Форма государственного устройства португалии в настоящее время
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Форма государственного устройства португалии в настоящее время

Государственное устройство. Португалия – унитарное государство

Португалия – унитарное государство. В административном отношении делится на области. В областях действуют выборные ассамблеи, исполнительные органы – жунты, консультативные органы – советы. При жунтах имеются назначаемые правительством представители, исполняющие свои функции совместно с местными органами.

Ныне действующая Конституция была промульгирована Учредительным собранием 2 апреля 1976 г. (действует с изменениями 1982, 1988, 1992 и 1997 гг.). По форме правления Португалия – смешанная (парламентско-президентская) республика.

Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент Собрание (Ассамблея) Республики. В его состав входят 230 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства при всеобщих прямых выборах сроком на 4 года. Очередные сессии проводятся ежегодно с 15 октября по 15 июня. Кроме того, парламент может собраться в любое другое время по инициативе избираемой им Постоянной комиссии и в чрезвычайных случаях. Полномочия парламента обширны: он самостоятельно определяет повестку дня, решает вопрос об использовании законодательной инициативы депутатов, принимает законы и поправки к Конституции, издает политико-административные статуты автономных областей, утверждает национальный план и бюджет, ратифицирует международные договоры, следит за исполнением Конституции и законов, объявляет амнистии. Органические законы (в окончательном общем голосовании) должны быть одобрены абсолютным большинством полномочных депутатов, в то время как для обычных законов требуется большинство присутствующих на заседании. Парламент также контролирует деятельность Правительства: он вправе ознакомиться с его программой, выразить ему доверие или порицание.

В период между заседаниями парламента действует его Постоянная комиссия. Она наблюдает за работой Правительства и может рекомендовать парламенту рассмотреть декреты-законы, опубликованные Правительством в период между его заседаниями.

Главой государства является Президент. Он гарант национальной независимости, единства государства и действия в стране демократических институтов. Президент избирается путем всеобщих прямых выборов при тайном голосовании на 5 лет, причем не может быть переизбран на третий срок. Полномочия Президента типичны для главы государства большинства демократических стран. Он, в частности, назначает Премьер-министра и по его предложению министров, имеет право увольнять членов Правительства, назначает день выборов в парламент, вправе распустить парламент, созвать его на чрезвычайные сессии. Он может обращаться к парламенту с посланиями, промульгирует принятые законы и обладает правом вето, которое парламент может отклонить абсолютным большинством голосов. Помимо законов Президент промульгирует также декреты-законы, регламентирующие и другие декреты Правительства. В области международных отношений за Президентом закреплены следующие правомочия: он назначает (по представлению правительства) дипломатических служащих, ратифицирует международные договоры, объявляет войну и заключает мир; является верховным главнокомандующим. Наиболее важные президентские акты должны быть контрасигнованы Правительством.

При Президенте имеется Государственный совет – постоянно действующий высший консультативный орган, в состав которого входят председатель Собрания Республики, Премьер-министр, председатель Конституционного трибунала, главы региональных правительств, 5 деятелей, названных Президентом, и 5 представителей, избранных парламентом.

Правительство Португалии – Совет министров – является высшим органом правления. Он формируется из представителей партий, располагающих большинством мест в парламенте, и состоит из Премьер-министра, министров, государственных секретарей и заместителей государственных секретарей. Правительство определяет общую линию руководства страной, разрабатывает государственный бюджет, контролирует деятельность администрации, принимает меры, способствующие социально-экономическому развитию страны. Кроме того, принимает участие в законодательном процессе, используя делегированные eму парламентом полномочия по принятию законов. Правительство ответственно перед Президентом и парламентом. В течение 10 дней после назначения Премьер-министра депутаты должны быть ознакомлены с правительственной программой. В случае отклонения этой программы, принятия вотума недоверия или двух резолюций порицания с интервалом не более 30 дней абсолютным большинством депутатов Правительство должно уйти в отставку.

Правовая система

Общая характеристика

Португалия входит в романо-германскую правовую семью. Правовая система страны складывалась на протяжении многих веков, начиная с XII в., когда образовалось независимое португальское королевство. В Средние века было издано несколько собраний законов, получивших названия по имени правивших королей. Наиболее важные среди них, помимо первых собраний законов королей Альфонса I и Альфонса II (XII-XIII вв.), – Альфонсовы (1472), Мануэлевы (1521) и Филипповы (1603) ордонансы. Все они были созданы под сильным воздействием римского права, в частности Свода законов Юстиниана, и канонического права, нормы которых нередко применялись в Португалии и самостоятельно, например при обнаружении пробелов в изданных законах. Значительное влияние на развитие законодательства оказывали и действовавшие в стране испанские сборники законов (“Фуэро реаль”, “Семь партид” и др.), а также местные правовые обычаи, сохранившиеся со времени господства на Пиренеях вестготов (V начало VIII в.). Период власти арабских завоевателей (VIII-XI вв.) в дальнейшей правовой истории Португалии отражения не получил.

Средневековые королевские ордонансы XV-XVII вв. представляли собой многотомные собрания законодательных предписаний, относящихся к различным отраслям права и систематизированных по весьма несовершенным формальным правилам. В частности, включенные в них нормы уголовного права отличались крайней жестокостью и в то же время регулировали ответственность лишь за отдельные виды преступлений и не содержали положений общего характера. Ордонансы предоставляли широкие возможности для произвола феодалов и судей.

В XIX в. в Португалии была осуществлена кодификация основных отраслей права. Она проводилась на базе нескольких конституций, принятых начиная с 1820 г. и закреплявших капиталистические общественные отношения в стране, которая стала конституционной монархией с неустойчивыми, часто реакционными политическими режимами, сменявшими друг друга. Как правило, подготовка кодексов растягивалась на несколько десятилетий. Так, работа над проектами гражданского кодекса началась в 1826 г., а завершилась лишь в 1867 г. после продолжавшегося около года обсуждения в парламенте. ГК 1867 г. – заметное явление в истории буржуазного гражданского права. Он составлен с учетом опыта гражданских кодексов или их проектов во Франции (Кодекс Наполеона 1804 г.), Баварии, Испании и других европейских государствах, а также “Компиляции гражданских законов”, подготовленной в 1857 г. в Бразилии- бывшей португальской колонии. Этот кодекс отличался весьма высоким уровнем юридической техники и продолжал действовать до 1967 г. (в 1930 г. кодекс был издан в новой редакции).

Важнейшим этапом в развитии законодательства Португалии стало принятие Конституции 1976 г., отразившей завоевания антифашистской, национальной и демократической революции 1974 г. На момент своего принятия эта Конституция являлась самым прогрессивным и радикальным с точки зрения социального реформаторства основным законом стран Запада. Она предусматривает, что все предшествующие законы сохраняют силу лишь в том случае, если не противоречат Конституции и содержащимся в ней принципам (ст.293). Конституция внесла серьезные изменения, по существу, во все отрасли права, либо непосредственно сформулировав важнейшие нормы, либо потребовав исправления старых или издания новых законов.

Основными источниками права в современной Португалии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Согласно Конституции (ст.115) к первым относятся законы, декреты-законы и областные законодательные декреты. Законы делятся на обычные и органические; последние принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции, и обладают более высокой юридической силой. Поправки к Конституции принимаются в форме конституционных законов.

Декреты-законы издаются Правительством на основе полномочий, делегированных ему парламентом и по указанному последним определенному кругу вопросов. Они имеют равную юридическую силу с обычными законами парламента. Помимо случаев делегирования законодательных полномочий Правительство может принимать декреты-законы в областях, не отнесенных к компетенции Собрания Республики; декреты-законы, развивающие принципы и общие основы юридического режима, который содержится в законах, предписывающих это делать (ст.201 Конституции). Парламент в течение определенного периода с момента издания декрета-закона может рассмотреть вопрос о его утверждении или внесении поправок. Как показывает опыт, именно путем издания декретов-законов в основном и осуществляется ныне развитие португальского законодательства.

Областные законодательные декреты издаются по вопросам, представляющим особый интерес для соответствующих областей и не закрепленным за Собранием Республики или Правительством; при этом они не могут содержать положения, противоречащие общим законам Республики.

Регламентарные декреты должны указывать законы, которые они регламентируют или которые определяют субъективную и объективную компетенцию для их издания.

Система португальского законодательства традиционно включает ряд кодексов, не известных другим странам. В частности, с 1836 г. периодически издавались административные кодексы, определяющие административно-территориальное деление, компетенцию органов власти и управления и др. В 1935 г. издан Кодекс нотариата, регулирующий компетенцию нотариусов, их функции, права и обязанности, а также вопросы гражданской и уголовной ответственности нотариусов за неправомерные действия.

Исследования в области права ведутся в Португалии главным образом на юридических факультетах в университетах Лиссабона и Коимбры – одних из старейших в Европе.

Государственное устройство и политическая система Португалии

Политическая система Португалии

История Португалии

В 138—36 до н.э. территория Португалии была завоёвана Римом и в последней трети 1 в. до н.э. там образовалась римская провинция Луизитания. В нач. 5 в. н.э. на Пиренейский полуостров вторглись свевы и территория Португалии вошла в состав королевства свевов. Во 2-й пол. 5 в. контроль над этим регионом перешёл к вестготам. В 713—18 Португалия была завоёвана арабами. 9—10 вв. стали периодом экономического и культурного подъёма. Позднее к северу от реки Дору возникли очаги Реконкисты и к сер. 11 в. эта часть Португалия вошла в Леоно-Кастильское (испанское) королевство.

Читать еще:  Срок давности расписки о займе денег между физическими лицами

Название Португалии происходит от названия бывшего римского поселения Портус Кале в устье реки Дору, позднее там находился самый северный феодальный лен Комитатус Портокуленис. Самостоятельная история Португалии начинается после 1095, когда на отвоёванных у арабов территориях было образовано Португальское графство. Его правителем стал Анри Бургундский, пришедший на помощь Леоно-Кастильскому королевству в период войны с арабами. В 1143 было создано независимое португальское королевство со столицей в г. Коимбра, а её первым королём стал Афонсо I. В 1147 Португалия отвоевала у арабов Лиссабон. Реконкиста на территории Португалии завершилась в 1250 полным изгнанием арабов из страны.

С 1255 столица Португалии Лиссабон приобретает значение крупного центра транзитной торговли. В 13 в. в стране установилась сословная монархия, сформировались кортесы. В 1385 кортесы избрали королём великого магистра Ависского ордена Жоана (Жоан I). Ависская династия правила в Португалии до 1580. В 15 в. началась внешняя экспансия Португалии. В 1415 была захвачена африканская крепость Сеута, к 1485 — основные пункты на западном побережье Атлантики — остров Мадейра, Сан-Томе и Принсипи, Азорские острова. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию (1498) положило начало португальским завоеваниям в Восточной Африке, Индии, Юго-Восточной Азии. Открытие Португалии Кабралом в 1500 Бразилии привело к превращению Португалии в крупную колониальную империю. После смерти португальского короля Себастьяна I страной завладел испанский король Филипп II, испанское господство продолжалось с 1581 по 1640. После всеобщего восстания 1640 Португалия вновь становится независимой. К нач. 18 в. страна попадает под сильное экономическое и политическое влияние Великобритании. В 1703 был подписан Лиссабонский договор о «вечном» союзе с Великобританией. В 1793 Португалия присоединилась к антифранцузской коалиции. Но в 1807 французские войска заняли страну, и королевская семья была вынуждена уехать в Бразилию. В 1810 с помощью англичан французы были изгнаны, и в 1821 в страну вернулся король. В 1822 Бразилия получила независимость.

5 октября 1910 в Португалии была свергнута монархия и провозглашена республика. В 1-й мировой войне Португалия принимала участие на стороне Антанты. В мае 1926 в результате государственного переворота в стране была установлена военная диктатура. В 1932 власть в стране захватил генерал О. Салазар и установил авторитарный режим. Во 2-й мировой войне Португалия сохраняла нейтралитет. В 1949 она вступает в НАТО. С 1961 Португалия вела колониальную войну против национально-освободительных движений в своих владениях в Африке. В 1970 после смерти Салазара новым диктатором стал его преемник М. Каэтану.

Современная политическая система Португалии является следствием «Революции гвоздик» — антифашистского переворота младшего и среднего офицерства (Движение вооружённых сил) 25 апреля 1974 года, переросшего в демократическую революцию с активным участием леворадикальных сил. «Революция гвоздик» свергла преемника Салазара Марселу Каэтану, открыла дорогу для предоставления независимости колониям Португалии (Ангола, Мозамбик, Восточный Тимор, Сан-Томе и Принсипи) и покончила с корпоратистским режимом «Нового государства». На смену ему пришла новая Конституция Португалии 25 апреля 1976 года, провозгласившая Португалию не только демократической, но и социалистической, республикой и ставившая целью достижение бесклассового общества. Впоследствии положения конституции неоднократно пересматривались (в том числе по требованию Европейского союза, членом которого Португалия является с 1986 года). Изменения в конституцию вносились в 1982, 1989, 1992, 1997, 2001 и 2004 годах.

Государственное устройство и политическая система Португалии

Португалия — демократическое государство с республиканской формой правления. Глава государства — президент, высший законодательный орган — парламент, высший исполнительный орган — правительство, его глава — премьер-министр.

Португалия — парламентская республика, где существует взаимное ограничение полномочий президента, правительства и парламента. Президент избирается сроком на 5 лет гражданами Португалии старше 18 лет всеобщим тайным голосованием не более чем на 2 срока подряд. Претендент на пост президента должен набрать более половины голосов избирателей, в противном случае назначается второй тур выборов. В январе 2016 года президентом избран Марселу Ребелу ди Соза (представитель Социал-демократической партии). Теоретически он имеет довольно широкие полномочия, вплоть до роспуска парламента, но ныне его функции сводятся к представительским. За столетнюю историю Португальской республики на посту президента встречались как диктаторы (Кармона), так и марионеточные правители, зависевшие от фашистского диктатора Салазара, занимавшего должность премьер-министра.

Правительство, подотчетное парламенту, определяет политику страны, формирует бюджет и осуществляет контроль за государственным управлением. Имеет право на разработку законов, касающихся его собственной деятельности. Правительство Португалии – Председательство министров, в числе которого 14 министров. Правительство возглавляет премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламентских выборах партии, назначается президентом республики после заслушивания представленных в парламенте партий и в соответствии с итогами голосования. Премьер-министр формирует состав своего кабинета, определяет ключевые направления экономического развития. Премьер-министр с 2015 — Антониу Кошта (Социалистическая партия).

Однопалатный Парламент (Ассамблея Республики) избирается по партийным спискам на 4 года. В состав парламента входят 230 депутатов. Члены парламента избираются всеобщим тайным голосованием гражданами страны старше 18 лет в соответствии с системой пропорционального представительства. Последние парламентские выборы состоялись 4 октября 2015 года. Наибольшее количество голосов получили партии правоцентристской коалиции, однако в силу ряду причин левоцентристская Соцпартия сформировала правительство меньшинства.

С 1976 по 1982 при президенте существовал Государственный совет, который впоследствии был заменен тремя новыми органами: Конституционным судом, Консультативным государственным советом, возглавляемым президентом и укомплектованным политическими и общественными деятелями, и Верховным советом национальной обороны.

В административном отношении Португалия делится на 18 административных округов («диштриту») и 2 автономных региона — Азорские острова и остров Мадейра. 18 округов находятся на континентальной части страны: Авейру, Бежа, Брага, Браганса, Визеу, Вила-Реал, Вьяна-ду-Каштелу, Гуарда, Кастело Бранко, Коимбра, Лейрия, Лиссабон, Порталегри, Порту, Сантарен, Сетубал, Фару, Эвора. В свою очередь 18 округов делятся на 308 муниципальных районов («конселью»), состоящих из приходов («фрегезия»). Крупнейшие города — Лиссабон, Порту, Эвора, Фару, Брага, Сетубал, Коимбра.

Во главе административного округа стоит губернатор, назначаемый правительством. Его функции весьма ограниченны и распространяются главным образом на чрезвычайные ситуации. В муниципальных районах избираются муниципальные собрания, а исполнительными местными органами являются муниципальные палаты (мэрии).

Административным регионам Азорские острова и Мадейра с 1974 предоставлена широкая политико-административная и хозяйственная автономия. Они имеют свои законодательные собрания, избираемые на 4 года, и региональные правительства. Центральную власть в автономных областях представляет министр республики.

Из полутора десятка партий реальным влиянием пользуются: СДП, основанная в 1974; СП, старейшая в стране, воссоздана в 1973; НП, правопопулистского толка, преемница партии Социал-демократический центр, созданной в 1974; ПКП, основанная в 1921, и Левый блок, объединяющий ряд леворадикальных партий. Профсоюзы насчитывают 1,7 млн членов, к ним относятся Всеобщая конфедерация португальских трудящихся (ок. 1/2 членов профсоюзов), Всеобщий союз трудящихся, независимые профсоюзы. Уровень партийной принадлежности португальцев один из самых низких в Европе, и он стабильно снижается с конца 1990х гг.

Внешняя политика Португалии формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, ОБСЕ и других европейских структурах, и традиционной проатлантической ориентации. Учитываются также традиционные связи с Африкой, Латинской Америкой и с Восточным Тимором, независимость которого была провозглашена в мае 2002. В декабре 1999 под управление Китая в качестве особого административного района была передана бывшая португальская территория Макао (Аомынь). С 2002 осью внешнеполитической деятельности страны являлось председательство Португалии в ОБСЕ.

Государственное устройство и политическая система Португалии

П. — демократическое государство с республиканской формой правления. Глава государства — президент, высший законодательный орган — парламент, высший исполнительный орган — правительство, его глава — премьер-министр. Действует Конституция 1976 с изменениями от 1982, 1989, 1992 и 1997.

П. — парламентская республика, где существует взаимное ограничение полномочий президента, правительства и парламента. Президент избирается сроком на 5 лет гражданами П. старше 18 лет всеобщим тайным голосованием не более чем на 2 срока подряд. С марта 1996 президентом республики является Жорж Сампайю, в январе 2001 он переизбран на второй сроколо Однопалатный парламент (Собрание Республики) избирается сроком на 4 года и состоит из 230 депутатов. На досрочных парламентских выборах 17 марта 2002 в состав Собрания избраны по списку от Социал-демократической партии (СДП) 105 депутатов, от Социалистической партии (СП) — 96, от правой Народной партии (НП) — 14, от избирательного блока Коалиция демократического единства (КДЕ) во главе с Португальской компартией (ПКП) — 12, от Левого блока — 3. С

апреля 2002 председатель Собрания — Ж. Боско Мота Амарал (СДП). Члены парламента избираются всеобщим тайным голосованием гражданами страны старше 18 лет в соответствии с системой пропорционального представительства. Премьер-министр назначается президентом республики после заслушивания представленных в парламенте партий и в соответствии с итогами голосования. После неудачи СП в декабре 2001 на муниципальных выборах премьер-министр А. Гутерреш подал в отставку. С апреля 2001 правительство возглавляется Ж. Мануэлем Дурау Баррозу (СДП).

Читать еще:  Бездотационные дома в москве 2018 году адреса

В административном отношении П. делится на 18 административных округов («диштриту») и 2 автономных региона — Азорские острова и остров Мадейра. 18 округов находятся на континентальной части страны: Авейру, Бежа, Брага, Браганса, Визеу, Вила-Реал, Вьянаду-Каштелу, Гуарда, Кастело Бранко, Ко-имбра, Лейрия, Лиссабон, Порталегри, Порту, Санта-рен, Сетубал, Фару, Эвора. В свою очередь 18 округов делятся на 308 муниципальных районов («консе-лью»), состоящих из приходов («фрегезия»). Крупнейшие города — Лиссабон, Порту, Эвора, Фару, Брага, Сетубал, Коимбра.

Во главе административного округа стоит губернатор, назначаемый правительством. Его функции весьма ограниченны и распространяются главным образом на чрезвычайные ситуации. В муниципальных районах избираются муниципальные собрания, а исполнительными местными органами являются муниципальные палаты (мэрии). На последних муниципальных выборах в декабре 2001 СДП получила 39% голосов и возглавила 158 муниципалитетов, СП — соответственно 36% и 114 муниципалитетов.

Административным регионам Азорские острова и Мадейра с 1974 предоставлена широкая политико-административная и хозяйственная автономия. Они имеют свои законодательные собрания, избираемые на 4 года, и региональные правительства. Центральную власть в автономных областях представляет министр республики. После выборов в автономиях 15 октября 2002 на Мадейре у власти находится СДП, на Азорских островах победила СП.

Из полутора десятка партий реальным влиянием пользуются: СДП, основанная в 1974; СП, старейшая в стране, воссоздана в 1973; НП, правопопулистского толка, преемница партии Социал-демократический центр, созданной в 1974; ПКП, основанная в 1921, и Левый блок, объединяющий ряд леворадикальных партий. Профсоюзы насчитывают 1,7 млн членов, к ним относятся Всеобщая конфедерация португальских трудящихся (около 1/2 членов профсоюзов), Всеобщий союз трудящихся, независимые профсоюзы.

Внешняя политика П. формируется под влиянием факторов, вытекающих из её членства в НАТО, ЕС, ОБСЕ и других европейских структурах, и традиционной проатлантической ориентации. Учитываются также традиционные связи с Африкой, Латинской Америкой и с Восточным Тимором, независимость которого была провозглашена в мае 2002. В декабре 1999 под управление Китая в качестве особого административного района была передана бывшая португальская территория Макао (Аомынь). С 2002 осью внешнеполитической деятельности страны являлось председательство П. в ОБСЕ.

Общая численность Вооружённых сил 43,6 тыс. чел. (Сухопутные войска — 25,4 тыс. чел., Военно-морские силы — 10,8 тыс. чел. и Военно-воздушные — 7,4 тыс. чел.). Численность Национальной республиканской гвардии — 25,6 тыс. чел. Вооружённые силы комплектуются на основе всеобщей воинской повинности (срок службы — 4 месяца, призывной возраст — 20 лет) и на контрактной системе, в перспективе намечено осуществить переход к полностью профессиональной армии. Военные расходы 2,0% ВВП, или 2,226 млрд долл. (2001). Под Лиссабоном размещена штаб-квартира регионального командования НАТО в Юго-Восточной Атлантике. На Азорских островах находится военно-воздушная база США, на Мадейре — военно-морская база НАТО.

В 1974 были установлены дипломатические отношения с СССР. 26 декабря 1991 португальское правительство приняло решение признать РФ как суверенное государство, которое взяло на себя всю совокупность прав и международных обязательств, принадлежавших СССР. В 1994 между РФ и П. подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. В октябре 2001 состоялся официальный визит в РФ президента П. Ж.Сампайю.

Информационный портал страны мира – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране Португалия предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад “Государственное устройство и политическая система Португалии” вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.

Португалия

Название страны происходит от города Порту (лат. Portus Cale — «теплый порт»).

Столица Португалии. Лиссабон.

Площадь Португалии. 92389 км2.

Население Португалии. 10066 тыс. чел.

Расположение Португалии. Португалия находится на крайнем юго-западе Европы в западной части Пиренейского полуострова. Ей также принадлежат Азорские острова и остров Мадейра, находящиеся в Атлантическом океане. На севере и востоке Португалия граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном.

Административное деление Португалии. Португалия разделена на 22 округа, в т. ч. 18 на континенте, и 2 автономных области—Азорские острова и архипелаг Мадейра.

Форма правления Португалии. Республика.

Глава государства Португалия. Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Высший законодательный орган Португалии. Собрание Республики (однопалатный парламент), срок полномочий — 4 года.

Высший исполнительный орган Португалии. Правительство.

Крупные города Португалии. Порту, Коимбра, Брага, Эвора.

Государственный язык Португалии. Португальский.

Религия Португалии. 97% — католики.

Этнический состав Португалии. 99% — португальцы.

Валюта Португалии. Евро = 100 центам.

Климат Португалии. Климат в Португалии целиком зависит от влияния Атлантики и меняется от севера к югу и от востока к западу. Близость океана удерживает температуру ниже, чем на тех же широтах в Средиземноморье. Охлаждающее влияние оказывает холодное Канарское течение, проходящее с севера на юг вдоль западного побережья страны. Здесь погода более капризна, бывает больше осадков. Основная их часть приходится на холодное время года. На юге выпадает до 400 мм осадков в год, на севере — 800 мм, в горах — 1200—2500 мм.

Климат островов субтропический, мягкий. Среднегодовая температура на побережье + 20 °С.

Флора Португалии. В прошлом леса Португалии бездумно вырубались, но в последние десятилетия в результате посадок их площадь значительно увеличилась и в данный момент составляет 36% территории страны.

Около половины лесов составляет приморская сосна на прибрежной полосе, а также большое количество эвкалиптов.

Для растительности Португалии характерны дикие кустарниковые заросли на низменностях, холмах и каменистых склонах.

Густо покрывают огромные пространства вечнозеленые кустарники—маквисы, которые достигают в высоту до двух метров. Самые типичные для маквиса виды — благородный лавр, мирта, земляничное и фисташковые деревья, древовидный вереск, олеандр, ладанник. Встречаются насаждения оливковых деревьев, а на юге — даже миндальные сады.

Фауна Португалии. Животный мир представлен смесью центральноевро-пейских и североафриканских видов. Преобладают лиса, дикий кролик, иберийский заяц. В горах в основном обитают дикие козы, кабаны и олени, на юге встречаются североафриканская генетта и алжирский еж. Очень разнообразны птицы. К эндемичным видам (характерным только для данной территории) относятся голубая сорока, сова, красная куропатка. На скалах гнездятся грифы, пустельги, орлы. По всему побережью встречаются аисты (охраняемые специальным законодательством), бекасы, перепела. В прибрежных водах водится большое количество рыбы: сардина, анчоус, треска, тунец.

Реки и озера Португалии. Реки — Дору (Дуэро), Тежу (Тахо), Гвадиана.

Достопримечательности Португалии. В Лиссабоне — национальные музеи этнографии, религиозного искусства, старинного искусства, современного искусства, Музей карет, монастырь Жеронимуш, церковь Санта-Мария, дворец Келуш; в Порту — церковь Сан-Педру; в Эворе — храм Дианы и др. Практически в каждом городе есть музеи. На юге сохранились развалины римских храмов и акведуков.

Полезная информация для туристов

Коррида — любимое зрелище португальцев, хотя она и существенно отличается по правилам от более «кровожадной» испанской. В ходе поединков быков никогда не лишают жизни, потому что португальская коррида — это красивое спортивное состязание в ловкости и силе между человеком и быком. По праздничным дням коррида устраивается во многих городах Португалии.

Типичная черта португальцев — неторопливость и спокойствие, они никогда не суетятся. Португальцы, в отличии от их соседей испанцев, не шумливы и хорошо воспринимают другие языки. Они приветливы и незаносчивы, не крикливы и не агрессивны. Речь их нетороплива. Манера общения спокойная и негромкая. Португальцы очень любят праздники, поводом для которых могут быть паломничество, поминовение святых, ярмарки и т. д.

Что такое Португалия: государственный строй и политика? Значение portugaliya gosudarstvennii stroi i politika, энциклопедия кольера

Значение термина «Португалия: государственный строй и политика» в Энциклопедии Кольера. Что такое португалия: государственный строй и политика? Узнайте, что означает слово portugaliya-gosudarstvennii-stroi-i-politika – толкование, обозначение, определение термина, его лексический смысл и описание.

Португалия: государственный строй и политика

Португалия: государственный строй и политика – К статье ПОРТУГАЛИЯ

С 1926 по 1974 в Португалии был консервативный диктаторский режим т.н. “нового государства”. Фактически страной 36 лет правил Антониу ди Оливейра Салазар, который занимал пост премьер-министра. Он запретил все политические организации, кроме основанного им Национального союза, и стремился держать под контролем все население через сеть молодежных организаций, ассоциаций ветеранов и других учреждений, официально поддерживавшихся государством. Салазар широко использовал пропаганду и цензуру, с помощью тайной полиции подавлял инакомыслие.

Начальный двухлетний переходный период сопровождался политической нестабильностью. За это время сменились шесть временных правительств, были предприняты попытки совершения двух государственных переворотов (один был инспирирован правыми силами, другой – левыми); страну захлестнули забастовки и демонстрации. Тем не менее в первую годовщину “розовой революции” португальцы избрали Учредительное собрание, которое подготовило конституцию, вступившую в силу 2 апреля 1976.

Государственное устройство. В отличие от корпоративного режима Салазара, государственный строй, предусматривавшийся конституцией 1976, основывался на демократических принципах с элементами социализма.

Читать еще:  Слова благодарности о работе комиссии по

Законодательный орган – однопалатный парламент (Ассамблея Республики), состоит из 250 депутатов, избираемых на всеобщих выборах на четырехлетний срок. Ассамблея принимает законы и утверждает бюджет. Исполнительная власть разделена между президентом и правительством во главе с премьер-министром. Президент избирается на всеобщих выборах сроком на пять лет и не может быть переизбран на третий срок. В число полномочий президента входят назначение и смещение премьер-министра и других министров, он может налагать вето на законопроекты, принятые парламентом. Правительство определяет политику страны, формирует бюджет и осуществляет контроль за государственным управлением.

С 1976 по 1982 при президенте существовал Государственный совет, который впоследствии был заменен тремя новыми органами: Конституционным судом, Консультативным государственным советом, возглавляемым президентом и укомплектованным политическими и общественными деятелями, и Верховным советом национальной обороны.

В 1989 был принят ряд поправок к конституции 1976: в качестве цели провозглашалось построение “свободного и справедливого общества, проявляющего заботу о ближних”, вместо прежней формулировки – “построение бесклассового общества”. Был внесен пункт, разрешающий продажу ранее национализированных компаний, и определен новый курс реформирования сельского хозяйства. Некоторые статьи конституции были пересмотрены в 1992.

В Португалии действует централизованная система управления. Континентальная часть страны подразделяется на 18 административных округов. Более мелкие административные единицы – муниципии и приходы.

Местное управление. Представительными организациями прихода являются ассамблея и жунта прихода. Ассамблея избирается всеми гражданами прихода. Жунта является исполнительным органом прихода и избирается тайным голосованием ассамблей из числа ее членов. Председателем жунты является гражданин, возглавляющий список кандидатов и получивший наибольшее количество голосов при выборах в ассамблею.

Муниципии управляются муниципальными ассамблеями и палатами. Муниципальные ассамблеи состоят из председателей жунт (исполнительных органов) приходов и по крайней мере такого же числа избранных депутатов. Муниципальная палата является исполнительным органом власти и возглавляется кандидатом от ведущей партии, получившей большинство голосов. Муниципии могут создавать ассоциации и федерации для решения экономических, общественных, культурных и других вопросов.

Представительными органами административных округов являются ассамблея и жунта округа. Ассамблея состоит из членов, избранных всеобщим прямым голосованием, и членов, выбранных коллегией выборщиков, состоящей из членов муниципальных ассамблей. Исполнительный коллегиальный орган, жунта, избирается тайным голосованием ассамблеей округа из числа ее членов. При жунте округа имеется представитель правительства.

Азорские о-ва и Мадейра пользуются самоуправлением и имеют статус автономных областей. Они также делятся на муниципии и приходы. Областные ассамблеи избираются на прямых всеобщих и тайных выборах в соответствии с принципом пропорционального представительства.

Политические партии. С установлением диктатуры Салазара в начале 1930-х годов и до апрельской революции 1974 политические партии находились под запретом. Тем не менее подпольно действовали коммунистическая и социалистическая партии, а также небольшие политические группы левых. После 1974 возник ряд новых партий. Крупнейшие из них – Народно-демократическая (впоследствии переименованная в Социал-демократическую, СДП) и Социально-демократический центр (СДЦ) – были сформированы политиками, игравшие активную роль при прежнем режиме. Большинство основных партий получило значительную финансовую помощь от иностранных политических партнеров.

В течение нескольких первых месяцев после революции возникло ок. 80 политических группировок. К моменту распространения первых избирательных бюллетеней политический спектр сузился до 12 партий. На выборах наибольшее число голосов получили следующие партии: Социалистическая (СП, 35%), СДП (24%), СДЦ (16%) и Португальская коммунистическая (ПКП, 14%).

Более консервативный Север Португалии отдавал предпочтение СДП или НП, тогда как СП и ПКП имели поддержку на юге. В последние годы влияние ПКП стало ослабевать, ее электорат в прошлом состоял из промышленных рабочих Лиссабонского региона и бедных сельскохозяйственных рабочих на Юге (Алентежу). Около миллиона репатриантов из Анголы и Мозамбика враждебно настроены по отношению к левым политикам, которые предоставили независимость этим африканским колониям.

Политическая нестабильность сотрясала Португалию в первое десятилетие после революции. С 1974 по 1976 сменилось шесть временных правительств. Генерал Антониу Рамалью Эаниш, придерживавшийся умеренных взглядов член Движения вооруженных сил (ДВС), в период своего президентства в 1976-1986 обеспечивал некоторую стабильность общества. Премьер-министром в эти же годы был Мариу Соариш. Он руководил первым правительством меньшинства из представителей СП, а затем возглавлял неустойчивую правительственную коалицию. В 1979 президент был вынужден провести дополнительные выборы.

С 1979 по 1983 большинство партий сгруппировались в три коалиции, которые представляли собой правый центр, левый центр и крайний левый фланг; при этом доминировала СДП. Такое положение изменилось в 1983, когда к власти пришла центристская коалиция во главе с социалистами, получившими большинство голосов, и социал-демократами. Это коалиционное правительство распалось в 1985, после ослабления позиций СДП.

Хотя кандидат социалистов Соариш в 1986 был избран президентом (первым за 60 лет гражданским главой государства) при поддержке революционно-демократической партии ДВС Эаниша и Объединенного народного союза, возглавлявшегося коммунистами, социал-демократы в середине 1980-х годов продолжали руководить парламентом. В 1987 после отмены цензуры и проведения новых выборов СДП впервые за 13 лет получила большинство мест в парламенте. На муниципальных выборах 1989 победу одержали социалисты, а Соариш на выборах 13 января 1991 был избран президентом, получив 70,4% голосов. Тем не менее СДП вновь получила абсолютное большинство голосов на парламентских выборах 6 октября 1991.

В 1995 социалистам удалось победить на президентских выборах и получить большинство мест в парламенте. Правительство возглавил лидер СП Антониу Гуттереш. В январе 1996 на президентских выборах одержал верх Жоржи Сампайю, бывший мэр-социалист Лиссабона. Социалисты победили и на муниципальных выборах 1997.

Правовая система. При режиме Салазара свобода печати и право на объединения, собрания, протесты или забастовки были строго ограничены. В конституции 1976 эти ограничения были сняты. Положение о неприкосновенности личности было введено как в гражданские, так и в военные законы. Система уголовного права организована на общегосударственном уровне под управлением министерства юстиции по 217 судебным округам. Для ряда дел обвинение или защита вправе требовать суда присяжных заседателей.

В Португалии суды независимы и подчиняются только закону. Совершенно независимо существует Конституционный суд. Высшим органом в иерархии судов является Верховный суд. Кроме того, в систему судов входят суды общей юрисдикции первой и второй инстанций, Верховный административный суд и другие административные и фискальные суды, Счетная палата, военные трибуналы, морские суды, арбитражные суды.

Вооруженные силы. Режим Салазара – Каэтану постоянно наращивал военную мощь Португалии. При Каэтану на вооруженные силы направлялось почти 2/5 от общей суммы государственных расходов. После революции 1974 в связи с ликвидацией колониальной системы отпала необходимость в большой армии. В 1990 в армии служили 44 тыс. человек, на флоте – 16 тыс. человек. Военно-воздушные силы насчитывали ок. 15 тыс. человек персонала.

Внешняя политика. Португалия с давних пор имела особенно тесные отношения с Англией. Эта традиция берет начало с торгового договора, подписанного в 1373. В 1386 обе страны подписали в Виндзоре договор о взаимном сотрудничестве, а тесные экономические связи были закреплены Метуэнским договором 1703. Британская поддержка помогла Португалии отстаивать свою независимость после 1640 и сохранить значительную часть своей заморской империи. Однако этот старинный союз не повлиял на португальскую политику нейтралитета во Второй мировой войне, хотя Великобритании и США были предоставлены базы на Азорских о-вах. Впоследствии американская военно-воздушная база в Лажише перешла в распоряжение НАТО, к которой Португалия присоединилась в 1949.

Из-за вето СССР в Совете безопасности ООН Португалию не принимали в эту организацию вплоть до 1955. С 1960 по 1986 Португалия состояла членом Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

Португальские колонии в 1970 занимали площадь свыше 2 млн. кв. км. Самыми большими из них были Ангола и Мозамбик в Африке. В Азии Португалия владела колониями Макао на юго-востоке Китая и Восточный Тимор в Малайском архипелаге. В 1974-1975 все африканские колонии стали независимыми.

После ликвидации португальской колониальной системы в Африке были восстановлены отношения с СССР, странами Восточной Европы и многими странами Африки и Азии.

Отношения с Индонезией обострились после того, как она в 1975 оккупировала Восточный Тимор и стали известны факты жестокого обращения с жителями этой бывшей португальской колонии. В 1999 Индонезия под давлением общественности вывела свои войска из Восточного Тимора.

В соответствии с соглашением 1987, управление португальской колонией Аомынь (Макао) должно было перейти к Китаю в декабре 1999.

В конце 1970-х годов укрепились связи Португалии с НАТО. 1 января 1986 Португалия вошла в состав Европейского сообщества (ЕС). Португалия входит в союз португалоязычных стран, который включает также Бразилию и бывшие португальские колонии – Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау, Сан-Томе и Принсипи, Кабо-Верде.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector