Как наказываеися умышленное скрытие информации от сотрудника
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Как наказываеися умышленное скрытие информации от сотрудника

Сокрытие преступления – состав преступления и ответственность

Нередко у преступников оказываются помощники, которую своими действиями затрудняют работу правоохранительных органов. В частности, они могут скрывать следы преступления или помогать скрыться самому преступнику. Уголовный кодекс РФ содержит 316 статью, которая наказывает за подобные действия. Однако, далеко не все действия по сокрытию преступлений чётко описаны в законе.

Особенности деяния

Из-за того, что при множестве способов скрыть преступление, в УК предусмотрена только одна статья за подобные действия, то на практике возникает много спорных ситуаций.

Что говорит о сокрытии преступления статья 316 УК РФ

Данная норма закона наказывает за незапланированное сокрытие особо тяжких преступлений. При этом наказание не применяется к близким родственникам преступника.

Важный критерий квалификации – активные действия по сокрытию улик или преступника. Если действия такими не будут признаны, то и ответственность по 316 статье назначена не будет.

Поскольку в этой норме УК фигурирует понятие «особо тяжких преступлений», то круг сужается только до тех нарушений закона, за которые уголовное право предполагает наказание не менее 10 лет лишения свободы.

Также есть нюанс, связанный с понятием укрывательства преступления. В 316-й статье это понятие не дано, поэтому юристы ссылаются на комментарий к 5 части 33 статьи УК о пособничестве в совершении преступления, а именно обещании скрыть преступника, следы или добытые им в ходе преступления вещи. Отличие этой трактовки от 316 статьи в том, что в ней идёт речь о запланированном (обещанном) сокрытии в то время, как в статье 316 о незапланированном. Но на практике нередко эти статьи применяются вместе.

Субъект преступления и лица, которые не могут им быть

Наказан за сокрытие преступления может быть любой дееспособный гражданин не младше 16 лет. Но есть исключение – близкие родственники преступника. Их нельзя наказать, так как закон не обязывает родственников свидетельствовать друг против друга. Но в то же время закон должны исполнять все граждане страны. Это противоречие и было разрешено с помощью данного исключения в статье 316.

Важно учитывать, что перечень близких родственников строго определён. К ним относятся дети, родители, бабушки, дедушки, внуки и супруги. При этом супруги должны жить в официальном браке. Сожителей от ответственности за сокрытие преступления не освободят. Хотя среди юристов есть немало сторонников уравнения сожителей и супругов в данном контексте.

Нормы законодательства

Сказанное ранее показывает, что в квалификации сокрытия преступлений есть немало нюансов:

  • Отсутствие какой-либо ответственности за сокрытие тяжких и средних преступлений.
  • Отсутствие отдельного наказания за сокрытие преступлений сотрудниками следственных органов. На практике к ним применяют статью 286 – превышение должностных полномочий. Но это всё же совсем иная квалификация их действий.
  • Сложность разграничения понятий пособничество и укрывательство. Для этого нужно точно доказать факт предварительного сговора, либо его отсутствие, что не всегда возможно.

Кроме этого, под 316 статью УК подпадают именно активные действия по сокрытию преступления. Если человек просто не сообщил о преступлении, то его действия не могут быть квалифицированы по данной статье.

Помимо 316-й статьи, в УК были внесены поправки в рамках «пакета Яровой». Одной из низ стала статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Суть этой статьи в том, что достаточно не сообщить о преступлениях, квалифицируемых по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Главным образом статья призвана ужесточить ответственность за пособничество террористам. Но пока не совсем ясно, как она будет применяться на практике.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

Заявление о сокрытии преступления

Любое заявление о нарушении закона нужно подавать в прокуратуру или полицию. Заявление о сокрытии преступления не является исключением. Оно составляется по стандартной форме таких документов:

  • «Шапка» с данными адресата и заявителя.
  • Название заявления.
  • Описание сути произошедшего.
  • Дата и подпись заявителя.

Если в сокрытии преступления обвиняют следователя, то заявление нужно подавать начальнику следственной комиссии.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 316

Обычно по данной статье судят за помощь в сокрытии трупа. Но нужно помнить, что и любые действия по сокрытию орудий преступления, автомобиля, который использовали в ходе преступления, и иных улик также подпадает под действие этой статьи. Наказанием обычно становится штраф или условный срок, но суд может применить и реальное лишение свободы. Обычно учитывается активность и роль виновного в сокрытии.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами

Смягчающим обстоятельством может быть признано отсутствие умысла и незапланированное сокрытие преступления. В этом случае статью 316 могут и вовсе не применить.

Отягчающим будет любое косвенное участие в преступление, запланированная помощь в его сокрытии, несмотря на понимание того, что данное преступление относится к особо тяжким.

Квалификация преступления

Для квалификации важно соответствия содеянного:

  • понятию укрывательства (сокрытие самого преступления, его оружий, средств, следов и предметов, добытых преступником предметов);
  • активным действиям;
  • незапланированному и не обещанному характеру.

При этом немало преступлений подпадает под другие статьи УК. В случае, когда они ими исчерпываются, статья 316 не применяется. К таким преступлениям относятся отмывание денег (статья 174), продажа и покупка краденого (статья 175) и другие. Бывают также случаи квалификации преступлений по нескольким статьям, включая 316-ю. Например, незаконный оборот драгоценных металлов (191 статья), радиоактивных веществ (220), оружия (221), наркотиков (228) и т.д. В перечень действий, наказываемых по данным статьям, может входить и хранение данных предметов. Соответственно, если человек хранит эти вещи преступника, то он может быть привлечён и по данным статьям, и по статье 316 за сокрытие вещей, добытых преступным путём.

Ответственность по статье

Как уже было сказано к ответственности за сокрытие преступления привлекут только в случае, если преступление было особо тяжким и скрывший его не является близким родственником преступника, а также действовал активно. В этом случае статья 316 УК РФ допускает несколько видов наказания:

  • Штраф до 200 тысяч рублей или изъятие дохода в течение полутора лет.
  • Арест на 3-6 месяцев.
  • Лишение свободы до 2 лет.

Наказание может быть весьма суровым, поэтому нужно понимать, когда действия в отношении преступника могут привести к таким последствиям.

Можно ли доказать невиновность?

Невиновность по статье 316 можно доказать только при условии отсутствия запланированной умышленной помощи преступнику. То есть если обвиняемый сможет представить однозначные доказательства того, что он не знал о преступлении, то обвинение по 316 статье с него будет снято.

Такие ситуации на практике бывают. Например, преступник попросил у друга пожить несколько дней, не сообщив ему о том, что скрывается. Если обстоятельства дела будут доказаны, то другу, впустившему преступника на ночлег, ответственность грозить не будет. Но часто очень сложно доказать отсутствие сговора при сокрытии преступления.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Читать еще:  Можно ли вернуть мебель без упаковки

Комментарий к Ст. 237 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что сокрытие от граждан информации о событиях, фактах или явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не позволяет населению принять соответствующие меры для сохранности своего здоровья и жизни.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительный объект — отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Факультативным объектом выступают жизнь, здоровье конкретного человека либо отношения собственности и т.д.

3. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под документированной документацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Факт — результат происшедшего, свершившегося. Например, крупный выброс токсичных веществ в атмосферу или в систему водоснабжения.

Событие — проявление, связанное с общественной жизнью. Например, возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, крушения, взрыва, повлекших нарушение экологической ситуации на определенной территории.

Явление — чрезвычайная ситуация природного происхождения, которая угрожает здоровью населения или окружающей среде, например: землетрясение, цунами, ураган, снежная лавина, селевой поток.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Объективная сторона преступления выражается: 1) в сокрытии информации (путем действия и бездействия); 2) в искажении информации (путем действия).

Сокрытие означает утаивание соответствующей информации любыми способами, в том числе путем недоведения или несвоевременного сообщения, а также путем отказа предоставить информацию по запросам населению, а также органам, уполномоченным на принятие мер по устранению грозящей опасности.

Искажение информации — предоставление необъективной, недостоверной, фальсифицированной информации, сообщение неполных или недостоверных данных, официальных прогнозов, оценок и т.д.

4. Обязательным условием сокрытия или искажения информации является создание опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

5. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, — с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления независимо от того, поступила ли адресатам объективная информация из других источников, и была ли устранена грозящая опасность.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к деянию и в форме неосторожности применительно к наступившим последствиям.

7. Мотив и цель сокрытия или искажения информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не влияют на квалификацию содеянного.

Отсутствует состав указанного преступления в случае сокрытия или искажения информации, которая в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) не могла быть сообщена тем или иным лицам.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

8. Субъект преступления — специальный. Им может быть физическое лицо, обязанное обеспечить население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, соответствующей информацией. Подобная обязанность возлагается на них законом или иным нормативным правовым актом, инструкцией. Например, такими лицами могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, сотрудники специальных подразделений (владельцы информационных систем, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, бюро прогнозов, санэпидемстанций, МЧС России, МВД России).

9. Квалифицирующим признаком ч. 2 комментируемой статьи является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. коммент. к ст. 285).

В ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного квалифицирующего признака предусмотрено причинение в результате таких деяний вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

Под причинением в результате совершенного преступления вреда здоровью человека понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий вред. Поэтому дополнительной квалификации действий виновного помимо ч. 2 комментируемой статьи еще и по ст. 118 УК не требуется.

Наступление иных тяжких последствий включает в себя гибель людей, существенное нарушение экологической безопасности, причинение крупного имущественного вреда, нарушение нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и т.п.

9 апреля 2014 Теория Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Читать еще:  Как поменять номер снилс в госуслугах

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, –
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237 Уголовного Кодекса РФ

Объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие право гражданина на получение достоверной информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья.

Факультативный объект – отношения по охране здоровья, окружающей природной среды.

Предметом преступления является информация. Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Объективная сторона преступления выражается в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Под сокрытием следует понимать как утаивание от граждан названной информации, так и несвоевременное оповещение и информирование населения о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение означает предоставление недостоверных, фальсифицированных сведений о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Сокрытие или искажение может касаться, например, информации о радиационной обстановке, в том числе о негативном воздействии ионизирующего излучения на окружающую среду, о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, например о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления.

Медицинские сотрудники могут понести ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, например о замалчивании того, что взятая донорская кровь, направленная реципиентам и уже кому-то перелитая, оказалась зараженной.

Оконченным преступление является с момента сокрытия или искажения информации. Состав преступления формальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный – лицо, обязанное обеспечивать население такой информацией. К таковым могут быть отнесены: должностные лица органов местного самоуправления; должностные лица органов государственной власти; работники аварийной, пожарной служб и др.

Квалифицированным (ч. 2 ст. 237 УК РФ) преступление является тогда, когда оно совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации (примечания 2 и 3 к ст. 285 УК РФ), а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (вред средней тяжести здоровью многих людей, распространение эпизоотий, радиационное заражение местности). Последнее понятие является оценочным и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

Другой комментарий к статье 237 УК РФ

1. Предмет преступления – информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

2. Сокрытие означает утаивание, несообщение населению или указанным в законе органам информации, когда доведение ее до сведения данным адресатам является обязательным в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и было необходимо для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Искажение информации характеризуется сообщением неполных сведений, фальсификацией фактических данных, неверными официальными прогнозами и оценками о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений.

Читать еще:  Нпф рейтинг 2018 лучших фондов по надежности данным центробанка

3. Преступление считается оконченным с момента совершения указанного в законе деяния независимо от того, поступила ли адресатам необходимая информация из других источников и была ли устранена грозящая опасность.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления специальный – лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

6. В качестве квалифицирующих признаков (ч. 2 ст. 237) выступают:

а) совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. комментарий к ст. 285 УК);

б) причинение в результате совершенного преступления тяжкого вреда здоровью человека;

в) наступление иных тяжких последствий. К ним относятся существенное нарушение экологической безопасности (например, загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожение флоры и фауны), крупных материальных затрат, осуществленных в связи с устранением экологического вреда, нарушение нормального жизнеобеспечения населения и др.

7. Вина по отношению к указанным последствиям может выражаться только в форме неосторожности.

Остались вопросы по ст 237 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 237 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

9 апреля 2014 Теория Какая существует ответственность за нарушение права на доступ к информации?

За нарушение права на доступ к информации законодательством установлены следующие виды ответственности:

1. Уголовный кодекс РФ

Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину информации

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и информации, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, — наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

КоАП содержит достаточно большое количество статей, устанавливающих ответственность за нарушение права на доступ к информации в различных сферах жизнедеятельности. Вот некоторые из них:

Ст. 5.39. Отказ в предоставлении информации

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей.

Ст. 13.27. Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет

Нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети Интернет установлена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей.

Ст. 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 рублей.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Ст. 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума — влечет наложение административного штрафа в размере 1000 до 1500 рублей.

3. Другие виды ответственности

3.1. За нарушение госслужащим требований законодательства о доступе к информации его руководитель может применить к нему меры дисциплинарной ответственности:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

(ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Применительно к сотрудникам организаций, не являющихся органами власти, могут быть применены следующие дисциплинарные меры:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то он вправе требовать от виновного лица в судебном порядке возмещения причиненных убытков (ч. 2 ст. 23 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 15 ГК РФ).

Более подробно ознакомиться с различными вариантами дисциплинарной ответственности в отношении отдельных лиц (судей; муниципальных служащих) Вы можете в нашем методическом пособии «Доступ к информации в Российской Федерации», раздел 9.3.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector