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

    Бесплатная консультация по налогам

    Отчетность за сотрудников

    После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р16001.

    Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

    Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

    В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

    Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

    В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций.

    Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22.

    В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений.

    Порядок ликвидации учреждения

    В период экономического кризиса возрастают риски ликвидации учреждений разных типов, от частных до государственных.

    Именно поэтому в государстве действует определенный порядок закрытия компаний, который четко определен нормативно-правовыми актами. Процесс закрытия компаний в 2019 году осуществляется в несколько этапов.

    У компании или иных лиц, имеющих право инициирования процесса прекращения деятельности юрлица, должны быть определенные основания для осуществления ликвидации. Постановление о закрытии убыточного учреждения издает тот орган власти, к чьему ведению оно принадлежит.

    Правительство РФ отвечает за государственную собственность, Правительство субъектов России или органы местного самоуправления – за муниципальную.

    В некоторых случаях используется альтернативная ликвидация, которая предполагает: реорганизацию компании; ее вхождение в состав другого юридического лица; смену руководства и учредителей.

    Ликвидация муниципального учреждения пошаговая инструкция 2019

    Ликвидация НКО некоммерческой организации может проводиться как по решению ее участников добровольно , так и принудительно — по инициативе госорганов. Общие нормы, касающиеся ликвидации НКО, содержатся в ст. Их завершение проводится по отдельным правилам. В соответствии с п.

    Ликвидация учреждения в 2019 году

    У предпринимателей может рано или поздно возникнуть вопрос о существовании пошаговой инструкции по ликвидации фирмы в году. Как это происходит, рассмотрим подробнее. Участники организации голосованием выбирают лицо, которому они готовы доверить процесс ликвидации фирмы и отдать полномочия предприятия. Это очень серьезное решение, так как не существует вышестоящего органа, регулирующего действия ликвидатора. Иногда возникает идея пригласить на эту роль известного юриста, который имеет соответствующий опыт.

    Порядок ликвидации бюджетных учреждений

    Упразднение бюджетного учреждения – не редкость. Связано это с потребностью в экономии средств из бюджета. Тратить их на те предприятия, которые просто не справляются с поставленными задачами, нецелесообразно. Поэтому проводятся их проверки на предмет эффективности с последующим, при необходимости, закрытием.

    Целью ликвидации является повышение продуктивности управления финансами. Может быть принято решение не только об упразднении, но и о реорганизации. Все эти действия предполагают определённый порядок действий.

    Законы, регулирующие ликвидацию бюджетного учреждения

    Ликвидация организации производится в соответствии с федеральным законодательством. В частности, подразумеваются статьи, связанные с деятельностью ИП и НКО. Также порядок определяется статьёй 158 БК РФ. В ней изложены функции и обязательства распорядителя бюджетной части. Он должен заниматься распределением средств бюджетного фонда, а также отслеживанием их использования.

    В том случае, если производится упразднение государственного учреждения, на распорядителя возлагается ответственность за разработку и утверждение мероприятий в рамках процедуры.

    По каким причинам может проводиться упразднение?

    Закрытие казённого объекта может инициироваться по следующим причинам:

    • Невозможность выполнить те задачи, которые поставлены на законодательном уровне;
    • Неспособность погасить имеющуюся задолженность;
    • Совершение уголовных преступлений;
    • Дефолт;
    • Нарушения налоговой отчётности, выявленные при проверке;
    • Невозможность выплат налогов и образование задолженности по ним;
    • Конфликтные ситуации между владельцами объектов;
    • Судебные постановления.

    В период экономической нестабильности, упразднения казённого объекта наиболее вероятны. Связано это с несколькими факторами. Происходит сокращение государственного бюджета, в результате чего многие организации казённого типа закрываются. Сами учреждения с большим трудом могут расплачиваться с кредиторами и налоговыми органами, что приводит к их банкротству.

    Порядок ликвидации казённой организации

    Общий порядок мероприятия регулирует законодательство. В конкретных случаях условия процедуры могут варьироваться в зависимости от правового статуса организации, наличия у неё задолженностей. Рассмотрим подробно порядок проведения со всеми основными этапами.

    Принятие решения

    Решение о проведении ликвидации должен принимать тот орган, который занимался созданием государственного объекта. Законность решения должна быть подтверждена следующими документами:

    • Решение совета города или администрации муниципального района;
    • Акт экспертной оценки вероятных последствий закрытия организации;
    • Протокол, свидетельствующий о решении провести экспертизу на предмет последствий упразднения;
    • Устав органа, который занимался созданием государственного учреждения;
    • Если это образовательный объект, потребуется решение собрания жителей.

    В том случае, если Правительство РФ приняло решение о ликвидации, вслед за этим оформляется акт об исполнительной власти. Рассмотрим его основные пункты:

    • Документ, являющийся основанием для прекращения деятельности казённого объекта;
    • Дата и сроки осуществления упразднения;
    • Формирование комитета, который будет вести мероприятие. Потребоваться указать ФИО его председателя;
    • Источник финансирования государственного объекта;
    • Список органов, которым будут переданы права, обязанности и активы упразднённого казённого объекта.

    Требуется также постановление о закрытии, включающее в себя следующие пункты:

    • Причины упразднения организации;
    • Сроки, в течение которых кредиторы имеют право на предъявление претензий;
    • План действий по осуществлению закрытия.

    Это лишь общий порядок. Нюансы зависят от типа казённого объекта. Сложнее всего закрыть образовательное учреждение. Например, если это школа, должны быть представлены документы, свидетельствующие о том, что ближайшая школа находится на расстоянии, не превышающем 4 км, и подобная процедура не может проводиться во время учебного года.

    Комиссия по проведению упразднения

    После того, как принято решение об упразднении, формируется специальная комиссия. В неё может входить любое число участников. Однако существуют некоторые ограничения.

    Комиссия не может включать:

    • Должностных лиц;
    • Представителей органов, которые принимали решение о ликвидации.

    Комиссии передаётся полный перечень прав по проведению закрытия бюджетного объекта. Председатель этого объединения имеет право:

    • На подпись документации по рассматриваемому делу, которая направляется в судебное учреждение;
    • Представление интересов государственного органа в суде;
    • Выполнение действий, нужных для проведения закрытия;
    • Определение срока, в который кредиторы имеют право подать свои претензии;
    • Публикация решения об упразднении в СМИ;
    • Уведомление кредиторов о проведении мероприятия.

    Полномочия председателя регулируются законом. Обычно комиссия включает в себя ключевых лиц, которые работали в бюджетной организации.

    Составление промежуточного баланса

    Промежуточный ликвидационный баланс составляется только после того, как прошёл период, отведённый кредиторам для предъявления претензий. Документ позволяет определить действительное финансового состояния объекта, а также составить список кредиторов, требования которых необходимо удовлетворить. Составляется бумага на основании актов инвентаризации активов, реестра претензий кредиторов, имеющихся обязательств.

    С целью формирования баланса производятся следующие действия:

    • Закрытие имеющихся лицевых счетов;
    • Проведение расчётов с кредиторами и дебиторами;
    • Списание оставшихся средств на счёт казначейства.

    Если имеется дебиторский или кредиторский долг, он может быть списан по приказу главного распорядителя.

    Рассмотрим основания, по которым может быть списана кредиторская ответственность:

    • Решение главного распорядителя;
    • Итоги осуществлённой инвентаризации;
    • Решение сформированной комиссии.

    Дебиторский долг может быть признан безнадёжным в следующих случаях:

    • Закончился срок исковой давности;
    • Задолженность не может быть покрыта;
    • Непогашение долга подтверждено государственным актом;
    • Должник прекратил свою деятельность.

    После того, как баланс составлен, он должен быть утверждён лицом, которое распоряжается бюджетной финансовой составляющей.

    Проведение расчётов с кредиторами

    На основании составленного промежуточного баланса должна быть найдена сумма, которая необходима для покрытия всех имеющихся у казённого учреждения задолженностей. Баланс позволяет определить, может ли орган сделать все требуемые выплаты. Кредиторы обязаны отослать документы, которые подтверждают наличие долгов.

    Если подаются новые требования кредиторов, они заносятся в дополнение к балансу. Там же фиксируются непризнанные претензии. Если не было совершено внесение требований в баланс, кредиторы имеют право отправить соответствующий иск в суд. Если же обращения в судебный орган не было, считается, что долг покрыт.

    Промежуточный баланс должен быть утверждён той структурой, которая решила вопрос с закрытием казённого объекта. После этого требуется направить извещение в налоговую службу. Она обязана зарегистрировать баланс. В том случае, если средств государственного органа не хватает для того, чтобы покрыть все задолженности, выделяются дополнительные средства.

    После вступления баланса в силу могут начаться выплаты. Должна соблюдаться следующая их последовательность:

    1. Компенсации морального и физического ущерба;
    2. Выплаты зарплат, премий, выходных пособий;
    3. Платежи в структуры государственного характера;
    4. Погашение оставшихся долгов.

    От комитета потребуется формирование графика мероприятий по взысканию долгов, которые не были погашены в соответствии с направленными претензиями. Если имеются спорные договора, можно подать иск в суд.

    Требования первой и второй очереди должны оплачиваться на следующий день после того, как утверждён баланс. Зачисление денег должно произойти в течение 30 дней.

    Выплаты сотрудникам могут проводиться в течение 60 дней с момента их увольнения. Этот срок может продлиться ещё на один месяц в том случае, если бывший сотрудник бюджетного образования не смог найти работу через службу занятости.

    Кто несёт ответственность за долги? Муниципальные органы власти не могут привлекаться к субсидиарной ответственности. Требования можно предъявлять только к главному дебитору, а также второму лицу, который ответственен за задолженность.

    Формирование окончательного баланса

    Окончательный ликвидационный баланс может быть создан только после того, как все финансовые вопросы решены. В частности, подразумевается погашение имеющихся задолженностей. После формирования баланса требуется передать сведения о нём владельцам. В качестве их могут выступать местные органы самоуправления.

    После этого требуется составить заявление, а также дополнить его квитанцией об уплате госпошлины. Пакет документов необходимо отнести в налоговую инспекцию. После того, как все плановые мероприятия выполнены, ликвидация завершается. Сведения об этом вносятся в государственный реестр.

    Уведомление государственных органов

    Ликвидация предполагает направление в налоговую инспекцию следующих бумаг:

    • Документы, которые подтверждают решение об упразднении, составленные по форме Р15001;
    • Бумага о формировании комитета, составленная по форме 15002, а также информация о председателе;
    • Документ о формировании промежуточного баланса, составленный по форме 15003;
    • Извещение о регистрации учреждения, которое закрывается;
    • Квитанция об уплате госпошлины;
    • Окончательный баланс.

    Без этого упразднение учреждения невозможно.

    Предоставление документов в архив

    Документация при ликвидации, которая осталась после деятельности государственного органа, должна сохраняться в течение определённого времени. Существует перечень документов организации, которые необходимо хранить на протяжении пяти лет. В том случае, если бумаги бюджетной организации не требуется сохранять, они подвергаются уничтожению.

    Начальник казённого архива должен провести экспертизу ценности тех документов организации, которые были предоставлены. Документация учреждения может быть предоставлена в различных формах, на разных носителях. Проверка осуществляется в любом случае, вне зависимости от типа носителя.

    Уничтожение документации бюджетного учреждения может производиться только после того, как проведена экспертиза. Процесс уничтожения согласуется с руководителем бюджетной организации. Все согласования составляются в письменном виде.

    От государственного учреждения потребуются следующие действия:

    • Получение разрешения от главного органа о получении доступа к архивам казённого объекта;
    • Получение сведений о перечне архивной документации;
    • Согласование перечня документов, которые планируется уничтожить.

    Только после этого может быть проведена ликвидация документов. Такой порядок определён законодательно.

    Процедура ликвидации позволяет предотвратить неэффективное использование средств из бюджета, направить их в область, которая больше нуждается в деньгах.

    Порядок действий, при проведении мероприятия, аналогичен ликвидации юридического лица. Однако имеются некоторые отличия. Придётся получать определённые соглашения, заполнять много документов. Но это часто является необходимой мерой, позволяющей остановить существование структуры, которая не справляется с поставленными задачами. Процедура проводится чаще в период финансовых кризисов в связи с тем, что сложнее изъять нужное количество средств из бюджета.

    Читайте далее:
    Читать еще:  Госпошлина при подаче встречного иска в гражданском процессе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector