Какие налоги платит организация которая занимается вывозом мусора
Advokat-nasledstvo.ru

Юридический портал

Какие налоги платит организация которая занимается вывозом мусора

Вывоз мусора для юридических лиц

В 2019 году в России стартовала «мусорная реформа». Она затронула практически все аспекты, связанные со сбором, накоплением, вывозом, утилизацией хлама, образующегося в процессах потребления, производства, продажи товаров. Ранее частные лица, жители частных и многоэтажных домов, руководители и собственники предприятий были обязаны руководствоваться положениями 89-ФЗ от 24.06.1998 года. С 01.01.2019 года необходимо учитывать поправки, указанные в 503-ФЗ.

  1. Что еще изменилось в 2019 году
  2. Нормативы ТКО для юридических лиц
  3. Договор на вывоз мусора
  4. Какие данные вносятся в договор
  5. Что еще необходимо прописать в договоре на вывоз мусора
  6. С кем юридическое лицо может заключить договор на вывоз мусора
  7. Нужно ли платить штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

Из оборота выведено понятие «твердые бытовые отходы». Его больше нельзя использовать в официальных документах. Теперь необходимо оперировать термином «твердые коммунальные отходы». Под ТКО понимается мусор, образованный жителями домов или сотрудниками юридических лиц в результате повседневной деятельности.

Что еще изменилось в 2019 году

Для начала нужно рассказать о появлении нормативов накопления мусора. Единых цифр для всей страны нет. Нормативы рассчитываются на уровне каждого региона с учетом вида деятельности юридического лица. В результате получается, что в двух соседних областях владельцам салонов-парикмахерских могут выставить счета за вывоз как 1 куб. метра волос и бумаги в месяц, так и 10-ти. Предполагается, что нормативы накопления рассчитываются по результатам опытных измерений, проводимых с учетом сезонности, видов деятельности предприятий и прочих факторов. Пересмотр показателей планируется проводить не реже 1-го раза в 5 (пять) лет.

Важный момент! Регионы при определении нормативов накопления мусора обязаны учитывать положения Постановления Правительства № 269 от 04.04.2016 года с уточнениями от 27.02.2018 года.

Весь процесс сбора, вывоза, утилизации ТКО переходит в ведение региональных операторов, выбираемых на конкурсной основе. Они могут как самостоятельно выполнять все предписанные законом процедуры, так и привлекать субподрядчиков. Если регион большой, в нем может работать несколько операторов. Они обязаны поддерживать порядок на полигонах ТБО, решать вопросы, связанные с захоронением, переработкой отходов, строительством специализированных заводов.

Нормативы ТКО для юридических лиц

Если физлица в соответствии с изменениями в законодательстве не могут отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором, то у фирм, производителей, продавцов такая возможность есть. Для этого достаточно обладать участком земли, на котором на законном основании можно размещать ТКО.

Важно! Отходы должны образовываться либо на той же территории, где и размещаются, либо на смежных наделах. Если же накапливать стружку, черновики, обрезь дерева и металла негде, юридическое лицо обязано подписать договор с региональным оператором.

При расчете платы для предприятий и организаций учитываются следующие факторы:

  • если есть собственная площадка, на которой отходы накапливаются для вывоза, учитывается собранный объем;
  • если мусор размещается на общих контейнерных площадках, плата рассчитывается по общим нормативам с учетом вида деятельности, количества сотрудников, площади и т. д.

Последний пункт актуален для небольших торговых точек в рамках единого центра, здания, рынка и т. д. Дополнительно региональный оператор в тариф закладывает затраты на топливо с учетом удаленности полигона от населенного пункта, климатические особенности местности, наличие условий для раздельного сбора мусора. Дополнительно в расчет принимается класс опасности, необходимость привлекать спецтехнику для проведения погрузочных работ, потребность в особых условиях утилизации или захоронения.

Договор на вывоз мусора

Если собственники частных и многоэтажных домов присоединяются к публичной оферте, то предприниматели, компании и организации обязаны иметь на руках экземпляр договора, визированный обеими сторонами.

Устных договоренностей с предприятием, вывозящим мусор, недостаточно. В России не действует английское право. Если на завод, в магазин придет проверяющий, его не удовлетворят заверения в том, что «отходы вывозятся по вторникам и субботам». Контролер захочет знать, кто забирает ТКО, куда отправляет на переработку или захоронение.

Избежать штрафов поможет наличие действующего контракта, в котором перечислены все обязанности сторон, указана плата за услуги и прочие существенные моменты.

Какие данные вносятся в договор

Применительно к юрлицам, заказывающим и оказывающим услугу, в соглашении прописываются:

  • полное наименование, ИНН, почтовый и юридический адрес, банковские реквизиты. Если услугу заказывает ИП, прописываются фамилия, имя, отчество полностью, ИНН и почтовый адрес;
  • тип вывозимого мусора, его морфологический состав. Для 1-3 классов опасности необходимо приложить паспортные документы в соответствии с п. 3 ст. 14 «Закона об отходах». Дополнительно прописываются габариты, прочие характеристики, от которых может зависеть способ вывоза или утилизации хлама;
  • периодичность оказания услуги (раз в неделю, ежедневно, по мере накопления контейнера);
  • прочие данные, например, потребность в специальных способах захоронения или утилизации ветоши, отработанных масел и т. д.;
  • сведения о дополнительных услугах, например, предоставление бункеров в аренду, грузчиков для проведения погрузки.

Если договор подписывается не руководителем юридического лица, а иным сотрудником, обязательно указываются номер, дата и срок действия доверенности.

Что еще необходимо прописать в договоре на вывоз мусора

Есть еще несколько важных моментов, о которых не стоит забывать при заключении соглашения с региональным оператором на вывоз и утилизацию ТКО. Это:

  • права и обязанности сторон, способ разрешения конфликтов;
  • адрес полигона, принимающего отходы;
  • сведения о сортировке, лицах или организациях, ответственных за ее проведение при необходимости;
  • срок действия соглашения и стоимость услуг;
  • периодичность выставления закрывающих документов (ежемесячно, ежеквартально, за каждый выезд машины и т. д.).

Отдельного внимания заслуживает ситуация со строительными отходами. Некоторые из них (бой кирпича, балки, арматура) могут быть переработаны или использованы повторно. Если это так, соответствующий пункт вносится в договор.

Если же мусор, остающийся на стройплощадке, после сноса зданий и сооружений, проведения ремонта, не подлежит утилизации или переработке, компания-заказчик обязана оплачивать не только вывоз, но и захоронение на специальном полигоне.

С кем юридическое лицо может заключить договор на вывоз мусора

В соответствии с действующим законодательством предприятия и организации обязаны собирать и вывозить (направлять на утилизацию) отходы, образующиеся в процессе профессиональной деятельности. Помимо этого, юридические лица обязаны поддерживать порядок на прилегающей территории.

Обратите внимание! В каждом регионе, муниципалитете действуют свои правила благоустройства земельных участков. Соответственно, при заключении договора на вывоз ТКО обязаны их необходимо учитывать.

При выборе организации для вывоза мусора важно не забывать про наличие специальной лицензии. Особенно это касается ситуаций, когда в процессе деятельности юридического лица образуются отходы 1-3 классов опасности. Если проверяющие установят, что компания, забирающая яды, ртутные лампы и т. д., не имеет на это законного права, неизбежны штрафы, приостановка деятельности на срок до 90 дней и т. д.

Нужно ли платить штраф за отсутствие договора на вывоз мусора

Если коротко, то да. Если на предприятие, в организацию придет проверяющий из Росприроднадзора и установит, что юридическое лицо свои отходы выбрасывает в ближайший овраг, сжигает и т. д., избежать штрафов не удастся.

Отсутствие договора со специализированной компанией, имеющей право забирать и утилизировать мусор, оценивается в сумму до 200 тыс. рублей. Руководителю или иному ответственному лицу выпишут еще одну квитанцию на 40-50 тыс. рублей. Провинившимся дадут время на исправление недочетов. Если договора не будет и после этого, инспектор имеет право выписать постановление о приостановке деятельности завода, магазина, торгового центра на срок до 90 дней.

На заметку! Штраф может быть наложен одновременно и на руководителя, и на юридическое лицо. Одно не отменяет другое.

Налог на вывоз мусора

1.1. Это не соответствует действительности. Налог на землю и плата за услугу по вывозу мусора никак не связаны между собой.

2. Тариф на вывоз мусора с частного сектора за месяц с одного человека с учётом НДС.

2.1. Этот тариф утверждают региональные управления потребительского рынка.

3.1. к сожалению, правомерно. Если вы являетесь членом товарищества (партнерства), то должны платить членские взносы. Если нет, то, как индивидуальный пользователь, все равно будете платить платежи за пользование объектами инфраструктуры.
Удачи вам и всего наилучшего.

4.1. Не имеет, поскольку СНТ не является в данном случае энергоснабжающей организацией. Обращайтесь в полицию по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.1 КоАП РФ (самоуправство), также в районный суд с иском об обязании восстановить энергоснабжение земельного участка и взыскании компенсации морального вреда.

5.1. Нет, не нужно. Во-первых, долг может быть взыскан только в пределах исковой давности (за три года). Во-вторых, если муж не заключал договор, то вообще платить не обязан. И в-третьих, очень маленькая вероятность, учитывая предыдущие два пункта, что вообще последует обращение в суд.

С Уважением, адвокат – Степанов Вадим Игоревич.

6.1. Председатель НЕ МОЖЕТ самостоятельно определять размер расходов на содержание общего имущества и на покрытие иных расходов товарищества.
Это вопросы ОБЩЕГО собрания членов СНТ.
Для начала попросите у председателя устав товарищества и решение общего собрания об установлении размеров паевых взносов и иных платежей в товариществе.
После этого вы и определитесь, какие платежи вы обязаны вносить, какие – нет.
Остались вопросы или понадобится помощь – можете обращаться.

7.1. Неизвестно. Внутриорганизационные отношения, в том числе перечень и порядок внесения любых взносов – не регулируются законодательством. Смотрите внутренние документы организации.

8.1. нужно написать заявление о выходе из членов СНТ и направить это заявление заказным письмом по почте с уведомлением и описью вложения в конверт.

Читать еще:  Не пришло письмо из налоговой на оплату налога имущество 2018

9.1. • Здравствуйте, земельный налог-это местный налог, льготы устанавливаются местными депутатами–уточните в налоговой или администрации, за мусор-нет льгот, за услуги ЖКХ–есть, уточните в соцзащите.
Желаю Вам удачи и всех благ!

10.1. Да вы Должны платить налог за вывоз мусора, если я не заключал ни с кем договора на этот счет, если это входит в общий счет по платежам,

11.1. Нет неправомерны. Если участок в собственности то он должен быть отмежеван.
Удачи Вам.

12.1. Договор любой заключается письменно.

12.2. обратитесь в правление и заключите договор в письменной форме

13.1. Может ли г.Севастополь изменить законы жкх?
Вам надо к меру города обратиться, а не к нам

14.1. Нет такого закона, обязаны платить.

15.1. даже если такое и возможно, то это вопрос к бухгалтерам

16.1. Подавайте иск в суд о взыскании части платежей которые уплатили за него

17.1. транспортный налог.

18.1. Приглашаю Вас на индивидуальную консультацию для предварительного обсуждения и анализа спорной ситуации,что бы “посмотреть по статьям по внимательней”.время встречи предлагаю предварительно согласовать созвонившись со мной по № 8 (351) 7768390.

19.1. Обязанность платить за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от вида деятельности (производственная, непроизводственная или иная) при оказании такого воздействия.
В Ростехнадзоре необходимо согласовать нормативы,чтобы не было сверхлимитов..

20.1. Это снт обязано подать иск о понуждении заключить договор
Пока нет договора у вас нет и обязательств по оплате- ст307 гк рф

20.2. Предложите им обратится в суд для взыскания с Вас неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ), где им и предстоит обосновать наличие у Вас такого обогащения.

20.3. А зачем Вам их что-то заставлять? Ведь это им надо с Вас деньги получить.

21.1. Если было решение общего собрания по этому поводу, то обязаны выполнять его. Если нет, то нет.

22.1. Как правило, такие нормативы меняются “раз в сто лет”.
В документах, которые у вас имеются, должно быть указано, когда необходимо делать перерасчёт (обновление расчёта).
Если ваши документы такое указание не содержат, вы работаете по этим нормативам.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632
(ред. от 26.12.2013)
“Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия”

24.1. Если что-то приобретаете “без НДС”, то это значит, что “входящего” НДС у Вас просто нет. При этом продавать, например, товары “без НДС”, в том случае если Вы работаете на общей системе налогообложения, Вы не можете (даже если и купили их “без НДС”)

25.1. Выйти можете. Если не заключите договоры, то будете иметь проблемы в виде судебных тяжб с СНТ. В итоге денег не сэкономите (а даже наоборот, т.к. садоводство Вам и услуги на судебного представителя предложит оплатить), а время потратите

26.1. обязана ли администрация за уплачиваемые нами налоги вывозить мусор самостоятельно? Если да, то на какой закон можно сослаться при разговоре с администрацией?
—не обязана.

27.1. Должно ли СНТ платить налог за загрязнение окружающей среды

НЕТ, такой налог СНТ ПЛАТИТЬ НЕ ДОЛЖНО

28.1. Надо платить!

29.1. Размер платы членских и целевых взносов и за вывоз мусора определяется общим собранием СНТ. Как определили, так и надо платить. А вот налог на землю он взимать не вправе, т.к. начисление налога осуществляет налоговая инспекция и Вам направляет квитанцию и требование на его уплату. Если Вы не получаете квитанций из налоговой, то скорее всего у Вас нет свидетельства о собственности на землю, выданного после 1999 года или по каким-то причинам налоговая не уведомлена о Ваших правах на землю (надо её информировать).
А информация о размере и сроках оплаты взносов и мусора должна быть размещена в месте доступном для всеобщего обозрения.
Напишите письмо председателю об информировании Вас о размере и сроках оплаты, ответ Вы вряд ли получите. (жить-то он на что будет. ).
Дать Вам более точный ответ мне не представляется возможным, т.к. неизвестен правовой статус земли (оформление собственности).
С уважением А.А.Абакумов!

30. При обращении в администрацию сельского поселения с просьбой написать заявление на регистрацию по месту пребывания, получил бланк заявления, на котором был напечатан список документов, которые необходимо предоставить:

Свидетельство о собственности

Квитанции об уплате налогов на землю и имущество

Квитанции об уплате сбора на вывоз мусора за прошлый год и договор на текущий.

Вопрос. законно ли требование администрации?

30.1. Незаконно, налоги мусор к делу не относится.

Кто должен платить экологический сбор в 2019 – 2020 годах

Экологический сбор в 2019–2020 годах — это налог?

В соответствии со ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ экологический сбор классифицируется как неналоговый доход федерального бюджета России. Экологический сбор должен уплачиваться фирмами и ИП, являющимися производителями либо импортерами изделий, которые по факту утери потребительских качеств подлежат утилизации. Сбор начисляется также в отношении упаковки, в которой поставляется товар.

ВАЖНО! Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р.

В отношении только упаковки сбор уплачивается, если (ст. 24.5 закона № 89-ФЗ, пп. 2, 2(1) Правил взимания экологического сбора, утв. постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073):

  • товар не является готовым к употреблению;
  • товар реализуется производителям колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.

Сбор не уплачивается субъектами, осуществляющими утилизацию изделий (их упаковки) с соблюдением соответствующих нормативов утилизации (см. распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р). Однако если производитель или импортер взял на себя обязанность утилизировать отходы, но норматив по утилизации не выполнил, сбор ему придется заплатить.

Денежные средства, поступающие в федеральный бюджет РФ за счет экологического сбора, предполагается направлять на финансирование различных государственных программ, связанных с обеспечением защиты окружающей среды. Например, по строительству заводов, перерабатывающих мусор, полигонов для обезвреживания опасных веществ и др.

Администратор экологического сбора — Росприроднадзор. Данное ведомство является получателем соответствующих платежей, а также субъектом контроля отчетности по нему. Экологический сбор — обязательство, которое многие представители бизнеса рассматривают как весьма схожее с платой за загрязнение окружающей среды. Но отождествлять их неправильно. Почему — расскажем далее.

Экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды

Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.

Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Подробнее см. в этом материале.

Кто должен вносить оплату за негативное воздействие на окружающую среду

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Кто осуществляет платежи в бюджет по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р). Данные перечни корреспондируют с видами продукции, включенными в Общероссийский классификатор ОК-2014, а также списками товаров, для которых установлены ставки в таможенном тарифном классификаторе ЕТТ ЕАЭС.

В другом НПА, распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р (действует с 01.01.2018 взамен ранее действовавшего распоряжения Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р), установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2019 году норматив по экологическому сбору равен 18% (на 2020 год – 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 18% (20%) от их общего объема.

Для 2019-2020 годов не предусмотрены нулевые нормативы по экологическому сбору. Но они действовали в 2018 году, в частности, в отношении текстильных изделий (код 13.00 по ОК 034-2014). Это значит, что платить за утилизацию соответствующего типа товаров и упаковки за них плательщики были не должны. Однако они обязаны были представить в Росприроднадзор расчеты по экологическому сбору по итогам 2018 года.

Форма отчетности по экологическому сбору утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Скачать ее можно на нашем сайте:

Читать еще:  Если налоговая неправильно прислала налоги на машину куда обращаться

Расчет платежа по ставке экологического сбора, нормативу утилизации и объему товара

Формула расчета рассматриваемого платежа следующая:

где: ЭС — сумма экологического сбора;

С — ставка сбора;

Т — масса утилизируемого товара в тоннах либо количество единиц товара, подлежащих утилизации;

Н — норматив утилизации, установленный законодательно (выражается в десятых долях).

На данный момент действуют законодательно утвержденные:

  • нормативы по сбору (постановление № 2971-р с 01.01.2018, № 2491-р до 01.01.2018);
  • ставки по экологическому сбору (постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284).

Объем утилизируемых товаров плательщик рассчитывает сам. Если товары частично утилизируются, то в формулу, рассмотренную выше, включается только неутилизированный объем товаров. То есть если, например, из 1 т использованных аккумуляторов утилизировано 200 кг, то в расчет сбора включаются 800 кг изделий.

Пример расчета экологического сбора смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс.

О том, как экологический сбор следует учесть для целей расчета налога на прибыль, читайте в материале «Экологический сбор – в расходы по прибыли».

Сведения о расчете сбора передаются в Росприроднадзор. Подать их туда за прошедший год нужно до 15 апреля следующего года (т. е. за 2019 год — до 15.04 2020). В этот же срок нужно уплатить экологический сбор за 2019 год (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).

Что будет если нарушить срок уплаты экологического сбора? Об этом подробно рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс.

Итоги

Фирмы и ИП, выпускающие или импортирующие товары, входящие в перечень из постановления № 2970-р, и не утилизирующие их самостоятельно, по факту утраты потребительских свойств данных товаров, должны уплачивать экологический сбор, а также направлять отчеты о нем в Росприроднадзор.

Какие налоги платит организация которая занимается вывозом мусора

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должна ли платить за негативное воздействие на окружающую среду организация, которая занимается оптовой торговлей, офис арендует, мусор вывозит арендодатель?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

У организации отсутствует обязанность по внесению платы за размещение отходов.

Вместе с тем, учитывая наличие судебных споров, рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в территориальный орган Росприроднадзора.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (далее – Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

К видам негативного воздействия на окружающую среду согласно положениям п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ относятся:

– выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

– сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

– загрязнение недр, почв;

– размещение отходов производства и потребления;

– загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

– иные виды негативного воздействия на окружающую среду (например, шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.*(1)).

В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Минприроды РФ 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Позиция Ростехнадзора сводится к тому, что все организации, производящие отходы, вне зависимости от того, какую деятельность они ведут, должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Единственным исключением из этого правила может быть переход права собственности на отходы, производимые организацией. Например, в случае, если договор, заключенный со специализированной организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами, предусматривает переход права собственности на отходы (письма Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 27.04.2007 N 04-09/455, также смотрите Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012). Как отмечено в письмах Ростехнадзора от 02.08.2007 N 04-18/1038, от 12.02.2007 N 04-09/170, в отношении отходов, образованных арендатором, для целей определения плательщика платы также является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов.

Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Таким образом, изначально собственником отходов будет являться именно арендатор.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон N 89-ФЗ).

Плата за размещение отходов предусмотрена п. 1 ст. 23 Закона N 89-ФЗ.

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее – отходы) – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Применительно к организации, деятельность которой осуществляется в офисе, такими отходами являются отходы в виде бумаги, канцелярских принадлежностей.

В свою очередь, в силу той же статьи размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. Хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Причем ст. 12 Закона N 89-ФЗ подразумевает размещение отходов на специально оборудованных сооружениях, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.

Из буквального прочтения Закона N 89-ФЗ можно сделать вывод, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Таким образом, организация, не занимаясь размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ (являясь, по сути, только их “производителем”), не оказывает негативное воздействие на окружающую среду, следовательно, не должна вносить плату за размещение отходов. К аналогичным выводам приходят и судьи (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 1752/11, от 17.03.2009 N 14561/08, ФАС Поволжского округа от 26.04.2011 N Ф06-1866/11, от 13.10.2010 N А12-25564/2009, от 17.03.2010 N А55-15472/2009, ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N Ф07-11130/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2011 N Ф01-4566/11, ФАС Центрального округа от 03.02.2010 N А23-1764/09А-11-67 и другие).

Правовая неопределенность в вопросе о том, на каких именно субъектов возлагается обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, отмечена и Конституционным Судом РФ, который, однако, указал, что “по имеющимся в распоряжении Конституционного Суда Российской Федерации данным, с принятием постановления Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 года N 14561/08 практику арбитражных судов по этому вопросу можно считать сложившейся и устойчивой” (постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П).

Вместе с тем обращаем внимание, что практика судов общей юрисдикции по рассматриваемому вопросу противоречива.

В ряде случаев суды придерживаются позиции, в силу которой хранение отходов не посредством их специализированного размещения в специально оборудованных местах не освобождает предприятие от предусмотренной законом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N 78-ВПР10-33, Апелляционное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 20.08.2012). Хотя имеются и обратные примеры (смотрите, к примеру, решение Краснодарского краевого суда от 14.05.2013 по делу N 12-676/2013, решение Верховного Суда Республики Мордовия от 06.06.2012 N 7.2-39/2012, решение Волгоградского областного суда от 22.06.2011 по делу N 07р-373/11).

Таким образом, как мы полагаем, в рассматриваемой ситуации организация, даже производя отходы в виде бумаги (канцтоваров), не осуществляет ни хранение, ни размещение указанных отходов. По нашему мнению, поскольку организация не осуществляет деятельность в области обращения с отходами, у нее отсутствует обязанность по внесению платы за размещение отходов.

Вместе с тем, учитывая правовую неопределенность в вопросе, наличие противоречивой судебной практики и возможные претензии со стороны контролирующих органов, рекомендуем все же обратиться за официальными разъяснениями в территориальный орган Росприроднадзора, которому в соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 переданы функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в области обращения с отходами.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

30 сентября 2013 г.

*(1) Смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14561/08.

Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
Читать еще:  Как узнать плачу ли я налоги

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Читайте далее:
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector