Дата и время совершения нарушения об административном правонарушении
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Дата и время совершения нарушения об административном правонарушении

Время совершения адм. правонарушения и момент окончания процессуального сро

#1 AxUD AxUD —>

Коллеги, доброго времени суток.

Я тут немного «заблудился в трех соснах» и был бы рад послушать Ваше мнение по следующему вопросу:

ФАС привлекает ООО по ч.5 ст.19.8 КоАП за несвоевременно предоставление сведений.

По материальной части вопросов нет – признаю, просрочил.

Сейчас стоит вопрос чисто процессуальный – хочу признать постановление о наложении штрафа, вынесенным с нарушением закона, в частности ст.28.2 КоАП, в связи с тем, что не определено время совершения правонарушения (обязательное требование).

ФАС направил ООО требование о представлении документов и предусмотрел срок – до 20 января 2012 г.

Мы этот срок нарушили.

В постановлении о наложении штрафа ФАС указал время совершения правонарушения: 21 января 2012 г.

Отсюда, собственно, и вопрос.

Административное законодательство не содержит в себе отдельного процессуального кодекса, хотя о необходимости его введения дебаты ведутся уже не один год (кодекс необходим, а то уже противно смотреть на беспредел фискалов).

Сам КоАП не содержит положений о процессуальных сроках.

Соответственно, здесь можно применять положения о сроках из АПК.

Так вот, ст.ст.113-114 АПК не дают четкого представления, какой же день считать днем окончания, если окончание срока дано с формулировкой «до».

Например, ч.3. ст.114 АПК гласит: процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.

Так какой день считать последним, если ФАС просил документы «до 20 января»?

Я так понимаю, что последний день в данном случае будет 19 января, потому что ФАС не указал, что «до 20 января включительно»?

Формулировки по срокам «до» содержатся также в ст.128 АПК, но я покопался в практике и ничего не нашел применительно к данному случаю.

Буду рад, если проведете меня через эти «сосны» и ответите, когда же заканчивается срок, если действие должно быть совершено до 20 января?

#2 Eisenfaust Eisenfaust —>

  • Старожил
  • 3 311 сообщений
  • ОбратитьсяПубликации

    #3 AxUD AxUD —>

    Спасибо за ответ, но в рассматриваемом случае, как мне видится, ситуация немного другая.

    Я не говорю о сроках давности привлечения к ответственности. С ними все в порядке.

    Я говорю о дне обнаружения правонарушения (времени совершения правонарушения, как это поименовано в протоколе и постановлении).

    Если брать тезис ВС РФ: «В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности», то меня в нем больше всего интересует «день, следующий за последним днем периода. «

    Так какой день считать последним днем периода «до 20 января»?

    Словарь Ожигова: ДО кого-чего, предлог с род. п. 1. Употр. для указания на расстояние или время, отделяющее одно место, событие, лицо от другого.

    Исходя из смысла предлога, 20 января не входит в период предоставления и последним днем периода надлежит считать 19 января.

    Соответственно, днем обнаружения правонарушения (временем совершения правонарушения) ФАСу следовало указать 20, а не 21 января.

    Из чего я делаю вывод, что протокол составлен с нарушением ст.28.2 КоАП — с неверным определением времени совершения правонарушения.

    Или я заблуждаюсь?

    #4 Юриспрофф Юриспрофф —>

    #5 AxUD AxUD —>

    Это все таки прежде всего процессуальный вопрос.

    #6 Юриспрофф Юриспрофф —>

    #7 AxUD AxUD —>

    Применительно к ст.12 АПК (язык судопроизводства) во взаимосвязи со ст.431 ГК можно сделать вывод, что при всех неясностях судом (либо вышестоящим органом ФАС) будет приниматься во внимание буквальное значение содержащихся в постановлении слов и выражений.

    Если ФАС требовала представить документы «в срок до 20 января», то с учетом трактовки предлога «до» , данной в словаре русского языка, являющегося языком судопроизводства (читай — буквальное значение), дата 20 января не входит в период, предоставленный ФАС для исполнения обязанности по предоставлению документов.

    Согласно пункту 4 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству установит, что не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

    В данном случае суд оставил заявление общества без движения на срок до 08.11.2004. Как установлено судами, общество сдало на почту документы, подтверждающие устранение указанных обстоятельств, в частности оригинал платежного поручения от 21.09.2004 N 391 о перечислении государственной пошлины в доход федерального бюджета и выписку из лицевого счета общества, 05.11.2004. Поскольку к 08.11.2004 названные документы в суд не поступили, определением от 10.11.2004 заявление было возвращено обществу.

    (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.12.2005 N 10758/05 по делу N А40-51737/04-45-528Т)

    Из этого следует логический вывод: в постановлении о наложении штрафа и протоколе об адм.правонарушении ФАСу надлежало указать время совершения следующий за 19 января день, т.е. 20 января, а не 21 , как они указали.

    Соответственно, протокол и постановление не соответствуют требованиям ст.28.2 КоАП, следовательно, незаконны и подлежат отмене.

    Можно ли пренебречь корректностью данных о времени, месте и событии административного правонарушения при составлении протокола (по следам дела № А56-21697/2017).

    В ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Отсутствие данных о времени, месте совершения административного правонарушения, событии административного правонарушения, прямо перечисленных в указанной части, является существенным недостатком протокола (абз. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Абзац 3 того же постановления, содержащий примерный перечень несущественных недостатков протокола об административных правонарушениях, позволяет понять разницу: в первом случае допущенные нарушения не могут быть восполнены в дальнейшем, а значит, препятствуют продолжению производства. В связи с этим их наличием является самостоятельным и безусловным основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, вынесенного по результатам дефектного производства (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

    С точки зрения прохождения анализируемой административной процедуры неуказание или неверное указание сведений о времени, месте и событии административного правонарушения в рамках рассмотрения дела или пересмотра постановления устранено быть не может, — ни судья, ни должностное лицо, уполномоченное рассматривать подобные дела, не имеют указанных прав. Подтверждением являются правила п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, согласно которому они вправе лишь вернуть протокол для доработки, но лишь на этапе подготовки к рассмотрению дела. Начав его фактически рассматривать, возможности изменить сведения в нем также отсутствуют.

    Юридическое значение корректности указания рассматриваемых данных кроется в том, что «исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение выходить за пределы которого недопустимо» (постановлении судьи Верховного Суда РФ от 14.11.2016 по делу № П-АД16-20). Таким образом, являясь элементами описания вмененного правонарушения, данные о времени, месте, событии административного правонарушения являются не просто некими формализмами, через которые можено переступить, а в том числе формируют предмет дальнейшего рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановления по делу, выход за пределы которого невозможен.

    Читать еще:  Покупка автомобиля у юридического лица физическим 2018

    Подобное толкование не является новшеством. Оно основано на том, что представляя собой этап возбуждения дела об административном правонарушении, протокол составляется лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие конкретного административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ). Выход за пределы обвинения свидетельствует о том, что судья, должностное лицо начинают рассматривать дело о каком-то ином правонарушении — не возбуждашемся или возбужденном в рамках иного производства.

    Не должно смущать и то, что в силу вышеприведенных разъяснений в протоколе необходимы данные об объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, право на представление которых может быть реализовано лишь по желанию последнего. КоАП РФ предусматривает случаи, когда такие объяснения не даются (например, когда законный представитель лица, в отношении которого составляется протокол, был надлежащим образом уведомлен о его составлении, но не явился, явился, но отказался от представления объяснения и т.п.). Другие перечисленные сведения (например, о лице, составившем протокол) могут иметь собственное юридическое значение (в частности, компетентно ли должностное лицо в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях).

    Длящееся административное правонарушение

    Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно. Встречаются, конечно, “волшебные” ситуации, когда грубо нарушается порядок привлечения к административной ответственности. И в силу тех или иных причин срок давности к моменту рассмотрения дела истекает. Что такое длящееся административное правонарушение и какие особенности назначения административного наказания – об этом мы расскажем ниже. А дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

    Что такое длящееся административное правонарушение в КоАП РФ

    Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит признаков, по которым государство считает то или иное правонарушение длящимся. Но этот термин имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Особенно для правонарушителя. Поэтому в первую очередь здесь применяется судебная практика.

    Верховный суд России в 2005 году дал следующую рекомендацию. Длительное административное правонарушение – это и действие, и бездействие. Выражается оно в длительном непрекращающимся невыполнении предусмотренных законом (ненормативным правовым актом) обязанностей. Или их ненадлежащем выполнении.

    Из этой рекомендации правоприменитель (орган власти или должностное лицо, суд в соответствии с подведомственностью административных дел) должен сделать следующие выводы:

    • обязанность совершить или не совершать действие устанавливается как нормативным правовым актом, так и ненормативным. Например, предписание органа власти. Или представление прокурора.
    • противоправность деяния носит длительный и непрекращающийся характер. Именно по этому признаку правоприменитель не должен признавать длящимся административным правонарушением невыполнение обязанности к какому-то сроку. Длительное противоправное поведение начинается в момент совершения правонарушения и до прекращения деяния самим правонарушителем. Либо пресечением такого деяния уполномоченным органом власти.

    К примеру, статья 25.25. КоАП РФ установила ответственность за уклонение от исполнения административного наказания. Часть 1 – за неуплату административного штрафа. В свою очередь, этот вид наказания правонарушитель должен исполнить в течение 60 дней. Значит, на 61 после вступления в силу постановления день правонарушение уже окончено. Он не исполнил обязанность к определенному сроку. И от нарушителя уже не зависит дальнейшее исправление ситуации. Он уже совершил правонарушение – уклонился от уплаты штрафа. Значит, такие действия – это не длящееся административное правонарушение.

    А вот, к примеру, самовольное занятие земельного участка без оформления правоустанавливающих документов – длящееся правонарушение.

    Особенности и срок длящихся административных правонарушений

    Общий срок давности привлечения к административной ответственности – 2 месяца с момента совершения. По делам, которые рассматривают суды – 3 месяца. При этом есть ряд исключений, которые устанавливает статья 4.1. КоАП РФ. Например, в области дорожного движения по ст. 12.8 (управление в состоянии опьянения) – 1 год. Но именно с даты совершения.

    А вот срок давности по длящемуся административному правонарушению считается с даты выявления. По сути, он должен совпадать с моментом возбуждения дела об административном правонарушении. То есть уполномоченный орган обнаружил правонарушение. И срок давности начал течь. Опять-таки, нарушение правил пребывания в РФ иностранным гражданином в виде отсутствия документов, подтверждающих право на пребывания в РФ (ч. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ) – длящееся административное нарушение. Сотрудник полиции выявил такого гражданина. Составил протокол об административном правонарушении. И вот начинает течь 1 год для вынесения постановления и привлечения к административной ответственности.

    В целом, судебная практика складывается неоднозначно. Ряд судов признают одни правонарушения длящимися. В другом субъекте России практика может быть другая. Мы рекомендуем длящееся административное правонарушение изучать с применением правовых позиций, выраженных в актах Верховного суда и кассационных судов Российской Федерации.

    Срок давности по административным правонарушениям

    09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

    Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

    Данная статья актуальна на 29 февраля 2020 года

    Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

    Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

    Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного. Подавать жалобу на постановление — обязательно.

    О том, как обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, можно прочитать здесь.

    Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

    В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

    Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

    КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

    Я, адвокат Владимир Чикин, расскажу о перспективах вашего дела, подготовлю документы и представлю ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

    Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже я привожу ее в упрощенном виде.

    Читать еще:  Официальный представитель производителя дистрибьютор или дилер

    Срок давности по умолчанию: 2 месяца

    Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

    Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

    За нарушение законодательства Российской Федерации:

    • об экспортном контроле,
    • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
    • о геодезии и картографии,
    • о наименованиях географических объектов,
    • патентного законодательства,
    • антимонопольного законодательства,
    • законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования,
    • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
    • об охране здоровья граждан,
    • законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
    • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
    • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
    • о средствах массовой информации (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 13.15 КоАП РФ),
    • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
    • об использовании атомной энергии,
    • о налогах и сборах,
    • о защите прав потребителей,
    • законодательства в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
    • о потребительском кредите (займе), о кредитных историях,
    • о государственном регулировании цен (тарифов),
    • о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
    • о рекламе,
    • об электроэнергетике,
    • о теплоснабжении,
    • законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения,
    • о газоснабжении,
    • о лотереях,
    • законодательства о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
    • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
    • о выборах и референдумах,
    • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
    • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
    • об акционерных обществах,
    • об обществах с ограниченной ответственностью,
    • о рынке ценных бумаг,
    • страхового законодательства,
    • законодательства о клиринговой деятельности,
    • об организованных торгах,
    • об инвестиционных фондах,
    • о негосударственных пенсионных фондах,
    • законодательства о кредитной кооперации,
    • о сельскохозяйственной кооперации,
    • о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях,
    • о ломбардах,
    • законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
    • законодательства о национальной платежной системе,
    • об открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов,
    • о заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.39 КоАП РФ),
    • трудового законодательства,
    • иммиграционных правил,
    • правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
    • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
    • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
    • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
    • законодательства в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
    • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
    • законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 КоАП РФ),
    • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
    • об основах государственного регулирования торговой деятельности,
    • законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
    • о пожарной безопасности,
    • о промышленной безопасности,
    • о безопасности гидротехнических сооружений,
    • о градостроительной деятельности,
    • о техническом регулировании,
    • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
    • о применении контрольно-кассовой техники,
    • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
    • об исполнительном производстве,
    • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
    • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
    • о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ),
    • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, а также в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации),
    • в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ).

    Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

    За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (если только данное правонарушение не подпадает под исключения №№ 3-5).

    Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

    За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

    за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

    за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

    за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

    за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ,

    за нарушение законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.1 КоАП РФ).

    Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

    За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

    за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве),

    за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации.

    Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

    За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

    за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

    Оставляйте свои комментарии и вопросы о привлечении к административной ответственности. Я буду рад ответить!

    Срок давности по административным правонарушениям

    Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

    Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

    Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

    Читать еще:  Ходатайство участковому о переквалификации деяния с административного на уголовное

    Ответственность и наказание в административном праве

    В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

    Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

    Административная ответственность

    Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

    Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

    • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
    • издержки имущественного и материального толка;
    • принижение достоинства;
    • урон репутации и ограничение деятельности.

    Административное наказание

    Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

    Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

    При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

    Административные санкции могут выражаться в следующем:

    • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
    • наложение штрафа;
    • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
    • арест и принудительные работы (до 30 суток);
    • выдворение из страны (не-граждане РФ);
    • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

    При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

    Срок исковой давности по административным правонарушениям

    Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

    Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

    В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

    • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
    • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

    По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

    Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

    Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

    Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

    Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

    В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

    При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

    Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

    Длящееся правонарушение

    Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

    С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

    При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 288-73-46;
    8 (800) 600-36-19

    Это быстро и бесплатно!

    Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

    Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

    Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

    Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

    При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

    Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

    • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
    • 60 дней – в суде.

    Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

    Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

    Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

    Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

    Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

    Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

    +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector