Человек в футляре аргумент к сочинению и общество
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Человек в футляре аргумент к сочинению и общество

СПАДИЛО.РУ

сочинение с аргументами

Текст из ЕГЭ

(1)Обыватель — явление всемирное. (2)Оно встречается во всех классах и нациях. (З)Английский герцог может быть столь же вульгарным, как американский пастор или французский бюрократ. (4)Рабочий или шахтёр нередко оказывается таким же откровенным буржуа, как банковский служащий иди голливудская звезда.

(5)Истинный обыватель весь соткан из заурядных, убогих мыслей; кроме них, у него ничего нет.

(6)Истинный обыватель, с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть, разрывается между стремлением поступать как все, он приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, эта потребность диктуется страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. (7) Соседство с главой компании или европейским аристократом может вскружить ему голову. (8)Богатство и титул приводят его в восторг.

(9)Истинный обыватель не отличает одного автора от другого: читает он мало и всегда с определенной целью, но может вступить в общество библиофилов и смаковать прелестные книги: винегрет из Симоны де Бовуар, Достоевского, Сомерсета Моема, «Доктора Живаго» и мастеров эпохи возраждения. (10)Его не очень интересует живопись, но престижа ради он охотно повесит в гостиной репродукцию Ван Гога, втайне предпочитая ему другого художника.

(11)В своей приверженности к утилитарным, материальным ценностям он легко превращается в жертву рекламного бизнеса. (12)А реклама всегда играет на обывательской гордости обладания вещью, будь то комплект нижнего белья или набор столового серебра. (13)Я имею в виду определённый тип рекламы. (14)Глубочайшал пошлость, источаемая рекламой, не в том, что она придаёт блеск полезной вещи, но в самом предположении, что человеческое счастье можно купить и что покупка эта в какой-то мере возвеличивает покупателя.

(15)Конечно, сотворённый в рекламе мир сам по себе безвреден: каждый знает, что сотворён он продавцом, которому всегда подыгрывает покупатель. (16)Самое забавное не в том, что здесь не осталось ничего духовного, кроме экстатическах улыбок людей, поглощающих божественные хлопья, не в том, что игра чувств ведётся по законам буржуазного общества. (17)Нет, самое забавное, что это — иллюзии и в это втайне не верит ни продавец, ни покупатель.

(18)У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольною величественного обывателя — пошлость. (19)Это главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. (20)Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. (21)Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым. (22)Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск.

(23)В прежние времена Гоголь, Толстой, Чехов в своих поисках простоты и истины великолепно изобличали вульгарность, так же как показное глубокомыслие. (24)Но пошляки есть всюду: и в Америке, и в Европе. (25)И всё же в Европе их больше, несмотря на старания американской рекламы.

Вступление

Что такое обывательская мораль? Кто такой обыватель?

Наверное, обывателем можно назвать практически каждого человека в современном нам обществе. Это обыкновенный человек, который стремится к тому, чтобы быть как все, иметь вещи, которые имеют все, выглядеть так, как выглядят все. Явление это не только российское, но общемировое.

Проблема

В.В. Набоков размышляет над этой темой, выявляя характерные черты обывательщины, приводящей к «футлярности» жизни простых людей. Сами того не понимая, обыватели ограничивают свое жизненное пространство установленными кем-то рамками, общепринятыми нормами, критериями оценки.

В тексте В.В. Набокова основной становится проблема обывательской морали, замкнутости.

Комментарий

Автор считает, что обыватель – явление, характерно для человечества в целом. Оно встречается и среди бедняков, и среди богачей. Обыватели стремятся к приспособлению, к приобщению, их основным желанием становится «быть как все». Они приобретают ту или иную вещь вовсе не потому, что она им необходима, а потому, что она есть у соседа.

Литературные предпочтения они выбирают по такому же принципу: вовсе не являясь ценителями мастерства художников слова, они читают выборочные книги только потому, что их читают миллионы.

Ценя живопись малоизвестного автора, обыватели могут повесить в гостиной картину, которая им не очень нравится, сделают это только ради престижа.

Они – главные жертвы рекламного бизнеса. Пошлость рекламы заключается не в присвоении вещи блеска и лоска, а в уверении человека, что счастье можно купить за деньги, что покупка «возвеличивает» покупателя. В современной рекламе не осталось ничего духовного – только искусственные улыбки. Самое ужасно то, что реклама – всего лишь иллюзия, которой не верит ни покупатель, ни продавец.

У русских людей было очень точное слово для обозначения величия обывателя – пошлость. Это подделка значительности, красоты, ума, привлекательности. Автор вспоминает произведения Гоголя, Толстого и Чехова, где они обличали вульгарность и показное глубокомыслие.

Авторская позиция

В.В. Набоков негативно относится к обывателям. Это доказывают использованные им эпитеты, характеризующие мировоззрение обывателей: «заурядные, убогие мысли», «ложная, поддельная значительность», «показное глубокомыслие».

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Мир станет слишком серым, а люди слишком одинаковыми, если все мы бездумно поддадимся рекламным предложениям или жажде быть не хуже других.

Аргумент №1

Не стоит загонять себя в рамки ненужных ограничений, иначе жизнь превратится в «футляр», как в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Главный герой и его семья путешествуют на роскошном лайнере под названием «Атлантида». Все привычки и образ жизни выдают в главном персонаже человека пошлого и ограниченного, главной целью его жизни становится материальное благо. Достигнув его, он, руководствуясь модой, отправляется в морское путешествие.

Красоты морских просторов, закаты и рассветы, свежесть морского воздуха – это нисколько не интересует человека из Сан-Франциско. Личный комфорт, вкусная еда, лучшие вина – вот то, что беспокоит главного героя и его близких.

Когда же Господин умирает, его кладут в деревянный ящик и уносят с глаз долой, чтобы он не портил вечер окружающим. В лицах его семьи нет и тени всепоглощающего горя.

Так герой оказывается в «футляре», к которому стремился всю свою сознательную жизнь.

Аргумент №2

Обличителем обывателей становится и В.В. Маяковский в своих знаменитых стихотворениях, особенно в небольшом произведении «Нате!». Сытые и довольные своей сытостью люди, презираемые лирическим героем за непонимание собственной ничтожности, не слышат «бесценных слов» поэта. Таковы настоящие обыватели.

Заключение

Страшно думать о том, что кроме обывателей в мире не останется больше настоящих людей, с индивидуальными интересами и стремлениями. Хочется, чтобы мир сохранял свою уникальность для нас и наших потомков.

Анализ «Человек в футляре» Чехов

Рассказ Чехова «Человек в футляре» входит в сборник его сочинений «Маленькая трилогия». Краткое содержание рассказа таково: человек всю жизнь прятался от жизни, и лишь умерев, нашел свое достойное место, «футляр», в котором его уже ничто не сможет потревожить. Предлагаем ознакомится с литературоведческим анализом произведения «Человек в футляре» по плану. Данный материал может быть использован для подготовки к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Человек в футляре.

Год написания – 1898 г.

История создания – Рассказ явился завершением трилогии. В то время, когда автор работал над этим произведением, у него был обнаружен туберкулез, что привело к увяданию творчества.

Тема – Главной темой рассказа является избегание человеком жизненной правды, его замкнутость в собственную скорлупу. Как факт, отсюда выходит тема одиночества, и апатии к жизни. Имеет место и тема любви.

Композиция – Рассказ написан доступным для понимания языком, он разделен на небольшие фрагменты, в которых ярко выражена основная мысль.

Жанр – Рассказ, являющийся одной из составной трилогии.

Направление – Сатира.

История создания

В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.

Читать еще:  Сколько стоит получить разрешение на газовое оружие

Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы сделать в «Человеке в футляре» анализ данного произведения, необходимо выявить проблематику рассказа. Одной из главных проблем, описанных автором, является социопатия. Человек полностью отгораживает себя от окружающего общества, стараясь спрятаться от возможных выпадов жизни, различных непредвиденных ситуаций, могущих повредить размеренному течению его жизни.

Одной из главных тем, является обособленность человека. Таким закрытым от общества человеком, показан главный герой рассказа. Он прячет от людей не только свою сущность, но и все свои вещи, каждая из которых имеет свой чехол и футлярчик, он прячет свои чувства, стараясь и всего себя укрыть от человеческих глаз. Беликов боится любого проявления чего – либо неординарного, выходящего, по его мнению, из рамок дозволенного.

Страшно равнодушие Беликова к жизни. Это человек, полностью ушедший в себя. Ему глубоко чуждо стремление людей к чему – то новому и необычному. Беликов понимает, что человек в окружении других людей не должен уходить от общения с себе подобными, но понимает однобоко. Суть его общения заключается в том, что он посещает своих коллег, молча сидит некоторое время, и уходит.

В отношении любви, он ведет себя также. Варенька, кандидатка в его супруги, неотлучно находясь при своем брате, и мечтающая о собственной личной жизни, пытается разжечь в потенциальном избраннике хоть какие – то чувства. Все ее стремления и попытки оказываются напрасными, Беликов не способен на проявление чувств, он бежит от общения с Варенькой.

Последней каплей, поставившей точку на этих так и не начатых отношений, явилась езда Вареньки на велосипеде. Для Беликова такое поведение девушки – край неприличия. Он пошел к брату Варе, чтобы указать тому, что такое поведение недопустимо. Грубый и прямодушный отпор Коваленко, привел Беликова в состояние ступора. Он слег в постель, и через месяц умер.

Так закончилась никчемная жизнь, смысл которой, он так и не нашел, и не понял. Только в гробу выражение его лица приобрело черты, присущие нормальному человеку. Лишь после смерти замкнутые и напряженные мышцы лица расслабились, и на нем застыла улыбка. Но и это говорило лишь о том, что, наконец – то, он смог достичь идеала, он лежит в том футляре, в который никто и никогда не посмеет вторгнуться.

Композиция

Текст рассказа разбит на небольшие смысловые эпизоды, которые выражают самую суть происходящего.

Четко и точно дается описание Беликова, вся его сущность, из чего составляется мнение о нем окружающих. Своим мировоззрением, своей осторожностью, «как бы чего не случилось», этот маленький и ничтожный человек, сумел держать в напряжении всех жителей города. Все свои действия, они соразмеряют с его мнением, не позволяя себе ничего лишнего, то есть, сдерживая свои проявления настоящих человеческих чувств.

В городок приезжает новый учитель, Михаил Коваленко, он – полная противоположность Беликову. Ему сразу видна суть происходящего, и, в отличие от смирившихся горожан, он не собирается подстраиваться под Беликова. Коваленко дает решительный отпор Беликову, и тот не выдерживает такого бурного натиска, его мозг не в состоянии переработать такое поведение человека, и жизнь Беликова приходит к финалу.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Человека в футляре».

«Человек в футляре» относится к жанру рассказа, входящий в «Маленькую трилогию», продолжающий общую идею этих сочинений.

Сатирическое направление рассказа, само его построение, вызвало неоднозначное отношение критиков к творению Чехова. Литературоведов смущал сам факт соединения серьезности проблем существующего общества с карикатурным персонажем, более предназначенным для фарса. В лице Беликова, писатель отражает жизнь и быт множества «маленьких людей», прозябающих в собственном, никому не нужном, мирке.

Антон Павлович тонко и ненавязчиво дает понять бессмысленность «футлярной» жизни, призывая к активной жизненной позиции и проявлению инициативы. Бездействие и равнодушие – это самый страшный бич поколений, отравляющий жизнь и не только отдельно взятого индивида, но и всего общества в целом.

Полноценная жизнь человека невозможна без проявления ярких эмоций, выражения своей индивидуальности и общения с окружающими, что ясно дает понять анализ произведения «Человек в футляре».

«Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя» (Л. Бональд). (Итоговое сочинение)

Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова

Известный французский философ Луи Бональд утверждал, что человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя. Несомненно, человек – социальное существо, он не может находиться в одиночестве, ему необходимо общение. Именно во взаимоотношениях с другими людьми формируется характер человека.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как важно, чтобы в обществе царило взаимопонимание, люди были бы объединены общими идеями и идеалами, духовными ценностями. Разобщённость в обществе мешает гармоничному развитию личности.

Проблема разобщения людей занимает центральное место в творчестве «несравненного художника жизни» Антона Павловича Чехова. Он создаёт целую галерею образов «футлярных» людей, заставляя своих читателей задуматься о смысле человеческой жизни, о назначении человека на земле, о роли общества в судьбе человека.

Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» обычно называют маленькой трилогией о «футлярной жизни». Эти новеллы объединены не только общими героями, однотипностью построения, но и общими вопросами. Писатель исследует взаимодействие человека и обстоятельств, человека и общества.

Рассказ «Человек в футляре» решает проблему «футлярности» в обществе. Историю учителя гимназии Беликова рассказывает его коллега Буркин. Поначалу «футлярность образа создаётся на предметном, вещном уровне. Беликов «замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». Образ учителя греческого языка обрастает огромным количеством деталей: «зонтик в чехле», «часы в чехле из серой замши», «нож…в чехольчике», «лицо …в чехле», потому что воротник пальто был постоянно поднят, тёмные очки, фуфайка, вата в ушах, поднятый верх кареты. Всё призвано подчеркнуть его «непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Даже преподавание древних языков становится характеристикой «футлярности» героя, которого пугает и раздражает окружающая действительность. Пугающему настоящему он предпочитает безопасное прошлое и «мёртвые языки». От конкретных деталей Чехов переходит к отвлечённым: «мысль свою Беликов также старается запрятать в футляр». Он понимал только циркуляры и статьи, в которых запрещалось что-нибудь. В разрешении для него всегда скрывался сомнительный элемент.

Итак, перед нами человек, который боится общества и старается отгородиться от внешней среды. Но жить вне общества невозможно.

На первый взгляд, кажется, что этот трусливый и малодушный человек, пребывающий в вечном страхе безобиден для общества. Но так ли это? Напротив, Беликов подавляюще действовал на общество. Он угнетал коллег «своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями…» Своим нытьём и охами он добивался того, что из гимназии исключали несколько учеников, нарушающих дисциплину. Он ходил по квартирам учителей и сидел там молча по целым часам, называя это поддержанием «добрых отношений с товарищами». Беликова боялись в городе, и он добился того, что люди перестали «громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте». Как пушкинское дерево анчар, учитель греческого языка оказывал мертвящее воздействие на всё окружающее.

И вот такой трусливый обыватель проходит у Чехова «испытание любовью». Влюбившись в Вареньку, Беликов получает возможность по-настоящему раскрыться как личность, но как раз это-то для него страшнее всего, поскольку он предпочитает жить в футляре. Любовная коллизия получает трагикомическую развязку. Герой видит, как Варенька и её брат, учитель географии Коваленко, едут на велосипедах в рощу. Это событие потрясло несчастного Беликова. Он приходит к Коваленко как старший товарищ, чтобы предупредить о возможных последствиях этого легкомысленного катания: «…узнает директор, потом дойдёт до попечителя». В конце концов брат Вареньки спускает Беликова с лестницы, и тот, не выдержав сильного душевного потрясения, умирает.

Читать еще:  Покупка подержанного автомобиля юрлицом у физлица в 2018

Казалось бы, после смерти Беликова обстановка в городе должна была измениться. Но жизнь «потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещённая циркулярно, но и не разрешённая вполне; не стало лучше». «Беликова похоронили, а сколько ещё таких человек в футляре осталось, сколько их ещё будет!» – заканчивает свой рассказ учитель Буркин.

Мы видим, что общество и человек взаимосвязаны друг с другом. Как общество влияет на человека, так и человек может влиять на общество.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14264

Сочинение по рассказу Человек в футляре Чехова

В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке, боящемся жизни, написан в сатирической форме. Автор смеется над самой природой этого явления и предупреждает о том, что любому человеку очень просто закрыться от жизни футляром. Футляр означает свод неписанных законов, которыми люди привыкли ограничивать себя. Человек, живущий в плену условностей, болен. Он добровольно заточил себя в мире запретов. Обитателю укромного мирка нравится существовать в закупоренном пространстве по своим правилам. Но второму человеку уже нет места в душном уголке, поэтому футляр обрекает своего пленника на одиночество.

Главному герою рассказа Чехова, учителю Беликову, постоянно кажется, что случится нечто непредвиденное, способное разрушить намеченные планы. Поэтому Беликов никогда не снимает калош, всегда поднимает воротник, носит зонт в погожие дни и скрывает взгляд за темными очками. Он боится реальности и ненавидит происходящее. Облачившись в футляр, он ограждает себя от окружающего мира. Беликов давно забыл о духовных ценностях, и не позволяет себе эмоций.

В рассказе присутствует история отношений Беликова с девушкой Варей, которая надеялась вызволить героя из футляра. Но он только крепче в нем закрывался, пугаясь разговоров о женитьбе.

По мнению автора, самая ужасная беда для человека – безразличие к жизни. Беликов так погружен в себя, что не замечает красочный мир за своим футляром. Он равнодушен к тому, что происходит вокруг него, только бы соблюсти приличия.

Люди, подобные Беликову, отказываются от жизни, выбирая жалкое существование. Они не допускают судьбоносных вторжений, несущих перемены. Беликов сам не смог обрести счастье и никого не осчастливил. Он испугался развития чувств и предпочел заменить счастье покоем.

Автор постепенно подводит читателя к выводу: необходимо избавиться от футляра. Иначе замкнутого человека ожидает трагическая судьба. Беликов в итоге умер одиноким и некому его оплакивать. Нет родных и близких, отсутствуют последователи и достижения. Так никчемно закончилась его земная дорога.

Сочинение 2

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр. Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех. Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее. И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни. Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против». Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо. А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.

3 вариант

Личность, уходя с головой в себя, подсознательно отказывается от взаимодействий с окружающим миром: от разговоров с коллегами, от дружеских прогулок и от всего того, что наполняет жизнь людей эмоциями. Такая личность напоминает объект, который хранится в футляре. Она вместо того, чтобы решать проблему, пытается игнорировать ее, тем самым только усугубляя положение.

Беликов – учитель греческого языка. Он не выходил из дома, не надев калоши, высоко не подняв воротник и не раскрыв зонт, вне зависимости от погодных условий. Большинство предметов, которые использовал учитель, были в чехлах: зонт, часы, нож… Он следовал запретам, создавал их сам, однако боялся малейших перемен, осуждал все отклонения в поведении. Комфортное состояние для Беликова – жизнь, огражденная от всех футляром. Однако Беликов не был обычным человеком с причудами, он был злым и агрессивным. Имени и отчества Беликова ни упоминается ни разу на протяжении всего рассказа, что свидетельствует об отстраненном отношении рассказчика к нему: для кажлого Беликов был чужим.

Беликов жил закрытой от социума жизнью, он не был открыт для новой информации, знакомств и эмоций, и учителя устраивала такая ситуация. Окружающие Беликова люди жили будто обособленно от него, и, хотя физически все они находились рядом, морально между ними была огромная стена, «футляр», который защищал учителя.

Беликов жаловался на тех, кто совершал малейшую провинность, поэтому все жители городка боялись его, старались избегать и обходить стороной. Герой был жадным, злым на весь мир, он создавал собственные правила и пытался привить окружающих к их безукоризненному следованию.

В тот момент, когда Беликов на короткий промежуток времени смог открыться миру, он осознал, что не может быть раскрепощенным и общительным, не может взаимодействовать с людьми, выйти из зоны комфорта. Вскоре Беликов умер. После его смерти город испытал огромное облегчение.

Люди имеют возможность оказывать воздействие на окружающих людей, но и окружение оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Боязнь окружающего мира побуждает людей создавать «футляры», тем самым обособляясь от него и создавая свой собственный маленький и очень ограниченный мир. По-настоящему сильные духом люди могут противостоять коллективному мнению, стереотипам, не сворачивать со своего пути, прямо идти к поставленной цели.

Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)

Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа “Человек в футляре” говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал “в футляре”.

Читать еще:  В каком суде рассматриваются споры между юридическими лицами

Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения “как бы чего не вышло”. Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.

Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его “футляре” нет места развлечениям и веселью.

К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.

Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из “футляра” далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым.

По рассказу Человек в футляре

Популярные сочинения

Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна

Наверное, нет такого человека, у которого бы не было любимого писателя, который писал именно то, что больше всего вам нравится. А вот моим любимым писателем является Лермонтов.

Герой нашего времени Лермонтова рассказывает о путешествиях молодого русского офицера Печорина через Кавказ. Большая часть истории взята из собственного дневника офицера, так как она опубликована после его смерти.

Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рассказ «Человек в футляре» продолжает тему опошления человека – одну из основных тем творчества А.П. Чехова. Его герой – еще один интеллигент в галерее чеховских персонажей, человек, который должен быть духовной опорой общества. На деле же он является моральным и нравственным мертвецом. А как еще можно назвать учителя древних языков Беликова?
Этот человек боится жизни, всеми возможными средствами убегает от нее. Даже одевается он так, словно носит защитный панцирь: «всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате… Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Рассказчик делает вывод, что у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.
В жизни этот герой занимал такую же «футлярную» позицию. Он преподавал древние языки, которые называют «мертвыми», потому что на них уже не говорит ни один народ в мире. «Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге» -говорит Буркин. Для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, Беликов всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было. Поэтому неудивительно, что он выбрал своим жизненным поприщем именно древние языки, «которые были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Беликов не проявлял никаких эмоций по отношению к другим людям, в его голове существовали только правила, обязанности, схемы. Так, например, герой считает, что нужно поддерживать хорошие отношения с коллегами. Что это значит в его понимании? Беликов регулярно приходит в гости к учителям, с которыми работает, и просто сидит в углу и молчит. Беликова все боятся, но никто его не любит.
Лишь однажды какое-то подобие чувств промелькнуло в жизни героя. Он почувствовал симпатию к сестре учителя истории и географии Коваленко. Учитель истории был живой и непосредственный человек, поэтому на его фоне еще более контраста мертвая фигура Беликова.
Коваленко на дух не переносил учителя древних языков: «Или он хохотал, хохотал до слез, то басом, то тонким писклявым голосом, и спрашивал меня, разводя руками: — Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить». Он дал Беликову прозвище «глитай абож паук» и, конечно, не одобрял решение учителя сделать предложение его сестре.
Увлечение Варенькой Коваленко закончилось для героя плачевно. Его разум, наполненный стереотипами и предрассудками, не выдержал. Возмущенный тем, что Коваленко и его сестра катаются на велосипеде, Беликов проводит беседу со своим коллегой. Его аргументы смешны и ужасны одновременно: «Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде — это ужасно!»
Разгневанный Коваленко спускает Беликова с лестницы. Свидетелем этого позора героя становится Варенька, которая весело смеется над этим казусом, случившимся с ее женихом.
Этого герой не мог пережить – Беликов выдерживает всего этого и умирает, Так, его попытка начать жить настоящей жизнью закончилась крахом.
Чехов показывает, что Беликов уже не способен возродиться, уже не способен на нормальную жизнь. Лишь в мертвом состоянии он выглядел «живо»: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».
Рассказчик замечает, что со смертью этого учителя все почувствовали облегчение, «большое удовольствие». Людям показалось, что они, наконец, обрели свободу. Но это была лишь иллюзия, мимолетное заблуждение. В конце рассказ автор замечает: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».
Герои рассказа делают вывод о том, что, хоть Беликова похоронили, но сколько еще таких «человеков в футляре» осталось, и сколько их еще будет! Боязнь жизни, говорит нам Чехов, лишает самой жизни не только одного человека, но и всех тех, кто его окружает. А что может быть боле страшным, чем стать мертвецом при жизни?

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Человек в футляре / Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)

Смотрите также по произведению “Человек в футляре”:

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector