Регистрация ранее возникшего права собственности на квартиру пошлина
Регистрация ранее возникшего права собственности на квартиру пошлина
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2016 г. N 03-05-06-03/29876 Об особенностях уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Федеральный закон N 122-ФЗ) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организациями – в размере 22 000 рублей.
На основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Поэтому в случае государственной регистрации доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, каждым физическим или юридическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, умноженных на размер доли в праве собственности, на основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса.
Например, в случае приобретения квартиры в равнодолевую собственность пяти физических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается каждым физическим лицом в размере 400 рублей (2000 * 1/5 = 400 рублей).
Однако при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права на объект недвижимого имущества (например, наследование по закону или по завещанию, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) и осуществляется по желанию собственика, каждым физическим или юридическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 или 22 000 рублей), независимо от государственной регистрации ранее возникшего до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ права собственности на объект недвижимого имущества наследодателя.
В случае наследования долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимого имущества, возникших до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, независимо от государственной регистрации ранее возникших прав, физическим или юридическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина также в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 или 22 000 рублей), за каждую долю в праве общей долевой собственности наследуемого объекта недвижимого имущества.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |
Обзор документа
За госрегистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимость, договоров об отчуждении недвижимости физлицами уплачивается госпошлина в размере 2 000 руб., организациями – 22 000 руб.
Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается ими в равных долях.
Например, в случае приобретения квартиры в равнодолевую собственность пяти физлиц (доли в праве равны 1/5) госпошлина за госрегистрацию прав уплачивается каждым физлицом в размере 400 руб. (2 000 * 1/5 = 400 руб.).
В случае наследования долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости, возникших до вступления в силу Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней, независимо от госрегистрации ранее возникших прав, физическим или юридическим лицом должна уплачиваться госпошлина в полном размере (2 000 или 22 000 руб.) за каждую долю в праве общей долевой собственности наследуемого объекта.
Регистрация ранее возникшего права собственности на квартиру пошлина
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218 (далее – Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом № 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
- схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
- не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами;
- заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе;
- при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
- лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица, если иное не установлено федеральным законом;
- орган регистрации прав самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, учредительные документы такого юридического лица;
- заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов по собственной инициативе;
- в случае, если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью, и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением о государственной регистрации прав не требуется.
- все правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
- кадастровый паспорт;
- квитанция об уплате государственной пошлины (при необходимости);
- заявление установленного образца;
- документы, удостоверяющие личность;
- доверенность, если регистрация проводится через доверенное лицо.
- продавцу подать заявление и все необходимые документы для регистрации ранее возникшего права;
- продавцу и покупателю подать заявление и другие документы на государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения;
- покупателю подать заявление на регистрацию права собственности на приобретаемую квартиру.
- все правоустанавливающие документы на недвижимое имущество;
- кадастровый паспорт;
- квитанция об уплате государственной пошлины (при необходимости);
- заявление установленного образца;
- документы, удостоверяющие личность;
- доверенность, если регистрация проводится через доверенное лицо.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
Согласно ч. 4 и 7 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в соответствии с частями 1 – 3 статьи 15 Закона № 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
-
В соответствии с ч. 5 – 10 ст. 18 Закона № 218-ФЗ:
Старые и новые права на квартиру: оформить срочно, можно подождать, не стоит беспокоиться
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента права на недвижимое имущество и некоторые виды сделок с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Таким образом, если вы купили, получили в дар или в наследство и т. д. недвижимое имущество, то ваше право собственности на недвижимость должно было быть зарегистрировано в порядке, который установлен Законом о регистрации. Посмотрите внимательно в Свидетельство о регистрации права, в нем должно быть указано, что в ЕГРП внесена запись о регистрации права.
А как же права на недвижимое имущество, которые возникли до момента вступления в силу ФЗ № 122? С этим вопросом разбирался Интернет-портал о недвижимости Metrinfo.ru
Ранее возникшее право
Эти «старые» права на недвижимое имущество на бюрократическом языке называются «ранее возникшими правами». Вопрос, который волнует многих – нужно ли проходить регистрацию (перерегистрацию) если право на недвижимость возникли до 31 января 1998 года?
Ответ на этот вопрос зависит от сложившейся ситуации.
Когда «перерегистрация» не нужна?
Итак, у вас в собственности есть квартира (дом, комната) права, на которые возникли до 31 января 1998 года.
Но необходимо сразу оговориться – права на недвижимое имущество должны были быть оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент времени. Сказать однозначно, какой порядок оформления документов действовал до 31.01.1998 года нельзя, так как в каждом субъекте РФ были свои правила. Где-то необходимо было регистрировать договор в БТИ, в другом месте в местной администрации, если предметом сделки был земельный участок – то таким органом мог быть местный земельный комитет. Например, в Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями – Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками – Москомзем; регистрацию прав на гаражи – БТИ г. Москвы.
Также следует, помнить, что ранее некоторые виды сделок подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Таким образом, устная договоренность с продавцом, в соответствии с которой он вам отдавал дом, а вы ему деньги – ну никак не может считаться ранее возникшим правом. Говоря простыми словами – должны быть документы из содержания, которых вытекает, что вы являетесь собственником недвижимого имущества, на документах (договор, свидетельство и т. д.) должны стоять печать или штамп уполномоченного органа.
Если вы не собираетесь совершать с имуществом какие-либо сделки (продавать, дарить, менять, отдавать в залог и т. д.), то вы можете и дальше свободно владеть и пользоваться недвижимостью. Проходить так называемую «перерегистрацию» с целью получить новое Свидетельство не нужно, то есть необязательно.
Если вы все же вы хотите зарегистрировать свое ранее возникшее право (для собственного успокоения), то вы можете сделать это в любое время.
Когда «перерегистрация» обязательна?
Если у вас на руках документы на недвижимое имущество полученные до 31 января 1998 года и вы планируете продать, подарить, заложить, обменять или другим образом распорядится имуществом, то в данном случае «перерегистрация» обязательна!
Допустим, вы купили квартиру в 1997 году, а сейчас хотите продать ее. В этом случае необходимо:
– продавцу подать заявление и все необходимые документы для регистрации ранее возникшего права;
– продавцу и покупателю подать заявление и другие документы на государственную регистрацию договора купли-продажи жилого помещения;
– покупателю подать заявление на регистрацию права собственности на приобретаемую квартиру.
Как вытекает из закона, государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (ст. 6 закона о регистрации). Другими словами – сделать все три действия можно одновременно, при этом продавец не будет платить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права. То есть государственная пошлина за регистрацию договора составит – 500 руб., за регистрацию права собственности покупателя – 500 руб. При этом на все три действия уйдет срок – не более 1 месяца (если конечно не будет оснований для приостановления регистрации).
В других случаях (неодновременная регистрация, регистрация по желанию правообладателя) зарегистрировать ранее возникшее право можно только, уплатив государственную пошлину.
Плата за регистрацию
Размер пошлины не так уж и велик. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер государственной пошлины составляет половину от госпошлины, которую вы бы отдали за регистрацию права. Напомним, что пошлина за регистрацию для физических лиц составляет 500 рублей, а значит за «перерегистрацию» пошлина составит – 250 рублей, для юридических лиц регистрация составляет 7500 рублей, значит за «перерегистрацию – 3750 рублей.
С 1 января 2009 года пошлину в размере 100 рублей за госрегистрацию права собственности платят владельцы земельного участка, а также объекта на этом участке. Участок должен быть предназначен для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Что нужно для перерегистрации?
Для того чтобы вам зарегистрировали ваши «старые» права необходимо собрать:
Артем Григорьев, ведущий юрист-консульт компании IntermarkSavills:
Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – акон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.
Таким образом, все правоустанавливающие документы (соответствующие договоры, заверенные печатью уполномоченного государственного органа – Комитета по жилищной политике, например) сохраняют свою силу и не требуют повторного подтверждения. Следовательно, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Из вышеуказанной нормы закона также следует, что регистрация ранее возникших прав (т.н. «первичная регистрация») необходима только в том случае, когда в отношении конкретного объекта недвижимости заключается сделка, требующая государственной регистрации в соответствии с законом (например, купля-продажа, дарение, долгосрочная аренды и т.д.). Поэтому если Вы собираетесь продавать квартиру (дарить) или сдавать в долгосрочную (год и более) аренду, то, по всей видимости, не имеет смысла торопиться с проведением первичной регистрации, поскольку таковая будет проведена автоматически перед регистрацией новой сделки.
Более того, законом не предусмотрено какого-либо срока на совершение «первичной» регистрации (как это, например, установлено для бесплатной приватизации), что может служить еще одним основанием не спешить с перерегистрацией.
Однако, если вы не собираетесь в ближайшее время проводить сделки с квартирой, требующие государственной регистрации, и при этом хотите «спокойно спать», имея на руках свидетельство о праве собственности нового образца, то вы можете обратиться с соответствующим заявлением в территориальный подразделение Федеральной регистрационной службы.
Вам это также может пригодиться в том случае, если вы являетесь владельцем квартиры бизнес-класса и выше и намереваетесь сдавать её в аренду. В этом случае следует иметь в виду, что некоторые крупные западные компании, арендующие жильё для своих сотрудников, требуют от потенциального арендодателя/наймодателя предоставить свидетельство о собственности нового образца, отказываясь принимать старые (но действительные!) документы, даже если заключаемая сделка не подразумевает государственной регистрации (найм, краткосрочная аренда).
Александр Перепелкин, юрист Агентства недвижимости «НОРА»:
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ № 122 (31.01.1998) признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом.
Однако продать объект недвижимости без регистрации ранее возникшего права, несмотря на то, что такое право также признается государством, нельзя. Зарегистрировать ранее возникшее право на недвижимое имущество можно по желанию правообладателя в любое время до или одновременно с отчуждением объекта недвижимости.
Последнее правило в два раза сокращает время, в течение которого может быть совершена сделка с таким имуществом. Так, как если отдельно сначала регистрировать ранее возникшее право собственности, а только потом договор отчуждения (если требует закон) и переход права собственности по нему, потребуется ни один, а два месяца. Однако на этом все преимущества одновременной регистрации со сделкой ранее возникших прав на объект недвижимости заканчиваются.
Государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП), который носит открытый характер.
Любое лица, в т.ч. покупатель, может получить сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде выписки из ЕГРП. Однако получить информацию о том, кто является законным собственником объекта недвижимости, сведения о которых еще не содержатся в ЕГРП, покупатель не может. Проверить документы, предоставленные продавцом покупателю в подтверждение своего права собственности, которое возникло еще до введения государственной регистрацией прав, независимо без участия самого продавца нельзя.
Государственная регистрация ранее возникших прав на недвижимое имущество это отдельное регистрационное действие, которое в любом случае предшествует регистрации сделки (если требует закон) и переходу прав по ней.
Если по каким-либо причинам будет отказано в регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, не будет зарегистрированы также и сделка с ним и переход права. Поэтому при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости покупателю не гарантировано, что сделка с ним будет признана государством. В связи с этим, если ранее возникшее право продавца регистрируется одновременно с отчуждением объекта недвижимости, рекомендую осуществлять расчеты между сторонами договора отчуждения только после проведения госрегистрации, когда права прежнего и нового собственника на объект недвижимости признаны государством.
Новости
Рубрика: Регистрация прав и кадастровый учет
Е.А. КАЦ, начальник отдела правового обеспечения,
Е.С. ГАМЕЗА, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Красноярскому краю.
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию права общей долевой собственности
Государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию:
— доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации, каждым обратившимся лицом в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, умноженном на размер доли в праве собственности;
— доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией (например, реорганизация юридического лица), каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 23.09.2008 г. № 03-05-05-03/37).
При обращении одновременно всех сособственников, право общей долевой собственности у которых возникает не с момента государственной регистрации, государственная пошлина каждым обратившимся лицом уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 21.09.2010 г. № 03-05-04-03/109).
За государственную регистрацию доли в праве общей собственности на основании судебного акта государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письмо Минфина России от 20.02.2014 г. № 03-05-06-03/7113).
За государственную регистрацию перехода доли в праве общей собственности, возникновение которой не связано с первоначальной регистрацией прав на объект недвижимости, государственная пошлина уплачивается в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (т. е. для юридических лиц в размере 15 000 рублей) (письма Минфина России от 25.05.2011 г. № 03-05-06-03/37, от 16.01.2014 г. № 03-05-06-03/1011). Например, при покупке 1/2 доли в праве собственности на объект недвижимости государственная пошлина юридическим лицом уплачивается в размере 15 000, а не 7 500 рублей.
Обобщая указанные позиции Минфина России, можно сделать вывод, что при определении размера государственной пошлины за государственную регистрацию права общей долевой собственности необходимо учитывать количество обратившихся лиц, момент возникновения права и размер доли в праве, а также то, что за совершение юридически значимого действия должна быть уплачена государственная пошлина в полном размере, установленном НК РФ.
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора
Пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.
С учетом данных положений, а также в связи с тем, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, и размеры государственной пошлины, уплачиваемые ими, различны, Минфином России сформулированы следующие позиции.
При регистрации договора государственная пошлина должна уплачиваться плательщиком в зависимости от его категории пропорционально количеству участников сторон договора (письмо Минфина России от 13.05.2011 г. № 03-05-05-03/15). Например, если договор об отчуждении квартиры (подписанный до 02.03.2013 г.) заключен между юридическим лицом (продавцом) и физическими лицами (тремя покупателями), то за государственную регистрацию данного договора юридическое лицо должно уплатить государственную пошлину в размере 1/4 от 15 000 рублей, а физические лица – по 1/4 от 1 000 рублей.
В то же время обращаем внимание, что, например, в отношении договора ипотеки НК РФ прямо предусмотрено: если договор об ипотеке заключен между физическим и юридическим лицами, государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей (а не в зависимости от категории плательщиков).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Следовательно, если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращается одна из сторон этого договора, то и плательщиком государственной пошлины за регистрацию данного договора аренды является обращающаяся сторона. В случае если с заявлением о государственной регистрации договора аренды обращаются обе стороны, то государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями, установленными пунктом 2 статьи 333.18 НК РФ (письмо Минфина России от 04.10.2011 г. № 03-05-06-03/79).
Например, если заявления о регистрации договора аренды представили обе стороны договора: юридическое лицо и орган местного самоуправления, то юридическое лицо уплачивает 7 500 рублей (15 000 рублей, разделенное на количество участников договора), а орган местного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины.
Если с заявлением о регистрации договора аренды обращается только юридическое лицо, оно уплачивает государственную пошлину в размере 15 000 рублей, а если только орган местного самоуправления — государственная пошлина не уплачивается.
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию соглашений о внесении изменений в зарегистрированный договор
Несмотря на то, что соглашение о внесении изменений в зарегистрированный договор в соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) подлежит государственной регистрации, за регистрацию соглашения о внесении изменений в договор аренды в силу сложившейся судебной практики государственная пошлина уплачивается не как за сделку, а как за внесение изменений в ЕГРП (т. е. для юридических лиц не 15 000, а 600 рублей) (письмо Минфина России от 20.07.2010 г. № 03-05-04-03/79).
Аналогично как за внесение изменений в ЕГРП уплачивается государственная пошлина за регистрацию соглашения об изменении договора об отчуждении объекта недвижимости (письмо Минфина России от 21.08.2012 г. № 03-05-04-03/67).
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию доверительного управления
В соответствии с ГК РФ и сложившейся судебной практикой при государственной регистрации доверительного управления регистрации подлежит не сам договор доверительного управления, а передача имущества в доверительное управление в порядке, что и переход права собственности на это имущество, т.е. по правилам статьи 551 ГК РФ. При этом согласно Закону о регистрации доверительное управление представляет собой ограничение (обременение) прав.
В этой связи регистрация доверительного управления осуществляется по заявлению обеих сторон договора с уплатой ими государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Например, если договор доверительного управления заключен между юридическим лицом и органом государственной власти, заявления о регистрации представляются обеими сторонами, государственная пошлина уплачивается юридическим лицом в размере 7 500 рублей, а орган государственной власти освобождается от уплаты государственной пошлины (письмо Минфина России от 17.01.2011 г. № 03-05-04-03/04).
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию договора ипотеки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, уплачивается в размере 200 рублей.
В то же время за регистрацию договора ипотеки согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина юридическими лицами уплачивается в размере 4 000 рублей.
В данном случае Минфином России разъяснено, что подпункт 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ распространяется на все договоры ипотеки вне зависимости от того, какое имущество является предметом договора ипотеки. Следовательно, при регистрации договора ипотеки, предметом которого является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, государственная пошлина уплачивается как за регистрацию договора ипотеки, а не как за регистрацию сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (письмо Минфина от 15.05.2012 г. № 03-05-04-03/35).
Как оплатить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права
В соответствии с Законом о регистрации права, возникшие до вступления в силу Закона о регистрации (также ранее возникшие права), признаются юридически действительными и без их государственной регистрации. Обязательная регистрация таких прав требуется согласно пункту 2 статьи 6 Закона о регистрации при государственной регистрации перехода права, ограничения (обременения) прав или сделки с соответствующим объектом недвижимости.
При этом Законом о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины. В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 Закона о регистрации, за его регистрацию взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
Таким образом, исходя из буквального толкования закона, следует, что за регистрацию ранее возникшего права:
1) государственная пошлина не уплачивается:
— при регистрации перехода права;
— при регистрации сделки об отчуждении объекта;
2) государственная пошлина уплачивается в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины:
— при регистрации ограничения (обременения) права;
— при регистрации иной сделки с объектом;
3) государственная пошлина уплачивается в полном размере:
— при регистрации ранее возникшего права по желанию правообладателя;
— если в регистрации перехода права, ограничения (обременения) права или сделки отказано (в данном случае регистрация права становится не связанной с регистрацией перехода права, ограничения (обременения) права или сделки, поэтому рассматривается как регистрация по желанию правообладателя)
(письмо Минфина России от 25.02.2013 г. № 03-05-06-03/5260).
Кроме того, в рамках данной статьи предлагаем вашему вниманию слайды по некоторым вопросам, связанным с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию прав. И надеемся, что настоящая статья поможет вам в подготовке документов на государственную регистрацию прав и позволит избежать ситуаций, связанных с приостановлением государственной регистрации.
Вопрос, о неоходимости перерегистрировать ранее возникшее право
31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого момента права на недвижимое имущество и некоторые виды сделок с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Таким образом, если вы купили, получили в дар или в наследство и т. д. недвижимое имущество, то ваше право собственности на недвижимость должно было быть зарегистрировано в порядке, который установлен Законом о регистрации. Посмотрите внимательно в Свидетельство о регистрации права, в нем должно быть указано, что в ЕГРП внесена запись о регистрации права.
А как же права на недвижимое имущество, которые возникли до момента вступления в силу ФЗ № 122? С этим вопросом разбирался Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.ru
Ранее возникшее право
Эти «старые» права на недвижимое имущество на бюрократическом языке называются «ранее возникшими правами». Вопрос, который волнует многих – нужно ли проходить регистрацию (перерегистрацию) если право на недвижимость возникли до 31 января 1998 года? Ответ на этот вопрос зависит от сложившейся ситуации.
Когда «перерегистрация» не нужна?
Итак, у вас в собственности есть квартира (дом, комната) права, на которые возникли до 31 января 1998 года.
Но необходимо сразу оговориться – права на недвижимое имущество должны были быть оформлены в соответствии с порядком, действовавшим на тот момент времени. Сказать однозначно, какой порядок оформления документов действовал до 31.01.1998 года нельзя, так как в каждом субъекте РФ были свои правила. Где-то необходимо было регистрировать договор в БТИ, в другом месте в местной администрации, если предметом сделки был земельный участок – то таким органом мог быть местный земельный комитет. Например, в Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями – Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками – Москомзем; регистрацию прав на гаражи – БТИ г. Москвы.
Также следует, помнить, что ранее некоторые виды сделок подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Таким образом, устная договоренность с продавцом, в соответствии с которой он вам отдавал дом, а вы ему деньги – ну никак не может считаться ранее возникшим правом. Говоря простыми словами – должны быть документы из содержания, которых вытекает, что вы являетесь собственником недвижимого имущества, на документах (договор, свидетельство и т. д.) должны стоять печать или штамп уполномоченного органа. Если вы не собираетесь совершать с имуществом какие-либо сделки (продавать, дарить, менять, отдавать в залог и т. д.), то вы можете и дальше свободно владеть и пользоваться недвижимостью. Проходить так называемую «перерегистрацию» с целью получить новое Свидетельство не нужно, то есть необязательно.
Если вы все же вы хотите зарегистрировать свое ранее возникшее право (для собственного успокоения), то вы можете сделать это в любое время.
Когда «перерегистрация» обязательна?
Если у вас на руках документы на недвижимое имущество полученные до 31 января 1998 года и вы планируете продать, подарить, заложить, обменять или другим образом распорядится имуществом, то в данном случае «перерегистрация» обязательна!
Допустим, вы купили квартиру в 1997 году, а сейчас хотите продать ее. В этом случае необходимо:
Как вытекает из закона, государственная регистрация ранее возникшего права проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (ст. 6 закона о регистрации). Другими словами – сделать все три действия можно одновременно, при этом продавец не будет платить государственную пошлину за регистрацию ранее возникшего права. То есть государственная пошлина за регистрацию договора составит – 500 руб., за регистрацию права собственности покупателя – 500 руб. При этом на все три действия уйдет срок – не более 1 месяца (если конечно не будет оснований для приостановления регистрации). В других случаях (неодновременная регистрация, регистрация по желанию правообладателя) зарегистрировать ранее возникшее право можно только, уплатив государственную пошлину.
Плата за регистрацию
Размер пошлины не так уж и велик. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер государственной пошлины составляет половину от госпошлины, которую вы бы отдали за регистрацию права. Напомним, что пошлина за регистрацию для физических лиц составляет 500 рублей, а значит за «перерегистрацию» пошлина составит – 250 рублей, для юридических лиц регистрация составляет 7500 рублей, значит за «перерегистрацию – 3750 рублей. С 1 января 2009 года пошлину в размере 100 рублей за госрегистрацию права собственности платят владельцы земельного участка, а также объекта на этом участке. Участок должен быть предназначен для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Что нужно для перерегистрации?
Для того чтобы вам зарегистрировали ваши «старые» права необходимо собрать:
Комментарии специалистов для Интернет-журнала о недвижимости Metrinfo.Ru
Артем Григорьев, ведущий юрист-консульт компании IntermarkSavills:
Как следует из п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной законом.
Таким образом, все правоустанавливающие документы (соответствующие договоры, заверенные печатью уполномоченного государственного органа – Комитета по жилищной политике, например) сохраняют свою силу и не требуют повторного подтверждения. Следовательно, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Из вышеуказанной нормы закона также следует, что регистрация ранее возникших прав (т.н. «первичная регистрация») необходима только в том случае, когда в отношении конкретного объекта недвижимости заключается сделка, требующая государственной регистрации в соответствии с законом (например, купля-продажа, дарение, долгосрочная аренды и т.д.). Поэтому если Вы собираетесь продавать квартиру (дарить) или сдавать в долгосрочную (год и более) аренду, то, по всей видимости, не имеет смысла торопиться с проведением первичной регистрации, поскольку таковая будет проведена автоматически перед регистрацией новой сделки.
Более того, законом не предусмотрено какого-либо срока на совершение «первичной» регистрации (как это, например, установлено для бесплатной приватизации), что может служить еще одним основанием не спешить с перерегистрацией. Однако, если вы не собираетесь в ближайшее время проводить сделки с квартирой, требующие государственной регистрации, и при этом хотите «спокойно спать», имея на руках свидетельство о праве собственности нового образца, то вы можете обратиться с соответствующим заявлением в территориальный подразделение Федеральной регистрационной службы.
Вам это также может пригодиться в том случае, если вы являетесь владельцем квартиры бизнес-класса и выше и намереваетесь сдавать её в аренду. В этом случае следует иметь в виду, что некоторые крупные западные компании, арендующие жильё для своих сотрудников, требуют от потенциального арендодателя/наймодателя предоставить свидетельство о собственности нового образца, отказываясь принимать старые (но действительные!) документы, даже если заключаемая сделка не подразумевает государственной регистрации (найм, краткосрочная аренда).
Александр Перепелкин, юрист Агентства недвижимости «НОРА»:
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу ФЗ № 122 (31.01.1998) признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом.
Однако продать объект недвижимости без регистрации ранее возникшего права, несмотря на то, что такое право также признается государством, нельзя. Зарегистрировать ранее возникшее право на недвижимое имущество можно по желанию правообладателя в любое время до или одновременно с отчуждением объекта недвижимости.
Последнее правило в два раза сокращает время, в течение которого может быть совершена сделка с таким имуществом. Так, как если отдельно сначала регистрировать ранее возникшее право собственности, а только потом договор отчуждения (если требует закон) и переход права собственности по нему, потребуется ни один, а два месяца. Однако на этом все преимущества одновременной регистрации со сделкой ранее возникших прав на объект недвижимости заканчиваются.
Государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП), который носит открытый характер.
Любое лица, в т.ч. покупатель, может получить сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости в виде выписки из ЕГРП. Однако получить информацию о том, кто является законным собственником объекта недвижимости, сведения о которых еще не содержатся в ЕГРП, покупатель не может. Проверить документы, предоставленные продавцом покупателю в подтверждение своего права собственности, которое возникло еще до введения государственной регистрацией прав, независимо без участия самого продавца нельзя. Государственная регистрация ранее возникших прав на недвижимое имущество это отдельное регистрационное действие, которое в любом случае предшествует регистрации сделки (если требует закон) и переходу прав по ней.
Если по каким-либо причинам будет отказано в регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, не будет зарегистрированы также и сделка с ним и переход права. Поэтому при отсутствии государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости покупателю не гарантировано, что сделка с ним будет признана государством. В связи с этим, если ранее возникшее право продавца регистрируется одновременно с отчуждением объекта недвижимости, рекомендую осуществлять расчеты между сторонами договора отчуждения только после проведения госрегистрации, когда права прежнего и нового собственника на объект недвижимости признаны государством.
Читайте далее: