Иск об оспаривании оценки имущества произведенной независимым оценщиком
Оспаривание оценки арестованного имущества
В № 1 (306) «АГ» за 2020 г. была опубликована статья Алексея Шарона «Учитывать процессуальные особенности. О способах оспаривания оценки имущества и их различиях».
Соглашаясь с доводами автора о преимуществах обращения с заявлением о признании постановлений судебного пристава-исполнителя недействительными в порядке гл. 22 и 24 КАС РФ, в то же время вынуждена возразить утверждению о том, что при оспаривании результатов оценки арестованного имущества целесообразно оспаривать постановление пристава о принятии результатов оценки, а не отчет оценщика. Как раз без оспаривания отчета признание судом данного постановления недействительным невозможно.
Как следует из ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении следует указать нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение или действие (бездействие) должностного лица – в данном случае пристава. Что можно указать в исковом заявлении об обжаловании постановления об утверждении результатов оценки имущества, на которое обращено взыскание? Какие нарушения допустил пристав, утвердив результаты оценки арестованного имущества, представленные независимым оценщиком, которого он же и назначил?
То, что должник или взыскатель не согласны с результатами оценки, не является основанием для признания постановления об утверждении результатов оценки недействительным либо действий пристава по их утверждению – незаконными.
Как следует из ч. 2 и 3 ст. 85 Закона об исполнительном производстве, пристав не является специалистом в области оценки. Именно поэтому он обязан привлечь оценщика для оценки имущества, на которое обращено взыскание, в случаях, когда такая оценка обязательна. Решать, верна оценка или нет, пристав не вправе. Более того, в п. 3 ч. 4 ст. 85 того же Закона прямо указано, что определенная оценщиком в отчете стоимость объекта оценки обязательна для пристава при вынесении постановления об оценке.
Каким же образом суд может признать постановление пристава недействительным?
Следует иметь в виду, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона об исполнительном производстве суд при оспаривании результатов оценки арестованного имущества обязан приостановить исполнительное производство. При оспаривании постановления, а также действий (бездействия) пристава суд вправе приостановить исполнительное производство (равно как и не приостанавливать).
В нашей практике суд тянул с приостановлением исполнительного производства и после принятия заявления о признании отчета оценщика заведомо ложным, и после ежедневного получения ходатайств о приостановлении исполнительного производства (которые не предусмотрены законом и не подлежат оценке в силу избыточности) – до тех пор, пока торги не состоялись. Незаконность бездействия суда была отмечена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который пересмотрел определения судов трех инстанций о прекращении производства по делу, и затем отчет был признан незаконным. (Постановление от 23 октября 2012 г. № 6083/12, дело № А40-11406/11-93-1021).
В Закон об исполнительном производстве впоследствии были внесены изменения. Отчет оценщика ныне является обязательным для пристава, тем более если он не оспорен стороной (сторонами) исполнительного производства.
Между тем отчет может быть признан судом недостоверным и заведомо ложным при указании на нарушения Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Именно на основании данного Закона в нашей практике были признаны незаконными (не соответствующими требованиям законодательства) отчеты оценщика и в суде, и в дисциплинарных комитетах АНО оценщиков, а также дважды на стадии уголовного расследования (первый раз в арбитражном суде, второй – следователями на основании решения дисциплинарного комитета соответствующей АНО).
При этом результаты оценки могут быть очевидно недостоверными – например, в случае, рассмотренном в Постановлении № 6083/12, в котором право требования к ОАО «МНПЗ» в размере более 28 млн долл. и проценты за 8 лет по исполнительному листу были оценены как безнадежная к взысканию дебиторская задолженность в сумме свыше 70 млн руб. (т.е. по курсу 62 коп. за доллар).
Однако суд не мог руководствоваться подобными очевидностями. В любом случае необходимы правовые основания, которые должны быть указаны в итоговом акте рассмотрения дела по существу.
В связи с этим важно понимать, что оспаривание отчета путем его субъективной критики, с которой приходилось сталкиваться в судах неоднократно, – как и представление другого отчета в суд, – неэффективны. Суд не может, руководствуясь эмоциями и даже экономическими выкладками стороны, оценивать действительность или недействительность отчета назначенного приставом оценщика.
Единственное, что он может сделать при наличии двух отчетов с сильно разнящимися результатами, – назначить новую оценку, но с согласия обеих сторон (ст. 82 АПК РФ), а также при внесении в депозит суда стоимости предстоящей оценки. Будет ли суд самостоятельно назначать подобную оценку, неизвестно. Поэтому при наличии сложностей с оспариванием отчета оценщика по основаниям, предусмотренным Законом об оценочной деятельности и подзаконными актами (стандартами оценки), нужно самостоятельно обращаться с ходатайством о назначении судом другой оценки – предварительно обратившись, по крайней мере, к двум организациям с просьбой провести судебную оценку, получив их согласие и информацию о стоимости оценки, а также внеся на депозитный счет суда эту стоимость.
Отмечу, что нам приходилось сталкиваться со случаями, когда суд отклонял ходатайство о назначении оценки, поскольку на момент обращения с ходатайством на депозитный счет суда не была внесена соответствующая сумма.
Вопрос о том, нужно ли, обратившись с иском о признании отчета оценщика недостоверным или даже заведомо ложным, подавать одновременно административное исковое заявление о признании недействительным постановления пристава, оставляю на усмотрение стороны исполнительного производства, оспаривающей отчет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 Закона об исполнительном производстве суд в любом случае обязан приостановить исполнительное производство, а пристав должен быть привлечен к участию в деле. Дождавшись вступления решения суда в силу, пристав назначит другую оценку в случае удовлетворения иска стороны, оспаривающей результаты оценки (отчет оценщика), либо продолжит исполнительные действия в случае отказа в иске.
Мы, например, придерживаемся следующей позиции: оспаривать все, если клиент согласен, поскольку позиция ВАС РФ в этом отношении была однозначной – если сторона не использовала все средства правовой защиты, суд не обязан ей помогать.
Сейчас оспаривание судебных актов в Верховном Суде РФ гораздо менее доступно, особенно по «нерезонансным», не влияющим на права и интересы многих лиц делам. Поэтому оспаривание всех обстоятельств, которые нарушают или могут нарушить законные права и интересы участника исполнительного производства, на мой взгляд, повышает шанс добиться их защиты.
Оспаривание оценки имущества и отчета об оценке
Оценка имущества помогает обосновать расчетную величину, полученную в ходе вычислений оценщиком для установления размеров ущерба или стоимости движимого и недвижимого имущества. Документ, составляемый по итогам оценки, – отчет об оценке – имеет важное значение при судебном и внесудебном разрешении правовых споров.
Отчет оценщика обладает доказательственным значением в суде, и зачастую он выступает одним из важнейших доказательств в имущественно-правовых судебных спорах. Поэтому вопрос возможности и условий оспаривания отчета имущественной независимой оценки весьма актуален сегодня.
Когда проводится оспаривание имущественной оценки?
Экспертная оценка имущественных ценностей может потребоваться в самых различных ситуациях: при разделе имущества, возмещении ущерба, причиненного в ходе ДТП, а также при наследовании, в ходе исполнительного производства, выдела имущественной доли и в других разноплановых ситуациях.
Соответственно, и необходимость оспаривания результатов оценочной деятельности может возникнуть при разрешении самых разных юридических разногласий, касающихся:
- раздела супружеского имущества;
- споров со страховщиком относительно размеров страхового возмещения по ДТП или иным страховым случаям;
- возмещения убытков при повреждении груза транспортной компанией;
- правового спора относительно исчисления кадастровой стоимости объекта недвижимости;
- корректности составления описи имущественных ценностей приставом-исполнителем;
- взыскания убытков при пожаре, заливе квартиры и т. д.
- иных имущественно-правовых споров.
Как происходит оспаривание имущественной оценки?
Правовое оспаривание отчета об оценке может происходить как во внесудебном, так и в судебном порядке. Иногда для разрешения юридических разногласий бывает достаточно представить оппоненту новый независимый отчет встречной оценки, которая оспаривает выводы первоначально проведенной оценочной деятельности. Главное в этом случае, чтобы новая независимая экспертиза и оценка были выполнены максимально качественно, профессионально и объективно.
В то же время отметим, что оспаривание итогов имущественной оценки в судебных инстанциях – это зачастую весьма сложный процесс, который при отсутствии достаточных доказательств может не иметь положительных результатов. Более того, юридическое оспаривание отчета об оценке в порядке судопроизводства не всегда допускается законодателем.
Так, согласно разъяснениям, выпущенным Высшей арбитражной судебной инстанцией РФ, оспаривать достоверность отчетных итогов проведённой оценки можно лишь в нормативно обозначенных ситуациях. В частности, инициировать судебное разбирательство относительно достоверности оцененной величины стоимости имущества, полученной независимым специалистом-оценщиком, путем подачи искового требования можно, лишь когда нормативно регламентирована обязательность рассматриваемой расчетной величины для субъектов права (должностного лица, госструктуры, сторон сделки либо управленческих органов компании). К примеру, императивный характер величины имущественной стоимости, устанавливаемый при выполнении независимой оценки, законодательно регламентирован в отдельных случаях выкупа ценных бумаг в уставном капитале АО (с использованием неденежных способов расчета).
Если же обязательность исчисления величины имущественной стоимости не регламентирована на нормативном уровне, оценочная деятельность будет носить только рекомендательных характер, и ее результаты нельзя будет оспорить в самостоятельном порядке путем подачи искового требования.
Заинтересованное лицо может оспорить отчет об оценке, заявив требование о признании соответствующего документа недействительным. В случае предъявления одной из спорящих сторон оценочной отчетности в качестве доказательства в процессе судопроизводства, другая сторона может выдвинуть возражение против данного отчета и без заявления встречного искового требования о признании рассматриваемого документа недействительным.
В то же время все возражения и заявления с требованиями признать отчет об оценке недействительным будут приняты судьей во внимание лишь при достаточности у заявителя конкретных доказательств некорректности и (или) недостоверности результатов оценки. Сам же факт несогласия процессуального оппонента с выводами оценщика при отсутствии доказательственной базы не может служить основанием для признания документа недействительным.
Основания для оспаривания отчета
Доказательная база, подтверждающая недостоверность отчета об оценке имущества, должна быть достаточной для признания итогов проведенной оценки недействительной. Фактами, исключающими возможность использования соответствующего отчета в качестве доказательства в ходе судопроизводства, могут выступать следующие доказанные обстоятельства:
- несоответствие отчета об оценке требованиям законодателя (к примеру, отсутствие в документе даты выполнения оценочной деятельности, наличие неоднозначных выводов, несоответствие данных стандартам оценки и т. д.);
- составление отчета об оценке на базе неподтвержденных либо не полностью исследованных сведений и бумаг, что делает невозможным использование отчета оценщика в качестве допустимого доказательства;
- истечение шестимесячного срока с даты оформления оценочного имущественного отчета, после чего вычисленная величина стоимости, согласно 26 пункту Федерального стандарта оценки, принятого Приказом российского Минэкономразвития, уже теряет свое доказательственное значение;
- отсутствие в отчете независимого оценщика сведений о методе выполнения вычислений имущественной стоимости;
- наличие в документе выявленных арифметических неточностей и ошибок;
- другие обстоятельства, лишающие отчет, получаемый в ходе выполнения независимых оценочных расчетов, доказательственного значения.
Проведение новой независимой оценки
Для всесторонней и объективной проверки корректности первоначального отчета об оценке, оспариваемого одной из сторон, может потребоваться новая независимая оценка ущерба или стоимости имущественных ценностей. Специалист должен внимательно проверить примененные его предшественником методики оценки и обоснованность их использования, исследовать доказательства и провести новую объективную оценку.
Чтобы результаты повторной оценочной деятельности были максимально объективными, точными и достоверными, лучше обратиться к опытным специалистам с хорошей репутацией.
Экспертно-оценочная компания “АЛЬТЕРНАТИВА” имеет многолетнюю успешную практику на рынке оценочной деятельности. Наша компания объединяет опытных, высококвалифицированных экспертов и оценщиков.
Специалисты центра “АЛЬТЕРНАТИВА” проведут профессиональную оценку имущества любой сложности. По итогам оценки заказчику будет выдан отчет, обладающий доказательственным значением.
Иск об оспаривании оценки имущества произведенной независимым оценщиком
В ___________ районный суд
Административный истец: … (Ф.И.О.),
(место жительства или пребывания),
(дата и место рождения)
телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …
Представитель административного истца: …
(наименование или Ф.И.О., сведения
о высшем юридическом образовании,
с учетом ст. ст. 54 – 57 КАС РФ)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …
Административный ответчик: …
(наименование территориального органа
Федеральной службы судебных приставов,
Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …
Заинтересованное лицо: … (Ф.И.О. оценщика)
адрес: …, телефон: …, факс: …,
адрес электронной почты: …
Административное исковое заявление
о признании незаконным постановления судебного
пристава-исполнителя об оценке имущества
В производстве … (указать наименование территориального органа Федеральной службы судебных приставов) находится на исполнении исполнительное производство от “__”_______ ___ года N ___, возбужденное на основании Исполнительного листа от “__”______ ___ года N ___, выданного … (указать наименование суда, выдавшего исполнительный документ).
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом … (указать наименование территориального органа Федеральной службы судебных приставов, Ф.И.О. судебного пристава-исполнителя) по Акту описи и ареста имущества от “___”_______ ___ года произведен арест … (указать перечень арестованного имущества), всего … наименований, принадлежащего административному истцу.
“___”_______ ___ года Постановлением от “___”_______ ___ года N __ об участии специалиста в исполнительном производстве для определения рыночной стоимости арестованного имущества был привлечен специалист: независимый оценщик – … (Ф.И.О. оценщика).
Согласно Отчету оценщика от “___”_______ ___ года N ___ стоимость арестованного по Акту от “___”_______ ___ года N ___ имущества составила … рублей.
Постановлением от “___”_______ ___ года N __ об оценке имущества административного истца административным ответчиком был принят и утвержден вышеназванный Отчет, а также установленная в нем стоимость имущества.
Административный истец считает Постановление от “___”_______ ___ года N __ об оценке имущества незаконным, поскольку оно противоречит ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”, ст. ___ Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: … , что подтверждается …
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 85 закона “Об исполнительном производстве”, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
В соответствии со ст. 122 закона “Об исполнительном производстве” жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч. 1 ст. 128 закона “Об исполнительном производстве” постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
“___”_______ ___ года административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно: … (указать наименование органа или Ф.И.О. должностного лица) была подана жалоба на Постановление административного ответчика от “__”______ ___ года N __, в результате рассмотрения которой Постановление административного ответчика от “__”_______ ___ года N __ было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения с указанием следующих оснований: ……
(Вариант: В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Постановление административного ответчика от “__”______ ___ года N __ не подавалась.)
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 85, ст. ст. 122, 128 закона “Об исполнительном производстве”, ст. ст. 218 – 220, 360 КАС РФ, прошу:
1. Признать незаконным и отменить Постановление административного ответчика от “__”______ ___ года N __ об оценке имущества.
2. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.
3. Обязать административного ответчика возместить понесенные административным истцом судебные расходы, состоящие из издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в размере … рублей.
1. Копия Исполнительного документа от “___”_______ ___ года N __.
2. Копия Отчета оценщика от “___”_______ ___ года N __.
3. Копия Постановления административного ответчика от “___”_______ ___ года N __ о возбуждении исполнительного производства.
4. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
5. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
6. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
7. Уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
(Вариант: 7. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле, которые у них отсутствуют).
8. Документы, подтверждающие размер понесенных административным истцом судебных расходов.
9. Доверенность от “___”_______ ___ года N __ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
10. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.
“___”_______ ___ г. Административный истец (представитель): ___________ / Подпись ________ Ф.И.О.
Комментарии:
Разъяснения Верховного Суда РФ о спорах в исполнительном производстве
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”
Разъяснения Верховного Суда РФ о применении КАС РФ
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 “О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ”
Госпошлина не уплачивается
Госпошлина при подаче заявления об оспаривании решения или действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не уплачивается в соответствии с абз. 3 пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
Кто вправе, а кто обязан направить копии административного искового заявления участвующим в деле лицам
Согласно ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Приложение уведомления о вручении
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Иск об оспаривании оценки имущества произведенной независимым оценщиком
Кодекса административного судопроизводства РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ. » » года административным истцом в вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу), а именно: … (указать наименование органа или Ф.И.О.
Оспаривание оценки имущества, произведенной независимым оценщиком
Информационные письма президиума вас рф
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.). В связи с этим судам следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель.
Десятидневный срок на оспаривание оценки
В случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ)).Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
Функция суда по делам об оспаривании результатов оценки имущества (савиных в.а.)
- Возникли вопросы к источникам данных и сведений, к методам оценки, к выбору аналогов или к каким-либо другим факторам, повлиявшим на результат оценки и определяемую стоимость объекта.
- Отчет оценщика содержит неполную или недостоверную информацию по объекту оценки.
- В отчете указан вид стоимости объекта, отличный от заданного в договоре определяемого вида стоимости.
- С даты проведения оценки до даты совершения сделки прошло более полугода, но одна из сторон настаивает на признании результатов оценки действительными и актуальными.
- Форма отчета не соответствует установленным образцам.
- …и так далее. Если заказчик отчета или другая сторона сделки не уверены в достоверности предоставленного отчета, заказать экспертизу этого отчета можно в саморегулируемой организации, в которой состоит оценщик, выполнивший данный отчет.
Блог и практика
Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта оценки), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы. ПредседательВысшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации А.А.
Оспаривание отчета оценщика
- № и дата оформления документа;
- основание для осуществления работ;
- грамотное описание объекта, размер его балансовой стоимости, реквизиты компании, у которой он находится в собственности;
- применяемые стандарты и обоснование их использования;
- последовательность этапов оценки, ее итоговый размер, ограничения и пределы применения итога;
- перечень документов, на которые оценщик опирается в процессе работы.
Отчет должен иметь постраничную нумерацию, прошит, если не используется электронная версия документа, подписан оценщиком и заверен печатью. Электронный отчет должен быть подписан ЭЦП. Процедура Процедура подачи заявления о несогласии с итоговой стоимостью произведенной оценки проста: пакет документов представляется в суд.
Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается. В частности, обязательное привлечение оценщика (обязательное проведение оценки) предусмотрено статьей 8 Закона об оценочной деятельности, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Иск об оспаривании оценки имущества произведенной независимым оценщиком
Закона об оценочной деятельности, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).В связи с этим судам следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценку имущества должника производит судебный пристав-исполнитель.
Не согласен с оценкой пристава? Готовь жалобу!
И так, поехали! Существуют различные ситуации формирования цены на арестованное имущество. Следует отметить, что цена имущества устанавливается как на судебной, так и на стадии исполнительного производства. Это два разных процесса и стоит их различать. Исполнительное производство наступает вслед за судебной стадией, когда решение вступило в законную силу и взыскателю выдан исполнительный лист. Далее подробно о каждой стадии. Обжалование постановления об установления стоимости в исполнительном производстве по своей правовой природе существенно отличается от обжалования оценки суда.
Оспаривание оценки судебного пристава, особенности и процесс
Пристав назначит оценку, если по предварительным данным стоимость вещи превысит 30 тысяч рублей или нужно будет обращать взыскание на залог.
В ходе проведения арестных мероприятий, в акте описи и ареста должностное лицо ФССП устанавливает стоимость арестованного имущества должника. Пристав устанавливает стоимость имущества самостоятельно, она является предварительной. Не стоит пугаться, если цифры завышены или занижены. Пристав не является специалистом в этой области. Стоимость является предварительной и не несет юридических последствий.
Кроме того, на пристава возлагается обязанность ознакомить стороны исполнительного производства с произведенной итогом установления стоимости. Для этого пристав исполнитель направляет сторонам сведения о результатах анализа стоимости.
Если Вы не согласны с проведенной оценкой, то нужно обжаловать постановление судебного пристава о проведении оценки (установления стоимости) в суд. Обращаем Ваше внимание, что обжаловать нужно именно постановление, а не отчет независимого оценщика. Для этого нужно подготовить и направить в соответствующий орган административный иск. Если неправильно подготовить иск (неверно сформировать предмет обжалования), то иск возвращается со всеми приложениями к нему. Все действия пристава выражаются в постановлениях, соответственно обжаловать нужно постановление пристава.
Единственный орган, который способен разрешить спор по установлению стоимости имущества это суд. Не забывайте о процессуальных сроках на обжалование постановления. Если выбрать неверный способ защиты и оспаривания установленной цены, то Ваши требования по пересмотру цены могут быть не удовлетворены. Забудьте о прокуратуре и других надзорных органах, важно не упустить сроки.
После проведения оценки назначаются торги, вот почему так важна правильно выполнить процедуру. В торгах принимает участие любой желающий человек. Если объект не реализовалось, то назначаются вторые торги. Если со вторых торгов объект никто не купил, то тогда взыскатель оставляет его за собой в счет погашения долга. Приведу формулу: начальная продажная стоимость – 15% (на первых торгах не продалось) — 10% (на вторых торгах не продалось)=25%. За минус 25 процентов взыскатель примет имущество в счет долга. Чем выше стоимость имущества, тем это выгоднее должнику.
Бывают случаи, что в ходе исполнения решения взыскатели обращаются в судебные органы для изменения цены. Это зависит от многих факторов: изменились рыночные цены на недвижимость, автомобиль попал в аварию и так далее. Получается, что решение, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено, в том числе и цена. Будьте осторожны и посещайте судебные заседания, это позволит защитить свои права в полной мере и не допустить нежелательных последствий. Обжалование постановления пристава имеют ряд других особенностей в зависимости от ситуации.
Обжалование результатов оценки в ходе судебного разбирательства
Приведу в пример кредитные отношения. Представим ситуацию, что Вы заключили кредитный договор с банком. В обеспечение обязательств по возврату кредиту передали имущество (предположим квартиру или машину) в залог банку. Для понимания ситуации речь идет об авто кредите или ипотеке. Некоторое время Вы исправно платили по кредиту, но ударил кризис, вас сократили с работы, Вы не смогли платить. Банк пойдет в суд с требованием о взыскании задолженности и обращении взыскания на предмет залога. Чтобы в дальнейшем реализовать залог с торгов, нужно знать его стоимость.
Чаще всего работники Фемиды устанавливают стоимость по документам, представленным истцом. В обоснование стоимости к материалам дела истец прикладывает отчет об оценке. Такой отчет должен выполняться независимым специалистом, не заинтересованного в исходе дела. Часто выявляются факты занижения цены, истец имеет право представить отчет об «своего» специалиста, который ляжет в основу определения рыночной стоимости. В этом случае, денежные средства, вырученные от реализации, иногда не покрыть всю сумму долга перед банком. От этого страдает ответчик, ведь суммы денег (в случае справедливой оценки) могло хватить для закрытия всего долга.
Не лишним будет посещать заседания или направить своего представителя в суд. Это позволит Вам контролировать ход разбирательства. Сторонам дано право подавать заявления, приносить жалобы, заявлять ходатайства (в том числе о назначении экспертизы).
Случай из практики.
В моей практике имел место интересный случай. Банк пытался обратить взыскание на залоговое транспортное средство. В ходе разбирательства истец предоставил отчет об установлении цены транспортного средства для установления рыночной цены и начальной продажной стоимости.
Начальная продажная стоимость указывается в исполнительном листе. Именно с этой суммы начинаются торги по реализации имущества должника.
Ответчик (должник) пытался давить на жалость и даже терял сознание в зале суда. Несколько раз заседание откладывалось, ответчику вызывали скорую помощь. Должник не согласился с отчетом, сумма показалась ему заниженной. Он подал ходатайство о назначении экспертизы. Производство по делу приостановилось до момента проведения экспертизы. В итоге сумма была изменена незначительно, всего на пару тысяч рублей.
В итоге ответчик проиграл. Следует отменить, что расходы по оплате экспертизы в таком случае ложатся на проигравшую сторону. Дополнительно были взысканы денежные средства за проведение экспертизы.
Что в итоге получил ответчик? Ничего! Мало того, что дело проиграно, сумма начальной продажной стоимости не увеличена, так еще и расходы на экспертизу придется оплачивать. Поэтому не нужно бездумно обжаловать результаты определения стоимости собственности на стадии суда. Делайте это осознанно. Самостоятельно посмотрите цену на спорное имущество в интернете или на специализированных сайтах.
Для того чтобы обжаловать оценку в ходе суда нужно:
- Подготовить отзыв на исковое заявление. В отзыве укажите на моменты, с которыми Вы не согласны. Сделайте свой контр — расчет долга. Это поможет снизить долг по исполнительному листу.
- Заявите ходатайство о назначении экспертизы по делу. Суд вправе не удовлетворить ваше ходатайство, все зависит от конкретных обстоятельств дела.
С недавних пор Верховный суд в одном из своих пленумов разъяснил, что суды не должны в обязательном порядке устанавливать стоимость. Это право, а не обязанность, поскольку рыночная стоимость имущества устанавливается на стадии исполнительного производства. Сегодня Вы узнали как происходит обжалование оценки пристава и на стадии суда.
Пару слов в завершение
Постарайтесь заручиться помощью хорошего юриста, в этом случае, вы минимизируете рисковые события в ходе всего исполнительного производства. Юристы нашей компании имеют опыт работы в органах принудительного исполнения. Обращаясь к нам, будьте уверены в профессионализме и компетентности наших юристов. Мы не оставим без внимания ни одну деталь! Обжалование оценки судебного пристава самостоятельно возможно, но очень рискованно делать это не имея нужного опыта.
Читайте далее: