- Беседа с родителями права и обязанности ребенка в семье
- Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты.»
- Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье»
- Родительское собрание — Права и обязанности ребенка в семье
- Права и обязанности ребенка
- Какие права и обязанности у ребенка в семье
- Права детей по отношению к родителям
- Право жить и воспитываться в семье
- Право на общение с родителями и другими близкими людьми
- Право на защиту
- Право выражать мнение
- Право на ФИО
- Изменение имени или фамилии
- Имущественные права
- Обязанности не достигших совершеннолетия лиц
- Защита от неправомерных действий родителей
- Заключение
Беседа с родителями права и обязанности ребенка в семье
Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание детей. Правовые аспекты.»
Беседа с родителями
«Ответственность родителей за воспитание детей.
Правовые аспекты, связанные с ответственностью
родителей за воспитание детей»
Семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка — это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одни м из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.
В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.
Ст. 61 Семейного Кодекса гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.
Понятие «воспитание ребенка» охватывает все сферы его развития: духовную, физическую, нравственную, психическую. Также этот термин подразумевает собой материальное обеспечение жильем, одеждой, продуктами питания, получением образования.
На законодательном уровне воспитание детей происходит до определенного возраста. Согласно общепринятым нормам полное совершеннолетие и становление личности, способной самостоятельно принимать решения, наступает с момента достижения человеком 18 лет. В некоторых случаях возраст снижен до 14 и 16 лет. До этого за ребенка отвечают отец и мать.
Несмотря на то, что ответственность родителей за ненадлежащее обучение детей во всех сферах жизни прописана законодательно, нельзя забывать и о моральной стороне проблемы. Дальнейшая судьба подрастающего поколения напрямую зависит от основы, заложенной в них с младенческих лет.
За невыполнение или недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей в законодательстве установлены виды ответственности, каждая из которых наступает в зависимости от тяжести наступивших последствий, касаемых жизни, здоровья, душевного состояния ребенка: административная; гражданская; согласно семейному законодательству; уголовная.
Уголовно-правовая ответственность
- Статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним , и влечет наказание в виде штрафа до ста тысяч рублей, либо обязательных работ на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на тот же срок.
- Часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариального удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей . Данное преступление наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Гражданско-правовая ответственность
- ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ — родитель, который допустил факты нарушения своих обязанностей, не исполнил свои обязанности по предоставлению ребёнку питания и одежды, что повлекло причинение вреда здоровью ребёнка, может быть привлечён к гражданско-правовой ответственности в форме компенсации морального вреда и возмещения убытков.
Административно-правовая ответственность
- Предусмотренное ст.5.35 КоАП РПФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» правонарушение состоит в бездействии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, т.е. когда они умышленно не выполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей: не заботятся о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
- Под неисполнением родителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей понимается систематичность противоправных действий (бездействия), осуществляемых в течение продолжительного времени; данный проступок относится к длящемуся административному правонарушению.
- Отсутствие родительской заботы, нормального микроклимата в семье, непредоставление родителями надлежащего материального обеспечения детям, отсутствие контроля за их поведением может служить основанием совершения подростком антиобщественного поступка.
- Административная ответственность родителей и лиц, их заменяющих, по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение подростками правонарушений, а в связи с ними.
Комендантский час в Пермском крае
Закон Пермского края № 844-ПК « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию »
- Комендантским часом в РФ ограничивается посещение детей до 16 лет следующих мест: улиц; стадионов; парков; вокзалов; остановок общественного транспорта; торговых точек и территорий; кафе, ресторанах, особенно в тех, где можно заказать алкоголь; образовательных и культурных учреждений; развлекательных точек.
- Ночным временем признается время
- с 23 часов до 6 часов местного времени в период с 1 мая по 30 сентября включительно
- с 22 часов до 6 часов местного времени в период с 1 октября по 30 апреля включительно.
- Нарушение закона влекут для родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- Те же действия, совершенные повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за правонарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
Ответственность, предусмотренная Семейным кодексом Российской Федерации
- В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- — уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- — отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
- — злоупотребляют своими родительскими правами;
- — жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- — являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- — совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Каждая из них может наступить как при полном бездействии и безучастности матери и отца к жизни детей, так и при частичном игнорировании ими своих обязанностей. Для ее наступления противозаконные действия могут быть проявлены разово или систематически.
Разбирательства по данным вопросам начинаются с момента обнаружения правонарушений. Существует определенный перечень служб, имеющих право возбудить дело против недобросовестных родителей: комиссия по делам несовершеннолетних, отдел полиции по месту прописки или проживания ответчиков (отца и матери); органы социальных служб, органы опеки и попечительства. В особо тяжелых случаях жестокого обращения вопросами о недобросовестном выполнении родителями своих обязанностей занимаются суды по месту их жительства.
Виды наказаний за ненадлежащее воспитание
Если воспитание детей препятствует их нормальному росту и развитию, или допустимые условия проживания полностью отсутствуют, отец с матерью несут наказание, которое проявляется в следующих видах:
- постановка на учет в качестве неблагополучной семьи и регулярный контроль за исполнением родительских обязанностей;
- ограничение прав на определенный промежуток времени с обязанностью содержания;
- лишение прав без возможности восстановления с взысканием средств на их содержание.
Такие меры направлены исключительно на защиту интересов детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Осуждение безответственных родителей происходит не только на законодательном, но и на общественном уровне. Средства массовой информации в особо вопиющих случаях игнорирования родительских обязанностей транслируют репортажи для привлечения внимания к неблагополучным семьям и всеобщего порицания их действий. Поведение, которое нарушает установленные законом нормы и может причинить вред здоровью и формированию ребенка как личности должно пресекаться уполномоченными органами. Это делается не только для защиты пострадавших, но с целью предотвращения осознанных нарушений в воспитании детей. Применяемые меры способствуют улучшению и нормализации условий развития в конкретной семье и обществе в целом.
Защита детства – одна из обязанностей государства, которая возникла, сформировалась и укрепилась из-за безответственности родителей и их безразличия к судьбе своих детей.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, дорогие родители, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед теми, кого вы решили когда-то иметь, перед детьми.
Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье»
Наталья Компаниец
Консультация для родителей «Соблюдение прав ребенка в семье»
Консультация для родителей
«Соблюдение прав ребенка в семье»
Документы регламентирующие Права ребенка:
Декларация прав ребенка (1959).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный Кодекс РФ (1996).
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Каждый ребенок, в соответствии с нормами внутреннего и международного права, обладает следующими правамии свободами в области семейных отношений:
— жить и воспитываться в семье;
— знать, кто является его родителями;
— на проживание совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит его интересам) и на заботу с их стороны;
— на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением;
— на всестороннее развитие;
— на уважение человеческого достоинства;
— на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками; сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстремальной ситуации, то есть попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. ;
— на выражение собственного мнения;
— на получение фамилии, имени, отчества;
— на получение средств, к существованию и на собственные доходы.
Советы родителям:
— Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
— Ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
— Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
— Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера. Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
— Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Ребенок учится тому, чему его учит жизнь
(Барбара Л. Вульф)
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.
Заповеди мудрого родителя.
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность, не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш по каким-то причинам не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась, не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.
Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это неспособны.Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики. Наверняка найдется хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.
Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей воспринимайте как информацию. Если разговор о том, что «Миша из второго подъезда непревзойденно играет на скрипке», происходит в присутствии вашего ребенка, вам в ответ тоже нужно что-то сказать. Важно, чтобы ваш ребенок знал: вы любите его таким, какой он есть!
Перестаньте шантажировать ребёнка.
Навсегда исключите из словаря такие фразы : «Вот я старалась, а ты….», «Я заболела, а ты…» Родители, на языке уголовного кодекса, это называется шантаж! Самая нечестная из всех попыток устыдить, и она же самая не эффективная. Избегайте свидетелей!
Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине, необходимо увести его с места происшествия. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Ведь чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. Беседовать нужно твердо и решительно. Вот тут призвать малыша к стыду вполне уместно. Главное не забывать, что у всего есть мера.
Права ребенка в семье
Какие права в семье есть у ребенка?
Каждый родившийся ребенок имеет следующие права:
*жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
*на общение с родителями и другими родственниками, когда ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
*на воссоединение с семьей (в случае необходимости ребенок имеет право получить разрешение на въезд в страну и выезд из нее);
*на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; при этом средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
*на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства (в том случае, если ребенок остается без попечения родителей);
*на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
Основные направления работы по реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении Современные дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие.
Правовое воспитание дошкольников. Консультация Основные международные документы ЮНИСЕФ, касающимся защиты прав детей: Декларация прав ребенка (1959); Конвенция ООН о правах ребенка (1989);.
Родительское собрание — Права и обязанности ребенка в семье
Права и обязанности ребенка в семье
Родительское собрание, проводимое совместно с детьми, создает широкие возможности для общения всех участников (родителей, школьников, классного руководителя), способствует дискуссионному решению проблем, помогает избежать взаимных наветов за глаза и обид. А тема прав и обязанностей ребенка в семье тем более требует совместности в обсуждении ее с детьми и их мамами и папами.
•разъяснить права и взаимные обязанности членов семьи, в том числе детей;
•способствовать развитию уважения к родителям, чувства долга и ответственности.
Участники: родители и учащиеся.
Сведение в тему
Учитель. Сегодня мы поговорим о правах и обязанностях в семье. Действительность наших дней показывает, что их знание необходимо не только взрослым, но и детям. Каждый из нас является членом семьи. Мы живем с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родственниками. Семья — это маленький коллектив, в котором воспитываются дети, забо тятся о старших членах семьи, организуется быт и отдых. От обстановки в семье во многом зависит, как ребенок учится, работает, ведет себя в быту, в обществе. Я думаю, вы знаете, что существуют различ ные организации, занимающиеся разработкой и контролем над соблюдением прав и обязанностей граждан (например, ООН). Государство также принимает различные меры по защите прав граждан, в том числе семейных прав — по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Наши права и обязанности записаны во «Всеобщей декларации прав человека». Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребенка». А какие права знаете вы?
Проводится обсуждение: заслушиваются учащие ся, затем дается возможность родителям высказать свое мнение.
( Основные права: на жизнь; гражданство; образо вание; отдых; заботу родителей; развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.)
Учитель. Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности.
Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Поэтому у школьников в семье обязательно должны быть свои обязанности. Ребята, какие обязанности есть у вас в се мье? Как вы считаете, что вы должны делать, а что не должны?
Выслушиваются ответы учащихся. Дети, как прави ло, говорят о том, что они должны в меру своих воз можностей помогать в домашней работе, присмат ривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о близких и помогать всем членам семьи, хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.
Учитель. А что могут добавить родители к ответам детей?
Учитель. Разминкой для нашего сегодняшнего занятия послужат два упражнения, которые учат нас способности поставить себя на место другого и взаимопониманию с людьми.
Участники разбиваются на пары. Один будет зер калом, другой — смотрящимся в него. Зеркало должно повторять все движения смотрящегося. Затем роли меняются.
После проведения упражнения оно обсуждается. Участники высказываются, трудно ли было выполнять упражнение, кем им больше понравилось быть — зеркалом или смотрящимся и почему?
Обе группы (родители и дети) образуют два круга: внутренний и внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один — по часовой стрелке, другой — против часовой. Затем, снова по сигналу, все останавливаются, и начинается работа в парах людей, оказавшихся друг напротив друга. Стоящие во внут реннем круге играют роль родственника, которого другой человек долго не видел. Задача тех, кто стоит во внешнем круге, — продемонстрировать свою реак цию на встречу.
Затем круг снова запускается. Когда по сигналу ведущего круги останавливают ся, задание меняет ся. Теперь участники внешнего круга иг рают роль иностран ца, которого люди
из внутреннего круга встречают в аэропорту.
После завершения упражнение обсуждается. Ведущий обращает внимание участников на то, что они при встрече гово рили родственникам, какие эмоции проявляли и что говорили иностранцам. Он предлагает порассуждать, почему мы при встрече ведем себя по-разному с близкими и с незнакомыми людьми.
Учитель. Итак, вы видите, как важно, но порой непросто соотносить свои права и обязанности с правами и обязанностями другого. Для этого необходимы знания этих прав и умение ставить себя на место другого. Следует помнить: прежде чем что-то сказать человеку, мы должны подумать, не обидит ли, не оскорбит ли его это .
Учитель. Проведем небольшой эксперимент. Я пред лагаю родителям и детям (каждым в отдель ности) заполнить таблицу «Мои обязанности». Ваша задача — распределить предложенные обязанности между членами семьи. А потом мы сравним мнения родителей и детей.
Права и обязанности ребенка
Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита ется взрослым.
У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.
Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство уста навливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.
Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка — это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.
Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет
· на имя, отчество, фамилию;
· знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка);
· на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
· на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
· выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
· на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
· иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
· на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав.
· слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
· принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
· соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей.
С 6 лет добавляются
· самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками);
· совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.);
· сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мороженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку).
· слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления);
· получить основное общее образование (9 классов);
· соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
· перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
· за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
С 8 лет добавляются
ПРАВ А
— на участие в детском общественном объединении.
— соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения.
— перед детским общественным объединением и его участниками.
С 10 лет добавляются
ПРАВА
· на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ);
· быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
· давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
· С 14 лет добавляются
ПРАВА
· самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ);
· требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);
· давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);
· требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);
работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины
· данной нормы (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ);
· заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих);
· самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
· самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
· вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ);
· управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
· участвовать в молодежном общественном объединении.
· получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
· выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
· соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.
· исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
· самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
· возмещение причиненного вреда;
· ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
· уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества, террористический акт, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. — ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).
· С 16 лет добавляются ПРАВА
· работать (работники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет) не более 35 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины данной нормы (ст. 92 ТК РФ);
· быть членом кооператива (ст. 26 ГК РФ);
· вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Российской Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет (ст. 13 СК РФ));
· управлять транспортными средствами категории « M » и подкатегории « A 1» (мопеды и легкие квадрициклы, мотоциклы) при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 26 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);
· быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей (ст. 27 ГК РФ).
· ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ);
· ответственность за совершение всех видов уголовных преступлений (ст. 20 УК РФ).
С 17 лет добавляется ОБЯЗАННОСТЬ
— встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
Какие права и обязанности у ребенка в семье
Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.
Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.
Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.
Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.
Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.
Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.
Права детей по отношению к родителям
Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.
Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.
Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.
Право жить и воспитываться в семье
Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.
Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.
Право на общение с родителями и другими близкими людьми
Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.
Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.
Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.
Право на защиту
До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.
Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.
Право выражать мнение
Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.
Право на ФИО
Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.
Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.
Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.
Изменение имени или фамилии
Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:
- недееспособное лицо;
- лишен родительских прав;
- без вести пропал;
- уклоняется от участия в жизни малыша.
Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.
Имущественные права
Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.
Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.
Обязанности не достигших совершеннолетия лиц
У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.
Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.
Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.
Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.
Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:
- условиями действующего контракта;
- правилами образовательного учреждения;
- трудовым законодательством.
Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.
Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.
По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.
Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.
Уголовной ответственности подлежат дети:
- с шестнадцатилетнего возраста;
- по тяжким преступлениям с 14 лет.
Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:
- соблюдение стандартных правил гигиены;
- уважение старших;
- бережное отношение к имуществу;
- участие в решении семейных проблем;
- обязанности ребенка по дому;
- забота о близких.
Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.
Защита от неправомерных действий родителей
Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.
Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.
Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:
- органы опеки;
- социальному педагогу школы;
- приют;
- центр экстренной психологической помощи.
Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.
Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.
Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:
- ограничение в родительских правах;
- лишение права родителя.
Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.
Заключение
Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.
Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.
При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.